Дело № 2-1161/2012
Номер дела: 2-1161/2012
УИН: 23RS0040-01-2011-009950-66
Дата начала: 16.12.2011
Дата рассмотрения: 20.02.2012
Суд: Первомайский районный суд г. Краснодара
Судья: Мордовина Светлана Николаевна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
дело № 2-1161/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2012 года Первомайский районный суд
г. Краснодара в составе:
председательствующего Мордовиной С.Н.
при секретаре Потапенко Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Алексеева Н.А., Непомнящего К.С., Наумчика А.С. об оспаривании решения управления министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации Краснодарского краевого регионального спортивного общественного движения «Прайд-хаус в Сочи»,
УСТАНОВИЛ:
Алексеев Н.А., Непомнящий К.С., Наумчик А.С. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения управления министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации Краснодарского краевого регионального спортивного общественного движения «Прайд-хаус в Сочи».
В обоснование пояснили, что 14.10.11г. ими принято решение об учреждении Краснодарского краевого регионального спортивного общественного движения «Прайд-хаус в Сочи». Указанным решением утвержден устав общественного движения.
19.11.11г. Алексеев Н.А. обратился в управление министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании – Краснодарского краевого регионального спортивного общественного движения «Прайд-хаус в Сочи».
Решением управления министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю от 16.11.11г. в государственной регистрации движения отказано на основании п. 1и 2 ст. 23 Федерального закона от 19.05.95г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Полагают, что указанное решение управления министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю является незаконным и нарушает право заявителей на объединение, гарантированное ст. 30 Конституции РФ, а также ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Как следует из обжалуемого решения управления минюста, первым основанием для отказа в государственной регистрации движения явилось несоответствие наименования движения п. 6 ст. 1 Федерального закона от 01.06. 05г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
Использование в наименовании движения словосочетание «Прайд-хаус» может рассматриваться в качестве его фирменного наименования, использование которого допустимо в соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ и является обычной практикой в деятельности общественных организаций. Такое наименование позволяет индивидуализировать движение среди других общественных объединений и выступает в качестве имени собственного, а не нарицательного. В наименовании движения используется текст на русском языке: «Краснодарское краевое региональное спортивное общественное движение».
Согласно данным министерство юстиции РФ на территории Российской Федерации зарегистрировано одиннадцать некоммерческих организаций, содержащих в своем наименовании слово «Прайд», а также более сорока организаций, содержащих в своем наименовании слово «Хаус» в различных словосочетаниях. Следовательно, оспариваемое решение является дискриминационным по отношению к заявителям, поскольку в аналогичных ситуациях использование слов «прайд» и «хаус» в наименовании некоммерческой организации не рассматривается в качестве препятствия для ее государственной регистрации.
Словосочетание «Прайд-хаус» не имеет общеупотребительных аналогов в русском языке, поскольку буквальный перевод выражения с английского языка на русский («Дом Гордости») не отражает сути данного выражения, поскольку «Прайд» означает движение за права и признание лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров.
Также основанием для отказа в государственной регистрации движения явилось отсутствие указания на организационно-правовую форму движения в его уставе, однако такое решение является необоснованным, поскольку в пункте 1.1 устава движения прямо указано, что Краснодарское краевое региональное спортивное общественное движение «Прайд-хаус в Сочи» является общественным объединением.
Другими основаниями для отказа в государственной регистрации движения явилось ненадлежащее оформление документов, представленных на государственную регистрацию, что, по мнению заявителей, не может служить основанием для отказа в регистрации.
На основании изложенного, заявители просят признать незаконным решение управления министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю от 16.11.2011г. об отказе в государственной регистрации Краснодарского краевого регионального спортивного общественного движения «Прайд-хаус в Сочи». Обязать управление министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю устранить указанное нарушение, а именно – зарегистрировать Краснодарского краевого регионального спортивного общественного движения «Прайд-хаус в Сочи».
В судебное заседание заявители не явились, извещены надлежащим образом посредством телефонограммы (л.д. 43), о причинах неявки суд не извещали.
Представитель управления министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю – Фокина Н.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований заявления по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 38-41). Просит в удовлетворении заявления отказать.
