Дело № 33а-12626/2020
Номер дела: 33а-12626/2020
УИН: 66RS0011-01-2020-000462-36
Дата начала: 21.08.2020
Дата рассмотрения: 24.09.2020
Суд: Свердловский областной суд
Судья: Насыков Илья Гарифович
:
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
Определение
Судья Пастухова Н.А. Дело № 33а-12626/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 24 сентября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Прокофьева В.В.,
судей Коряковой Н.С., Насыкова И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Максимовой Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-678/2020 по административному исковому заявлению Пономаревой Гермины Германовны к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче справки о реабилитации,
по апелляционной жалобе административного истца Пономаревой Гермины Германовны на решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 25 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Насыкова И.Г., объяснения административного истца Пономаревой Г.Г., представителя административного ответчика Буровой Е.А., судебная коллегия
установила:
Пономарева Г.Г.обратилась в суд с вышеназванным административным иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (далее – ГУ МВД России по Свердловской области), указав в обоснование, что ее мать Фабер Г.Г. в возрасте 11 лет была депортирована по национальному признаку с родителями из Немецкой автономии Саратовской области в спецпоселение в Казахстан. Административный истец родился 21 июня 1960 года в с. Бирсуат Энбекшильдерского района Кокчетавской области на территории спепоселения, поэтому считает, что также является лицом, подвергшимся политической репрессии. Однако административный ответчик отказал в выдаче справке о реабилитации, так как, по его мнению, Пономарева Г.Г. родилась после освобождения ее родителей из спецпоселения, хотя фактически в своих правах немецкое население было восстановлено лишь на основании Указа Верховного Совета СССР от 29 августа 1964 года.
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 25 июня 2020 года административное исковое заявление Пономаревой Г.Г. оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, административный истец подал апелляционную жалобу, в которой, повторяя доводы административного иска, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В заседании суда апелляционной инстанции административный истец Пономарева Г.Г. доводы апелляционной жалобы поддержала, настаивала на ее удовлетворении.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Свердловской области Бурова Е.А. полагала решение районного суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Возможность оспаривания действий (бездействия) должностных лиц органов местного сомоуправления предусмотрена также ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом, для признания действий должностного лица не соответствующими закону, административный истец в силу п.п. 1, 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязан доказать факт нарушения прав, свобод и законных интересов непосредственно его или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также срока обращения за судебной защитой.
На административном ответчике, в свою очередь, лежит обязанность доказывания соблюдения им требований нормативных правовых актов в части наличия у него полномочия на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличия основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п.п. 3 и 4 ч. 9, ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении административного иска Пономаревой Г.Г., суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств применения ограничительных мер, вызванных репрессией после 1956 года в отношении административного истца либо его семьи.
Судебная коллегия данные выводы суда считает ошибочными, так как они основаны на неверном применении материального права, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28.08.1941 «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» немецкое население, проживающее в районах Поволжья, переселено, в том числе, в районы Казахстана.
Из материалов дела следует, что Пономарева Г.Г. (до замужества - Фабер) родилась в с. Бирсуат Энбекшильдерского района Кокчетавской области 21 июня 1960 года, ее родителями являются Фабер Герман Александрович и Фабер Гермина Генриховна.
В справке о реабилитации от 18 апреля 1996 года №с 13-р, выданной прокуратурой Кокшетауской области Республики Казахстан, указано, что Фабер Гермина Генриховна незаконного переселена по национальным мотивам в 1941 году из Саратовской области совместно с родителями в возрасте 11 лет, с 1946 по 1956 год состояла на спецучете в органах МВД.
Согласно архивной справке Коммунального государственного учреждения «Государственный архив района Биржан Сал» Управления культуры, архивов и документации Акмолинской области от 14 августа 2020 года № ФП/Ф-1/04-11 административный истец являлась членом семьи Фабер Г.А. и Фабер Г.Г. и проживала в с. Бирсуат Энбекшильдерского района Кокчетавской области, откуда они выбыли 30 апреля 1980 года.
В соответствии со ст. 2 Закона РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей) в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраивания национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.
Согласно ст. 3.1 названного Закона РСФСР на граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной или иной принадлежности, распространяется действие Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».
Статьей 1.1 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» определено, что подвергшимися политическим репрессиям и подлежащим реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменившими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
В связи с изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13.12.1955 года «О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении», сняты с учета спецпоселения и освобождены из-под административного надзора органов МВД немцы и члены их семей, выселенные на спецпоселение в период Великой Отечественной войны, а также немцы - граждане СССР, которые после репатриации из Германии были направлены на спецпоселение.
Однако в ст. 2 упомянутого Указа закреплялось, что снятие с немцев ограничений по спецпоселению не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда они были выселены.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.06.2008 № 620-О-П «По жалобе гражданки Гизбрехт Любови Ивановны на нарушение ее конституционных прав ст. 1.1 и ч. 4 ст. 12 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» указал, что реабилитация, по смыслу Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», означает восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола. Следовательно, если к лицу, формально освобожденному со спецпоселения, продолжали применяться те или иные ограничения прав и свобод, такое лицо фактически сохраняло статус репрессированного вплоть до окончательного устранения всех последствий произвола, как того требует названный Закон.
При этом ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13.12.1955 года «О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении» в части установления запрета немцам для возвращения в места, откуда они были выселены, утратила силу лишь вследствие принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 03.11.1972 «О снятии ограничения в выборе места жительства, предусмотренного в прошлом для отдельных категорий граждан».
Указ же Президиума Верховного Совета СССР от 28.08.1941 «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» в части, содержащей огульные обвинения в отношении немецкого населения, проживавшего в районах Поволжья, отменен только Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.08.1964.
Таким образом, вопреки позиции административного ответчика, Пономарева Г.Г. со времени своего рождения вплоть до 1964 года была лишена возможности совместно с родителями и другими членами своей семьи свободно вернуться на территорию Саратовской области, откуда была выселена ее мать, а принадлежавшее ее семье до выселения имущество возврату не подлежало, соответственно административный истец до 1964 года имел статус репрессированного лица в виду применявшихся к его матери – Фабер Г.Г. ограничений прав и свобод. Соответственно у ГУ МВД России по Свердловской области отсутствовали основания для отказа в выдаче справки о реабилитации.
При таких обстоятельствах, исходя из правил, закрепленных в п. 1 ч. 2 ст. 227, п. 2 абз. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает необходимым принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 25 июня 2020 года отменить, принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Признать незаконным заключение Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области от 19 сентября 2019 года об отказе в реабилитации Пономаревой Гермины Германовны.
Возложить на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Пономаревой Гермины Германовны, об исполнении решения суда сообщить в суд первой инстанции и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Разъяснить участвующим в деле лицам, что в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения они вправе подать через суд первой инстанции кассационную жалобу (представление) в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий В.В. Прокофьев
Судьи Н.С. Корякова
И.Г. Насыков