Дело № 8Г-23378/2020
Номер дела: 8Г-23378/2020
УИН: 34RS0008-01-2020-003163-70
Дата начала: 01.09.2020
Дата рассмотрения: 19.11.2020
Суд: Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья: Руденко Ф. Г.
:
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
Кассационное определение
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 2020 г. по делу N 88-23215/2020
N дела суда 1-й инстанции 2-2426/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г.,
судей Мартыновой Н.Н., Мамия М.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш. к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 3 о понуждении к назначению единовременной денежной выплаты по кассационной жалобе Ш. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22.07.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., путем использования систем видеоконференц-связи выслушав представителя Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 3 по доверенности Г., возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ш. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 3 (далее - ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФР N 3) о понуждении к назначению единовременной денежной выплаты.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 22.05.2020 исковые требования Ш. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22.07.2020 решение суда первой инстанции отменено, по делу вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Ш. просит об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование жалобы указано, что судом апелляционной инстанции должным образом не были исследованы материалы дела, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судом апелляционной инстанции неверно дана оценка доказательствам по делу, неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
Судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции проведено путем видеоконференц-связи в соответствии со ст. 155.1 ГПК РФ, по ходатайству представителя ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФР N 3 об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Центрального районного суда г. Волгограда.
В судебное заседание явился представитель ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФР N 3 Г., возражавший относительно доводов кассационной жалобы.
В судебное заседание не явился Ш.
В ходе судебного заседания при использовании систем видеоконференц-связи технических сбоев не зафиксировано.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Ш. извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечил явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представил.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, поддержавшего доводы возражений на кассационную жалобу поступивших 03.09.2020 в материалы дела, по средством электронного документооборота, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ш., принимал участие в боевых операциях по ликвидации национального подполья в составе в/ч 3216 с февраля по апрель 1951 г., что подтверждается записью в военном билете Ш., а также архивной справкой Управления внутренних войск по Украинской и Молдавской ССР.
ДД.ММ.ГГГГ истцу повторно установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ - 2018 N от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения администрации Центрального района г. Волгограда Ш. было выдано удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны в соответствии с которым он имеет право на льготы, установленные ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
В связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" постановлено произвести в апреле - мае 2020 г. единовременную выплату в размере 75 000 рублей гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п. п. 1 - 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам (вдовцам) умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
В этой связи, Ш. обратился в ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФР N с заявлением о назначении ему единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации, в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов".
Из ответа пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N на указанное обращение истца следует, что Ш. непосредственного участия в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г. не принимал, в связи с чем, не имеет права на единовременную выплату, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", так как в рамках реализации данного указа к категории участников и инвалидов Великой Отечественной войны не относятся граждане, принимавшие участие в боевых действиях, происходивших после окончания Великой Отечественной войны.
Не согласившись с данным отказом ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФР N Ш. обратился в суд.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации, в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами осуществления единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета, участникам Великой Отечественной войны, поименованным в пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", производится единовременная выплата, не предусмотрены иные категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону "О ветеранах", вывод суда первой инстанции о том, что Ш. обладает статусом ветерана - участника Великой Отечественной войны, относится к участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" и имеет право на получение предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 07.02.2020 N 100 единовременной выплаты в размере 75 000 руб., основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (п. 1 данной статьи).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
В силу пп. "е" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 427 во исполнение п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в частности относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 г.
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены категории ветеранов боевых действий, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах").
Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе I Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены боевые действия в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 г. по 9 (11) мая 1945 г.
Между тем участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья, имевшее место в 1950 - 1951 г. не отнесено ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны с 1941 г. по 1945 г.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 4 апреля 2006 г. N 89-О, Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в п. п. "а" - "и" пп. 1 п. 1 ст. 2.
Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. N 100 определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны, из категорий, поименованных в пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации этого указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 г. по 1945 г. включительно.
Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. N 100, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном указе.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. N 100, Правительством Российской Федерации издано Постановление от 6 марта 2020 г. N 241 "Об осуществлении единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации, в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (вместе с "Правилами осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации, в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов").
Указанными правилами определен порядок финансового обеспечения расходов, связанных с единовременной выплатой в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации и иным соответствующим федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации на 2020 г.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в виде обеспечения единовременной выплатой за счет средств федерального бюджета категории граждан - участников Великой Отечественной войны, поименованных в пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", которые имели непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 г. по 1945 г.).
При вынесении оспариваемого судебного постановления судом не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемом судебном постановлении, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22.07.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий
Ф.Г.РУДЕНКО
Судьи
Н.Н.МАРТЫНОВА
М.Р.МАМИЙ