Дело № 2а-286/2021

Номер дела: 2а-286/2021

УИН: 47RS0003-01-2020-002035-96

Дата начала: 27.11.2020

Суд: Волховский городской суд Ленинградской области

Судья: Назарова Евгения Анатольевна

:
Результат
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Волховский городской прокурор
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Администрация МО Бережковское сельское поселение
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 27.11.2020
Передача материалов судье 27.11.2020
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 01.12.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 01.12.2020
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания 01.12.2020
Предварительное судебное заседание Назначено судебное заседание 25.12.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН 25.01.2021
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 05.02.2021
 

Решение

    Дело № 2а–286/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волхов Ленинградской области 25 января 2021 года

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Назаровой Е.А.,

при секретаре Акимовой С.А.,

с участием помощника Волховского городского прокурора Супрунова Э.С., представителя административного ответчика Лисовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Волховского городского прокурора к администрации муниципального образования Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по созданию маневренного жилого фонда, обязании устранения нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Волховский городской прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, указав в обоснование исковых требований, что Волховской городской прокуратурой в ноябре 2020 года во исполнение задания Прокуратуры Ленинградской области проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Бережковское сельское поселение органами местного самоуправления не создан специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда.

Согласно п.п. 8 4.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» и Закона Ленинградской области от 10.07.2014 №48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» к вопросам местного значения сельских поселений Ленинградской области отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В силу положений п.п.«а,в,г,д,з» ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Как указано в п. 1 и 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

В силу п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда.

Отсутствие маневренного жилого фонда, предназначенного для целей, указанных в ст. 95 ЖК РФ, свидетельствует о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления требований законодательства, связанных с участием в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

На основании изложенного Волховский городской прокурор просит:

- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в части непринятия мер по созданию маневренного жилого фонда.

- обязать администрацию муниципального образования Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам.

В судебном заседании помощник Волховского городского прокурора Супрунов Э.С. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Лисовая Е.Н. просила в иске отказать, по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, из которых следует, что согласно выпискам № ****** из реестра муниципальной собственности, по состоянию на 23.12.2020 г., муниципальный специализированный жилищный фонд муниципального образования Бережковское сельское поселение состоит из 2-х помещений.

В соответствии с постановлениями главы администрации муниципального образования Бережковское сельское поселение№ ****** от 17.11.2015 г. и № ****** от 12.07.2019 г., служебные жилые помещения, расположенные по адресам: ******; ******, отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначаются для проживания граждан и членов их семей в связи с характером их трудовых отношений (работники бюджетной сферы).

Фактическое наличие специализированного жилищного фонда свидетельствует о соблюдении администрацией муниципального образования Бережковское сельское поселение в рамках предоставленных федеральным законом, полномочий, отнесенных к вопросам местного значения сельского поселения, предусмотренных ст. 92 ЖК РФ требований. Названная норма права предусматривает восемь видов жилых помещений специализированного жилого фонда, но не содержит прямую обязанность органа местного самоуправления по созданию каждого его вида.

Полагая незаконным бездействие администрации и необходимость создания маневренного фонда, прокурор ссылался на существование реальной угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, являющейся основанием для переселения граждан. Однако на сегодняшний день в Бережковском сельском поселении отсутствует жилье, из которого требуется переселение граждан в маневренный фонд, комплексный капитальный ремонт многоквартирных домов на территории поселения выполнен в 2016-2018 г.г., таким образом, не предполагается отселение жильцов из многоквартирных жилых домов в связи с проведением работ капитального ремонта. Указанные обстоятельства подтверждаются письмом от 22.12.2020 г. (исх. № ******) ООО «Домоуправ» - организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами на территории поселения. Иные чрезвычайные ситуации с гражданами в течение последних 10 лет не возникали, граждане в администрацию с заявлениями о предоставлении жилых помещения маневренного фонда для временного проживания, в указанный временной период также не обращались. Доказательств по возникновению чрезвычайных ситуаций или обращений граждан из числа категорий, указанных в ст. 95 ЖК РФ, прокурором не представлено.

