Дело № 2-865/2021
Номер дела: 2-865/2021
УИН: 66RS0004-01-2020-010412-45
Дата начала: 02.12.2020
Дата рассмотрения: 04.02.2021
Суд: Ленинский районный суд г. Екатеринбурга
Судья: Пономарёва Анастасия Александровна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
Дело № 2-865/2021 (2-7099/2020) 66RS0004-01-2020-010412-45
Мотивированное решение изготовлено 11.02.2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 04 февраля 2021 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Пономарёвой А.А., при секретаре судебного заседания Кузнецовой Д.С.,
с участием истца Колесниковой О.Б., представителя ответчика Поздеевой Я.М., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Колесниковой Ольги Борисовны к государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» о взыскании пособия по безработице, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец Колесникова О.Б. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» (далее – ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ»), уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, о взыскании пособия по безработице в сумме 11096,52 коп., компенсации морального вреда в размере 10000,00 руб., взыскании расходов по оплате государственной пошлины 300,00 руб.
В обоснование заявленных требований пояснила, что состояла на учете в ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» с 03.12.2019 г., в течение пяти месяцев с декабря 2019 г. по апрель 2020 г. получала пособие по безработице в размере 9200,00 руб., в мае 2020 г. в размере 13970,00 руб. Срок выплаты пособия, равный 6 месяцам, истекал 02.06.2020 г., накануне 27.05.2020 г. по телевидению транслировалось обращение Президента Российской Федерации о предложенных им мерах поддержки граждан в условиях пандемии, в том числе, о продлении выплат, заканчивающихся после 01 марта, на 3 месяца. Очередная явка в ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» была назначена истцу 03.06.2020 г., перерегистрация проводилась по звонку сотрудника центра занятости в связи с неосуществлением личного приема. В телефонном разговоре 03.06.2020 г. сотрудник центра занятости сообщила, что последняя выплата пособия будет осуществлена после 03 июня, а также разъяснила, что истец может состоять на учете и далее, но без получения выплат, либо сняться с учета и встать на учет вновь для получения пособия в течение еще 3-х месяцев в минимальном размере. В связи с нахождением в тяжелом материальном положении истец выбрала второй вариант и встала на учет повторно 08.06.2020 г., ей было назначено пособие в размере 5175,00 руб. Однако свой выбор истец полагает обусловленным не личным желанием, а дезинформацией со стороны сотрудника ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ», поскольку 10.06.2020 г. было принято Постановление Правительства РФ № 844, в соответствии с которым ей полагалось пособие в большем размере. При обращении истца по горячей линии в Минтруд ей пояснили, что совет центра занятости о снятии с учета и повторной постановке с целью получения пособия неправомерен, поскольку повторная постановка на учет с получением пособия по безработице возможна по истечении 12 месяцев с даты предыдущей постановки.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала с учетом уточнений.
Ответчик исковые требования не признал, в письменных возражениях пояснил, что Колесникова О.Б. обратилась в ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» 03.09.2019 г., приказом от 10.12.2019 г. была признана безработной с 03.12.2019 г., назначено пособие по безработице в процентом соотношении к средней заработной плате (15077,24 руб.) в первые три месяца – 75 %, в следующие три месяца – 60 %, но не более максимальной и минимальной величины пособия по безработице. Приказом от 05.06.2020 г. Колесникова О.Б. была снята с учета в качестве безработной с 04.06.2020 г. в связи с отказом от услуг центра занятости. 08.06.2020 г. истец подала заявление через сайт «Работа в России» на оказание государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, получение пособия по безработице, была признана безработной. В период с 08.06.2020 г. по 31.08.2020 г. ей было назначено пособие по безработице в размере 5175,00 руб., с 01.09.2020 по 07.09.2020 – 1725,00 руб. в месяц, с 08.09.2020 по 30.09.2020 – 1725,00 руб. Постановление Правительства РФ от 10.06.2020 г. № 844 о продлении выплат и их размере вступило в законную силу 13.06.2020 г., в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель ответчика Поздеева Я.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы возражений поддержала, дополнительно пояснила, что в случае отсутствия заявления истца об отказе от услуг центра занятости, пособие по безработице было бы ей продлено на период до 12.09.2020 г.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 (в ред. От 24.04.2020) «О занятости населения в Российской Федерации» (далее -Закон № 1032-1) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работы и готовы приступить к ней.
Согласно п. 1 ст. 28 Закона № 1032-1 государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.
Порядок определения размера пособия по безработице и его размер установлен в ст. 30 и 31 названного Закона. Согласно п. 1 ст. 30 пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением граждан, уволенных с военной службы) начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель (то есть 6,5 месяцев), и начисляется в соответствии с п. 1 ст. 33 Закона в первые три месяца в размере 75 % от среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца – в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Согласно п. 3 ст. 33 Закона размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 N 1426 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год" установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 рублей и максимальная величина в размере 8 000 рублей.
