Дело № 8а-20359/2020 [88а-21067/2020]

Номер дела: 8а-20359/2020 [88а-21067/2020]

УИН: 71RS0012-01-2020-000070-64

Дата начала: 05.08.2020

Суд: Первый кассационный суд общей юрисдикции

Судья: Баранов Г.В.

:
Результат
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Сиротина Ольга Ивановна
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Администрация муниципального образования Киимовский район
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Сасаева Елена Александровна
АДВОКАТ Кудинов Роман Евгеньевич
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ 25.09.2020
 

Постановления

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 2а-122/2020

88а-21067/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саратов                                                                                  25 сентября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.

судей Баранова Г.В., Софронова В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сиротиной О.И. на решение Кимовского городского суда Тульской области от 27 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 19 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Сиротиной О.И. к администрации муниципального образования Кимовского района Тульской области о признании незаконным отказа в согласовании переустройства жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Баранова Г.В., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия

установила:

Сиротина О.И. обратилась в суд к администрации муниципального образования Кимовского района Тульской области о признании незаконным отказа в согласовании переустройства жилого помещения.

В обоснование требований указала, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

24 декабря 2019 года она обратилась в администрацию муниципального образования Кимовского района Тульской области с заявлением о переустройстве жилого помещения - посредством установки индивидуального источника отопления.

Решением от 30 декабря 2019 года ей было отказано со ссылкой на то, что возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения.

В актуализированную схему теплоснабжения, утвержденную постановлением администрации муниципального образования Кимовского района от 18 апреля 2017 года № 598, входят 35 домов г.Кимовска. В многоквартирном доме по адресу: <адрес>, перевод на индивидуальный источник отопления жилых помещений (квартир) данной схемой не предусмотрен.

Организация теплоснабжения МКД посредством смешанного типа, т.е. одновременного использования централизованного теплоснабжения с использованием ИИТЭ (индивидуальный источник тепловой энергии), нормативными документами не предусмотрена. Действующим нормам и правилам соответствует только одновременный переход на отопление жилых помещений с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии всех жилых помещений в МКД.

Полагает, что данный отказ не основан на нормах действующего законодательства, поскольку технический проект переустройства спорного жилого помещения полностью соответствует строительным нормам, правилам и обязательным требованиям, требованиям пожарной безопасности, просит признать незаконным решение об отказе в переустройстве жилого помещения.

Решением Кимовского городского суда Тульской области от 27 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 19 мая 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.

В кассационной жалобе, поданной Сиротиной О.И. через суд первой инстанции 28 июля 2020 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 03 августа 2019 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов ввиду несоответствия выводов судов обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права.

Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, не возражали относительно рассмотрения кассационной жалобы без их участия. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без ее участия.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.

Судебные постановления сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.

Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу положений части 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования, которые установлены этим Кодексом.

Так, согласно обстоятельствам, установленным по делу, Сиротина О.И. является сособственником 5/7 в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Правообладателями данного жилого помещения также являются Сасаев Д.Р., Сасаева М.Р.

Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от 15 декабря 2019 года Сиротиной О.И. дано согласие на переустройство системы теплоснабжения и установку котла-колонки в <адрес>.

24 декабря 2019 года Сиротина О.И. обратилась в администрацию муниципального образования Кимовского района Тульской области с заявлением о переустройстве жилого помещения - посредством установки индивидуального источника отопления указанного жилого помещения.

Решением от 30 декабря 2019 года Сиротиной О.И. было отказано со ссылкой на то, что возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения. В актуализированную схему теплоснабжения, утвержденную постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 18 апреля 2017 года № 598, входят 35 домов г.Кимовска.

В многоквартирном доме по адресу: <адрес>, перевод на индивидуальный источник отопления жилых помещений (квартир) данной схемой не предусмотрен. Организация теплоснабжения МКД посредством смешанного типа, т.е. одновременного использования централизованного теплоснабжения с использованием ИИТЭ (индивидуальный источник тепловой энергии), нормативными документами не предусмотрена. Действующим нормам и правилам соответствует только одновременный переход на отопление жилых помещений с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии всех жилых помещений в МКД.

Разрешая заявленные требования о признании незаконным решения администрации муниципального образования г. Кимовск от 30 декабря             2019 года № С-973 Сиротиной О.И. в согласовании переустройства квартиры, суды верно пришли к выводу о том, что поскольку переустройство отопления квартиры с центрального на индивидуальное является переустройством квартиры и должно производиться с соблюдением требований законодательства, по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, в то время как Федеральным законом           «О теплоснабжении» введен запрет на переход на индивидуальное отопление в квартирах многоквартирного дома.

