Дело № 33-10514/2020

Номер дела: 33-10514/2020

УИН: 54RS0018-01-2020-001954-48

Дата начала: 12.11.2020

Суд: Новосибирский областной суд

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ Заварухин Николай Сергеевич
ОТВЕТЧИК Администрация города Искитим
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Министерство труда и социального развития Новосибирской области
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Вынесено решение РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ 10.12.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 18.12.2020
Передано в экспедицию 21.12.2020
 

Определение

                                                                                         УИД 54RS0018-01-2020-001954-48

Судья: Осеева И.Г.                                                                    Дело № 2-1584/2020

Докладчик: Никифорова Е.А.                                                      № 33-10514/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

        председательствующего Слядневой И.В.,

        судей    Александровой Л.А., Никифоровой Е.А.,

при секретаре    Давиденко Д.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске «10» декабря 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Искитима Новосибирской области Богословской А.М. на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 09 сентября 2020 года по исковому заявлению Заварухина Николая Сергеевича к Администрации города Искитима Новосибирской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда, которым постановлено:

Обязать администрацию города Искитима Новосибирской области предоставить Заварухину Николаю Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв.м, общей площади на одного человека, на территории города Искитима Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Никифоровой Е.А., объяснения представителя истца Заварухина Н.С. - Медведевой Е.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Истец Заварухин Н.С. обратился в суд с иском к ответчику - администрации г.Искитима Новосибирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда, общей площадью не менее 30 кв. м., на территории города Искитима Новосибирской области.

В обоснование указанных требований истец указал, что он родился ДД.ММ.ГГГГ года. В свидетельстве о его рождении от 25.01.2005 в графе «мать» значится <данные изъяты>., сведения об отце записаны со слов матери, в графе «отец» значится <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ умер его отец <данные изъяты>

Решением Искитимского районного суда Новосибирской области от 22.12.2004 года было принято решение лишить <данные изъяты>. родительских прав в отношении истца.

ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать <данные изъяты>

В соответствии с Постановлением главы МО г. Искитима Новосибирска области от 15.08.2005 №1046 <данные изъяты>. была назначена его опекуном, в связи с тем, что на тот момент он являлся несовершеннолетним Постановлением Администрации города Искитима Новосибирской области о 28.09.2015 года №1832 истец был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории города Искитима. Однако до настоящего времени полагающееся по закону жилое помещение ему так и не было предоставлено, чем нарушено его право на жилище.

С момента рождения по день обращения в судебный орган с настоящим иском, он зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, однако в указанна жилом доме он не является собственником.

По сообщениям Управления Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, истец какой либо зарегистрированной недвижимости не имеет.

23.06.2020 истец обратился в адрес ответчика с заявлением на предмет предоставления ему жилого помещения по договору из специализированного жилого фонда. 13.07.2020 со стороны ответчика поступил отказ, по мотиву того, что Администрацией будет предоставлено жилое помещение в порядке очередности, исходя из даты включения в Список.

Поскольку до настоящего времени его право на получение жилья так и не было реализовано, это свидетельствует о нарушении прав истца. Обеспечение истца жилым помещением, не может быть поставлено в зависимость от наличия списка очередников соответствующей категории граждан.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель администрации г.Искитима Новосибирской области Богословская А.М., в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении заявленного требования.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

С 01 января 2013 года жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из их числа из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа по договору специализированного найма по достижении ребенком определенного возраста или наступлении установленных обстоятельств (статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент включения истца в список) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список).

Законом Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-03) был определен порядок формирования Списка. Согласно ч. 8 ст. 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-03 (утратила силу Закон Новосибирской области от 06.05.2019 N 363-03) включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в Список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.

Таким образом, из толкования вышеуказанных норм следует, что предоставление жилых помещений осуществляется в соответствии с сформированным Списком. Правовые основания для предоставления жилых помещений в нарушение порядка, в котором состоят в Списке нуждающиеся лица (указанные в части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ), отсутствуют.

