Дело № 1-18/2021
Номер дела: 1-18/2021
УИН: 64RS0034-01-2020-002255-84
Дата начала: 29.12.2020
Дата рассмотрения: 24.02.2021
Суд: Саратовский районный суд Саратовской области
Судья: Беличенко Александр Владимирович
Статьи УК: 264
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Постановление
Дело № 1-18(1)2021г.
64RS0034-01-2020-002255-84
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 февраля 2021 года п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи - Беличенко А.В.,
при секретаре - Трубниковой О.В.,
с участием государственного обвинителя - помощника прокурора Саратовского района Саратовской области - Нечаева А.Е.,
потерпевшей - ФИО7,
представителя потерпевших ФИО7 и Потерпевший №1 - адвоката Шапкарина О.А., представившего удостоверение № 2320 и ордера №№ 2, 30,
близкого родственника обвиняемого - Карнаушенко А.А.,
его представителя - адвоката Сотонкина А.В., представившего удостоверение № 2475 и ордер № 735,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
ФИО1, <данные изъяты>, ранее судимого: 25 мая 2020 года Волжским районным судом г. Саратова по статье 264.1 УК РФ к наказанию в виде 300 часов обязательных работ, -
по факту совершения преступления, предусмотренного пунктом «а» части 6 статьи 264 УК РФ,
установил:
Карнаушенко Д.А. совершил нарушение лицом, управляющим автомобилем в состоянии опьянения, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека и смерть двух лиц, при следующих обстоятельствах:
31 мая 2020 года примерно в 01 час 04 минуты водитель Карнаушенко Д.А., находясь в состоянии алкогольного опьянения, нарушая тем самым п. 2.7 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (с последующими дополнениями), управляя находящимся в его пользовании технически исправным автомобилем марки «ЛАДА 219010 LADA GRANTA» регистрационный знак № регион, следовал по 278-му километру ФАД «Сызрань-Саратов-Волгоград», проходящему по территории Саратовского района Саратовской области.
Двигаясь в условиях темного времени суток с неограниченной видимостью, с не установленной скоростью, которая не обеспечивала безопасность в данной дорожной ситуации, Карнаушенко Д.А. допустил выезд управляемого им автомобиля на полосу встречного движения, чем нарушил требования п.п. 1.4 и 9.1 вышеуказанных Правил, согласно которым на дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств, при этом стороной, предназначенной для встречного движения без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части автодороги.
Неправильно оценив дорожную обстановку и ее изменения, Карнаушенко Д.А., при возникновении опасности в виде встречного автомобиля, не принял возможные меры к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства, продолжив движение по полосе, предназначенной для встречного движения, тем самым нарушил требования абзаца 2 п. 10.1 тех же Правил.
Вследствие нарушения требований Правил дорожного движения РФ и собственной неосторожности, Карнаушенко Д.А. сам поставил себя в условия, при которых дорожно-транспортное происшествие стало неизбежным и 31 мая 2020 года примерно в 01 час 04 минуты на 278-м километре ФАД «Сызрань-Саратов-Волгоград» на территории Саратовского района Саратовской области допустил встречное столкновение передней частью своего автомобиля с грузовым седельным тягачом марки «МАЗ 5440А9-1320-031» регистрационный знак № 190 в сцепке с полуприцепом с бортовой платформой марки «KPOHASDP 27» регистрационный знак АМ0464 64 в составе автопоезда под управлением водителя ФИО3
Нарушая требования Правил дорожного движения РФ, Карнаушенко Д.А. не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.
В результате произошедшего дорожно-транспортного происшествия водитель Карнаушенко Д.А., а также его пассажиры ФИО10 и ФИО11 скончались на месте происшествия, а пассажиру Потерпевший №1 был причинен тяжкий вред здоровью.
Согласно заключению эксперта №156/1585 от 22 августа 2020 года у пассажира автомобиля марки «ЛАДА 219010 LADA GRANTA» ФИО10 в результате произошедшего дорожно-транспортного происшествия имелись следующие телесные повреждения: переломы костей основания черепа, переломы костей лицевого отдела черепа, кровоизлияния в боковые желудочки головного мозга, диффузное субарахноидальное кровоизлияние, кровоизлияние в мягкие ткани головы в лобной области слева, затылочной области справа, ушибленные раны: в затылочной области справа (1), лобной области слева (3), ссадины: в лобной области справа (1), от левой височной области до левой подбородочной области (1), кровоизлияния в парааортальную клетчатку, правую паранадпочечниковую клетчатку, ссадины: на груди слева (6); кровоподтеки: на груди справа (1), в левой подвздошной области (1), в правой подвздошной области (1), перелом левой плечевой кости, правой и левой бедренной кости, кровоизлияния в мягкие ткани в проекции переломов, кровоподтек: на тыле правой кисти (1), на тыле левой кисти (1), правой голени (1), ссадины: на правом бедре (1), в проекции левого локтевого сустава (1) на левом предплечье (2), на левом бедре (1), левой голени (1), рваная рана в проекции левого коленного сустава, которые оцениваются в едином комплексе и причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека. Смерть ФИО10 наступила в результате тупой сочетанной травмы тела с переломом костей скелета и повреждением внутренних органов.
