Дело № 2а-713/2020

Номер дела: 2а-713/2020

УИН: 44RS0003-01-2020-001362-56

Дата начала: 09.09.2020

Суд: Шарьинский районный суд Костромской области

Судья: Гумaнец О. В.

:
Результат
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Жуйкова Мария Николаевна
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Управление образования администрации г.о.г. Шарья
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК МБОУ "СОШ "№ 4" городского округа г. Шарья Костромской области
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 09.09.2020
Передача материалов судье 09.09.2020
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению Иск (заявление, жалоба) принят к производству 10.09.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 10.09.2020
Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК) 10.09.2020
Предварительное судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала Привлечение соответчика или соответчиков 09.10.2020
Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК) 09.10.2020
Предварительное судебное заседание Назначено судебное заседание 18.11.2020
Судебное заседание [*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству) 16.12.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска 16.12.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 21.12.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 28.12.2020
 

Решение

Дело № 2- 713/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2020 года

Шарьинский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи: Гуманец О.В.

при секретаре Долгодворовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Жуйковой М.Н. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» городского округа город Шарья и Управлению образования администрации городского округа город Шарья о признании незаконными приказы от 8.09.2020 года № 375, от 20.03.2020 года № 92,

УСТАНОВИЛ:

Жуйкова М.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» городского округа город Шарья, в котором просила признать незаконными действия МБОУ «СОШ №4» по переводу её детей на
дистанционное обучение и обязать МБОУ «СОШ №4» восстановить нарушенное право её детей на образование, восполнив образовательный процесс за период с 08.09.2020 года до
окончания противоправных действий.

В обоснование заявленных требований указала, что её сын Ж.Д.А. "__"____ г.р. зачислен в 4 класс МБОУ «СОШ №4» городского округа город Шарья Костромской области, её дочь Ж.П.А "__"____ г.р. зачислена в 1 класс МБОУ «СОШ №4».

08.09.2020 года на её мобильный телефон пришли сообщения от классных руководителей детей, известивших её о том, что с завтрашнего дня и до 15 сентября включительно дети переходят на дистанционное обучение. Домашнее задание будут размещать в группе.

С основаниями, по которым было принято такое решение, кем и в какой форме оно было принято, её не ознакомили. Таким образом, её детей «перевели на дистанционное обучение», т. е. фактически ограничили детям физический доступ в учебное введение, а весь процесс обучения свели к выполнению детьми домашних заданий, включающее предварительное самостоятельное изучение учебного материала и выполнение задач и упражнений.

Ссылаясь на положения п. 1. ч. 3 ст. 44, ст. 17, ст. 16, п. 17 и п.9 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», полагала, что данные действия нарушают право её детей на образование. Фактически организованный в школе процесс, именуемый дистанционным обучением, формально является заочной формой обучения, а по своей сути образованием и вовсе не является, т. к. детей не обучает никто, что противоречит закону и нарушает её права и права её детей.

В ходе рассмотрения дела Жуйкова М.Н. неоднократно меняла требования.

На день вынесения решения просила: признать приказ Управления образования администрации г.о.г. Шарья от 08.09.2020 г. № 375 «Об организации дистанционного обучения» незаконным, носящим дискриминационный характер, повлекшим нарушение прав её детей на образование, выходящим за пределы их компетенции, подлежащим отмене; признать пункты 4, 5 приказа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г.о.г. Шарья от 08.09.2020 г. «О профилактике распространения COVID-19 МБОУ СОШ № 4» незаконным, носящим дискриминационный характер, повлекшим нарушение прав её детей на образование, подлежащим отмене; признать приказ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г.о.г. Шарья от 20.03.2020 г. № 92 «Об организации образовательной деятельности в условиях введения режима повышенной готовности в целях недопущения распространения короновирусной инфекции» незаконным, носящим дискриминационный характер, повлекшим нарушение прав её детей на образование, подлежащим отмене.

В обоснование указала, что пунктом 5 оспариваемого приказа № 241 установлена обязанность педагогов осуществлять процесс обучения с применением дистанционных технологий, с учетом перевода педагогов на дистанционную форму работы в соответствии с пунктом 4 указанного приказа, обучение предполагалось проводить исключительно с применением дистанционных технологий; в соответствии с приказом МБОУ СОШ №4 от 20.03.2020 г. № 92 с 01.04.2020 г. образовательные программ начального общего образования реализовывались с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, с организацией контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронно-образовательной среде (п.1 приказа).

