Дело № 2-2974/2020
Номер дела: 2-2974/2020
УИН: 18RS0003-01-2020-001966-58
Дата начала: 07.05.2020
Дата рассмотрения: 03.12.2020
Суд: Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья: Стех Наталья Эдуардовна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
03 декабря 2020 года
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре Прокофьевой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулиева В.М. к Администрации города Ижевска о возложении обязанности создать на территории каждого района города Ижевска условия для бытового обслуживания населения путем обеспечения жителей услугами бани,
установил:
Кулиев В.М. обратился в суд с иском к Администрации города Ижевска о возложении обязанности создать на территории каждого района города Ижевска условия для бытового обслуживания населения путем обеспечения жителей услугами бани.
Исковые требования мотивировал тем, что проживает в городе Ижевске, по месту его жительства отсутствует централизованное горячее водоснабжение. Ранее истец посещал общественные бани. В настоящее время они снесены. Оставшаяся баня №6 рассчитана лишь на 38 мест и находится в аварийном состоянии.
Кулиев В.М., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца Новичков В.Ю. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. При этом пояснил, что коммерческие бани не доступны большинству населения, отсутствуют льготы пенсионерам и иным категориям малообеспеченных граждан, предполагают только групповое посещение.
В судебном заседании представитель Администрации г. Ижевска и Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска Холмогорова Н.А. исковые требования не признала. В устных и письменных пояснениях указала следующее.
В силу п.п. 15 п.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Используемый в Федеральном законе № 131 термин «создание условий» не обозначает обязанность органов местного самоуправления самостоятельно или путем создания муниципальных предприятий и. учреждений обеспечивать предоставление населению указанных услуг, а лишь наделяет органы местного самоуправления обязанностью «сделать реально выполнимыми» указанные услуги на территории соответствующего муниципального образования.
Создание условий для оказания населению услуг в области бытового обслуживания в муниципальном образовании должно базироваться прежде всего на материалах комплексного социально - экономического планирования.
В целях создания комфортных условий для привлечения и развития бизнеса реализуется муниципальная программа муниципального образования «Город Ижевск»: «Создание условия для развития бизнеса и привлечения инвестиций», утвержденная постановлением Администрации города Ижевска от 16.11.2018г. №825.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих основной вид деятельности в сфере бытовых услуг, Администрацией города в соответствии с Порядком предоставления имущества муниципального образования "Город Ижевск" субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, во владение и (или) пользование на долгосрочной основе на льготных условиях, утвержденных решением Городской думы г. Ижевска от 15.09.2016 N 224, предоставляется муниципальное имущество в аренду сроком на пять лет по результатам аукциона с установлением начальной (минимальной) цены договора в размере 50 процентов рыночной годовой арендной платы, определяемой на основании отчета об оценке.
Кроме того, в целях вовлечения социально-ориентированных некоммерческих организаций в решение задач социально-экономического развития города, Администрацией реализуется муниципальная программа «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования «Город Ижевск», утвержденная постановлением Администрации города Ижевска от 18.12.2019г. №2494.
В рамках имущественной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Администрацией города Ижевска, в соответствии с Порядком предоставления имущества муниципального образования "Город Ижевск", утвержденным решением Городской думы г. Ижевска от 17.12.2015 N 65, социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на льготных условиях на долгосрочной основе предоставляется муниципальное имущество в аренду с установлением арендной платы в размере 50 процентов рыночной годовой арендной платы, определяемой на основании отчета об оценке, либо в безвозмездное пользование.
Решением Городской думы г. Ижевска от 14.04.2016 N 150 одобрены Стратегия социально-экономического развития муниципального образования "Город Ижевск" на 2016 - 2025 годы, План мероприятий по реализации Стратегии социально- экономического развития муниципального образования "Город Ижевск" на 2016 - 2020 годы.
Относительно акцентуации внимания истца в основании иска на наличие на территории города именно общественных бань, считаем необходимым обратить внимание на нижеследующее.
Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р «Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам» услуги бань отнесены к бытовым услугам.
Согласно ГОСТ 32670-2014 "Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия", - "баня: организация (исполнитель), оказывающая услуги по очищению и оздоровлению тела потребителя воздействием воды и горячего воздуха или пара или теплых поверхностей в специально устроенных и оборудованных парильных или жарких помещениях общего или индивидуального пользования".
Таким образом, понятие "баня" не ограничено исключительно общим назначением (общественная баня).
Согласно ст. 34 Конституции РФ, "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной незапрещенной законом экономической деятельности".
Органы местного самоуправления в свою очередь лишь принимают меры по созданию условий для реализации указанного правомочия хозяйствующими субъектами в той или иной сферах, в том числе в сфере бытового обслуживания населения.
Изложенные выше меры по созданию условий для бытового обслуживания населения путем принятия соответствующих муниципальных нормативных правовых актов, а также фактическое наличие на территории города бань как общего, так и индивидуального пользования, свидетельствуют о надлежащем осуществлении полномочий ответчика по созданию условий для бытового обслуживания населения, в том числе услугами бани.
Третье лицо общество с ограниченной ответственностью «Производственный трест банно-прачечного хозяйства», будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило. Дело рассмотрено в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью «Производственный трест банно-прачечного хозяйства» в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав мнение представителей истца и ответчика, третьего лица Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и гарантии его осуществления определены в Федеральном законе от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Часть 11 статьи 44 Устава муниципального образования "Город Ижевск" относит к полномочиям Администрации города по решению вопросов местного значения в области обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания и в сфере предпринимательства: создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания и организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 4); ведение базы данных, в том числе общедоступных, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, связи, пищевой и перерабатывающей промышленности на территории муниципального образования "Город Ижевск" (пункт 6).
В соответствии с общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163, услуги бань и душевых отнесены к бытовым услугам.
