Дело № 33а-9116/2020

Номер дела: 33а-9116/2020

УИН: 22RS0068-01-2020-004405-60

Дата начала: 02.12.2020

Суд: Алтайский краевой суд

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Котенков Александр Николаевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ФСБ России
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК УФСБ России по АК
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Центральный архив ФСБ России
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Максимовская Наталья Владимировна
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Вынесено решение решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения 29.12.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 12.01.2021
Передано в экспедицию 13.01.2021
 

Определение

Судья Быхун Д.С. Дело № 33а-9116/2020

УИД:22RS0068-01-2020-004405-60

2а-3533/2020 (в 1инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 декабря 2020 года      г.Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Пасынковой О.М.,

судей Титовой В.В., Бакланова Е.А.

при секретаре Ждановой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы административного истца Котенкова А. Н., административного ответчика Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю, заинтересованного лица Центрального архива Федеральной службы безопасности Российской Федерации

на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 24 сентября 2020 года по административному делу по административному иску Котенкова А. Н. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю, Федеральной службе безопасности Российской Федерации о признании незаконным отказа в предоставлении для ознакомления архивного уголовного дела.

Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия

установила:

Котенков А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом последующего уточнения требований о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – УФСБ России по Алтайскому краю), Центрального архива Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее – Центральный архив ФСБ России) в ознакомлении с материалами архивного уголовного дела в отношении не реабилитированного Гудкова И.А.; возложении на УФСБ России по Алтайскому краю обязанности ознакомить административного истца с материалами архивного уголовного дела.

В обоснование требований указано, что Гудков И. А. <данные изъяты>, обвиненный в совершении действий, направленных на свержение Советской власти, и постановлением Особой тройки при ПП ОГПУ по Сибирскому краю от ДД.ММ.ГГ осужденный по статье 58-2 Уголовного кодекса РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией имущества, являлся прадедом Котенкова А.Н. Постановлением Президиума Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ Гудков И.А. признан не подлежащим реабилитации. В 2020 году административный истец обратился в УФСБ России по Алтайскому краю с заявлением об ознакомлении с материалами архивного уголовного дела в отношении Гудкова И.А. Ответом от ДД.ММ.ГГ*** ему отказано в ознакомлении с материалами дела, поскольку Гудков И.А. не был реабилитирован. Ответом Центрального архива ФСБ России от 29 апреля 2020 года в пересмотре решения было отказано. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации нарушает права административного истца на ознакомление с документами в отношении его прадеда и на знание и сохранение исторической истины.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФСБ России, заинтересованного лица - Центральный архив ФСБ России.

Решением Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ административные исковые требования Котенкова А.Н. удовлетворены частично. Признаны незаконными решения УФСБ России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ***, Центрального архива ФСБ России от ДД.ММ.ГГ*** об отказе в ознакомлении Котенкова А.Н. с материалами архивного уголовного дела в отношении его прадеда Гудкова И.А. На УФСБ России по Алтайскому краю возложена обязанность рассмотреть заявление Котенкова А.Н. об ознакомлении с материалами архивного уголовного дела в отношении его прадеда Гудкова И.А. В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит изменить решение суда в части определенного судом способа восстановления нарушенного права, указав на возложение на УФСБ России по Алтайскому краю обязанности ознакомить Котенкова А.Н. с материалами архивного уголовного дела в отношении Гудкова И.А. В обоснование ссылается на то, что суд пришел к выводу о незаконности отказа в ознакомлении административного истца с материалами архивного уголовного дела и нарушении этим отказом его права на получение информации, вместе с тем принял необоснованное решение о возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Котенкова А.Н. об ознакомлении с материалами архивного уголовного дела, что не влечет восстановление его нарушенных прав.

В апелляционной жалобе УФСБ России по Алтайскому краю поставлен вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме со ссылкой на ошибочность вывода суда о том, что отказ в удовлетворении заявления Котенкова А.Н. нарушает закрепленное в Конституции Российской Федерации право на получение информации, поскольку Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», Положением о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел не предусмотрено право административного истца на ознакомление с материалами запрашиваемого им уголовного дела, так как Гудкову И.А. отказано в реабилитации. В установленном порядке Гудкову А.Н. направлена архивная копия постановления Президиума Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ в отношении Гудкова И.А., а также неоднократно предоставлялись архивные справки. Полагает необоснованным вывод суда о том, что ознакомление Котенкова А.Н. с названным уголовным делом подлежало осуществлению исключительно в порядке, установленном Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации». Также указано, что судом признано незаконным решение Центрального архива ФСБ России, который привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица, при этом данным лицом решение об отказе в ознакомлении Котенкова А.Н. с материалами архивного уголовного дела не принималось. При принятии решения судом допущены нарушения пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не дана оценка тому, что административным истцом нарушен срок подачи административного искового заявления.

