Дело №2-3098/2020

Номер дела: 2-3098/2020

Уникальный идентификатор: 48RS0002-01-2020-004169-27

Дата начала: 07.09.2020

Суд: Октябрьский районный суд г. Липецк

Судья: Пешкова Юлия Николаевна

:
Результат
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ военный комиссариат Липецкой области
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Егорова Ольга Ивановна
ОТВЕТЧИК Ковальчук Екатерина Аркадьевна
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Чепрасов Михаил Николаевич
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 07.09.2020
Передача материалов судье 07.09.2020
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению Иск (заявление, жалоба) принят к производству 10.09.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 10.09.2020
Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК) 10.09.2020
Предварительное судебное заседание Объявлен перерыв 05.10.2020
Предварительное судебное заседание Назначено судебное заседание 09.10.2020
Судебное заседание Заседание отложено неявка ОТВЕТЧИКА 05.11.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) 16.11.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 23.11.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 03.12.2020
 

Решение

дело № 2-3098/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 ноября 2020 года Октябрьский районный суд г.Липецка в составе:    

председательствующего судьи         Пешковой Ю.Н.,

при секретаре                  Лучкиной Е.С.,

с участием представителя истца Чепрасова М.Н., ответчика Ковальчук Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Военного комиссариата Липецкой области к Ковальчук Екатерине Аркадьевне о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

    Военный комиссариат Липецкой области обратился в суд с иском к Ковальчук Е.А. о взыскании неосновательного обогащения. Свои требования обосновал тем, что с 01.06.2003г. Ковальчук Е.А. состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Липецкой области. В период с 2.11.1987г. по 31.12.1991г. ответчик проходила военную службу в пограничном управлении КГБ СССР, а с 31.12.1991г. по 13.12.1999г. в пограничных войсках Республики Казахстан и Президентской гвардии Республики Казахстан. 19.11.1997г. при следовании со службы домой Ковальчук Е.А. получила травму, которая признана полученной в период исполнения обязанностей военной службы. 13.12.1999г. она уволена с военной службы в связи с оргштатными мероприятиями. В последующем Ковальчук Е.А. приняла гражданство Российской Федерации. С 01.06.2003г. ответчик состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Липецкой области. В соответствии с п. 5 приказа Министерства социального обеспечения РСФСР от 25.12.1986г. № 161 «Об утверждении методических указаний по врачебно-трудовой экспертизы» Ковальчук Е.А. проведено освидетельствование в ГБ МСЭ № 1 (протокол от 06.02.2002г. ) по результатам которого установлена инвалидность. В 2008г. ответчику установлена <данные изъяты> бессрочно. На основании ч. 13 ст. 3 ФЗ от 07.11.2011г. № 306 «О денежном довольствии военнослужащих, предоставлении им отдельных выплат» при установлении военнослужащему либо после увольнения с военной службы инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью. Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012г. № 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9,10 и 13 статьи 3 Закона» утверждены правила выплаты денежной компенсации в возмещение вреда лицам, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ и др. Согласно ч. 4 ст. 2 ФЗ от 27.05.1998г. № 76 «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях других государств, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы иных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами РФ. В соответствии со ст. 12 договора о военном сотрудничестве Российской Федерации с Республикой Казахстан от 24.03.1994г., ратифицированном Федеральным законом от 26.03.1998 № 39-ФЗ, стороны гарантируют пенсионное обеспечение и предоставление льгот военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы и членам их семьи, в соответствии с действующим законодательством. Договор, регулирующий условия и порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью бывшим военнослужащим получившим военные травмы, в результате которых стали инвалидами, между Российской Федерацией и Республикой Казахстан не заключался. По мнению истца, нормы и порядок выплаты денежной компенсации в возмещение вреда, предусмотренные Законом, распространяются только на военнослужащих, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и СССР, и членов их семей, а также принимая во внимание, что Ковальчук Е.А. на момент получения военной травмы проходила военную службу в Республике Казахстан и Российская Федерация причинителем вреда не является, соответственно она не может быть получателем вышеуказанной компенсации.

