Дело №8а-10241/2020

Номер дела: 8а-10241/2020

Уникальный идентификатор: 27RS0001-01-2019-007542-73

Дата начала: 04.12.2020

Суд: Девятый кассационный суд общей юрисдикции

Судья: Ровенко Павел Анатольевич

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК «ТОО Вексель Сервисес»
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Прокурор Индустриального района
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Роскомнадзор РФ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Управление Роскомнадзора по ДФО
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ 20.01.2021
 

Кассационное определение

Дело № 2а-2281/2020,

№ 88а-824/2021 (88а-10178/2020)

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток 20 января 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 февраля 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Ровенко П.А., Тымченко А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу «ТОО Вексел Сервисес» (Товарищество с ограниченной ответственностью) на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 10 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 3 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района города Хабаровска Хабаровского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному Федеральному округу, «ТОО Вексел Сервисес» (Товарищество с ограниченной ответственностью) о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав объяснения представителя «ТОО Вексел Сервисес» (Товарищество с ограниченной ответственностью) адвоката Сидельниковой П.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А., объяснения представителей Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Прасковой А.А. и Косаревой А.С., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

прокурор Индустриального района города Хабаровска Хабаровского края, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному Федеральному округу, в котором просил признать информацию, размещённую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте:

<данные изъяты> – запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением действующего законодательства в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что на странице в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанным выше адресом размещены материалы, содержащие информацию о криптовалюте Bitcoin (Биткоин), представляющей собой виртуальное средство платежа и накопления.

Указанная цифровая валюта не обеспечена реальной стоимостью и не содержит информации о её держателях. Оборот Биткоинов обеспечивают организации и предприниматели, осуществляющие приём электронной валюты в качестве средства платежа за оказанные услуги или представленный товар, либо трейдеры, обменивающие их на различные валюты (рубли, доллары США, евро и так далее) на онлайн-биржах. Процесс выпуска и обращения Биткоинов полностью децентрализован и отсутствует возможность его регулирования, в том числе со стороны государства. Фактическое данная электронная валюта находится вне правового поля валютного регулирования и валютного контроля, предлагаемые сайтом услуги могут быть использованы для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, а также для финансирования терроризма.

Посещение сайта и указанной страницы свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц.

Согласно сведениям из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, доступ к сайту с указанным адресом не ограничен.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 13 сентября 2019 года административное исковое заявление прокурора было удовлетворено, однако определением суда первой инстанции от 20 января 2020 года, принятым по результатам рассмотрения заявления прокурора Индустриального района города Хабаровска Хабаровского края о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, данное решение от 13 сентября 2019 было отменено, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено «ТОО Вексел Сервисес» (Товарищество с ограниченной ответственностью) (далее – ТОО «Вексел Сервисес»).

Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 10 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 3 июля 2020 года, административное исковое заявление прокурора Индустриального района города Хабаровска удовлетворено: информация, размещённая на странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

<данные изъяты> – признана запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

4 декабря 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ТОО «Вексел Сервисес», поданная 12 ноября 2020 года через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о прекращении производства по делу.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному Федеральному округу, которое было извещено о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для отмены или изменения решения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 10 марта 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 3 июля 2020 года по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 1 статьи 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон 27 июля 2006 года № 149-ФЗ) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Из содержания части 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ следует, что запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система (Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Реестр)).

В Реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункты 1 и 2 части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ).

В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ основанием для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, в результате проверки, проведённой прокуратурой Индустриального района города Хабаровска Хабаровского края, установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.vexel.is по адресу:

<данные изъяты> – размещены материалы, содержащие предложение с помощью данного сайта приобрести и использовать криптовалюту. Так, на сайте в частности указывается, что «Vexel» - это анонимный счёт для управления цифровыми активами, не требующий регистрации, с помощью которого можно совершать транзакции, играть на разнице курсов, расплачиваться криптовалютой конфиденциально; с «Vexel» можно совершать оплату товаров и услуг криптовалютой, зачислять на счёт любую сумму в удобной пользователю валюте и менять её на Биткоины, менять валюты по выгодному курсу, торговать криптовалютой.

Владельцем сайта www.vexel.is является зарегистрированное в Эстонской Республике юридическое лицо – ТОО «Вексел Сервисес».

Исходя из заявленных прокурором требований, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ, Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ), Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ), Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ), Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ), Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе» (далее – Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ), обосновано удовлетворили административный иск, указав на то, что распространённая на указанном выше сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информация противоречит действующему законодательству о валютном регулировании и валютном контроле, о противодействии терроризму и коррупции, нарушает единство правовой системы государства в целом, права и законные интересы неопределённого круга лиц.

Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.

В данном случае предлагаемые сайтом www.vexel.is услуги по созданию анонимного счёта для зачисления денежных средств на любую сумму, их обмена на Биткоины, по конфиденциальной оплате товаров и услуг криптовалютой, а также по обмену Биткоинов на любую валюту по выгодному курсу, очевидно входят в противоречие с положениями действующего на территории Российской Федерации законодательства, за нарушение которого предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Согласно статье 27 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль; один рубль состоит из 100 копеек; введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.

Действовавшая на момент принятия решения и апелляционного определения редакция пункта 18 статьи 3 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ не относила Биткоин и иные криптовалюты к электронным денежным средствам.

Вступивший в силу с 1 января 2021 года Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ) в статье 14 предусматривает, что под организацией выпуска в Российской Федерации цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение выпуска цифровой валюты, с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и (или) комплексов программно-аппаратных средств, размещённых на территории Российской Федерации (далее – объекты российской информационной инфраструктуры) (часть 1); под выпуском цифровой валюты в Российской Федерации понимаются действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и (или) пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами (часть 2); организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами (часть 4); в Российской Федерации запрещается распространение информации о предложении и (или) приёме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг) (часть 7).

Статья 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ, определяя на основании рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, не предполагает возможности легального анонимного вывода за пределы Российской Федерации денежных средств на любую сумму.

Размещённая на сайте www.vexel.is информация даёт также возможность обходить антикоррупционный запрет, установленный в части 1 статьи 7.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ для государственных служащих на открытие и владение счетами (вкладами) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ в части 1 статьи 11 определяет, что купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки и государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ».

Таким образом, как верно указали нижестоящие суды, предоставление резидентам Российской Федерации услуг по конфиденциальному выводу денежных средств за пределы Российской Федерации, по обмену криптовалюты Биткоин на рубли, на другую валюту, на товары (работы, услуги) даёт возможность нарушать антикоррупционное законодательство, совершать операции, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма.

Доводы кассационной жалобы о том, что действующее в Российской Федерации законодательство не содержит запрета на распространение информации, содержащейся на сайте www.vexel.is, в том числе, информации об электронной валюте Биткоин; что уголовная либо административная ответственность в Российской Федерации за использование криптовалют не предусмотрена; что письменная информация Центрального Банка Российской Федерации от 27 января 2014 года «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткоин» не является нормативным правовым актом, а представляет собой лишь рекомендацию Центрального Банка Российской Федерации; что Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ легализовал использование на территории Российской Федерации криптовалют; что ТОО «Вексел Сервисес» имеет право на распространение информации, – не опровергают верных выводов судов, положенных в основу решения и апелляционного определения, по существу эти доводы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и свидетельствуют о неверном субъективном толковании заявителем норм материального права, в то же время, такие доводы не могут служить предусмотренными статьёй 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.

Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела.

В данном случае, по мнению суда кассационной инстанции, при разрешении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по административному делу не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 10 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 3 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу «ТОО Вексел Сервисес» (Товарищество с ограниченной ответственностью) – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

Рейтинг@Mail.ru

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».