В апелляционной жалобе Центральный архив ФСБ России просит решение суда в части удовлетворения требований отменить, принять в этой части новое решение. Жалоба мотивирована тем, что каких-либо решений об отказе в предоставлении для ознакомления с архивным уголовным делом Центральным архивом ФСБ России, не осуществляющим хранение архивного уголовного дела в отношении Гудкова А.И., не принималось; выводы суда о нарушении ответчиками права Котенкова А.Н. на доступ к интересующим его сведениям не соответствуют действительности, поскольку вся информация в отношении Гудкова И.А. содержится в полученных истцом копиях архивных справок; вывод суда о незаконности ссылки в оспариваемых ответах на пункт 5 Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел, необоснован; архивное уголовное дело находится на хранении в архивном подразделении УФСБ России по Алтайскому краю, которое в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации рассмотрело запрос Котенкова А.Н. и предоставило ему информацию в установленном ведомственным нормативным правовым актом порядке, подлежащем применению в органах федеральной службы безопасности при рассмотрении запросов граждан о доступе к материалам архивных уголовных дел в отношении лиц, которым отказано в реабилитации; вопреки выводам суда первой инстанции у Котенкова А.Н. отсутствует право на ознакомление с запрашиваемым им архивным уголовным делом в отношении 168 лиц, в том числе в отношении Гудкова И.А., которому в реабилитации было отказано.

В возражениях на апелляционную жалобу административного истца Центральный архив ФСБ России ссылается на необоснованность требования Котенкова А.Н. об ознакомлении с архивным уголовным делом в отношении Гудкова И.А.

Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя административного истца Котенкова А.Н. Максимовскую Н.В., представителя административных ответчиков Васькову М.Г., обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

По делу установлено, административный истец Котенков А.Н., <данные изъяты>, что подтверждается вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Кемерово от ДД.ММ.ГГ.

Постановлением особой тройки при ПП ОГПУ по Сибирскому краю от ДД.ММ.ГГ Гудков И.А. осужден по статье 58-2 УК РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией имущества.

Постановлением Президиума Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ Гудков И.А. признан не подлежащим реабилитации.

ДД.ММ.ГГ Котенков А.Н. обратился в УФСБ России по Алтайскому краю с заявлением о предоставлении возможности ознакомиться с материалами уголовного дела в отношении Гудкова А.И. (л.д.30).

Ответом от ДД.ММ.ГГ*** УФСБ России по Алтайскому краю в ознакомлении с материалами архивного уголовного дела Котенкову А.Н. было отказано со ссылками на статью 11 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», пункт 5 Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность доступа граждан к ознакомлению с материалами архивных уголовных и административных дел с отрицательными заключениями о реабилитации проходящих по ним лиц (л.д. 10).

Не согласившись с данным ответом, Котенков А.Н. обратился в Центральный архив ФСБ России с заявлением о незаконности вышеуказанного отказа УФСБ России по Алтайскому краю. Заявление поступило в ФСБ России ДД.ММ.ГГ (л.д.140).

Ответом Центрального архива ФСБ России от ДД.ММ.ГГ *** в удовлетворении требования об отмене решения было отказано по тем же основаниям (л.д. 11).

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания оспариваемых решений незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими решениями прав и законных интересов административного истца.

Удовлетворяя административные исковые требования в части и признавая решения УФСБ России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ***, Центрального архива ФСБ России от ДД.ММ.ГГ *** незаконными, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа в удовлетворении заявления Котенкова А.Н. об ознакомлении с материалами архивного уголовного дела в отношении его прадеда Гудкова И.А., что повлекло нарушение закрепленного в Конституции Российской Федерации права на получение информации.

Судебная коллегия оснований согласиться с выводами суда не имеет.

В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица, а с их согласия или в случае их смерти – родственники имеют право на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получение копий документов. Ознакомление других лиц с указанными материалами производится в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов.