В настоящее время, формирование такого списка осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства». Согласно пункту 16 указанного постановления Правительства РФ Уполномоченный орган (орган местного самоуправления) формирует список на основании актов о включении в список.

Таким образом, и в действующем законодательстве сохранен принцип очередности обеспечения жилыми помещениями указанных лиц, исходя из времени включения в указанный Список.

Постановлением администрации города Искитима Новосибирской области от 01.09.2014 № 1699 «О включении в список, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории города Искитима Новосибирской области по договору найма специализированных жилых помещений. В настоящее время, учетный номер истца по состоянию на 01.09.2020 - 63.

Таким образом, право истца на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ признано уполномоченными органами и реализуется в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Удовлетворение требования о предоставлении жилого помещения, в нарушение порядка, установленного в Списке, повлечет нарушение прав иных лиц данной категории, включенных в Список ранее истца и до настоящего времени не получивших жилые помещения, и, следовательно, принцип социальной справедливости и равенства.

Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ реализация права на обеспечение жилым помещением одного лица не может строиться на реализации прав за счет другого лица, поскольку недопустимо ущемление прав других лиц.

Согласно ч.1 ст. 6 Закона Новосибирской области от 10.12.2013 № 411- 03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (далее - местные бюджеты) субвенций из областного бюджета Новосибирской области.

Законом Новосибирской области от 25.12.2018 N 454-03 «Об областном бюджете Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» городу Искитиму Новосибирской области не предусмотрены субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированного жилого помещения.

Согласно ст. 11 Закона Новосибирской области от 10.12.2013 № 411-ОЗ органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за ненадлежащее осуществление отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральным законодательством в пределах выделенных органам местного самоуправления на осуществление отдельных государственных полномочий финансовых средств.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Заварухин Н.С. указывает на законность обжалуемого решения, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в аб. 1 п. 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в аб. 1 п. 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона.

Вопросы обеспечениям жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области регулируются Законом Новосибирской области от 05.06.2013 N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Согласно положениям Закона Новосибирской области от 24.11.2014 N 490-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" и Закона Новосибирской области от 05.06.2013 N 331-ОЗ, обязанность предоставления жилого помещения возложена на Мэрию г. Новосибирска за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Согласно ч. 8 ст. 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 г. N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 8 Закона предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием следующего обстоятельства: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 данной статьи).

                Из материалов дела усматривается, что Заварухин Н.С., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

                Решением Искитимского районного суда Новосибирской области от 22.12.2004 было принято решение лишить <данные изъяты>. родительских прав в отношении его - Заварухина Н.С.

                В соответствии с Постановлением главы МО г. Искитима Новосибирска области от 15.08.2005 г. №1046 <данные изъяты>. была назначена его опекуном, в связи с тем, что на тот момент он являлся несовершеннолетним. Постановлением Администрации города Искитима Новосибирской области о 28.09.2015 года №1832 истец был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории города Искитима. Однако до настоящего времени полагающееся по закону жилое помещение истцу так и не было предоставлено, чем нарушено его право на жилище.

                Суду не представлено доказательств того, что истец имеет на праве собственности какое-либо жилое помещение. Напротив, предоставленные суду уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 02.07.2020 о правах Заварухина Н.С. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества и ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» от 02.07.2020 подтверждают то обстоятельство, что за Заварухиным Николаем Сергеевичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р., объекты недвижимости не учтены и не зарегистрированы.

                Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая указанные выше нормы гражданского законодательства и фактически обстоятельства дела, пришел к выводу об удовлетворении заявленного иска, обязав администрацию г. Искитима Новосибирской области предоставить Заварухину Н.С. благоустроенное (применительно к условиям города Искитима Новосибирской области) жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв.м, общей площади на одного человека.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выделенные лимиты недостаточны для исполнения решения суда не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения Заварухину Н.С. возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Отсутствие финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору специализированного найма жилого помещения.

Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований к отмене решения суда они не содержат, и в целом сводятся к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.

Новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, доводы жалобы не содержат.

По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 09 сентября 2020 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Искитима Новосибирской области Богословской А.М. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».