Дело №2-234/2013

Номер дела: 2-234/2013

Уникальный идентификатор: 45RS0012-01-2013-000188-54

Дата начала: 28.03.2013

Суд: Мишкинский районный суд Курганской области

Судья: Анохин В.В.

:
Результат
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Избирательная комиссия Первомайского сельского совета
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Первомайская сельская Дума
ЗАЯВИТЕЛЬ Прокурор Мишкинского района
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 28.03.2013
Передача материалов судье 28.03.2013
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению Иск (заявление, жалоба) принят к производству 02.04.2013
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 02.04.2013
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 12.04.2013
Судебное заседание Вынесено решение по делу Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН 24.04.2013
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 30.04.2013
Дело оформлено 30.04.2013
Дело передано в архив 08.07.2013
 

Решение

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Мишкино ДД.ММ.ГГГГ

Мишкинский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Анохина В.В.,

при секретаре Енбаевой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Мишкинского района Курганской области о признании нормативного правового акта недействующим,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мишкинского района Курганской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим решения местного референдума, проведенного 14.03.2010 г. на территории Первомайского сельсовета Мишкинского района Курганской области.

В обоснование указанных требований заявителем указано, что прокуратурой Мишкинского района проведена проверка соблюдения орга­нами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательств, в ходе которой установлено, что в бюджет Первомайского сельсовета в качестве дохода поступают средства самообложения граждан. В ходе проверки установлено, что Решением Первомайской сельской Думы от 28.12.2009 № 20 назначено проведение местного референдума по вопросу: «Согласны ли Вы на введение с 2010 года сроком на 5 лет ежегодных разовых платежей в порядке са­мообложения граждан, достигших возраста 18 лет, место жительства которых расположено на территории Первомайского сельсовета, в размере 100 рублей для решения вопросов местного значения на территории Первомайского сельсовета: организация в границах сельсовета водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомо­бильных дорог местного значения в границах населенного пункта; организация освещения улиц; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; органи­зация ритуальных услуг и содержание мест захоронения?». Решением избирательной комиссии Первомайского сельсовета от 15.03.2010 № 41 местный референдум признан состоявшимся, решение о введении самооб­ложения граждан принятым. Решением местного референдума платежам по самообложению придан регулярный характер и, фактически, при данных условиях на пятилетний срок они станут постоянным источником пополнения местного бюджета, будут носить обязательный характер. В данном случае платежи по самообложению граждан имеют признаки налога. Кроме того, решение местного референдума имеет внутреннее противоречие, поскольку одновременно содержит указание на разовость и периодичность платежей. Понятие «разовый платеж» подразумевает, что при введении средств самообложения граждан на местном референдуме (сходе граждан) для решения конкретного вопроса местного значения может быть установлен только один платёж, взимаемый с граждан однократно, а не на систематической основе в течение определённого периода времени. Неопределённость юридического содержания рассматриваемого муниципального правового акта даёт правоприменителю возможность произвольного его толкования, что является нарушением провозглашённого Конституцией Российской Федерации равенства всех перед законом и судом и основанием для признания правового акта незаконным.

Просит признать решение референдума Первомайского сельсовета от 15.03.2010 противоречащим закону и недействующим с 01.01.2011 года.

Представитель заявителя Храмцова И.Г. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, дала пояснения согласно исковому заявлению и дополнительно пояснила, что указанное решение местного референдума противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Налоговому кодексу РФ. Просит признать решение местного референдума недействующим с 01.01.2011 г. в связи с тем, что в связи с разовым характером средств самообложения решение референдума не может действовать более года.

Заинтересованное лицо Глава Первомайского сельсовета и представитель заинтересованного лица - Первомайской сельской Думы Лунтов С.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил, что считает решение местного референдума законным, ст. 56 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ не установлены временные рамки самообложения, вопрос, вынесенный на референдум, неоднозначного толкования не имеет.

Представитель заинтересованного лица – избирательной комиссии Первомайского сельсовета Яржимовских З.И. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Установлено, что 14.03.2010 года по решению Первомайской сельской Думы от 28.12.2009 г. № 20 на территории Первомайского сельсовета, по совместной инициативе Первомайской сельской Думы и главы Первомайского сельсовета проведен местный референдум по вопросу: «Согласны ли Вы на введение с 2010 года сроком на 5 лет ежегодных разовых платежей в порядке самообложения граждан, достигших возраста 18 лет, место жительства которых расположено на территории Первомайского сельсове­та, в размере 100 рублей для решения вопросов местного значения на территории Первомайского сельсовета: организация в границах сельсовета снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Первомайского сельсовета; организация освещения улиц; содержание мест захоронения?».

Решением избирательной комиссии Первомайского сельсовета от 15.03.2010 № 41 местный референдум признан состоявшимся и действительным, решение о введении самооб­ложения граждан в размере 100 рублей на период с 2010 года сроком на 5 лет признано (л.д. 50

Данное решение избирательной комиссии опубликовано в информационном бюллетене «Официальный вестник Администрации Первомайского сельсовета».