Федеральный закон от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья представляет собой систему различных мер, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья каждого человека. При этом, одним из способов профилактики возникновения и (или) распространения заболеваний является проведение санитарно-технических, санитарно-гигиенических мероприятий, в том числе посредством создания для населения условий для соблюдения правил личной гигиены.
В целях создания условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций в г. Ижевске, вовлечения социально-ориентированных некоммерческих организаций в решение задач социально-экономического развития города Администрацией г. Ижевска реализуются муниципальные программы, такие как муниципальная программа муниципального образования "Город Ижевск" "Создание условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций" (утверждена Постановлением Администрации г. Ижевска от 16.11.2018 N 825), муниципальная программа "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования "Город Ижевск" (утверждена Постановлением Администрации г. Ижевска от 18.12.2019 N 2494).
Решением Городской думы г. Ижевска от 14.04.2016 N 150 одобрены Стратегия социально-экономического развития муниципального образования "Город Ижевск" на 2016 - 2025 годы, План мероприятий по реализации Стратегии социально- экономического развития муниципального образования "Город Ижевск" на 2016 - 2020 годы.
Решением Городской думы г. Ижевска от 15.09.2016 N 224 утвержден Порядок предоставления имущества муниципального образования "Город Ижевск" субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, во владение и (или) пользование на долгосрочной основе на льготных условиях, Решением Городской думы г. Ижевска от 17.12.2015 N 65 утвержден Порядок предоставления имущества муниципального образования "Город Ижевск" социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе.
Истец основывает свои исковые требования на том, что он проживает в доме, в котором отсутствует централизованное горячее водоснабжение. Вместе с тем доказательств указанного обстоятельства истец не представил.
Истец основывает свои требования на СП 42.133330.2011, согласно которому для поселков установлено наличие бани из расчета 5 помывочных мест на 1 тысячу человек. По мнению истца, необходимое количество бань на территории города Ижевска отсутствует.
Вместе с тем, истец не принял во внимание, что согласно пунктам 1.1, 1.3 СП-42.13330.2016 (утвержден Приказом Минстроя России от 30.12.2016 года N 1034/пр) настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке. Указанные требования конкретизируются и дополняются с учетом региональных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке. Требования настоящего свода правил с момента его ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания.
В то же время, согласно разделу 10 СП-42.13330.2016 для ориентировочных расчетов число учреждений, организаций и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков следует принимать в соответствии с приложением Д, которое носит рекомендательный характер. Приложение Д содержит нормы расчета учреждений, организаций и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков. При этом в городских поселениях предполагается наличие бань из расчета 5 мест на 1 тысячу человек, В поселениях, обеспеченных благоустроенным жилым фондом, нормы расчета вместимости бань и банно-оздоровительных комплексов на 1 тыс. чел. допускается уменьшать до трех мест.
В рамках реализации полномочий по ведению базы данных предприятий бытового обслуживания населения Администрациями районов города Ижевска представлена суду информация о наличии бань на территории города Ижевска. Представитель истца заявил о фальсификации этих данных на том основании, что некоторые из организаций, поименованных в реестре, фактически не осуществляли свою деятельность на день представления ответа на запрос. В связи с возникшими сомнениями в актуальности представленной информации, судом были выборочно направлены запросы в отдельные организации в целях установления того обстоятельства, имеются ли на территории города Ижевска бани. Получен ответ общества с ограниченной ответственностью «Котельная двадцатого энергорайона» о том, что баня, расположенная по адресу: г. Ижевск, гор. Строителей, 66а работает с четверга по понедельник с 09-00 до 21-00, вторник, среда – выходные дни. Стоимость посещения в общие отделения бани 300 руб. Цена льготного билета 250 руб. каждый понедельник и четверг для пенсионеров по возрасту. Посещение для детей до 7 лет – бесплатное, с 7 до 10 лет – 100 руб. Стоимость билета в индивидуальные номера 900 руб. в час на 4 человека. Также получен ответ общества с ограниченной ответственностью Ижевские термы», что они находятся по адресу: г. Ижевск, дом 2а, помещение 11, функционируют. Режим работы: понедельник – четверг с 06-00 до 22-00, пятница с 06-00 до 23-00, суббота, воскресенье с 10-00 до 22-00. Стоимость посещения в будние дни 140 руб. в час или 600 руб. – безлимит на день, в выходные 200 руб. в час или 850 руб. – безлимит на день, для детей до 5 лет (включительно) безлимит 100 руб. В период с 01.10.2020 по 31.10.2020 действуют акции: «Здоровый студент», «Здоровый пенсионер», «Здоровый школьник». Поскольку императивных норм, регулирующих количество банных мест на определенное количество человек в городе нет, постольку суд не устанавливал количество банных мест в городе Ижевске.
Таким образом, установлено, что Администрация города Ижевска реализует полномочия по созданию условий для обеспечения жителей города услугами бытового обслуживания путем создания условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций в г. Ижевске, вовлечения социально-ориентированных некоммерческих организаций в решение задач социально-экономического развития города Администрацией г. Ижевска.
На территории города Ижевска функционируют бани, при этом ряд из них имеет общие отделения с доступными ценами, льготами для детей и пенсионеров.
При этом истец не представил доказательств того, что он лишен возможности соблюдения правил личной гигиены, в том числе посещения общих отделений бань на территории города Ижевска, что ему было отказано в посещении бани ввиду отсутствия на момент обращения свободных мест.
Правом обращения в суд в защиту прав неопределенного круга лиц истец не обладает.
На основании изложенного, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Кулиева В.М. к Администрации города Ижевска о возложении обязанности создать на территории каждого района города Ижевска условия для бытового обслуживания населения путем обеспечения жителей услугами бани оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 28.12.2020.