Согласно заключению эксперта №157/1584 от 04 сентября 2020 года у пассажира автомобиля марки «ЛАДА 219010 LADA GRANTA» ФИО11 в результате произошедшего дорожно-транспортного происшествия имелись следующие телесные повреждения: в области головы и шеи: ссадина и ушибленная рана в лобной области по условной срединной линии, ушибленная рана в лобной области справа, ушибленная рана в области надпереносья с переходом в лобную область справа и слева, ссадина на спинке носа, ссадина в правой скуловой области, ушибленная рана в левой скуловой области, ссадина на верхней губе слева, ссадина на передней поверхности шеи справа и слева с переходом на левую боковую поверхность, кровоизлияние в мягких тканях головы в лобной области справа и слева, с переходом на правую височную область, кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку на поверхности правых лобной и височной долей и на поверхности левых лобной и височной долей, излитие крови в желудочки головного мозга (около 25 мл.), линейные и оскольчатые переломы свода и основания черепа, переломы носовых костей, расхождения межносового и лобно-носовых швов, поперечные переломы правого и левого скуловых отростков лобной кости, правого и левого скуловых отростков верхней челюсти, скуловых отростков правой и левой височных костей, перелом левой скуловой кости, множественные переломы верхней и нижней челюстей, разрыв задних связок атланто-затылочного сустава; в области груди и живота: ссадины на передней поверхности груди справа и слева с переходом на переднюю поверхность живота справа и слева, на область правого надплечья и правого плеча в верхней трети, ушибленные раны на их фоне на передней поверхности груди справа на передней поверхности правого плеча, излитие крови в правую (около 300 мл.) и левую (около 100 мл.) плевральные полости, кровоизлияния и разрывы легких, переломы ребер справа: хрящевой части 1 ребра по окологрудинной линии, 1, 2, 3, 4, 5 и 6 от задней подмышечной до лопаточной линии, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 по околопозвоночной линии, разрывы пристеночной плевры справа, переломы ребер слева: 1, 2, 3 и 4 ребер по задней подмышечной линии, 1 ребра по передней подмышечной линии; в области конечностей: ссадины на тыльной поверхности правой кисти, ссадина на тыльной поверхности левой кисти, рваные раны на наружной поверхности правого бедра, кровоподтек на внутренней поверхности правого бедра, ссадина на внутренней поверхности в проекции правого коленного сустава, ссадина на передней поверхности правой голени, ссадина на передней поверхности левого бедра, ссадины на передней поверхности левого бедра с переходом на переднюю поверхность в проекции левого коленного сустава и переднюю поверхность левой голени, ссадина на передней поверхности левой голени, разрыв правого грудино-ключичного сочленения, многооскольчатый перелом правой плечевой кости, оскольчатый перелом правой бедренной кости, вывих головки левой бедренной кости из тазобедренного сустава, которые оцениваются в комплексе единой травмы, квалифицируются как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека и находятся в прямой причинной связи с наступлением смерти. Смерть ФИО11 наступила в результате тупой сочетанной травмы тела с переломами костей свода и основания черепа, лицевого черепа, излитием крови в желудочки головного мозга, двусторонними переломами ребер с разрывами плевры, кровоизлияниями и разрывами легких, излитием крови в плевральные полости.
Согласно заключению эксперта № 2536 от 11 августа 2020 года у пассажира автомобиля марки «ЛАДА 219010 LADA GRANTA» Потерпевший №1 в результате произошедшего дорожно-транспортного происшествия имелись следующие телесные повреждения: сочетанная травма: закрытая травма черепа, ушиб головного мозга легкой степени, рвано-ушибленная рана левой ушной раковины, кожная рана внутреннего угла правого глаза; закрытая травма грудной клетки, ушиб грудной клетки, закрытый перелом 8, 9 ребер слева по лопаточной линии со смещением фрагментов, закрытая травма живота, ушиб передней брюшной стенки, ушиб 12-перстной кишки, разрыв большого сальника, внутрибрюшное кровотечение, частичное повреждение медиальной боковой связки, синовит левого коленного сустава, которые оцениваются в совокупности и причинили тяжкий вред здоровью, опасный для жизни, создающий непосредственно угрозу для жизни.
Наступившие последствия находятся в прямой причинной связи с нарушением Карнаушенко Д.А. требований п.п. 2.7, 1.4, 9.1 и 10.1 Правил дорожного движения РФ.