Согласно сведений, представленных Администрацией Первомайского сельсовета, во исполнение решения референдума, жителями сельсовета было внесено средств по самообложению за 2010 год - 29300 руб., за 2011 год - 30600 руб., за 2012 год - 25900 руб., за 1 квартал 2013 года - 11700 руб.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.

Согласно п. 54 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» местный референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Порядок проведения местных референдумов на территории Курганской области урегулирован Законом Курганской области от 29.12.2003 г. № 365 «О местном референдуме в Курганской области».

Порядок проведения местных референдумов на территории Первомайского сельсовета также урегулирован ст. 9 Устава Первомайского сельсовета (л.д. 28-44).

Согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

В соответствии с ч.ч. 5, 6 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод; противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона Курганской области от 29.12.2003 г. № 365 «О местном референдуме в Курганской области» вопросы референдума не должны противоречить федеральному и областному законодательству.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к собственным доходам местных бюджетов кроме прочего относятся средства самообложения граждан.

Согласно ст. 56 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Исходя из анализа приведенной нормы следует, что средства самообложения носят разовый характер, то есть нельзя устанавливать регулярный порядок их уплаты или уплату в несколько сроков. Кроме того, платежи граждан в порядке самообложения должны осуществляться для решения конкретных вопросов местного значения.

На местном референдуме, проведенном 14.03.2010 г. на территории Первомайского сельсовета, было принято решение о самообложении граждан, а именно о введении с 2010 г. сроком на пять лет ежегодных платежей в размере 100 рублей для решения вопросов местного значения на территории Первомайского сельсовета.

Из содержания принятого на местном референдуме решения следует, что дееспособные граждане, достигшие 18 лет, место жительства которых расположено на территории Первомайского сельсовета, в соответствии с данным решением будут обязаны в течение 5 лет уплачивать ежегодно в бюджет муниципального образования 100 рублей.

Исходя из содержания пункта 3 указанного решения местного референдума, решение референдума имеет признаки нормативно правового акта, поскольку устанавливает правовую норму (правило поведения), обязательную для неопределенного круга лиц, рассчитанную на неоднократное применение, направленную на урегулирование общественных отношений.

В соответствии со ст.ст. 13-15 Налогового кодекса РФ и ч. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ средства самообложения граждан относятся к неналоговым доходам бюджетов.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, является налогом.

Решением, принятым на референдуме, платежам по самообложению граждан придан регулярный и обязательный характер, самообложение граждан фактически явилось постоянным источником пополнения бюджета Первомайского сельсовета в течение 5 лет. Кроме того, платежи в порядке самообложения установлены не для решения какой-то конкретной цели (решения конкретного вопроса местного значения), а для обеспечения деятельности муниципального образования для решения вопросов местного значения в общем. То есть, решением референдума платежам по самообложению граждан придан налоговый характер.

В силу ч.ч. 5, 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов и сборов, не предусмотренные названным Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено названным Кодексом. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Согласно ч. 6 ст. 12 Налогового кодекса РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение местного референдума противоречит ч.ч. 5, 6 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, ст. 56 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ч. 5 ст. 3 и ч. 6 ст. 12 Налогового кодекса РФ, ч. 2 ст. 10 Закона Курганской области от 29.12.2003 г. № 365, следовательно является незаконным и нарушает общепризнанные права граждан – жителей Первомайского сельсовета.

Кроме того, согласно ч. 7 ст.12 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ч. 3 ст. 10 Закона Курганской области от 29.12.2003 г. № 365 «О местном референдуме в Курганской области» вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Однако в формулировке вопроса, вынесенного на местный референдум, по мнению суда, содержится внутреннее противоречие, а именно вопрос одновременно содержит указание на разовость и периодичность платежей («ежегодных разовых платежей»).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение местного референдума также противоречит ч. 7 ст.12 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ и ч. 3 ст. 10 Закона Курганской области от 29.12.2003 г. № 365.

В соответствии ч. 6 ст. 73 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение, принятое на местном референдуме, может быть признано недействительным (недействующим) в судебном порядке.

Как указано в ч. 7 ст. 73 указанного Федерального закона, отмена судом решения, принятого на местном референдуме, может быть произведена в связи с несоответствием решения, принятого на местном референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, а также закону субъекта Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, а решение местного референдума признанию противоречащим закону и недействующим.

Поскольку решение референдума применялось на территории сельсовета до вынесения судебного решения, суд приходит к мнению о необходимости признании решения местного референдума недействующим со дня вступления в силу решения суда (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48).

Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования прокурора Мишкинского района Курганской области удовлетворить.

Признать решение местного референдума жителей Первомайского сельсовета Мишкинского района Курганской области, состоявшегося 14.03.2010 г., которым принято решение о введении на территории Первомайского сельсовета с 2010 года сроком на 5 лет ежегодных разовых платежей в порядке самообложения граждан, достигших возраста 18 лет, место жительства которых расположено на территории Первомайского сельсовета, в размере 100 рублей, для решения вопросов местного значения на территории Первомайского сельсовета, противоречащим закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Мишкинский районный суд Курганской области.

Судья В.В. Анохин

Рейтинг@Mail.ru

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».