Как установлено в Постановлении Пленума Верховного суда РФ «О сроках рассмотрения судами РФ уголовных, гражданских дел или дел об административных правонарушениях» от 27.12.07г. № 52 в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. С учетом требований данной нормы, а также положений подпункта "с" пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях должны рассматриваться без неоправданной задержки, в строгом соответствии с правилами судопроизводства, важной составляющей которых являются сроки рассмотрения дел.
В соответствии со ст. 257 ГПК РФ заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
В данном случае, учитывая изложенные обстоятельства, суд не находит основания для отложения судебного разбирательства и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителей. По мнению суда, повторная неявка заявителей направлена на затягивание рассмотрения дела, находящегося в производстве Первомайского районного суда г. Краснодара с 16.12.11г. Более того, заявители извещены о дате судебного заседания, о чем свидетельствует распечатка с сайта www.gayrussia.eu. (л.д. 44).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.10.11г. Алексеев Н.А. обратился в управление министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации некоммерческой организации Краснодарского краевого регионального спортивного общественного движения «Прайд-хаус в Сочи» (л.д. 19-21).
Решением управления министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю от 16.11.11г. в государственной регистрации Краснодарского краевого регионального спортивного общественного движения «Прайд-хаус в Сочи» отказано в связи с тем, что устав движения противоречит п. 2. ст. 15 Конституции РФ и законодательству РФ, а также в связи с ненадлежащим оформлением документов для государственной регистрации (л.д. 30-31).
При этом в решении указано, что отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Судом установлено, что заявителями по настоящее время основания, вызвавшие отказ, не устранены, повторно документы на государственную регистрацию не сдавались.
В силу ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.09г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 19.05.95г. N 82-ФЗ (ред. от 01.07.11г.) "Об общественных объединениях" для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.
В силу ст. 23 Закона в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:
1) если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 настоящего Федерального закона;
4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;
6) если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Как следует из обжалуемого решения управления министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю основанием для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации является противоречие устава движения Конституции РФ и законодательству РФ.
Конституция РФ провозглашает человека (независимо от возраста), его права и свободы высшей ценностью и устанавливает их признание, соблюдение и защиту обязанностью государства и обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.
В соответствии со ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Согласно п. 2.1 устава Краснодарского краевого регионального спортивного общественного движения «Прайд-хаус в Сочи» целью создания и деятельности движения является объединение участников движения для решения и реализации проектов в области развития спорта, в том числе спорта среди сообщества ЛГБТ (лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров).
Пунктом п. 2.2.3. устава предусмотрено, что для достижения своей цели движение организует кампании с целью продвижения толерантности в спорте для геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России, включая формирование понимания необходимости борьбы против гомофобии во всех видах профессионального спорта. Организация ставит целью запуск кампаний, направленных на создание позитивного отношения к ЛГБТ-спортсменов и открытость последних в вопросе их сексуальной ориентации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.11.1996г. некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижения общественных благ.
Нормами ГК РФ предусмотрена общая возможность ограничения гражданских прав, в том числе в целях защиты нравственности.
В соответствии с ч.2 п.2 ст. 1 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения требований, предусмотренных п. 1 ст. 10 ГК РФ суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защиту принадлежащего ему права (ч.2 ст.10).
Поскольку уставом Краснодарского краевого регионального спортивного общественного движения «Прайд-хаус в Сочи» предусмотрено информирование об ЛГБТ-движении в России, оно будет способно оказывать массовое идеологическое воздействие на граждан, а цели движения не должны противоречить основам правопорядка или общественной нравственности.
Такие цели движения как формирование понимания необходимости борьбы против гомофобии, создание позитивного отношения к ЛГБТ-спортсменам противоречат основам общественной нравственности, поскольку направлены на увеличение количества граждан сексуальных меньшинств, что нарушает сложившиеся в обществе представления о добре и зле, хорошем и плохом, пороке и добродетели.
В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона от 01.06.05г. № 53-ФЗ
«О государственном языке Российской Федерации» при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
Таким образом, использование в наименовании движения словосочетания «Прайд-хаус» недопустимо в силу указанной нормы. По мнению заявителей наименование движение словосочетания «Прайд-хаус» может рассматриваться в качестве его фирменного наименования в соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ. Однако, в силу указанной нормы право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией.