Отец подсудимого - ФИО8, настаивающий на продолжении производства по уголовному делу в целях реабилитации умершего, в судебном заседании вину Карнаушенко Д.А. в совершении инкриминируемого ему преступления не признал, пояснив, что о подробностях ДТП ему ничего не известно, однако он полагает, что аварийную ситуацию на дороге мог создать водитель грузового автомобиля «МАЗ» - ФИО3, выехав на встречную полосу дороги, по которой ехал его сын, о чём свидетельствуют зафиксированные в схеме места происшествия следы юза указанного автомобиля, характер повреждений автомобиля «МАЗ» - повреждена правая часть указанного автомобиля, в том числе правое переднее колесо; в ходе предварительного следствия не было установлено взаимное расположение указанных транспортных средств в момент их столкновения, а также, по его мнению, само место столкновения.
Выслушав участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения и защиты, проверив представленные доказательства, суд находит виновность Карнаушенко Д.А. в совершении преступления, указанного в описательной части постановления, установленной и подтверждающейся совокупностью исследованных в судебном заседании следующих доказательств:
- показаниями в судебном заседании потерпевшей ФИО7 о том, что у нее был сын ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который в ночь с 30 на 31 мая 2020 года погиб в дорожно-транспортном происшествии. Обстоятельства произошедшего ей неизвестны. Со слов сотрудников полиции она узнала, что Карнаушенко Д. - знакомый её сына, управляя автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, выехал на встречную полосу и столкнулся с большегрузом;
- показаниями потерпевшей Потерпевший №1 на предварительном следствии, оглашенными в суде в порядке требований части 1 статьи 281 УПК РФ, из которых следует, что у нее были знакомые: Карнаушенкор Д., 1988 года рождения, ФИО22, 1991 года рождения и ФИО23, 1987 года рождения, которых она может охарактеризовать с положительной стороны, однако Карнаушенко Д. часто употреблял спиртные напитки, и иногда садился за руль автомобиля в состоянии алкогольного опьянения. 30 мая 2020 года она вместе с вышеуказанными лицами отдыхала на природе за пределами г. Саратова, при этом она, Карнаушенко Д. и ФИО11 употребляли спиртные напитки. Примерно в 00 часов 30 минут 31 мая 2020 года они на автомобиле Карнаушенко Д. марки «LADA GRANTA» вчетвером выехали с места отдыха. Как они двигались, она не помнит, так как уснула в машине, находясь на заднем пассажирском сиденье прямо за водительским сиденьем. Об обстоятельствах ДТП ей ничего не известно - пришла в себя, находясь с телесными повреждениями в ГУЗ «СГКБ №» (т. 1 л.д. 207-209),
- показаниями потерпевшей Потерпевший №2 на предварительном следствии, оглашенными в суде в порядке требований части 1 статьи 281 УПК РФ, из которых следует, что у нее была дочь - ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, у которой имелся знакомый Карнаушенко Д.. В ночь с 30 на 31 мая 2020 года ей позвонила её родственница ФИО19 и сообщила, что Динара погибла в результате произошедшего на трассе дорожно-транспортного происшествия. Об обстоятельствах ДТП ей известно только со слов. Свидетели и очевидцы происшествия ей неизвестны (т. 2 л.д.36-38),
- показаниями в суде свидетеля ФИО3 о том, что 31 мая 2020 года примерно в 01 час 00 минут он, управляя принадлежащим ему технически исправным грузовым автомобилем «МАЗ» р/з № регион с полуприцепом в составе автопоезда, груженным бетонными плитами, следуя по 278 км. автодороги «Сызрань-Саратов-Волгоград» с включенным ближним светом фар в сторону г. Саратова со скоростью около 80 км/ч. по своей правой полосе движения, увидел, как движущийся во встречном направлении со стороны г. Саратова изначально по своей полосе движется легковой автомобиль, как ему впоследствии стало известно - «Лада гранта» р/з № регион, на расстоянии около 100-150 метров до него резко выехал на его полосу движения и, проехав некоторое расстояние по встречной полосе, вновь вернулся на свою полосу, в связи с чем он (ФИО3), заподозрив опасность для движения в связи с данными действиями водителя встречного автомобиля, стал применять меры к торможению, а когда водитель встречного автомобиля «Лада гранта» примерно за 10-15 метров до его автомобиля вновь выехал на его полосу движения - стал со всей силой давить педаль тормоза, однако ему не удалось избежать столкновения, которое произошло на его стороне движения передней частью а/м «Лада гранта» в переднюю часть кабины управляемого им а/м «МАЗ», ближе к правой стороне, в том числе в правое переднее колесо, в результате чего а/м «МАЗ» унесло влево. Выйдя из автомобиля, он стал звонить в экстренные службы (т. 1 л.д. 118-121),