Согласно пункту 5 Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел, утвержденного приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации № 375, Министерства внутренних дел Российской Федерации РФ № 584, Федеральной службы безопасности Российской Федерации № 352 от 25 июля 2006 года, настоящее Положение не регулирует вопросы доступа к материалам уголовных и административных дел в отношении лиц, которым отказано в реабилитации, или к делам, которые еще не пересмотрены в установленном законодательством Российской Федерации порядке. На обращения граждан по доступу к материалам уголовных и административных дел с отрицательными заключениями о реабилитации проходящих по ним лиц архивами выдаются справки о результатах пересмотра.

Как указано выше, прадед Котенкова А.Н. Гудков И.А. признан не подлежащим реабилитации. Уголовное дело в отношении Гудкова И.А. не прекращено.

Факт получения справок о результатах пересмотра архивного уголовного дела, копии Постановления Президиума Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ административным истцом не оспаривался.

В силу части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно части 2 той же статьи гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Таким образом, реализация права на доступ к информации возможна только на законном основании без нарушения прав и законных интересов других лиц; каждый гражданин имеет закрепленное в Конституции Российской Федерации и целом ряде законодательных актов Российской Федерации право на получение информации (доступ к информации), реализация которого возможна только на законном основании, то есть в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При этом вопросы доступа к информации определенного вида (категории) могут быть регламентированы различными нормативными актами.

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы.

В силу части 1 статьи 25 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.

Согласно части 2 названной статьи 25 ограничивается доступ к архивным документам, независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну. Отмена ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 этой же статьи ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных документов.

Согласно справке Управления ФСБ России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ *** в архиве Управления ФСБ России по Алтайскому краю на хранении имеется архивное уголовное дело *** в отношении Гудкова И.А. и других лиц. Дата создания самого раннего документа в деле – ДД.ММ.ГГ, дата создания самого позднего документа в деле – ДД.ММ.ГГ. Архивное уголовное дело содержит сведения, составляющие государственную тайну, ему присвоен гриф секретности «совершенно секретно» (л.д.32).

Таким образом, учитывая наличие сведений о том, что материалы архивного уголовного дела в отношении прадеда административного истца составляют государственную тайну и на момент принятия УФСБ России по Алтайскому краю и Центральным архивом ФСБ России решений от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ *** указанные ограничения не сняты, возможность ознакомления Котенкова А.Н. с материалами уголовного дела, во всяком случае, исключена.

При таком положении отказы УФСБ России по Алтайскому краю в ознакомлении с материалами архивного уголовного дела, Центрального архива ФСБ России в отмене решения УФСБ России по Алтайскому краю нарушение прав и законных интересов административного истца, в том числе права на получение информации, не повлекли. Доступ к информации, имеющей гриф секретности, ограничен. Отсутствие в оспариваемых ответах соответствующих ссылок признание их незаконными, вопреки выводам суда, не влечет.

Право на получение информации по уголовному делу с отрицательным заключением о реабилитации реализовано посредством предоставления Котенкову А.Н. соответствующих справок о результатах пересмотра архивного уголовного дела, копии постановления Президиума Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ.

С учетом изложенного оснований для признания решений УФСБ России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ № К-82, Центрального архива ФСБ России от ДД.ММ.ГГ *** незаконными и возложения на УФСБ России по Алтайскому краю обязанности рассмотреть заявление Котенкова А.Н. об ознакомлении с материалами архивного уголовного дела в отношении Гудкова И.А. у районного суда не имелось.

Утверждение представителя административного истца в суде апелляционной инстанции о рассекречивании материалов уголовного дела в отношении Гудкова И.А. со ссылкой на ответ начальника УФСБ России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ*** не может быть принято, поскольку на момент принятия УФСБ России по Алтайскому краю и Центральным архивом ФСБ России по Алтайскому краю оспариваемых административным истцом решений дело имело гриф секретности.

При установленных по делу обстоятельствах решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Котенкова А.Н. не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Вопрос о пропуске административным истцом сроков обращения в суд был предметом проверки суда первой инстанции, причины пропуска срока обоснованно признаны уважительными, в связи с чем срок подачи административного искового заявления восстановлен судом правомерно.

Учитывая, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, доводы апелляционной жалобы Котенкова А.Н. о неправильно избранном судом способе восстановления нарушенных прав административного истца не могут быть приняты, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы Котенкова А.Н. отсутствуют.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Барнаула от 24 сентября 2020 года в части удовлетворения требований Котенкова А. Н. отменить, принять в этой части новое решение, которым Котенкову А. Н. в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Котенкова А. Н. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».