Вместе с тем, её дети навыками использования дистанционных технологий не владеют в объеме, необходимом     для     освоения     образовательных     программ.     Таким     образом, оспариваемые       приказы      содержат      невыполнимые      условия      реализации
образовательных программ, реализации её детьми права на образование. Приказы были приняты в условиях не обеспечения детей и педагогов необходимыми
материально-техническими средствами обучения с использованием дистанционных
технологий. Обязанность по такому обеспечению лежит на образовательной
организации. Таким образом, оспариваемые приказы содержат не выполнимые или
крайне обременительные условия реализации образовательных программ. По этой
причине дети фактически обучались самостоятельно, выбранная ею и её мужем
форма обучения их детей, не реализована в периоды времени действия
оспариваемых приказов. Оспариваемыми положениями приказов детям ограничен доступ к гарантированным законом средствам обучения. Использование дистанционных технологий при реализации образовательных программ начального общего образования с организацией контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронно- образовательной среде противоречит закону, поскольку не соответствует действующим нормам безопасности. Согласно п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера должна составлять для учащихся 1-4-х классов - не более 15 минут; продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2-х классов - не более 20 минут; для учащихся 3-4 классов - не более 25 минут. Обеспечить реализацию образовательных программ в полном объёме не нарушив нормы СанПина невозможно.

Существующие нормы закона, правовые акты МБОУ «СОШ №4» содержат
положения, которыми в достаточной мере урегулирован вопрос о том, что делать с
учебным процессом в сложившейся ситуации без перевода детей на обучение с
применением дистанционных технологий. Положения этих правовых актов
укладываются в рамки действующего законодательства, обеспечивают права детей. Приказом МБОУ «СОШ № 4» от 26.02.2014 г. утвержден Порядок организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ. Пп. 3 п. 4.1 данного Порядка закреплена возможность преподавателя другой организации, участвующей в сетевом взаимодействии, осуществлять образовательную деятельность на территории организации, в которую обучающийся был принят на обучение по образовательной программе. Таким образом, в течение двух недель сентября 2020 года можно было организовать обучение её детей в школе силами преподавателей других образовательных организаций, т. к. детей на карантин никто не отправлял. Организация такого обучения полностью соответствует интересам детей, обеспечивает реализацию их права на образование.

Считает оспариваемые приказы МБОУ «СОШ № 4» дискриминационными, ввиду того, что действие их распространяется на все возрастные группы школьников, однако неблагоприятное действие в плане получения возможностей пользования правами они оказывают на детей в зависимости от их возраста: чем младше ребенок, тем ограниченнее возможность реализовать своё право на образование в условиях действия данных приказов. И права её детей нарушены именно как представителей их возрастной группы. Кроме того, ввиду того, что обязанность по обеспечению детям образования с неё никто не снимал, восстанавливать пробелы в их знаниях и умениях, не восполненных МБОУ «СОШ №4», ей придется за свой счет, нанимая репетиторов. Таким образом, реализация права на образование её детей будет поставлена в прямую зависимость от материального положения их семьи.

Применением оспариваемых приказов нарушены условия договоров о предоставлении начального общего образования, заключенных ею с МДОУ «СОШ №4» в отношении детей Ж.Д.А. (договор от 01.09.2017) и Ж.П.А (от 01.09.2020 г.), а именно: п. 2.1., 2.4., 2.6., 2.11, З.8., 4.2. Считает реализацию образовательных программ в период действия оспариваемых приказов - ненадлежащим исполнением условий указанных договоров. Поэтому любые, пусть даже основанные на нормах права аргументы в пользу процесса обучения, ограничивающего, права её детей, считает злоупотреблением своим правом МБОУ «СОШ №4».

Приказ Управления образования администрации городского округа город Шарья от
08.09.2020 г. № 375 «Об организации дистанционного обучения», пунктом 2 которого
организована      образовательная      деятельность      по      реализации     основных
общеобразовательных программ начального общего, основного общего, и среднего
общего образования с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий в МБОУ «СОШ №4», считает незаконным, т. к. он издан
за пределами полномочий, предоставленных Федеральным законом.

Дело по ходатайству ответчика, рассматривалось без участия представителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» городского округа город Шарья.

В возражениях на иск ответчик указал, что действия МБОУ СОШ № 4 по переводу на дистанционное обучение законны. МБОУ СОШ № 4 не нарушает права учащихся. Государством предусмотрена реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимается, образовательные технологии реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии педагога. В настоящее время учителями скорректированы учебные программы с целью их полной реализации. Просил отказать Жуйковой М.Н. в удовлетворении заявленных требований.

