Дело № 2-1217/2020

Номер дела: 2-1217/2020

УИН: 45RS0008-01-2020-001675-88

Дата начала: 01.09.2020

Суд: Кетовский районный суд Курганской области

Судья: Суханов Игорь Николаевич

:
Результат
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ Прокурор Кетовского района
ИСТЕЦ Кривощекова Александра Федоровна
ОТВЕТЧИК администрация Кетовского района
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Барковский Валерий Михайлович
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 01.09.2020
Передача материалов судье 01.09.2020
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению Оставление иска (заявления, жалобы) без движения 04.09.2020
Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд Иск (заявление, жалоба) принят к производству 16.09.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 16.09.2020
Подготовка дела (собеседование) Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 08.10.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 08.10.2020
Судебное заседание Заседание отложено ИНЫЕ ПРИЧИНЫ 06.11.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО 07.12.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 14.12.2020
 

Решение

№ 2-1217/2020

45RS0008-01-2020-001675-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Суханова И.Н.

с участием прокурора Меньщиковой Т.Н.

при секретаре Михалевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 7 декабря 2020 года гражданское дело по иску и.о. прокурора Кетовского района Курганской области Герштанского А.Ю., действующего в интересах Кривощековой Александры Федоровны, к Администрации Кетовского района Курганской области о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Кетовского района Курганской области обратился в Кетовский районный суд Курганской области с иском в интересах Кривощековой А.Ф к Администрации Кетовского района Курганской области о компенсации морального вреда. В обоснование иска указывает, что прокуратурой района в ходе разрешения обращения Кривощековой А.Ф. установлено, что 25.09.2019 в лесном массиве вблизи <адрес> две собаки, собственники которых не установлены, укусили Кривощекову А.Ф. в область левого предплечья и левой голени. В этот же день Кривощекова А.Ф. обратилась в ГБУ «Курганская больница скорой медицинской помощи», где ей выставлен диагноз: укушенные раны левого предплечья и голени. Кривощековой А.Ф. наложена повязка, назначены уколы 25.09.2019, 28.09.2019, 02.10.2019. В период с 22.10.2019 по 01.11.2019 Кривощекова А.Ф. проходила стационарное лечение в ГБУ «Курганская больница № 2» с диагнозом «Инфицированная (укушенная) рана левой голени». В период с 13.11.2019 по 12.02.2020 Кривощековой А.Ф. в ГБУ «Курганская больница № 2» еженедельно проводились перевязки раны, в период с 13.01.2020 по 17.01.2020 она проходила физиолечение. С 13.02.2020 по 21.02.2020 Кривощекова А.Ф. проходила обследование в ГБУ «Курганская больница № 2» перед госпитализацией амбулаторно. В период с 03.03.2020 по 13.03.2020 Кривощекова А.Ф. проходила стационарное лечение в ГБУ «Курганская больница № 2» с диагнозом: «Посттромбофлебитический синдром», «Хроническая венозная недостаточность» 3 стадии, «Трофическая язва левой голени». По факту нападения собак Кривощекова А.Ф. 10.10.2019 обратилась в Отдел полиции № 2 УМВД России по г. Кургану, обращение впоследствии передано в ОМВД России по Кетовскому району. По результатам проверки признаков какого-либо преступления или административного правонарушения не выявлено, собственник животных не установлен. В связи с причинением телесных повреждений Кривощекова А.Ф. длительный период времени испытывала не только физическую боль, но и нравственны страдания, вызванные проблемами со здоровьем, изменением ее образа жизни, длительностью лечения, восстановлением после травмы. Полагает, что на основании Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Закона Курганской области от 27.06.2012 № 37 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» обязанность по проведению мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных возложена на Администрацию Кетовского района Курганской области. Таким образом, в случае неисполнение таких обязательств Администрация Кетовского района Курганской области должна нести ответственность. Ссылаясь на положения статей 151, 1064 и 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит взыскать с Администрации Кетовского района курганской области в пользу Кривощековой А.Ф. денежные средства в сумме 100 000 рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного полученной травмой.

Помощник прокурора Кетовского района Курганской области Меньщикова Т.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Истец Кривощекова А.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что 25.09.2019 пошла с сыном в лес за грибами. Находясь в лесу, к ней подбежали две собаки и укусили за ноги и руку. Кому принадлежат собаки, она не знает. Так как периоды лечения и восстановления после травм заняли длительное время и были сопряжены с физической болью - она испытывала нравственные страдания.