В силу части 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Частью 1 статьи 26 указанного Кодекса предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года          № 190-ФЗ «О теплоснабжении», данный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Как указано в пункте 20 статьи 2 данного Федерального закона, схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.

Частью 15 статьи 14 названного Федерального закона предусмотрено, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данная норма носит отсылочный характер и, действительно устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии только в том случае, если такие источники тепловой энергии включены в перечень, определенный в пункте 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 307.

Так, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе.

Вместе с тем, следует учитывать, что система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.

Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.

Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2 указанного ФЗ); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.

Постановлением главы администрации муниципального образования Кимовского района Тульской области от 18 июля 2017 года № 598 (с учетом изменений) утверждена схема теплоснабжения муниципального образования <адрес>.

В данной схеме теплоснабжения не предусмотрены условия перехода на индивидуальные источники теплоснабжения квартиры в многоквартирном <адрес>, находящегося в зоне действия источников централизованного теплоснабжения. Более того, данный акт содержит указание на то, что возможность поставок тепловой энергии потребителям от различных источников тепловой энергии при сохранении надежности теплоснабжения отсутствует и в перспективе не предусмотрена.

При таких обстоятельствах и принимая во внимание то обстоятельство, что на момент рассмотрения заявления Сиротиной О.И. и принятия оспариваемого решения, не были внесены изменения в схему теплоснабжения г. Кимовск, Тульской области, позволяющие административному истцу перейти на индивидуальное отопление жилого помещения с установкой газового котла, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о том, что у административного ответчика имелись законные основания для отказа в согласовании переустройства принадлежащей Сиротиной О.И. квартиры с индивидуальным отоплением с отключением от центрального отопления.

Данные выводы судов нижестоящих судебных инстанций, по мнению судебной коллегии, являются правильными, поскольку основаны на установленных по административному делу обстоятельствах и верном применении указанных норм материального права.

Так, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что содержащаяся в части 15 статьи 14 Федерального закона              от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» норма, направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (Определения от 17 ноября 2011 года № 1514-ОО, от                    25 января 2012 года № 199-О-О, от 21 марта 2013 года № 457-О, от 17 июля 2014 года № 1681-О и другие).

Согласно правовой позиции, изложенной в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 7 мая 2015 года, принятому по делу № АКПИ15-198 и оставленному в силе Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2015 года         № АПЛ15-330, предусмотренный частью 15 статьи 14 Федерального закона            «О теплоснабжении» запрет, установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

При этом действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

Схема теплоснабжения представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (пункт 20 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Согласно пунктам 4, 27 и 41 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от                22 февраля 2012 № 154 в схему теплоснабжения включаются условия применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, определение условий организации централизованного и индивидуального отопления.

Вместе с тем, как установлено судами, схема теплоснабжения муниципального образования г. Кимовск Кимовского района Тульской области от 18 июля 2017 года № 598 (с учетом изменений), не предусматривает такой возможности в отношении многоквартирного жилого дома, в котором находится принадлежащее административному истцу жилое помещение.

Сведений о внесении изменений в указанную схему теплоснабжения муниципального образования г. Кимовск Кимовского района Тульской области в отношении реконструкции системы теплоснабжения многоквартирного дома материалы дела не содержат.

Таким образом, право потребителей на отказ от получения услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома, которая в данном случае не запланирована.

При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций обоснованно признали решение администрации муниципального образования г. Кимовск Кимовского района Тульской области от 30 декабря 2019 года об отказе Сиротиной О.И. в согласовании переустройства жилого помещения законным и соответствующим положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.

Выполненный проект переустройства жилого помещения разработан без учета схемы теплоснабжения, которая не предусматривает переход дома на индивидуальные источники теплоснабжения, что противоречит пункту 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Нельзя признать состоятельными ссылки кассационной жалобы на то, что переустройство квартиры произведено в соответствии с действующими правилами и нормами и не нарушает законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью, Судами нижестоящих инстанций установлено, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что общая схема теплоснабжения в соответствующем многоквартирном доме позволяет устанавливать и использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.

С учетом приведенных правовых позиций, доводы кассационной жалобы о несоответствии выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, по сути, сводятся к иной оценке административным ответчиком представленных в материалах дела доказательств, оснований согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.

В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.

Оснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, также не имеется.

Руководствуясь статьями 328 – 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда,

определила:

решение Кимовского городского суда Тульской области от 27 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 19 мая 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Сиротиной О.И. – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 01 октября         2020 года.

Председательствующий:

Судьи:

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».