В декабре 2019г. в ходе проверки законности и обоснованности начисления пенсии военным комиссариатом Липецкой области было установлено, что Ковальчук Е.А. не имеет право на выплату ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 13 ст. 3 Закона, в связи с чем выплата данной компенсации прекращена с 01.01.2020г. Сумма денежных средств, необоснованно выплаченных ответчику в качестве ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2012г. по 31.12.2019г. составила 784 881 рубль 20 копеек. Переплата денежных средств Ковальчук Е.А. возникла ввиду того, что в 2012г. была введена компенсация вреда здоровью для лиц, имеющих инвалидность вследствие военной травмы. При внесении данных в компьютерную программу по пенсионному обеспечению военных пенсионеров в центре социального обеспечения военного комиссариата Липецкой области, было ошибочно произведено начисление выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью на основании ч. 13 ст. 3 ФЗ от 07.11.2011г. № 306, ответчику Ковальчук Е.А.

Военный комиссариат Липецкой области просит взыскать с ответчика Ковальчук Е.А. в бюджет Российской Федерации сумму необоснованного обогащения в размере 784 881 рубль 20 копеек.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Чепрасов М.Н. исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в иске. Просил удовлетворить требования.

Ответчик Ковальчук Е.А. исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях, указав, что законодательство не позволяет взыскивать с физических лиц денежные средства, а в данном случае ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда в связи с инвалидностью вследствие военной травмы в качестве неосновательного обогащения, если переплата обусловлена поведением уполномоченных госорганов или органов местного самоуправления и не связана с противоправными действиями данного гражданина, просила применить срок исковой давности и отказать в удовлетворении требований.

Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В Российской Федерации правовые основания назначения пенсий военнослужащим и порядок их исчисления содержатся в Законе РФ от 12 февраля 1993г. №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы устанавливает Федеральный закон от 7 ноября 2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (ст. 1 Закона).

В соответствии с пп.2 ч. 13 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере:

1) 14 000 рублей - инвалиду I группы;

2) 7 000 рублей - инвалиду II группы;

3) 2 800 рублей - инвалиду III группы.

Частью 14.1. ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлено, что ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная частью 13 настоящей статьи, выплачивается независимо от времени наступления инвалидности вследствие военной травмы, места работы (службы) после увольнения с военной службы, видов получаемых пенсий, а также выплат, устанавливаемых к пенсиям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 15 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» единовременные пособия и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10, 12 и 13 настоящей статьи, не производятся лицам, получившим такие пособия или компенсации по тем же основаниям в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. №10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Таким образом, установленные законом (главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации) правила о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться к трудовым и служебным отношениям, включая отношения, связанные с прохождением военной службы, а также и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от 07.11.2011г. N306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих, предоставлении им отдельных выплат», Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …».

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Ковальчук Е.А. с 02.11.1987 года по 31.12.1991 года проходила военную службу в должности <данные изъяты>, с 31.12.1991 года работала <данные изъяты>, с 12.01.1994 года по 20.02.1997 года - <данные изъяты>, с 21.02.1997 года по 13.12.1999 года - <данные изъяты>, что подтверждается послужным списком Ковальчук Е.А.

Приказом и.о. командующего Республиканской гвардии Республики Казахстан -пм от 03.12.1999 года Ковальчук Е.А. уволена с военной службы в запас по сокращению штатов.

11.03.2001 года Ковальчук Е.А. документирована паспортом гражданина Российской Федерации, по заявлению с 01.06.2003 года Ковальчук Е.А. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, получателем пенсии по инвалидности.

19.11.1997 года Ковальчук Е.А. в служебное время при переходе пр.Достык в результате ДТП получила <данные изъяты> травму, <данные изъяты> В соответствии со справкой Войсковой части Республики Казахстан травма Ковальчук Е.А. получена при выполнении обязанностей военной службы.