Представитель ответчика Администрации Кетовского района Курганской области - Ковалева Д.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании при вынесении решения просила учесть обстоятельства дела, степень и характер причиненных истцу физических и нравственных страданий, а именно физическую боль, причиненную в результате укуса безнадзорного животного, период нахождения истца на лечении, нравственные страдания, связанные с произошедшим событием. Полагала, что размер взыскиваемой компенсации морального вреда должен быть уменьшен до 5 000 руб.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Барковский В.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), с учетом мнения явившихся лиц, определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Заслушав прокурора, истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации ставит право на жизнь, здоровье в ранг естественных и неотчуждаемых прав личности, что предполагает эффективную охрану и защиту этих прав. Открытый перечень охраняемых законом неимущественных благ приведен в ст. 20 - 23 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), к ним относятся жизнь и здоровье.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, которые ими предусмотрены, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

В силу ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит размер компенсации морального вреда.

В силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).

Из объяснений Кривощековой А.Ф., имеющихся в материале проверки по факту причинения телесных повреждений Кривощековой А.Ф. собаками от 23.10.2019, следует, что 25.09.2019 Кривощекова А.Ф. находилась в лесном массиве вблизи <адрес> с сыном. Находясь в лесу, она увидела ранее ей незнакомых мужчину и женщину, которые шли с собаками разного окраса. Две собаки подбежали к Кривощековой А.Ф. и укусили за обе ноги и руку. Собак отогнал мужчина и они ушли. После нападения собак Кривощекова А.Ф. обратилась в больницу. Так же Кривощековой А.Ф. указано, что позже она видела собак в <адрес> у <адрес> (дома ФИО10).

Барковский В.М. при даче письменных объяснений прокурору отрицал принадлежность ему собак.

Как указано в рапорте УУП ОМВД России по Кетовскому району старшего лейтенанта полиции Талакина М.А., был осуществлен выезд в <адрес> и составлена беседа с гражданами, которые пояснили, что на территории <адрес> проживают бездомные собаки.

По результатам рассмотрения указанного материала событие какого-либо преступления и (или) правонарушения, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, не установлены.

Ввиду того, что достоверных сведений о собственнике собак, укусивших Кривощекову А.Ф., стороной ответчика не представлено, суд приходит к выводу, что Кривощекова А.С. получила телесные повреждения в связи с нападением безнадзорных (бродячих) собак.

Как указано в ч. 1 ст. 41, ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно п. 2 ст. 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст. 6 этого же закона).

В круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации наряду с решением вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, после внесения в подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» изменений Федеральным законом от 30.03.2015 N 64-ФЗ, включена также организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Кроме этого, на основании ст. 6 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 N 54 были утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», в п. 9.5 которых указано, что регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Требования по организации мероприятий по предотвращению распространения бешенства были адресованы органам государственной власти субъектов РФ и Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 18.04.2005 N 15 «Об усилении мероприятий по предупреждению распространения бешенства в РФ» и от 29.08.2008 N 53 «Об усилении мероприятий по борьбе с бешенством в РФ».

В соответствии с п. 3 действующего до настоящего времени Постановления Совета Министров РСФСР от 23.09.1980 N 449 (в редакции от 29.10.1992) «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову. Отлов таких собак производится в городах, рабочих, курортных и дачных поселках организациями жилищно-коммунального хозяйства.

Решение вопросов осуществления полномочий в области организации мероприятий в области обращения с животными без владельцев отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ согласно пп. 82 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В свою очередь, органы местного самоуправления имеют право на осуществление мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на соответствующей территории (п. 14 ч. 1 ст. 14.1, п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении)).

В соответствии с п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 18 Закона об ответственном обращении с животными деятельность по обращению с животными без владельцев включает в себя деятельность по отлову животных без владельцев.

Следовательно, мероприятия по отлову безнадзорных животных не являются законодательно установленной обязанностью органов местного самоуправления, но они могут быть отнесены к полномочиям органов местного самоуправления субъектом РФ (ст. 19, 20 Закона о местном самоуправлении). Деятельность по отлову безнадзорных животных вправе осуществлять как созданные органами государственной власти субъектов РФ в рамках соответствующих полномочий юридические лица, так и субъекты предпринимательства на основании заключаемых с соответствующими органами власти контрактов.