Согласно п. 2.2.4 устава Краснодарского краевого регионального спортивного общественного движения «Прайд-хаус в Сочи» самим движением закреплена цель «содействие открытию «Дома гордости» гомосексуальных, бисексуальных и трансгендерных спортсменов во время олимпиады в Сочи, что доказывает наличие в русском языке общеупотребительного аналога словосочению Прайд-хаус (Дом гордости).
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 19.05.95г. N 82-ФЗ (ред. от 01.07.11г.) "Об общественных объединениях" устав общественного объединения должен предусматривать название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму.
Статьей 7 Закона предусмотрено, что общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение, орган общественной самодеятельности; политическая партия.
Таким образом, указание в уставе на то, что Краснодарское краевое региональное спортивное общественное движение «Прайд-хайс в Сочи» является общественным объединением не есть указание на его организационно-правовую форму, а именно, «общественное движение», в связи с чем требования п. 1 ст.20 Федерального закона «Об общественных объединениях» не выполнены.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19.05.95г. N 82-ФЗ (ред. от 01.07.11г.) "Об общественных объединениях" участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Участники общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
Указанной нормой закона установлено, что участниками общественного объединения помимо физических лиц могут быть юридические лица, являющиеся общественными объединениями. Однако, п. 4.2 устава движения, закреплено, что участниками движения могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица безотносительно, являются они общественными объединениями или нет.
Другим основанием для отказа в государственной регистрации Краснодарского краевого регионального спортивного общественного движения «Прайд-хайс в Сочи» явилось ненадлежащее оформление документов для государственной регистрации.
Рассмотрение документов на предмет соблюдения порядка оформления документов, установленного законодательством Российской Федерации осуществляется при рассмотрении документов уполномоченным специалистом, в соответствии с п.61 Административного регламента исполнения министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 31.03.09г. № 96.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.02г. № 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
В нарушение требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.02г. №439, в приложении к заявлению о государственной регистрации (лист Ж) в незаполненных разделах не проставлены прочерки (л.д. 29).
Пункт 5.9 устава движения устанавливает, что «...постоянно действующим руководящим органом является правление, подотчетное общему собранию», пункт 5.14 устава определяет отдельную компетенцию председателя правления, отличную от компетенции других органов управления движения. Таким образом, из устава усматривается, что понятия «председатель правления» и «правление» не тождественны. Таким образом, пункты 2.1 и 2,2 заявления о государственной регистрации не соответствуют друг другу, так как постоянно действующим руководящим органом, согласно уставу движения, является не председатель правления, а само правление.
В приложении к заявлению о государственной регистрации (лист Ж) указан основной вид экономической деятельности – 91.33, который не соответствует организационно-правовой форме общественного объединения.
В соответствии с постановлением Госстандарта РФ от 06.11.01г. N 454-ст (ред. от 17.06.11г.) "О принятии и введении в действие ОКВЭД" наиболее общим кодом для общественных объединений выступает код 91.3 - деятельность прочих общественных объединений.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ управления министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю в государственной регистрации Краснодарского краевого регионального спортивного общественного движения «Прайд-хаус в Сочи» является законным и обоснованным. В связи с чем требование о признании решения управления министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю от 16.11.11г. не подлежит удовлетворению.
Также суд не находит оснований для удовлетворении требования о возложении обязанности на заинтересованное лицо зарегистрировать Краснодарское краевое региональное спортивное общественное движение «Прайд-хаус в Сочи», поскольку учредительные документы данного юридического лица не соответствуют требованиям законодательства РФ, а цели противоречат основам общественной нравственности, политике государства в области защиты семьи, материнства и детства, деятельность движения влечет пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации, что может повлечь подрыв безопасности российского общества и государства, возбудить социальную, религиозную ненависть и вражду, что также является признаком экстремистского характера деятельности, кроме того может подорвать суверенитет и территориальную целостность РФ в силу сокращения ее населения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Алексееву Н.А., Непомнящему К.С., Наумчик А.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья –