Дело № 2-1020/2021

Номер дела: 2-1020/2021

УИН: 27RS0007-01-2021-000422-98

Дата начала: 25.01.2021

Суд: Центральный районный суд г. Комсомольск-на-Амуре

Судья: Устьянцева-Мишнева Оксана Олеговна

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ Самодурова Галина Петровна
ОТВЕТЧИК Краевое государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре"
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Акционерное общество "РУМА"
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 25.01.2021
Передача материалов судье 25.01.2021
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению Иск (заявление, жалоба) принят к производству 26.01.2021
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 26.01.2021
Подготовка дела (собеседование) Рассмотрение дела начато с начала Вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора 18.02.2021
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 18.02.2021
Судебное заседание Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) 16.03.2021
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 23.03.2021
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 31.03.2021
Дело оформлено 16.07.2021
Дело передано в архив 16.07.2021
 

Решение

Дело № 2-1020/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2021 года          г.Комсомольск-на-Амуре    

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в составе:

председательствующего судьи - Устьянцевой-Мишневой О.О.,

при секретаре судебного заседания - Самсоновой В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самодуровой Г. П. к Краевому государственному казённому учреждению «Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» о признании незаконным решения об отказе в сохранении среднемесячного заработка за 4, 5, 6 месяцы со дня увольнения, третье лицо АО «РУМА»,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Истец уволена по сокращению численности штата из АО «РУМА» (дата) с должности юрисконсульта. Центр занятости отказал в сохранении среднего месячного заработка за 4,5,6 месяцы трудоустройства протоколом комиссии по социальной защите от (дата) за (№) по причине: предоставленные документы не свидетельствуют о наличии исключительности случая для принятия решения о сохранении среднего месячного заработка. Решение Центра занятости незаконное, необоснованное, противоречит нормативным документам по данному вопросу. С решением истец не согласна, по следующим основаниям: согласно ст. 318 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за работником в течение 4,5,6 месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен. Перечень исключительных случаев кодексом не установлен. Практика руководствуется Определениями Верховного суда РФ, областных, краевых, районных судов общей юрисдикции. Согласно п. 15 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №2» от 26.04.2017; Определению Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 23.01.2017 №69-КГ16-12; Определению Верховного Суда РФ от 19.06.2017 №69-КГ17-7 к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению, при разрешении споров, связанных с сохранением среднего месячного заработка за 4, 5, 6 месяцы со дня увольнения, относятся факты: обращения в Центр занятости; нетрудоустройство работника; наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличие у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного. Согласно пункту 7 Методических рекомендаций по порядку выдачи решений органами служб занятости о сохранении среднего заработка, утвержденных распоряжением Департамента труда автономного округа Югры от 14.02.2014 №17 р-39 предусмотрено учитывать: подтверждение самостоятельного поиска работы; отсутствием у него средств к существованию; тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения; наличия нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником существования. Исключительным случаем, признан преклонный возраст работника решением Иркутского областного суда от (дата) по делу №33-1739/2017. Исключительным случаем, признано состояние здоровья работника решением Тверского областного суда от (дата) по делу №33-902/2016. Исключительным случаем, признан в совокупности возраст: 65+, наличие тяжелого заболевания, необходимость соблюдения режима самоизоляции решением Центрального районного суда от (дата) дело №2-4210/2020. Пунктом 4.7. Постановления Правительства Хабаровского края от 1 апреля 2020 года №129 для граждан старше 65 лет введен режима самоизоляции по месту проживания.

В полном соответствии с названными правовыми документами истцом представлены в Центр занятости: справка поликлиники (№) от (дата) о том, что по состоянию здоровья нуждаюсь в постоянном приеме дорогостоящих лекарств; выписка из протокола КЭК от (дата) за (№) с заключением: противопоказано выполнять работу с длительной нагрузкой зрительной, противопоказана работа за компьютером; представление на КЭК; направление на госпитализацию в МНТК «Хирургия глаза»; уведомление МНТК о постановке на очередь; уведомление о стоимости операции. По состоянию здоровья, подтвержденному документально, истец лишена возможности трудоустройства. На момент увольнения и обращения в Центр занятости возраст истца составлял 73 года. Необходимость соблюдения режима самоизоляции явилось препятствием поиску подходящей работы после увольнения по настоящее время. Кроме того, истец оказывает материальную помощь матери, возраст которой 95 лет. Принимала меры к самостоятельному поиску работы.

    Обращаясь с иском в суд, истец просит признать незаконным решение КГКУ «Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» - протокол (№) от (дата) об отказе Самодуровой Г.П. в сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства за 4, 5, 6 месяцы со дня увольнения. Признать за Самодуровой Г.П. право на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства за 4, 5, 6 месяцы со дня увольнения.

Определением суда от (дата) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца привлечено АО «РУМА». Протокольным определением суда от (дата) статус третьего лица изменен на третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.

Истец Самодурова Г.П. настаивала на удовлетворении иска по изложенным в иске основаниям. Дополнительно суду пояснила, что ей 73 года. она всю жизнь проработала в г.Комсомольске-на-Амуре, проживает также в г.Комосомльске-на-Амуре. у нее имеется серьезное заболевание глаз и иные болезни, которые препятствовали ей трудоустроиться в течение 4, 5 и 6 месяца после увольнения по сокращению. Ею представлены в ЦЗН и в суд документы, подтверждающие данный факт. Так у нее имеется справка, согласно которой она нуждается в постоянном дорогостоящем лечении, при этом предоставляет на обозрение суда подлинники кассовых чеков, подтверждающих приобретение дорогостоящих препаратов. Также имеется направление в микрохирургию глаза гХабаровск в связи с необходимостью оперативного вмешательства, удаление катаракты. Она поставлена в очередь на бесплатное оперативное лечение, однако ее данный факт не устраивает, поскольку ожидание продлится примерно 2, 5 года, а это существенно снижает качество ее жизни. Она направляла письмо на электронную почту данного медицинского учреждения, ей предоставлен ответ, что стоимость такой операции составляет примерно (иные данные) рублей. полагает, что с учетом среднего заработка, она могла бы получить от бывшего работодателя примерно (иные данные) рублей, что является допустимой выплатой для предприятия. Также пояснила, что она является юристом по образованию, работала юристом. В настоящее время работа юриста неразрывно связана с работой на компьютере, что ей противопоказано, о чем указано в медицинских заключениях. Она желает работать. В этой связи она прошла курсы пользователя, открытые для пенсионеров. Однако, данные курсы также неразрывно связаны с работой на компьютере, что ей противопоказано. Кроме того, качество обучения на данных курсах не отвечает заявленным задачам, а являются лишь видимостью обучения, знаний не дают. Также пояснила, что ее мать Самодурова К.Н. проживает в (адрес), о чем она представляла справку по форме 1965-па. Ее матери 95 лет, в связи с чем та не может сама себя обслуживать, соответственно, нуждается в постоянном постороннем уходе. Их трое сестер, все они вносят свой вклад в осуществление ухода за матерью. Ее мать является реабилитированной после репрессий, каков размер ее пенсии, истцу не известно. однако, она (истец) оказывает материальную помощь в размере (иные данные) рублей, указанную сумму она переводит своей сестре. Факт родства подтверждается свидетельствами о рождении, а факт перевода денежных средств в январе и феврале 2021 года подтверждается чек-ордерами. ранее, когда она часто являлась в арбитражный суд Хабаровского края, она навещала свою мать, помогала, чем могла. Мать проживает одна в однокомнатной квартире, но ее сестры постоянно навещают мать. Также пояснила, что к матери два раза в неделю приезжают социальные работники, но основной уход осуществляют ее сестры, которые готовят еду, стирают, убирают, ходят в магазин за продуктами. Полагает, что и в Центре занятости населения и в суде доказала исключительность случая, который позволяет выплатить ей пособие за 4, 5, 6 месяцы нетрудоустройства.

Представитель ответчика КГКУ «Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» - Колесникова А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Представлены письменные возражения, согласно которым согласно ст. 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, а если длительность периода трудоустройства превышает два месяца, - за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц. В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения. В случае, предусмотренном частью второй статьи 318 ТК РФ, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания соответственно второго и третьего месяцев со дня увольнения, а в случае, предусмотренном частью третьей статьи 318 ТК РФ, - после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания соответственно четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения. Работодатель взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства (части вторая и третья статьи 318 ТК РФ) вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере пятикратного среднего месячного заработка. Если работнику уже были произведены выплаты среднего месячного заработка за второй, третий, четвертый или пятый месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанных выплат. При ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства (части вторая и третья настоящей статьи) и (или) выплата единовременной компенсации (часть пятая настоящей статьи) в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством. Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации, предусмотренных частями первой - третьей и пятой настоящей статьи, производятся работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя. При принятии решения о сохранении среднего месячного заработка высвобожденному работнику (далее - решение) Центр занятости руководствуется : Конституцией Российской Федерации; Трудовым кодексом Российской Федерации; Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; и другими нормативными правовыми актами. Ранее Центр занятости руководствовался приказом № 32 от 15.03.2018 комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края «Об утверждении Методических рекомендаций по работе с обратившимися в органы службы занятости гражданами, уволенными в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации». Однако письмом от 19.08.2020 № 3155-02.2-04 Методические рекомендации утратили силу. В дальнейшей работе при решении вопросов о сохранении среднего месячного заработка рекомендовано руководствоваться сложившейся судебной практикой. Складывающаяся судебная практика разнообразна.

При определении исключительности случая Центр занятости руководствуется п. 15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 26.04.2017, в котором указано, что исключительность случая сохранения за уволенным работником среднего заработка связана с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного. Большая социальная защищенность пенсионеров требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в целях сохранения за уволенным пенсионером среднего заработка, предусмотренного ч. 2 ст. 318 ТК РФ (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2017 №89-КГ17-1). Какие случаи могут быть признаны (не признаны) в качестве исключительных (обзор судебной практики): Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от (дата) по делу № 33-4187/2018 по иску МУП «ПАТП № 1» к КГКУ ЦЗН г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района (третьи лица - 7 человек): в части ухода гражданина ФИО5 за матерью указано, что не предоставлены доказательства нахождения на иждивении; в части справок о заболеваниях граждан ФИО4 и ФИО3 указано, что заболевания не свидетельствуют о стойкой утрате трудоспособности, наличие указанных заболеваний не является исключительным обстоятельством для сохранения среднего месячного заработка; в части граждан ФИО5, ФИО2, ФИО1, ФИО3 указано, что являются получателями пенсии, в связи с чем социально защищены государством посредством выплаты страховой пенсии. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 25.10.2020 по делу № 33-6551/2020: в части отсутствия средств к существованию указано, что документы, свидетельствующие о статусе малоимущих, не предоставлены.

Представитель АО «РУМА» - Чулков А.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, полагает, что суду не представлено доказательств исключительности случая, при котором необходимо бывшему работнику сохранить средний заработок за 4, 5, 6 месяцы на период трудоустройства. Представлены возражения в письменном виде. Суду пояснил, что бывший работодатель не желает выплачивать ей пособие за спорный период, посокльку не доказана исключительность случая. более того, истец имеет хорошее пенсионное обеспечение, а ее мать, которая не проживает совместно с истцом являясь реабилитированной после репрессий и одновременно, являясь лицом старше 80 лет, также получает пенсию в размере более 40 000 рублей. доказательств того, что мать истца находится на ее иждивении не представлено.

Изучив материалы дела, заслушав истца, представителя ответчика и третьего лица, суд приходит к следующему.

Самодурова Г.П. уволена (дата). Основание увольнения: п. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Последнее место работы: АО «Рума». Профессия по последнему месту работы: юрисконсульт.

После увольнения состояла на учете в КГКУ ЦЗН г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района в качестве ищущей работу с (дата) по (дата).

Было выдано (дата) направление на работу в МУП «Горводоканал» юрисконсультом. Отработка направления: вакансия закрыта.

Обучалась по направлению ЦЗН с (дата) по (дата).

Повторно обратилась в КГКУ ЦЗН г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района (дата). За период состояния на учете вариантов подходящей работы не было.

Истец Самодурова Г.П. является получателем пенсии по старости с (дата) бессрочно. Размер пенсии по состоянию на (дата) составлял 32 891, 34 рубль, что подтверждается ответом ОПФР РФ по Хабаровском краю от (дата).

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, в связи с чем дополнительному доказыванию в соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ.

Кроме того, судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что согласно выписке из протокола (№) от (дата) КГКУ «Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» в предоставлении справки о сохранении среднего заработка на период трудоустройства за 4, 5, 6 месяцы было отказано с формулировкой об отсутствие исключительных обстоятельств, его на работе.

В силу ст.313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Согласно ст.318 Трудового кодекса РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника.

Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч.2 ст.318 Трудового кодекса РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.

Согласно «Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2017)», утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 года к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч.2 ст.318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.

Суду представлена информация о предложенных истцу вакансиях, карточка персонального учета гражданина, обратившегося за государственной услугой, заявление на предоставление государственной услуги, информация о страховом стаже, направления на работу, листы учета посещений.

На основании Устава Центр является объектом социальной сферы и обеспечивает на территории города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции.