По сообщению ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России Ковальчук Е.А. согласно выписке из протокола № 9 заседания главного бюро, 06.02.2002 года впервые освидетельствована в главном бюро МСЭ № 1 Управления социальной защиты населения администрации Липецкой области. По результатам медико-социальной экспертизы Ковальчук Е.А. установлена <данные изъяты> с причиной: «травма получена при исполнении обязанностей военной службы» на один год до 01.03.2003г. При очередном освидетельствовании в 2004 году Ковальчук Е.А. установлена <данные изъяты> с той же причиной, решение ежегодно подтверждалось, и в 2008 году Ковальчук Е.А. установлена <данные изъяты> с причиной «травма получена при исполнении обязанностей военной службы» бессрочно.

С 01.01.2012 года по заявлению Ковальчук Е.А., ей назначена и выплачивалась ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда в связи с инвалидностью вследствие военной травмы. С 01.01.2020 года выплата указанной компенсации ФКУ «Военный комиссариат Липецкой области» прекращена. По сообщению Военного комиссара Липецкой области от 04.12.2019 года выплата указанной компенсации прекращается по тем основаниям, что Российская Федерация причинителем вреда здоровью истца не является, поскольку Ковальчук Е.А. стала инвалидом вследствие военной травмы при исполнении обязанностей военной службы в Вооруженных силах Республики Казахстан. Поэтому оснований для выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью по линии Министерства обороны Российской Федерации не имеется.

Ответчик Ковальчук Е.А., возражая против удовлетворения требований, в письменных и устных объяснениях указала, что по смыслу норм, изложенных в ст. 1109 ГК РФ, возврату не подлежат те суммы, которые предназначены для удовлетворения «необходимых потребностей» гражданина и возвращение которых поставит его в трудное материальное положение. При этом, ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда в связи с инвалидностью вследствие военной травмы призвана обеспечить надлежащий уровень жизни, здоровья в связи с причинением вреда, то есть по правовой природе относится к средствам существования гражданина. Законодательство не позволяет взыскивать с физических лиц денежные средства, а в данном случае ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда в связи с инвалидностью вследствие военной травмы в качестве неосновательного обогащения, если переплата обусловлена поведением уполномоченных госорганов или органов местного самоуправления и не связана с противоправными действиями данного гражданина. Только в случае недобросовестных действий последнего, направленных на получение денежных средств без установленных законом оснований, полученные в результате таких действий суммы подлежат взысканию по правилам ст. 1102 ГК РФ. Ежемесячная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с инвалидностью вследствие военной травмы была назначена ответчику военным комиссариатом Липецкой области на основании решения ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области», которым она признана <данные изъяты> в связи с травмой, полученной при исполнении обязанностей военной службы. Кроме того, истцом в соответствии со ст. 196,199, 200 ГК РФ пропущен срок исковой давности для обращения в суд с заявленными требованиями за период с января 2012 года по сентябрь 2017г.

Представитель истца ФКУ «Военный комиссариат Липецкой области» Чепрасов М.Н., поддерживая заявленные требования, указывал на то, что договором о военном сотрудничестве Российской Федерации и Республики Казахстан от 24.03.1994 года гарантировано только пенсионное обеспечение и предоставление льгот военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы и членам их семей, в соответствии с действующим законодательством. Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012г. № 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9,10 и 13 статьи 3 Закона» утверждены правила выплаты денежной компенсации в возмещение вреда лицам, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ и др.

Договора, регулирующего условия и порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью бывшим военнослужащим, получившим военные травмы, в результате которых они стали инвалидами, между Российской Федерацией и Республикой Казахстан не заключалось.

Учитывая, что нормы и порядок выплаты денежной компенсации в возмещение вреда, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются только на военнослужащих, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и СССР, и членов их семей, а также принимая во внимание, что Ковальчук Е.А. на момент получения военной травмы проходила военную службу в Республике Казахстан и Российская Федерация причинителем вреда не является, Ковальчук Е.А. не может быть получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью.