В соответствии с п. 4 ст. 31 Закона № 1032-1 период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях более 26 недель, не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, а для граждан, состоявшим с трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, период выплаты пособия по безработице не может превышать три месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2020 г. № 844 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» пункт 1.1. постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 г. № 346 «О минимальной и максимальной величине пособия по безработице на 2020 год» был дополнен положениями о том, что гражданам, которым пособие по безработице назначено в размере минимальной величины пособия по безработице, такое пособие за май-июль 2020 г. устанавливается в размере 4500 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 г. № 988 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 г. № 346» минимальная величина пособия по безработице в размере 4500 рублей продлена до августа 2020 года.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2020 г. № 844 для граждан, которые были признаны в установленном порядке безработными и утратившими после 01 марта 2020 года право на получение пособия по безработице в связи с истечением срока его выплаты, выплата пособия по безработице продлена на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее 01 октября 2020 г., в размере пособия по безработице, причитающегося гражданину на день окончания установленного периода выплаты, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, действующих на день принятия решения о продлении периода выплаты.
Из материалов дела следует, что Колесникова О.Б. зарегистрирована в ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» в качестве безработного с 03.12.2019 г., приказом от 10.12.2019 назначено пособие по безработице:
с 03.12.2019 г. по 02.03.2020 г. в размере 75 % средней заработной платы истца (15077,24 руб.) - 11307,93 руб., но не выше 9200,00 руб.
с 03.03.2020 по 02.06.2020 г. в размере 60 % средней заработной платы (15077,24 руб.) - 9046,34 руб.
Приказом ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» от 05.06.2020 г. Колесникова О.Б. снята с регистрационного учета с 04.06.2020 г. в связи с отказом от посредничества органов службы занятости. В качестве основания снятия с регистрационного учета указано личное письменное заявление гражданина от 05.06.2020 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 1032-1 порядокрегистрации безработных граждан,порядокрегистрации граждан в целях поиска подходящей работы итребованияк подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила регистрации безработных граждан утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 г. № 891, подп. «г» п. 14 которых основанием для снятия с регистрационного учета зарегистрированных граждан является отказ от посредничества государственного учреждения службы занятости населения (по личному письменному заявлению гражданина).
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительством Российской Федерации было принято постановление от 08.04.2020 г. № 460 «Об утверждении временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», которым был установлен дистанционный порядок работы центров занятости.
Из представленного ответчиком заявления Колесниковой О.Б. от 05.06.2020 г. о снятии с регистрационного учета следует, что заявление личной подписи заявителя не содержит.
Согласно указанным выше положениям подп. «г» п. 14 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 г. № 891, заявление гражданина об отказе от посредничества государственного учреждения службы занятости населения должно быть личным и письменным.
При таких обстоятельствах в отсутствие заявления, подписанного заявителем, оснований для снятия Колесниковой О.Б. с регистрационного учета у ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» не имелось.
Кроме того, из пояснений истца, которые ответчиком по существу не оспорены, следует, что волеизъявление истца на написание текста заявления осознанным не было.
В последующем ответчик осуществил постановку истца на учет в качестве безработного с 08.06.2020 г. с назначением пособия по безработице:
с 08.06.2020 по 31.08.2020 в размере минимальной величины 4500,00 руб.,
с 01.09.2020 по 07.09.2020 г. - 1725,00 руб.,
с 08.09.2020 по 30.09.2020 - 1725,00 руб.
Приказом ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» от 05.10.2020 г. Колесникова О.Б. снята с регистрационного учета с 04.10.2020 г. в связи с отказом от посредничества органов службы занятости (личное письменное заявление от 05.10.2020 г.)
Учитывая, что в период с 03.06.2020 г. по 07.06.2020 г. истец трудоустроена не была, снятие с регистрационного учета с 04.06.2020 г. осуществлено без личного письменного заявления гражданина, за период с 13.06.2020 г. (дата вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 10.06.2020 г. № 844) по 12.09.2020 г. с учетом выплаченного пособия за период с 08.06.2020 по 05.10.2020 г. - 16042,50 руб. с ответчика в пользу истца подлежит взысканию пособие по безработице в размере 11096,52 руб.
Расчет пособия за период с 13.06.2020 г. по 12.09.2020 г., представленный ответчиком, является верным, истец данный расчет не оспаривает, уточнив в соответствии с ним заявленные требования:
за период с 13.06.2020 по 30.06.2020 (18 дней): 9046,34:30*18 = 5427,80 руб.
с 01.07.2020 по 31.07.2020 (31 день): 9046,34:31*31= 9046,34 руб.
С 01.08.2020 по 31.08.2020 (31 день): 9046,34 :31*31 = 9046,34 руб.
С 01.09.2020 по 12.09.2020 (12 дней): 9046,34:30 * 12 = 3618,54 руб.
Итого: 27139,02 руб.
27139,02 руб. - 16042,50 руб. = 11096,52 руб.
Рассматривая заявленные требования о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
Согласност. 151 ич. 1 ст. 1099Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие материальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Изп. 2 ст. 1099ГК РФ следует, что моральный вред, причиненный действиями, нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» компенсация морального вреда в случае нарушения прав граждан в содействии занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, не предусмотрены.
В связи с этим, в удовлетворении заявленных требований в данной части надлежит отказать.
На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Истцом при подаче искового заявления была уплачена государственная пошлина в размере 300,00 руб. по чек-ордеру от 02.12.2020 г. Размер государственной пошлины исчислен в соответствии с положениями ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в указанном размере.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Колесниковой Ольги Борисовны к государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» о взыскании пособия по безработице, компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» в пользу Колесниковой Ольги Борисовны пособие по безработице в размере 11096 руб. 52 коп., расходы по оплате государственной пошлины 300 руб. 00 коп.
В удовлетворении требований о компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья А.А. Пономарёва