В соответствии со статьей 2 Закона Курганской области от 27.06.2012 № 37 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Курганской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территориях соответствующих муниципальных районов и городских округов Курганской области.

Согласно п. 2 ст. 3, 11 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении полномочий по обращению с животными без владельцев обязаны осуществлять полномочия по обращению с животными без владельцев надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством, настоящим законом и иными нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Курганской области по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий Курганской области. Органы местного самоуправления несут ответственность за ненадлежащее осуществление полномочий по обращению с животными без владельцев в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области наделены государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных и обязаны осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

Стороной ответчика вышеуказанные обязанности не оспариваются, также из представленных документов следует, что муниципальный контракт на выполнение работ по отлову животных без владельцев, транспортировки животных до пункта временного содержания, проведение ветеринарных мероприятий с животными (учет, стерилизация/кастрация и профилактическая вакцинация), возврат животных, не представляющих немотивированной агрессии, на прежние места их обитания в 2019 году не заключался, денежных средств на отлов животных не выделялось, аукционов не проводилось.

Таким образом, в силу прямого указания вышеназванных правовых норм Администрация Кетовского района Курганской области, являясь распорядителем бюджетных средств, обязана была контролировать на территории Кетовского района Курганской области отлов животных без владельцев, с целью избежать случаев нападения таких животных на граждан.

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 года N 10).

Из объяснений Кривощековой А.Ф. следует, что периоды лечения и восстановления после травм заняли длительное время, были сопряжены с физической болью, изменением ее образа жизни.

По сообщению ГБУ «Курганская больница скорой медицинской помощи» от 03.08.2020 Кривощекова А.Ф. обращалась за медицинской помощью в амбулаторно-травматическое отделение ГБУ «Курганская БСМП» 25.09.2019 в 14 час. 23 мин. по поводу укусов неизвестной собаки. Выставлен диагноз: «<данные изъяты>», наложена повязка, назначен курс <данные изъяты>).

По сообщению ГБУ «Курганская областная больница №» от 03.08.2020 Кривощековой А.Ф. еженедельно с 05.11.2019 по 12.02.2020 проводились перевязки раны, в период с 13.01.2020 по 17.01.2020 она проходила физиолечение (<данные изъяты>), с 3.02.2020 по 21.02.2020 Кривощекова А.Ф. проходила обследование в ГБУ «Курганская больница №2» перед госпитализацией амбулаторно. В период с 03.03.2020 по 13.03.2020 Кривощекова А.Ф. проходила стационарное лечение в ГБУ «Курганская больница №2» с диагнозом: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>».

Учитывая изложенное, суд считает, что факт причинения морального вреда Кривощековой А.Ф. является очевидным и не требующим дополнительных доказательств, поскольку в результате полученного телесного повреждения от нападения безнадзорных животных (собак) истец испытывала боль, претерпевая физические и нравственные страдания.

С учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, характера причиненных Кривощековой А.Ф. физических и нравственных страданий, конкретных обстоятельств дела, преклонного возраста истца, а также материального положения Администрации Кетовского района Курганской области, являющегося бюджетным учреждением, суд находит возможным удовлетворить исковые требования частично, взыскав компенсацию морального вреда с ответчика в размере 70 000 руб.

Суд считает, что данный размер выплаты соответствует установленным фактическим обстоятельствам дела, обстоятельствам причинения вреда, наличию причинно-следственной связи между ненадлежащим осуществлением Администрацией Кетовского района Курганской области своих обязанностей по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных и наступившими последствиями в виде причинения вреда здоровью истца, а также отвечает требованиям разумности и справедливости.

Таким образом, исковое заявление и.о. прокурора Кетовского района Курганской области Герштанского А.Ю., действующего в интересах Кривощековой А.Ф., подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора Кетовского района Курганской области Герштанского А.Ю., действующего в интересах Кривощековой Александры Федоровны, к Администрации Кетовского района Курганской области о компенсации морального вреда удовлетворить в части.

Взыскать с Администрации Кетовского района Курганской области в пользу Кривощековой Александры Федоровны в счет компенсации морального вреда 70 000 руб. 00 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кетовский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение составлено 14 декабря 2020 года.

Судья                                     И.Н. Суханов

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».