- показаниями в суде свидетеля ФИО12 о том, что он работает старшим инспектором ДПС ГИБДД МО МВД России «Саратовский» Саратовской области. В ночь с 30 на 31 мая 2020 года он, получив в ходе несения службы сообщение о произошедшем на автодороге «Сызрань-Саратов-Волгоград» в направлении г. Сызрань столкновении легкового и грузового автомобили, совместно с инспектором ДПС ФИО13 выехал на место дорожно-транспортного происшествия. Прибыв на 278-й километр вышеуказанной автодороги, расположенный на территории Саратовского района Саратовской области, он увидел последствия ДТП - 2 столкнувшихся автомобиля: а/м «Лада Гранта» и грузовой тягач «МАЗ» в сцепке с полуприцепом в составе автопоезда, при этом у автомобиля «Лада Гранта» была сильно повреждена передняя часть, он стоял на правой стороне движения относительно движения в сторону г. Волгоград и был обращен капотом преимущественно в сторону г. Сызрань. Проезжая часть автодороги не имела разметки. На правой стороне проезжей части движения относительно движения в сторону г. Волгоград на дорожном полотне имелся след сдира асфальтового покрытия, после которого в ту же сторону начиналась осыпь стекла и металла, ведущая к месту расположения легкового автомобиля, а также автопоезда, расположенного у левого края дороги. От автопоезда шел след юза, начиная с правой стороны движения, когда он начал применять торможение, и заканчивался под колесами его окончательной остановки. Сначала шел тормозной след, а затем - след юза. В автомобиле «Лада Гранта» на водительском сиденье сидел мужчина без признаков жизни, который был зажат частями автомобиля. В нескольких метрах от указанного автомобиля лежало два трупа: парня и девушки. Прибывший через некоторое время на место следователь приступил к осмотру места происшествия, а он (Кадиров) составил схему места совершения административного правонарушения. Указанные действия производились в присутствии понятых, от которых каких-либо замечаний не поступало. Уточнил, что других следов торможения, юза, за исключением зафиксированных им в схеме, на проезжей части автодороги не имелось. Основная концентрация осыпи пластика была в предполагаемом месте столкновения - на стороне движения автомобиля «МАЗ» (т. 2 л.д. 44-46),
- показаниями свидетеля ФИО13 на предварительном следствии, оглашенными в суде в порядке требований части 1 статьи 281 УПК РФ, которые по своему содержанию аналогичны показаниям свидетеля ФИО12 (т. 2 л.д. 47-49),
- показаниями в суде эксперта ФИО14 о том, что им проводилась автотехническая судебная экспертиза по данному уголовному делу, выводы которой он подтверждает в полном объеме. Пояснил, что зафиксированное в схеме повреждение дорожного покрытия - сдир асфальта свидетельствует о месте столкновения. Исходя из представленной ему на обозрение фототаблицы к протоколу осмотра места происшествия может пояснить, что основная часть повреждений у а/м «МАЗ» расположена в его передней части. Утверждает, что зафиксированный в схеме места происшествия одиночный след торможения оставлен именно левой стороной автомобиля «МАЗ», начинается на полосе движения указанного автомобиля и может свидетельствовать о реакции водителя а/м «МАЗ» на опасность для движения. Отсутствие следов торможения от а/м «Лада Гранта» может свидетельствовать о том, что один автомобиль мог выехать на встречную полосу движения, а водитель второго автомобиля мог уходить от удара. Пояснил, что образование зафиксированного в документах повреждения (сдира) асфальта в результате падения груза с а/м «МАЗ» - маловероятно, поскольку, судя по схеме и фототаблице, груз падал с указанного автомобиля в самый последний момент.
Допрошенный в судебном заседании по ходатайству стороны защиты свидетель ФИО15 пояснила, что ей по данному факту производился осмотр места происшествия, в котором также принимал участие специалист, который и выявил наличие сдира асфальтового покрытия на проезжей части автодороги. Место столкновения определялось по осыпи фрагментов автомобиля и по указанному сдиру.
Кроме того, виновность Карнаушенко Д.А. в совершении указанного преступления подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно:
- протоколом осмотра места происшествия и схемой от 31 мая 2020 года, согласно которым осмотрен участок автодороги, расположенный на 278-м км. а/д «Сызрань-Саратов-Волгоград» на территории Саратовского района Саратовской области. Осмотром установлено наличие на данном участке автодороги искусственного фонарного освещения по обеим сторонам. Проезжая часть автодороги не имеет разметки. Осмотр производился в направлении г. Саратова. Осмотром установлено наличие на асфальте следов юза, которые уходят влево. Ширина проезжей части в месте начала следов юза - 23,5 м. Всего на дорожном полотне обнаружено 3 следа юза, условно: №1 №2 №3. Расстояние от правого края проезжей части до следа юза №1 - 3,6 м.; от следа юза №1 до №2 - 2 м. След юза №1 переходит в царапину дорожного покрытия. Расстояние между началом следа юза №1 до вышеуказанного места царапины - 18,5 м. Между началом царапины и правый краем проезжей части - 6,5 м. Царапина переходит в след сдира. Между концом следа сдира и тем же ориентиром - 8,3 м. Общая ширина проезжей части в данном месте - 20,7 