Дело № 7-13610/2020
Номер дела: 7-13610/2020
УИН: 77RS0004-01-2020-005074-70
Дата начала: 12.11.2020
Дата рассмотрения: 16.11.2020
Суд: Московский городской суд
Судья: Скащенко Ю.М.
Статьи КоАП: 20.6.01
|
||||||||||||
|
Решение
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 16 ноября 2020 г. по делу N 7-13610/2020
Судья Артемонова Д.А.
Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М.,
с участием защитника ООО "Сейлс" Соболевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Сейлс" Соболевой М.В. на постановление судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 27 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сейлс",
установил:
22 июня 2020 года исполняющим обязанности начальника отдела по вопросам торговли и услуг управы Академического района города Москвы в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сейлс" (далее - ООО "Сейлс", Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Гагаринский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 27 августа 2020 года ООО "Сейлс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Сейлс" Соболева М.В. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что Обществом приняты достаточные меры, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции в период режима повышенной готовности в городе Москве, в том числе работники Общества были обеспечены всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты; в данном случае нарушение допустил работник ООО "Сейлс", а не юридическое лицо; на момент осмотра помещения у работника имелась маска, следовательно, вменение Обществу нарушения п. 2.2.1 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" является неправомерным.
Защитник Общества Соболева М.В. в судебном заседании поддержала жалобу в полном объеме по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Сейлс" Соболеву М.В., исследовав материалы дела, прихожу к следующему
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введен режим повышенной готовности (п. 1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
Органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, должны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию) (п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
С 12 мая 2020 года предусмотрена обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу (п. 9.4 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
На основании 5 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г., согласно приложению 6 к настоящему указу (далее - Требования).
В соответствии с п. 2.2 Требований с 12 мая 2020 года работодатели обязаны обеспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц (п. 2.2.1 Приложения 6), а также использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами (п. 2.2.2 Приложения 6).
Согласно материалам дела, 11 июня 2020 года в 12 часов 10 минут по адресу: <***> ООО "Сейлс" в нарушение п. 2.2 Требований не обеспечило в помещениях розничного магазина "<***>", в котором осуществляется торговая деятельность, связанная с совместным пребыванием граждан, соблюдение работниками указанного объекта режима использования средств индивидуальной защиты: работник магазина находился в помещении без средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук - маски (маска в момент осмотра закрывала не все органы дыхания работника (не закрывала нос) и перчаток.
Действия ООО "Сейлс" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 22 июня 2020 года; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 11 июня 2020 года; фотоматериалом.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ООО "Сейлс" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Обществом принято достаточное количество мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции в период режима повышенной готовности, введенного в городе Москве, в том числе путем обеспечения работников Общества всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты, является несостоятельным.
Пунктом 5 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 года.
Согласно п. 2.2 Приложения 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ с 12 мая 2020 г. работодатели обязаны обеспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц (п. 2.2.1 Приложения 6), а также использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами (п. 2.2.2 Приложения 6).
Обеспечение соблюдения гражданами (в том числе работниками) специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) пунктом 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ возложена на организации и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан.
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов от 11 июня 2020 года и фотоматериала следует, что при осмотре помещения объекта розничной торговли по адресу: <***> (магазин "<***>") установлено, что при осуществлении торговой деятельности работниками магазина не соблюдается режим использования средств индивидуальной защиты (у сотрудника магазина отсутствуют перчатки, маска закрывает не все органы дыхания), что свидетельствует о нарушении Обществом п. 2.2 Требований.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нахождение работника магазина без средств индивидуальной защиты в момент осмотра свидетельствует о том, что Обществом не принимаются достаточные и необходимые меры, направленные на обеспечение соблюдения требований Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, в том числе путем проведения с работниками разъяснительных бесед, осуществления надлежащего контроля за ношением ими средств индивидуальной защиты, реагирование в случае нарушения установленных правил.
В данном случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "Сейлс" имелась возможность для соблюдения Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на необоснованное вменение нарушения ООО "Сейлс" п. 2.2.1 Требований не влияет на законность постановления судьи районного суда, поскольку из протокола осмотра от 11 июня 2020 года и фотоматериала следует, что в ходе осмотра работник Общества находилась без средств индивидуальной защиты - перчаток, одетая на ней маска закрывала не все органы дыхания - нос был открыт, что указывает на нарушение ООО "Сейлс" п. 2.2.1 и 2.2.2 Требований, которые размещены в п. 2.2.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда подлежит изменению путем указания в его описательно-мотивировочной части на нарушение ООО "Сейлс" п. 2.2 Требований. Приведенное обстоятельство не ставит под сомнение законность постановления судьи районного суда и не нарушает право Общества на защиту, так как в протоколе об административном правонарушении указано на нарушение работниками магазина "<***>" режима использования средств индивидуальной защиты: и масок, и перчаток. Таким образом, ООО "Сейлс", представитель которого присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении, было ознакомлено с событием вмененного ему административного правонарушения, которое было описано в протоколе.
Административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, назначено ООО "Сейлс" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного.
Постановление судьи в части назначения ООО "Сейлс" наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему такой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Назначение более мягкого вида наказания в виде предупреждения в данном случае не будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Сейлс" к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем постановление судьи районного суда также подлежит изменению по следующему основанию.
Согласно ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 КоАП РФ, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Как следует из материалов дела, резолютивная часть постановления была объявлена судьей районного суда 25 августа 2020 года, мотивированное постановление составлено 27 августа 2020 года. Таким образом, датой вынесения постановления в данном случае будет являться 27 августа 2020 года, однако в постановлении в качестве даты вынесения указано 25 августа 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 27 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сейлс" изменить: указать в его вводной части дату вынесения постановления - 27 августа 2020 года, в описательно- мотивировочной части указать на нарушение ООО "Сейлс" п. 2.2 Приложения 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
В остальной части постановление судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 27 августа 2020 года оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Сейлс" Соболевой М.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
Ю.М.СКАЩЕНКО