В связи с увеличением требованием, к участию в деле в качестве второго ответчика было привлечено Управление образования администрации городского округа город Шарья.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика Махова О.В. указала, что с требованиями истицы не согласны. На сегодняшний день образовательные программы реализуются в полном объёме. Внесены соответствующие корректировки в календарно-тематическое планирование и образовательные программы. Дистанционные образовательные технологии предусмотрены ст.16 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». При этом дистанционные образовательные технологии по своей сути по методике преподавания могут реализовываться не только с использованием технических средств, то есть, компьютеров. Это может быть получение домашнего задания, как родителями, так и доставлением домашнего задания может заниматься классный руководитель. Истица говорила, что они получали домашние задание через родителей. В связи с этим права истицы и её детей на доступное бесплатное образование, которое реализовывалось в полном объёме, не были нарушены.

На 2-3 дня было введено дистанционное обучение приказом по Управлению образования, который основывался на протоколе заседания оперативного штаба муниципального образования городской округ г. Шарья. В приказе дословно взята формулировка из протокола. В приказе прописано «электронное обучение с использованием дистанционных технологий». Такое обучение было введено только на 2 дня - 9 и 10 число. При этом, к сожалению, образовательная организация не учла риски, то, что 90% педагогического состава была выведена на «больничный». Далее была внесена корректировка, как образовательной организацией, так и Управлением образования, а именно образовательный процесс в школе № 4 был приостановлен - закрытие школы на 2хнедельный карантин. В образовательных учреждениях эта практика применяется, что предусмотрено санитарными правилами при заболеваемости детей более 20% и более. При этом законодательством не предусмотрено перевод детей на какую-либо иную форму обучения.

Статьёй ст. 28, ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательное учреждение несет обязанность по созданию безопасных условий для своих обучающихся и воспитанников. Перевод на реализацию образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и приостановление учебного процесса, был необходим.

Также образовательная организация вправе принять решение о внесении изменений во все разделы программы или только в один, или несколько разделов программы. Календарно-тематическое планирование по каждому предмету в школе № 4 ведётся и изменения были внесены с учётом сложности изучаемых тем. Управлением образования и Департаментом образования ведётся строгий контроль соблюдения лицензионных требований, в данном случае исполнение в полном объёме учебного плана. Нарушений школой № 4 не допущено.

При обращении родителей школа предоставляет технические средства для использования электронных образовательных ресурсов. На сегодняшний день 100 % школьников обеспечены бесплатной образовательной литературой и учебными пособиями для освоения в полном объёме учебного плана.

Дистанционное образование, в которое пришлось войти в марте 2020 г., не достаточно изучено, но при этом дистанционные образовательные технологии всегда использовались и используются в практике преподавания всех предметов. Такой формой, в том числе, является и домашнее задание. Домашнее задание задаётся по каждому предмету с учётом специфики, возрастных и психологических особенностей ребёнка.

За обучение, воспитание в первую очередь несёт ответственность родитель, а образовательное учреждение только создаёт для этого соответствующие условия. Говорить о том, что у детей снизилась успеваемость только из-за дистанционного обучения и получаемый уровень образования стал ниже, не совсем объективно.

Приказ от 08.09.2020 г. № 375 «Об организации дистанционного обучения» был издан на основании протокола заседания оперативного штаба по профилактике новой коронавирусной инфекции и предупреждению её распространения на территории г.о.г. Шарья от 08.09. 2020 г. № 16 под председательством главы г.о.г. Шарья Неганова Э.Г., где в п. 2 под литерой «б» прописано «руководителю образовательной организации МБОУ СОШ № 4 издать приказ о переходе обучения учащихся в дистанционную форму с 09.09.2020 г. по 15.09.2020 г. включительно. Обеспечить своевременное информирование родителей и учащихся о принятых решениях». На основании данного протокола был издан приказа. Оперативный штаб создан на основании оперативного штаба Костромской области под председательством губернатора Костромской области Ситникова С.К.

Местным Роспотребнадзором было вынесено представление в связи с заболеванием учителей новой коронавирусной инфекцией. Педагогический персонал «был выведен по контакту на больничные листы». Было выявлено 3 случая заболевания COVID-19, весь персонал был выведен на основании представлений Роспотребнадзора.

Управление образования действует на основании Положения об Управлении образования при администрации г.о.г. Шарья. Образовательное учреждение - школа № 4 является подведомственной Управлению образования. Управление образование выступает учредителем образовательной организации, что подтверждается её Уставом.

В Законе об образовании есть статья о сетевой форме реализации образовательных программ. В муниципальном образовании заключены соглашения о сетевом образовании, но ситуация со школой № 4, когда полностью во всей школе был приостановлен образовательный процесс, реализовать по всей школе сетевую формы образования не представилось возможным. На тот момент в других образовательных учреждениях в полном объёме велись все образовательные предметы в двухсменном режиме.