м. Расстояние от начала следа юза №1 до конца следа сдира - 24,3 м. Далее следа юза №1 на проезжей части расположен «ЛАДА 219010 LADA GRANTA» р/з №, капотом направленный в сторону г. Сызрань. Расстояние от левого переднего колеса до правого края проезжей части - 7,3 м. Расстояние от заднего левого колеса до того же ориентира - 6,7 м. У левого края обочины находится «МАЗ 5440А9-1320-031» р/з № в сцепке с полуприцепом с бортовой платформой марки «KPOHASDP 27» р/з № в составе автопоезда. Передняя часть тягача направлена в сторону г. Саратов, прижата к левому отбойнику. Расстояние между правым задним колесом легкового а/м и правым передним колесом тягача по линии края проезжей части - 7,1 м. Справа от тягача на проезжей части лежит груз - бетонные плиты. Максимальная ширина разброса груза - 8,4 м; длина - 10,9 м. След юза №1 общей длиной 44,3 м. ведет к правому колесу задней оси полуприцепа. От начала в 18,5 м. след имеет царапины асфальтового покрытия с нарастанием интенсивности, длиной - 5,8 м. до повреждения асфальта в виде вскрытия полотна диаметром около 1 м. След юза №2 параллелен первому следу, имеет начало на 9 м. ранее, если считать по линии края проезжей части. След прерывистый: 1 часть имеет длину - 2,5 м. и после места взрыхления асфальта не отображается, ведет к переднему левому колесу тягача, длиной - 14 м. След юза №3 имеет длину - 14 м., пересекает след №2, предположительно принадлежит «ЛАДА 219010 LADA GRANTA» р/з №. Расположен практически параллельно дороге. Расстояние от начал следа №3 до правого края проезжей части - 8,6 м. Осыпь стекла и пластика имеет конусную форму. Верх конуса начинается в месте царапины асфальтового полотна в следе юза №1 и расширяется к двум вышеуказанным автомобилям, не выходя за их пределы (т. 1 л.д. 6-31),
- протоколом осмотра предметов от 25 сентября 2020 года - автомобиля марки «ЛАДА 219010 LADA GRANTA» р/з №, расположенного на специализированной стоянке ООО «МАХАвто» по адресу: <адрес>, Вольский тракт, 5-й км. Осмотром установлено наличие у автомобиля повреждений: переднего бампера, передних блоков фар, радиатора, капота, передних крыльев, передних и задних дверей, крыши, передней панели приборов, всех порогов, передних колес, передних и задних кресел. Кузов автомобиля сильно разрушен (т. 1 л.д. 223-224),
- протоколом осмотра предметов от 24 ноября 2020 года - грузового седельного тягача марки «МАЗ 5440А9-1320-031» р/з №, расположенного на стоянке по адресу: <адрес>, участок местности на 100 метров западнее строения № 1. Осмотром установлено наличие у указанного автомобиля повреждений: лобового стекла, передней решетки, переднего бампера, передних блоков фар, радиатора, зеркала бокового правого, топливного бака, воздушного фильтра, переднего правого колеса, стекла на правой двери, кабины с правой стороны (т. 1 л.д. 229-230),
- протоколом осмотра предметов от 24 ноября 2020 года - фрагментов подушек безопасности со следами вещества бурого цвета, изъятых 31 мая 2020 года в ходе проведения осмотра места происшествия из рулевого колеса и с пассажирского сиденья автомобиля марки «ЛАДА 219010 LADA GRANTA» р/з № 64 регион, а также марлевого тампона с веществом бурого цвета, изъятого 31 мая 2020 года в ходе проведения осмотра места происшествия (т. 2 л.д. 50-51),
- заключением эксперта № 156/1585 от 22 августа 2020 года о том, что у пассажира ФИО10 имелись следующие повреждения: переломы костей основания черепа, переломы костей лицевого отдела черепа, кровоизлияния в боковые желудочки головного мозга, диффузное субарахноидальное кровоизлияние, кровоизлияние в мягкие ткани головы в лобной области слева, затылочной области справа, ушибленные раны: в затылочной области справа (1), лобной области слева (3), ссадины: в лобной области справа (1), от левой височной области до левой подбородочной области (1), кровоизлияния в парааортальную клетчатку, правую паранадпочечниковую клетчатку, ссадины: на груди слева (6); кровоподтеки: на груди справа (1), в левой подвздошной области (1), в правой подвздошной области (1), перелом левой плечевой кости, правой и левой бедренной кости, кровоизлияния в мягкие ткани в проекции переломов, кровоподтек: на тыле правой кисти (1), на тыле левой кисти (1), правой голени (1), ссадины: на правом бедре (1), в проекции левого локтевого сустава (1) на левом предплечье (2), на левом бедре (1), левой голени (1), рваная рана в проекции левого коленного сустава. Данные повреждения образовались от действия тупого(-ых) твердого(-ых) предмета(-ов), оцениваются в едином комплексе и причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека. Смерть ФИО10 наступила в результате тупой сочетанной травмы тела с переломом костей скелета и повреждением внутренних органов (т. 1 л.д. 182-187),
- заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что у пассажира ФИО11 имелись следующие телесные повреждения: в области головы и шеи: ссадина и ушибленная рана в лобной области по условной срединной линии, ушибленная рана в лобной области справа, ушибленная рана в области надпереносья с переходом в лобную область справа и слева, ссадина на спинке носа, ссадина в правой скуловой области, ушибленная рана в левой скуловой области, ссадина на верхней губе слева, ссадина на передней поверхности шеи справа и слева с переходом на левую боковую поверхность, кровоизлияние в мягких тканях головы в лобной области справа и слева, с переходом на правую височную область, кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку на поверхности правых лобной и височной долей и на поверхности левых лобной и височной долей, излитие крови в желудочки головного мозга (около 25 мл.), линейные и оскольчатые переломы свода и основания черепа, переломы носовых костей, расхождения межносового и лобно-носовых швов, поперечные переломы правого и левого скуловых отростков лобной кости, правого и левого скуловых отростков верхней челюсти, скуловых отростков правой и левой височных костей, перелом левой скуловой кости, множественные переломы верхней и нижней челюстей, разрыв задних связок атланто-затылочного сустава; в области груди и живота: ссадины на передней поверхности груди справа и слева с переходом на переднюю поверхность живота справа и слева, на область правого надплечья и правого плеча в верхней трети, ушибленные раны на их фоне на передней поверхности груди справа на передней поверхности правого плеча, излитие крови в правую (около 300 мл.) и левую (около 100 мл.) плевральные полости, кровоизлияния и разрывы легких, переломы ребер справа: хрящевой части 1 ребра по окологрудинной линии, 1, 2, 3, 4, 5 и 6 от задней подмышечной до лопаточной линии, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 по околопозвоночной линии, разрывы пристеночной плевры справа, переломы ребер слева: 1, 2, 3 и 4 ребер по задней подмышечной линии, 1 ребра по передней подмышечной линии; в области конечностей: ссадины на тыльной поверхности правой кисти, ссадина на тыльной поверхности левой кисти, рваные раны на наружной поверхности правого бедра, кровоподтек на внутренней поверхности правого бедра, ссадина на внутренней поверхности в проекции правого коленного сустава, ссадина на передней поверхности правой голени, ссадина на передней поверхности левого бедра, ссадины на передней поверхности левого бедра с переходом на переднюю поверхность в проекции левого коленного сустава и переднюю поверхность левой голени, ссадина на передней поверхности левой голени, разрыв правого грудино-ключичного сочленения, многооскольчатый перелом правой плечевой кости, оскольчатый перелом правой бедренной кости, вывих головки левой бедренной кости из тазобедренного сустава. Все повреждения образовались в результате действия тупого(-ых) твердого(-ых) предмета(-ов), и находятся в прямой причинной связи с наступлением смерти. Все повреждения оцениваются в комплексе единой травмы, квалифицируются как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека. Смерть ФИО11 наступила в результате тупой сочетанной травмы тела с переломами костей свода и основания черепа, лицевого черепа, излитием крови в желудочки головного мозга, двусторонними переломами ребер с разрывами плевры, кровоизлияниями и разрывами легких, излитием крови в плевральные полости (т. 1 л.д. 171-177),
- заключением эксперта № 2536 от 11 августа 2020 года о том, что у пассажира Потерпевший №1 имелись следующие телесные повреждения: сочетанная травма: закрытая травма черепа, ушиб головного мозга легкой степени, рвано-ушибленная рана левой ушной раковины, кожная рана внутреннего угла правого глаза; закрытая травма грудной клетки, ушиб грудной клетки, закрытый перелом 8, 9 ребер слева по лопаточной линии со смещением фрагментов, закрытая травма живота, ушиб передней брюшной стенки, ушиб 12-перстной кишки, разрыв большого сальника, внутрибрюшное кровотечение, частичное повреждение медиальной боковой связки, синовит левого коленного сустава. Все повреждения оцениваются в совокупности, так как имеют единый механизм травмы и причинили тяжкий вред здоровью, опасный для жизни, создающий непосредственно угрозу для жизни (т. 1 л.д. 215-217),
- заключением эксперта № 2583/2587/6-1 от 18 ноября 2020 года, согласно которому в данной дорожной ситуации водитель автомобиля «ЛАДА 219010 LADA GRANTA» р/з № 64 должен был руководствоваться требованиями п.п. 1.4, 9.1, 10.1 ПДД РФ. В данной дорожной ситуации водитель грузового седельного тягача марки «МАЗ 5440А9-1320-031» р/з № в сцепке с полуприцепом с бортовой платформой марки «KPOHASDP 27» р/з № 64 в составе автопоезда должен был руководствоваться требованиями п. 10.1 ПДД РФ. С учетом фактических данных, зафиксированных в протоколе осмотра места происшествия со схемой происшествия и фототаблицей от 31.05.2020 года, место столкновения автомобиля «ЛАДА 219010 LADA GRANTA» р/з № и грузового седельного тягача марки «МАЗ 5440А9-1320-031» р/з № в сцепке с полуприцепом с бортовой платформой марки «KPOHASDP 27» р/з № в составе автопоезда могло располагаться в районе повреждений дорожного покрытия в районе начала зоны осыпи фрагментов от данных транспортных средств, что с технической точки зрения, не противоречит данным схемы происшествия. Юзовым следам наибольшей длины 62,8 м. соответствует расчетная скорость движения седельного тягача марки «МАЗ 5440А9-1320-031» р/з № в сцепке с полуприцепом с бортовой платформой марки «KPOHASDP 27» р/з № в составе автопоезда около 90 км/ч. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что рулевая и тормозная системы автомобиля «ЛАДА 219010 LADA GRANTA» р/з № находятся в неисправном состоянии вследствие механических повреждений, полученных автомобилем при ДТП. Все колеса находятся на штатных местах. Переднее левое и задние колеса с давлением воздуха в шинах. Переднее правое колесо имеет механические повреждения, без давления в шине. Следы, характерные для движения без давления воздуха на переднем правом колесе, отсутствуют. Разгерметизация переднего правого колеса произошла в результате ДТП. Элементы подвески задних колес видимых механических повреждений не имеют. Элементы подвески передних колес имеют механические повреждения, возникшие в результате ДТП. Следовательно, на момент исследования неисправностей, способных повлиять на нештатное развитие дорожной ситуации, вследствие технического состояние автомобиля «ЛАДА 219010 LADA GRANTA» р/з №, не обнаружено (т. 1 л.д. 150-163),
- заключением специалиста № 1586 от 30 июня 2020 года, согласно которому при судебно-химическом исследовании крови от трупа Карнаушенко Д.А. обнаружен этиловый спирт в концентрации 3 г/л (т. 1 л.д. 38-47).
Оснований сомневаться в приведенных выше показаниях потерпевших и свидетелей - у суда не имеется, поскольку такие показания последовательны, согласуются между собой, подтверждаются приведенными письменными и вещественными доказательствами, полученными с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, свидетели по делу с Карнаушенко Д.А. знакомы не были, в неприязненных отношениях с ним не состояли и причин оговаривать его не имеют, поэтому показания указанных лиц суд кладет в основу постановления.
В достоверности заключений экспертов у суда также не имеется оснований сомневаться, поскольку такие заключения, в свою очередь, соответствуют положениям статьи 204 УПК РФ, статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также требованиям объективности, всесторонности и полноты произведенных исследований, и исключают вероятность каких-либо альтернативных версий разрешения поставленных вопросов.
Оценивая указанные выше доказательства по уголовному делу по правилам ст. 75, 88 УПК РФ, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания недопустимыми таковых не имеется, поскольку объективных данных, позволяющих полагать, что такие доказательства получены с нарушением требований норм уголовно-процессуального закона, в судебном заседании не установлено.
Доводы близкого родственника обвиняемого - ФИО8 и его представителя о том, что дорожно-транспортное происшествие с участием Карнаушенко Д.А. могло произойти в результате выезда грузового автомобиля «МАЗ» под управлением водителя ФИО3 на встречную полосу дороги, по которой ехал Карнаушенко Д.А., судом не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются совокупностью вышеперечисленных доказательств по делу, в том числе показаниями в суде свидетеля ФИО3 о том, что дорожно-транспортное происшествие с его участием произошло в результате выезда автомобиля «Лада гранта» на его полосу движения и в момент возникновения опасности для движения он (ФИО3) применял меры к торможению; показаниями в суде свидетеля ФИО12 о том, что место столкновения располагалось на стороне движения а/м «МАЗ», где находилась основная концентрация осыпи пластика, при этом от автопоезда шел след юза, начиная с правой стороны движения, и заканчивался под колесами его окончательной остановки; показаниями в суде эксперта ФИО14 о том, что зафиксированное в схеме повреждение дорожного покрытия - сдир асфальта свидетельствует о месте столкновения, а зафиксированный в схеме места происшествия одиночный след торможения оставлен именно левой стороной автомобиля «МАЗ», начинается на полосе движения указанного автомобиля и может свидетельствовать о реакции водителя а/м «МАЗ» на опасность для движения, протоколом осмотра места происшествия, которым установлено наличие на участке автодороги, расположенном на 278-м км. а/д «Сызрань-Саратов-Волгоград» на территории Саратовского района Саратовской области следов юза на асфальтовом покрытии от автомобиля «МАЗ», при этом след юза №1 переходит в царапину дорожного покрытия, которая переходит в след сдира; протоколом осмотра грузового седельного тягача марки «МАЗ 5440А9-1320-031» р/з №, основная масса повреждений которого расположена в его передней части, а также иными приведенными в постановлении доказательствами, являющимися в своей совокупности достаточными для вывода о виновности Карнаушенко Д.А. в содеянном.