Учитывая, что предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда является одной из возможных альтернатив соблюдения жилищных прав граждан, администрация имеет полномочия и возможности иных способов соблюдения прав: возможность предоставить в непредвиденных случаях или чрезвычайных ситуациях жилое помещение из другого вида специализированного жилого фонда (служебные жилые помещения), а также взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель, с согласия нанимателя и членов его семьи, может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма (п.2 ст.57, ч.2 ст.88 ЖК РФ).

Кроме того, создание маневренного фонда и его содержание повлечет за собой дополнительное финансирование за счет бюджета муниципального образования, которое в бюджете на 2021 г. запланировано не было.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131-ФЗ) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и рассматриваемым Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу пп. 6 и пп.8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», ст.1 Закона Ленинградской области от 10.07.2014 №48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» к вопросам местного значения сельских поселений Ленинградской области отнесено:

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения,

- обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

Отнесение указанных вопросов местного значения к ведению муниципального образования Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области предусмотрено также пп. 2, пп. 6 ч. 2 ст. 3 устава муниципального образования Бережковское сельское поселение.

Указанные полномочия орган местного самоуправления осуществляет на основании Жилищного Кодекса РФ, а также иных нормативно-правовых актов регулирующих жилищные правоотношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно п. 1 - 9 ч.1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Статья 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относит (в числе прочих) помещения маневренного фонда.

В силу ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Как следует из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера":

- чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

- предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Как установлено судом и подтверждается письмом главы администрации муниципального образования Бережковское сельское поселение от 23 ноября 2020 года № ******, на территории Бережковского сельского поселения маневренный жилой фонд отсутствует.

Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организации содержания муниципального жилищного фонда, его учету, определению порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда входят в компетенцию административного ответчика, на иных лиц не возложены, что по делу не оспаривается.

Из системного толкования приведенных выше положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что на администрацию муниципального образования Бережковское сельское поселение, как на собственника муниципальной собственности поселения, возложены обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, поскольку его отсутствие создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории Бережковское сельское поселение и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.

Доводы административного ответчика о непредставлении прокурором доказательств реальной нуждаемости и необходимости создания в сельском поселении маневренного фонда, являются несостоятельными, так как выполнение обязанности по созданию маневренного жилищного фонда предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости.

Довод административного ответчика о том, что в муниципальном образовании Бережковское сельское поселение нет необходимости в создании маневренного фонда, в связи с отсутствием жилых помещений нуждающихся в капитальном ремонте судом отклоняется, так как из требований закона следует, что жилые помещения маневренного фонда предоставляются при возникновении чрезвычайных ситуаций (обстоятельств непреодолимой силы), которые не зависят от воли граждан-нанимателей, то есть предвидеть необходимость возникновения нуждаемости граждан в предоставлении им жилых помещений из маневренного фонда невозможно.

Иные возражения административного ответчика сводятся к анализу правовых норм и не опровергают обстоятельства дела.

Следует также отметить, что государство в соответствии с положениями части 2 статьи 95 и части 2 статьи 106 ЖК РФ гарантирует лицам, на единственное жилье которых обращено взыскание по долговым обязательствам собственника, предоставление жилых помещений из состава маневренного жилищного фонда и завершение расчетов с должником.

При указанных обстоятельствах административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Признавая бездействие административного ответчика незаконным, суд полагает необходимым возложить на него обязанность создать на территории муниципального образования Бережковское сельское поселение маневренный жилищный фонд для переселения граждан.

На основании ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает срок для исполнения решения суда. Срок, заявленный Волховским городским прокурором, суд находит разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по принятию мер для исполнения возложенной судом обязанности.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Волховского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по созданию маневренного жилого фонда.

Обязать администрацию муниципального образования Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 февраля 2021 года.

    

Судья: подпись Е.А.Назарова

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».