По всей школе дистанционное обучение длилось 2 дня - 9 и 10 сентября. В дальнейшем на 2 недели была приостановлена образовательная деятельность учреждения в связи с заболеванием COVID-19 у персонала, обучение не проводилось вообще.

Второй представитель ответчика Мишуткина К.А. вышеизложенные доводы поддержала.

В соответствии с положениями ст. 33.1 ГПК РФ суд перешёл к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе рассмотрения дела постановлениями начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области от 8.09.2020 года на основании результатов исследований Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» от 7.09.2020 года 29 педагогам МБОУ СОШ № 4 постановлено находиться в режиме изоляции с 8.09.2020 года по 16.09.2020 года включительно (л.д.40- 68). Всем педагогам были выданы листки нетрудоспособности (л.д.69- 80).

8.09.2020 года в связи с текущей ситуацией в МБОУ СОШ № 4 было проведено заседание оперативного штаба по профилактике новой коронавирусной инфекции и предупреждению её распространения на территории г.о.г. Шарья, согласно протоколу которого, Управлению образования администрации городского округа город Шарья в срок до 8.09.2020 года следует издать приказ о переводе учащихся МБОУ СОШ № 4 на дистанционную форму обучения, руководителю МБОУ СОШ № 4 издать приказ о переходе обучения учащихся в дистанционную форму (л.д.84).

Приказом Управления образования администрации г.о.г. Шарья от 08.09.2020 г. № 375 «Об организации дистанционного обучения» во исполнение протокола заседания оперативного штаба по профилактике новой коронавирусной инфекции и предупреждению её распространения на территории г.о.г. Шарья от 08.09. 2020 г. № 16, в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в МБОУ СОШ № 4 руководителю МБОУ СОШ № 4 приказано организовать образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ начального, основного и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с 9 сентября 2020 года до 10 сентября 2020 года (л.д.83).

Приказом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г.о.г. Шарья от 08.09.2020 г. «О профилактике распространения COVID-19 МБОУ СОШ № 4» № 241 педагоги переведены на дистанционную форму обучения с 9.09.2020 года до особого распоряжения (п.4), педагогам приказано осуществлять процесс обучения с применением дистанционных технологий (п.5) (л.д.81).

Часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов - которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно абзацу 14 статьи 1 данного Федерального закона под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Пунктом 1 статьи 31 этого же Федерального закона предусмотрено введение ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

К ограничительным мероприятиям (карантину) относятся административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (абзац 15 статьи 1 указанного Федерального закона).

В силу положений абзаца 4 статьи 6 и пункта 2 статьи 31 этого же нормативного правового акта ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на территории субъекта Российской Федерации на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (пункт 1.2).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.03.2020 N 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) указано на необходимость: обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в образовательных организациях, по возможности обеспечить переход на дистанционное обучение (п. 1.5); ограничить проведение массовых мероприятий (п. 1.6).

В соответствии с ч.2 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Порядок реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регулируется ст.16 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с положениями ч.2 указанной статьи организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (часть 2).

Согласно письмуМинпросвещения России от 08.04.2020 N ГД-161/04 "Об организации образовательного процесса" одним из инструментов организации обучения в условиях бесконтактной коммуникации, рекомендованным Минпросвещения России, является использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Указанным письмом образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы общего образования, в условиях неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации и введенных ограничений на посещение общественных мест, организаций или действия режима самоизоляции (карантина) обеспечить реализацию образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с графиками учебного процесса и индивидуальными учебными планами, в режиме нахождения обучающихся в условиях домашней самоизоляции (п.2).

Согласно методическим рекомендациям "МР 3.1.0173-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Организация противоэпидемических мероприятий в период пандемии COVID-19. Методические рекомендации", предназначенных для органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, специалистов органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации и других организаций независимо от организационно-правовой формы собственности, утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 21.04.2020 года, в целях оперативного реагирования с учетом складывающейся эпидемиологической обстановки особенности применения отдельных положений настоящих методических рекомендаций, рекомендован перевод школьников и студентов на дистанционное обучение.

Таким образом, довод Жуйковой М.Н. о том, что использование дистанционных технологий при реализации образовательных программ начального общего образования с организацией контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронно- образовательной среде противоречит закону, противоречит вышеизложенным нормам права. Более того, в сложившейся ситуации, когда 90% педагогического состава школы находилось в режиме изоляции, это был способ обезопасить, в том числе её детей и её семью от заражения опасным заболеванием.