В декабре 2019г. в ходе проверки законности и обоснованности начисления пенсии военным комиссариатом Липецкой области было установлено, что Ковальчук Е.А. не имеет право на выплату ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона № 306 от 07.11.2011г., в связи с чем данная компенсационная выплата была ей прекращена с 01.01.2020г.

Согласно расчету центра социального обеспечения военного комиссариата Липецкой области сумма денежных средств, необоснованно выплаченных ответчику в качестве ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2012г. по 31.12.2019г., составила 784 881 рубль 20 копеек. Переплата денежных средств возникла ввиду того, что в 2012г. была введена компенсация вреда здоровью для лиц, имеющих инвалидность вследствие военной травмы. При внесении данных в компьютерную программу по пенсионному обеспечению военных пенсионеров в центре социального обеспечения военного комиссариата Липецкой области было ошибочно произведено начисление выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью, на основании ч. 13 ст. 3 ФЗ от 07.11.2011г.

Суд не может согласиться с доводами истца по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012г. №142
«О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей.

В п. 2 указанного Постановления установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - ежемесячная денежная компенсация), осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с учетом расходов по доставке ежемесячной денежной компенсации, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Федеральной службе по труду и занятости.

Назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) (п. 3 Правил).

В п. 4 указанных Правил определено, что для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель подает в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, и следующие документы:

а) для инвалидов:

копия документа, удостоверяющего личность;

копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие военной травмы (в редакции действующей до 1 июля 2020г., извещения внесены Постановлением Правительства России от 10 февраля 2020 г. №114).

Заявитель вправе по собственной инициативе представить в уполномоченный орган в качестве необходимых сведений справку федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающую факт установления инвалидности вследствие военной травмы (п.4.1 Правил).

Согласно п. 8 Правил решение о назначении ежемесячной денежной компенсации принимается в течение 10 рабочих дней со дня подачи в уполномоченный орган заявления и документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, а при пересылке указанных заявления и документов по почте - в течение 10 рабочих дней со дня их получения уполномоченным органом. Решение об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации не может быть принято, если представленными документами подтверждается наличие оснований для ее получения. При необходимости дополнительной проверки представленных документов и подтверждения оснований для получения ежемесячной денежной компенсации срок принятия решения может быть продлен до 3 месяцев, о чем заявитель уведомляется с указанием причин и предполагаемого срока принятия решения. При этом решение о назначении ежемесячной денежной компенсации принимается в течение 10 рабочих дней со дня окончания дополнительной проверки.

При принятии решения о назначении ежемесячной денежной компенсации уполномоченный орган формирует дело, которое хранится в установленном порядке (п. 9).

Ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2012 г., и выплачивается в размерах, действовавших на соответствующий год. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации считается день подачи заявления с документами, указанными в пункте 4 настоящих Правил (п. 10).

В п. 12 Правил закреплено, что получатели ежемесячной денежной компенсации своевременно информируют соответствующий уполномоченный орган об изменении сведений, являющихся основанием для прекращения или пересмотра выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации.

Судом установлено, что ответчик Ковальчук Е.А. обратилась с заявлением о назначении пенсии по инвалидности, которая ей выплачивались с 01.06.2003г. военным комиссариатом Липецкой области. Начиная с 01.01.2012г. Ковальчук Е.А. выплачивалась ежемесячная компенсация возмещения вреда здоровью вследствие военной травмы, что подтверждается листками об исчислении пенсии. Обращаясь с заявлением о назначении и выплате пенсии по инвалидности ответчик представила в военный комиссариат Липецкой области необходимые документы, о которых указано в Правилах (копия документа, удостоверяющего личность, справка об инвалидности, впоследствии ответчиком предоставлялась справка о переосвидетельствовании до установления группы инвалидности бессрочно).