В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) государство гарантирует гражданам РФ бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

Согласно подпункту 3 пункта 3.1.3. Административного регламента предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденному приказом комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 10.09.2013 № 100, работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) осуществляет подбор гражданину варианта подходящей работы.

Подбор гражданам варианта подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня профессиональной подготовки и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка по последнему месту работы, рекомендаций о противопоказанных и доступных условиях и видах труда, транспортной доступности рабочего места, пожеланий гражданина к искомой работе (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения, характер труда, должность, профессия (специальность)), а также требований работодателя к исполнению трудовой функции и кандидатуре работника.

При подборе подходящей работы не допускается: предложение одной и той же работы дважды; направление граждан на рабочие места без учета развития сети общественного транспорта в данной местности, обеспечивающей транспортную доступность рабочего места; предложение гражданину работы, которая связана с переменой места жительства, без его согласия; предложение гражданину работы, условия труда которой не соответствуют требованиям охраны труда.

Подходящей считается такая работа, в т.ч. работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности.

Подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы.

В соответствии со ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, а если длительность периода трудоустройства превышает два месяца, - за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения.

В случае, предусмотренном частью второй настоящей статьи, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания соответственно второго и третьего месяцев со дня увольнения, а в случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, - после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания соответственно четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения.

Работодатель взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства (части вторая и третья настоящей статьи) вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере пятикратного среднего месячного заработка. Если работнику уже были произведены выплаты среднего месячного заработка за второй, третий, четвертый или пятый месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанных выплат.

При ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства (части вторая и третья настоящей статьи) и (или) выплата единовременной компенсации (часть пятая настоящей статьи) в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации, предусмотренных частями первой - третьей и пятой настоящей статьи, производятся работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

В соответствии с положениями статьи 3 Трудового кодекса РФ, никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Непредоставление положенных гарантий и компенсаций пенсионерам можно расценивать как дискриминацию по возрасту.

Кроме того, ограничение прав, вытекающих из трудовых отношений, по мотивам достижения гражданином пенсионного возраста не согласуется с положениями частей 1, 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, противоречит статье 1 Конвенции МОТ № 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий" 1958 года в части недопустимости нарушения равенства возможностей или обращения в области труда и занятости, статьи 5 Закона о занятости населения, гарантирующих свободу труда и равные возможности в реализации трудовых прав, свободный выбор занятости независимо от возраста и социального положения.

Трудовое законодательство не устанавливает, какие конкретно случаи относятся к исключительным для целей оплаты периода трудоустройства, и не позволяет однозначно определить, в чью компетенцию (работодателя или органа службы занятости) входит принятие окончательного решения об исключительности случая.

Предоставление работодателю права расторгнуть трудовой договор по пункту 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации предполагает и возложение на него обязанности по соблюдению определенных законодателем правовых гарантий защиты увольняемого работника от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы. К их числу относятся установленные статьями 178 и 318 Трудового кодекса Российской Федерации выплата каждому увольняемому работнику выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также сохранение за ним среднего месячного заработка на период трудоустройства.

Перечень исключительных случаев законодателем не установлен, тем самым в каждом конкретном случае отнесение тех или иных обстоятельств к таковым возложено на орган службы занятости населения и направлено на обеспечение работника средствами существования, которых он лишился в связи с утраченной возможностью трудиться по независящим от него причинам. Указанное законоположение предполагает, что именно служба занятости обладает всей информацией, связанной с трудоустройством уволенного работника, его профессиональными навыками, рынком труда в данной местности.

Истцом в суд представлены документы, которые исключительность случая не подтверждают. Как установлено судом истец социально защищена, получая пенсию в размере более 30 000 рублей, что на 8 000 рублей превышает размер минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то есть для работающего населения. Кроме того, согласно постановлению Губернатора от 2 марта 2021 г. N 15 « О ВЕЛИЧИНЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ И ПО ОСНОВНЫМ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ ЗА IV КВАРТАЛ 2020 Г» в среднем на душу населения приходится 15 569 рублей, в том числе для трудоспособного населения 16 510 рублей, для пенсионеров 12 491 рубль.

Доводы истца о том, что на ее иждивении находится ее мать также не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Самодуровой Г. П. к Краевому государственному казённому учреждению «Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» о признании незаконным решения об отказе в сохранении среднемесячного заработка за 4, 5, 6 месяцы со дня увольнения, третье лицо АО «РУМА»,- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.

Судья О.О.Устьянцева-Мишнева

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».