Доказательства того, что задания детям давались без учёта их возраста и образовательных программ, в результате чего дети вынуждены были готовить задания целыми днями без учёта санитарных норм и норм безопасности, что     условия      реализации образовательных программ были невыполнимы, Жуйковой М.Н. суду не представлены.

Довод Жуйковой М.Н. о том, что приказы были приняты в условиях не обеспечения детей и педагогов необходимыми материально-техническими средствами обучения с использованием дистанционных технологий, также не подтверждён Жуйковой М.Н. допустимыми доказательствами. Ею не отрицалось в ходе рассмотрения дела, что она не обращалась в учебное заведение о предоставлении её детям материально-технических средств обучения. Доказательства того, что педагоги поручили ей отстаивать свои права по поводу не обеспечения их необходимыми материально-техническими средствами обучения, суду не представлены.

Довод о том, что в течение двух недель сентября 2020 года можно было организовать обучение её детей в школе силами преподавателей других образовательных организаций, т. к. детей на карантин никто не отправлял, противоречит вышеизложенным положениям статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", предоставляющей образовательной организации право самостоятельно определять порядок образования, образовательные технологии по реализуемым образовательным программам. Доказательства того, что на тот момент в других образовательных учреждениях в полном объёме не велись все образовательные предметы в двухсменном режиме, суду Жуйковой М.Н. не представлены.

Довод о том, что оспариваемыми приказами нарушены условия договоров о предоставлении начального общего образования, заключенных ею с МДОУ «СОШ №4» является безосновательным. Приказами не внесены изменения в указанные договоры, доказательств того, что указанными приказами проявлено неуважение к личности детей, оказано психологическое насилие на детей, что переход на дистанционное обучение противоречил образовательным стандартам, суду не представлены.

Довод о том, что приказ Управления образования администрации городского округа город Шарья от 08.09.2020 г. № 375 «Об организации дистанционного обучения», издан
за пределами полномочий, предоставленных Федеральным законом, также является безосновательным.

В соответствии с Положением об управлении образования администрации городского округа город Шарья Костромской области, Управление осуществляет функции и полномочия учредителя подведомственных муниципальных образовательных организаций (п.1.10), создаёт условия для реализациями гражданами права на образование, обеспечивает функционирование муниципальной системы образования (п.2.10).

В соответствии с Уставом образовательной организации МБОУ СОШ № 4 -функции и полномочия учредителя осуществляет управлении образования администрации городского округа город Шарья Костромской области (п.1.8).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемый приказ вынесен уполномоченным органом, в пределах его компетенции.

В силу ч.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В ходе рассмотрения дела Жуйкова М.Н. не оспаривала тот факт, что ей было известно о переводе детей с 1.04.2020 года на реализацию программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Между тем, с требованием о признании приказ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г.о.г. Шарья от 20.03.2020 г. № 92 «Об организации образовательной деятельности в условиях введения режима повышенной готовности в целях недопущения распространения короновирусной инфекции» незаконным, она обратилась в суд 9 октября 2020 года, то есть с пропуском установленного срока.

В силу положений ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Суд не соглашается с доводом о том, что приказом дети были переведены на дистанционное обучение в рамках гражданско-правового договора. Оспариваемым приказом не внесены изменения в заключённые гражданско-правовые договоры о предоставлении начального общего образования, приказ вынесен в пределах компетенции в рамках организации образовательной деятельности, не привел к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей по заключённым договорам, то есть носит административный характер (л.д.133).

Учитывая, что в ходе рассмотрения административного дела каких-либо нарушений прав и законных интересов Жуйковой М.Н. и её несовершеннолетних детей со стороны ответчиков не установлено, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного административного иска.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 218 - 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Жуйковой М.Н. в удовлетворении административного искового заявления к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» городского округа город Шарья и Управлению образования администрации городского округа город Шарья о признании незаконными приказ Управления образования администрации г.о.г. Шарья от 08.09.2020 г. № 375 «Об организации дистанционного обучения; пункты 4, 5 приказа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г.о.г. Шарья от 08.09.2020 г. «О профилактике распространения COVID-19 МБОУ СОШ № 4»; приказ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г.о.г. Шарья от 20.03.2020 г. № 92 «Об организации образовательной деятельности в условиях введения режима повышенной готовности в целях недопущения распространения короновирусной инфекции», носящими дискриминационный характер, повлекшими нарушение прав её детей на образование, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Костромского областного суда через Шарьинский районный суд в течение одного месяца.

Председательствующий              О.В. Гуманец

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».