Дело №8а-2673/2021

Номер дела: 8а-2673/2021

Уникальный идентификатор: 10RS0005-01-2020-000648-32

Дата начала: 02.02.2021

Суд: Третий кассационный суд общей юрисдикции

Судья: Зеленский Андрей Маркович

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Иванов Эдуард Андреевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ 10.03.2021
 

Кассационное определение

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 марта 2021 г. по делу N 88а-4408/2021

Дело N 2а-437/2020

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего: Городкова А.В.,

судей: Зеленского А.М., Жидковой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу И.Э. на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 07 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 02 ноября 2020 года по административному делу N 2а-437/2020 по административному исковому заявлению И.Э. к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия об оспаривании действий (бездействия).

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., судебная коллегия

установила:

И.Э. обратился с административным иском по тем основаниям, что 28.05.2020 при подготовке его к этапированию в ИВС ОМВД России по г. Костомукше в ходе досмотра его личных вещей были обнаружены и изъяты семечки, о чем им выражено несогласие в протоколе изъятия. И.Э. просил суд признать действия по изъятию 28.05.2020 семечек незаконными.

Решением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 07 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 02 ноября 2020 года, в удовлетворении административного иска отказано.

На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

Как следует из материалов дела, И.Э., осужденный приговором Муезерского районного суда Республики Карелия от 27.05.2019 с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от 17.10.2019, к 16 годам 08 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, на основании постановления мирового судьи судебного участка Муезерского района Республики Карелия от 28.10.2019 в порядке статьи 77.1 УИК РФ (в качестве обвиняемого) был оставлен в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия (далее - СИЗО-2) до окончания рассмотрения уголовного дела по части 1 статьи 128.1 УК РФ.

28.05.2020 И.Э. должен был быть этапирован из СИЗО-2 в ИВС ОМВД России по городу Костомукше.

В ходе проведения полного личного обыска перед этапированием у И.Э. были обнаружены и изъяты нечищеные жареные семечки фирмы "Бабкины" во вскрытой заводской упаковке весом 200 граммов.

28.05.2020 данный продукт питания был уничтожен, что подтверждается постановлением и актом об уничтожении.

18.06.2020 И.Э., обратился с настоящим иском в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что И.Э. не представлены доказательства нарушения его прав действиями должностных лиц СИЗО-2.

Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами по следующим основаниям.

Согласно статье 77.1 УИК РФ при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы (часть 2).

В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15.07.1995 N ЮЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда (часть 3).

В соответствии с пунктами 24 - 26 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 (далее - ПВР N 189), личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотр вещей производятся с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу.

К запрещенным к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми относятся предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, а также не включенные в Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету (приложение N 2).

Личный обыск может быть полным и неполным. Полному обыску подвергаются подозреваемые и обвиняемые при поступлении в СИЗО, перед отправкой за его пределы, при водворении в карцер, а также при наличии оснований полагать, что эти лица имеют предметы или вещества, запрещенные к хранению и использованию. В последнем случае обыск проводится по указанию начальника СИЗО либо лица, его замещающего, при их отсутствии - дежурного помощника. Полный обыск сопровождается тщательным осмотром тела обыскиваемого, его одежды, обуви, а также протезов. Подозреваемым и обвиняемым предлагается полностью раздеться. Пластырные наклейки, гипсовые и другие повязки проверяются под контролем медицинского работника. При обнаружении предметов, зашитых в одежде, ткань распарывается. Из обуви извлекаются супинаторы, шнурки и металлические набойки. Подозреваемым или обвиняемым оставляются только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе и хранить в камере в ассортименте, установленном настоящими Правилами. Личные вещи, оставляемые подозреваемым и обвиняемым, записываются в камерную карточку. Все остальные предметы, вещества и продукты питания принимаются на хранение либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника СИЗО либо лица, его замещающего, о чем составляется соответствующий акт. Постановление об уничтожении изъятых предметов составляется сотрудниками, проводящими обыск, после чего с ним под роспись знакомится подозреваемый или обвиняемый.

Запрещенные к хранению и использованию предметы, вещества и продукты питания сдаются для хранения на склад учреждения либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника СИЗО либо лица, его замещающего, о чем составляется соответствующий акт (пункт 33 ПВР N 189).

В силу абзацев 51 и 54 приложения N 2 ПВР N 189, содержащего Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету, перечень продуктов питания может быть ограничен по предписанию санитарно-эпидемиологической службы; предметы и вещи, не предусмотренные данным перечнем, являются запрещенными.

Аналогичные требования содержатся и в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 (далее - ПВР N 295).

Так, пункт 17 Правил N 295 запрещает осужденным приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами и продуктами питания, предусмотренными перечнем (приложение N 1).

Согласно пункту 6 примечаний к Перечню (приложение N 1 к ПРВ N 295) перечень продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, может быть ограничен по предписанию санитарно-эпидемиологической службы.

05.12.2018 начальником УФСИН России по Республике Карелия по согласованию с главным государственным санитарным врачом - начальником ЦГСЭН N 1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России утвержден Перечень продуктов питания, разрешенных к приему в передачах для подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах и ПФРСИ УФСИН России по Республике Карелия (далее - Перечень от 05.12.2018).

В пункте 18 Перечня от 05.12.2018 к разрешенным продуктам отнесены "орехи очищенные фасованные, семечки очищенные".

Следовательно, семечки неочищенные с учетом действующего и не оспоренного на момент рассмотрения административного дела Перечня от 05.12.2018 не отнесены к разрешенным продуктам питания.

Как следует из материалов дела, 28.05.2020 сотрудниками СИЗО-2 был проведен полный личный обыск, во время которого у него были обнаружены нечищеные жареные семечки фирмы "Бабкины" во вскрытой заводской упаковке весом 200 граммов, которые были изъяты, помещены на склад хранения вещей, а затем уничтожены, что подтверждается актом об уничтожении предметов, запрещенных к хранению и использованию в следственных изоляторах, от 28.05.2020, постановлением об уничтожении обнаруженных и изъятых предметов, запрещенных к хранению и использованию в следственных изоляторах (тюрьмах), от 28.05.2020. С указанными документами И.Э. отказался знакомиться, что также подтверждено соответствующим актом от 28.05.2020.

Таким образом, 28.05.2020 у И.Э. сотрудниками СИЗО-2 в соответствии с действующими ПВР N 189 и Перечнем от 05.12.2018 была на законном основании изъята вскрытая заводская упаковка нечищеных жареных семечек фирмы "Бабкины" весом 200 граммов.

Доводы административного истца о том, что у него изымались очищенные семечки, а неочищенные не изымались, не находят своего подтверждения материалами дела, напротив, из материалов дела следует, что у И.Э. 28.05.2020 изымались лишь семечки неочищенные, которые затем были уничтожены.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, на И.Э. лежит обязанность доказать нарушение административным ответчиком прав, свобод и законных интересов административного истца. Вместе с тем И.Э. допустимых и относимых доказательств нарушения своих прав, допущенных сотрудниками СИЗО-2 при изъятии 28.05.2020 неочищенных семечек, не представлено.

В кассационной жалобе И.А. просит дать другую оценку содержащимся в материалах дела доказательствам.

Однако в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Таким образом, оценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права при принятии доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 07 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 02 ноября 2020 года по административному исковому заявлению И.Э. к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия об оспаривании действий (бездействия), оставить без изменения, кассационную жалобу И.Э. - без удовлетворения.

Решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 07 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 02 ноября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное определение изготовлено 22 марта 2021 года.

Рейтинг@Mail.ru

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».