Указанные денежные средства были выплачены Ковальчук Е.А. в качестве надбавки к пенсии (ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда в связи с инвалидностью), а следовательно, они были предоставлены ответчику в качестве средств к существованию. В этой связи, в силу приведённых выше норм права, выплаченные ответчику денежные средства подлежали бы возврату как неосновательное обогащение только в том случае, если их получение ответчиком явилось следствием недобросовестности с ее стороны или счётной ошибки.

Однако таких обстоятельств по делу не установлено.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд исходит также из того, что ошибочное начисление сотрудниками центра социального обеспечения военного комиссариата Липецкой области выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью на основании ч. 13 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих, предоставлении им отдельных выплат» и внесение сведений в единую базу не может являться достаточным основанием для взыскания выплаченной ответчику с 01.01.2012г. по 31.12.2019г. в качестве надбавки к пенсии компенсации возмещения вреда здоровью в размере 784 881,20 рублей, поскольку не свидетельствует о наличии счетной ошибки. Счетной следует считать ошибку, допущенную в арифметических действиях (действиях, связанных с математическим подсчетом), а не небрежность или недостаточную квалификацию работников центра социального обеспечения, вносивших сведения в компьютерную программу по пенсионному обеспечению военных пенсионеров.

Исходя из положений части 1 статьи 56 ГПК РФ, обязанность доказать факт недобросовестности ответчика или счётной ошибки, размер взыскиваемой суммы, лежит на лице, требующем возврата неосновательного обогащения.

Вместе с тем каких-либо доказательств, подтверждающих, что получение ответчиком взыскиваемых денежных средств связано с его недобросовестными действиями или умышленным сокрытием им обстоятельств, которые повлияли на выплату ему указанных денежных средств, истцом не представлено.

Ответчиком Ковальчук Е.А. заявлено о применении срока исковой давности по требованиям за период с 01.01.2012г. по сентябрь 2017г.

Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признаётся срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьёй 200 данного кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г.№43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Такое правовое регулирование направлено на создание определённости и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.

По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу своих компетенций и полномочий должно было узнать о таком нарушении права.

Исходя из изложенного, для решения вопроса об исчислении срока исковой давности по указанному иску необходимо установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении ответчиком предусмотренных нормативными правовыми актами условий, связанных с назначением и осуществлением компенсационной выплаты возмещения вреда, причиненного здоровью.

Определяя начало течения срока исковой давности по заявленным требованиям, истец в качестве точки отсчёта давностного срока указывает период – декабрь 2019г., то есть момент проведения проверки по начислению пенсии, в то время как согласно положениям пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации для установления начала течения срока исковой давности должны приниматься во внимание не только день, когда истцу стало известно о нарушении своего права, в данном случае о предполагаемом нарушении ответчиком Ковальчук Е.А. требований нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению сумм компенсационной выплаты, но и день, когда истец в силу своих компетенции и полномочий должен был об этом узнать.

В Положении о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 г. N 1609 определены основные принципы создания военных комиссариатов, их подчиненность, задачи и порядок обеспечения деятельности, порядок взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также порядок создания и работы аппарата усиления военных комиссариатов. Военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.

Основные подразделения и центры (отделы) социального обеспечения осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых военными комиссарами.

В процессе своей деятельности военные комиссариаты взаимодействуют в установленном порядке с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Основными задачами военных комиссариатов являются: - осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации; - реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам.

Исходя из приведённых норм Положения на военный комиссариата Липецкой области возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых в том числе за счёт федерального бюджета.

Таким образом, суд оценив представленные сторонами в совокупности доказательства, исходя из их объяснений и доводов, не находит оснований для удовлетворения требований Военного комиссариата Липецкой области к Ковальчук Екатерине Аркадьевне о взыскании неосновательного обогащения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Военного комиссариата Липецкой области к Ковальчук Екатерине Аркадьевне о взыскании неосновательного обогащения отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий                        Ю.Н.Пешкова.

Мотивированное решение изготовлено 23.11.2020 года.

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».