Доводы близкого родственника обвиняемого и его представителя о том, что показания свидетеля ФИО3 не могут являться объективными доказательствами по делу в связи с наличием в них существенных противоречий, судом также не могут быть приняты во внимание, поскольку существенных противоречий по обстоятельствам произошедшего дорожно-транспортного происшествия, показания указанного свидетеля в себе не содержат. О достоверности показаний свидетеля ФИО3, по мнению суда, свидетельствуют показания в судебном заседании эксперта ФИО14 о том, что зафиксированный в схеме места происшествия одиночный след торможения оставлен именно левой стороной автомобиля «МАЗ», начинается на полосе движения указанного автомобиля и может свидетельствовать о реакции водителя а/м «МАЗ» на опасность для движения, а отсутствие следов торможения от а/м «Лада Гранта» может свидетельствовать о том, что один автомобиль мог выехать на встречную полосу движения, а водитель второго автомобиля мог уходить от удара.
Утверждение близкого родственника обвиняемого о том, что от удара в правое переднее колесо автомобиля «МАЗ» указанный автомобиль не мог смещаться влево, о чем поясняет свидетель ФИО3, по мнению суда не является существенным противоречием, поскольку из показаний указанного свидетеля следует, что столкновение произошло передней частью а/м «Лада гранта» в переднюю часть кабины управляемого им а/м «МАЗ», в том числе и в правое переднее колесо.
Вопреки утверждению стороны защиты схема места дорожно-транспортного происшествия содержит в себе необходимые данные, которые в совокупности с другими доказательствами позволяют оценить обстоятельства произошедшего.
Таким образом, доводы близкого родственника обвиняемого и его представителя, в судебном заседании какого-либо объективного подтверждения не нашли.
Управление водителем Карнаушенко Д.А. автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, не избрание им безопасной скорости движения, а также допущенный им выезд на полосу встречного движения и не принятие возможных мер к снижению скорости при возникновении опасности в виде встречного автомобиля, что в данном случае привело к дорожно-транспортному происшествию, приводит суд к выводу о нарушении Карнаушенко Д.А., управляющим автомобилем, требований пунктов 1.4, 2.7, 9.1 и 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека и смерть двух лиц, и о наличии прямой причинной связи между нарушением Карнаушенко Д.А. требований Правил дорожного движения и фактически наступившими последствиями.
Наличие всех указанных обстоятельств привело суд к выводу о доказанности виновности Карнаушенко Д.А. в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 6 статьи 264 УК РФ.
Действия Карнаушенко Д.А. суд, с учетом изложенного, квалифицирует по пункту «а» части 6 статьи 264 УК РФ, поскольку он совершил нарушение лицом, управляющим автомобилем в состоянии опьянения, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека и смерть двух лиц.
Суд исключает из обвинения Карнаушенко Д.А. ссылку на нарушение им п. 2.1.1 Правил дорожного движения РФ, как не состоящее в прямой причинной связи с наступившими последствиями.
Таким образом, оснований для реабилитации Карнаушенко Д.А. по настоящему уголовному делу, суд не находит. Вместе с тем, в связи с его смертью, уголовное дело подлежит прекращению, на основании пункта 4 части первой статьи 24 и пункта 1 статьи 254 УПК РФ.
Гражданским истцом по делу - ООО «Автотехконтракт» заявлен иск о возмещении материального ущерба на сумму 310 400 рублей, причиненного в результате произошедшего дорожно-транспортного происшествия (т. 1 л.д. 238).
Поскольку разрешение гражданского иска в соответствии со ст. 239 УПК РФ при решении вопроса о прекращении уголовного дела законом не предусмотрено, суд оставляет гражданский иск ООО «Автотехконтракт» без рассмотрения, что не препятствует истцу предъявлению такого иска в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь ст. 24, 254 УПК РФ, суд
постановил:
Прекратить уголовное дело в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по факту совершения преступления, предусмотренного пунктом «а» части 6 статьи 264 УК РФ, на основании пункта 4 части первой статьи 24 и пункта 1 статьи 254 УПК РФ.
Гражданский иск ООО «Автотехконтракт» оставить без рассмотрения, что не препятствует последующему его предъявлению и рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Решить судьбу вещественных доказательств по уголовному делу следующим образом: автомобиль «ЛАДА 219010 LADA GRANTA» регистрационный знак № регион, хранящийся под сохранной распиской у ФИО2, по вступлении постановления в законную силу - оставить по принадлежности у ФИО2; грузовой седельный тягач марки «МАЗ 5440А9-1320-031» регистрационный знак № регион, хранящийся под сохранной распиской у ФИО3 - оставить по принадлежности у ФИО3; конверт с фрагментом подушки безопасности с руля, 1 конверт с фрагментом подушки безопасности с пассажирского сиденья и 1 конверт с марлевым тампоном, хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств МО МВД России «Саратовский» Саратовской области - уничтожить.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 10 суток со дня его вынесения в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд Саратовской области.
Если осужденный (представитель) заявляет ходатайство об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, об этом указывается в его апелляционной жалобе или в возражениях на жалобы, представления, принесенные другими участниками уголовного процесса.
Судья: подпись
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Подлинное постановление находится в материалах уголовного дела № 1-18(1)/2021 Саратовского районного суда Саратовской области.
Судья:
Секретарь: