Дело № 2а-980/2021
Номер дела: 2а-980/2021
УИН: 24RS0048-01-2020-007161-77
Дата начала: 22.06.2020
Дата рассмотрения: 10.02.2021
Суд: Советский районный суд г. Красноярск
Судья: Худик Анастасия Анатольевна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
УИД 24RS0048-01-2020-007161-77
Дело № 2а-980/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2021 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Худик А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой Н.С.,
с участием
административного истца Измайлова А.И.
представителя административного ответчика МУ МВД России «Красноярское» -
Шевченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Измайлова Александра Исхаковича к ОП №5 МУ МВД России «Красноярское» о признании незаконными действий, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ
Измайлов А.И. обратился в суд с административным иском к ОП №5 МУ МВД России «Красноярское» о признании незаконными действий, возложении обязанности. Требования мотивировал тем, что решением Емельяновского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него установлен административный надзор на срок восемь лет, в соответствии с которым установлены следующие административные ограничения: в течение срока административного надзора являться 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Емельяновского районного суда Красноярского края оставлено без изменений. С ДД.ММ.ГГГГ года он состоит на учете по месту своего проживания в ОП №5 МУ МВД России «Красноярское» для осуществления административного надзора, исправно отмечается каждую вторую пятницу месяца. Тем не менее, со стороны административного ответчика совершаются незаконные действия, а именно: ДД.ММ.ГГГГ к нему по адресу места жительства приехал сотрудник полиции ОП №5 МУ МВД России «Красноярское» в рамках операции «Надзор», после чего, данный сотрудник подал ему чистый лист, сказал поставить число и роспись на нем, с указанием ФИО; ДД.ММ.ГГГГ по месту его проживания явились двое сотрудников полиции ОП №5 МУ МВД России «Красноярское», сказав, что снова пришли с проверкой, подали заполненный бланк, попросили расписаться в нем; ДД.ММ.ГГГГ ему звонил участковый уполномоченный полиции в 18-15ч., спросил о его месте нахождения, сообщил, что приедет, что и сделал ДД.ММ.ГГГГ в 18-30ч., участковый уполномоченный снова потребовал от него заполнения какого-то бланка, на что он возразил, сказав, что согласно судебному решению, он обязан являться в ОВД для административного надзора 1 раз в месяц, однако, участковый пригрозил написать рапорт и ушел; ДД.ММ.ГГГГ он пришел в ОП №5 МУ МВД России «Красноярское» для очередной ежемесячной отметки, где сотрудник полиции сообщила, что к нему будут приходить с постоянной проверкой; ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ему звонил оперативный сотрудник административного ответчика с целью контроля исполнения административного надзора; ДД.ММ.ГГГГ к нему по адресу места жительства приезжал водитель полиции ОП №5 МУ МВД России «Красноярское» со стажером, с целью административного контроля. Считает, что контроль со стороны лиц ОП №5 МУ МВД России «Красноярское» является незаконным и необоснованным, от органов он не скрывается, преступлений не совершал. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ МВД России по <адрес> с целью устранения нарушениях его прав.
ДД.ММ.ГГГГ Измайлов А.И. уточнил административные исковые требования, просил признать незаконными действия административного ответчика в части постоянного составления сотрудниками административного ответчика акта посещения его как поднадзорного лица, обязать административного ответчика устранить нарушения его прав в указанной части.
Определением Советского районного суда № от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены – прокурор Советского района г.Красноярска, ГУ МВД России по Красноярскому краю.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечено – МУ МВД России «Красноярское».
В судебном заседании административный истец Измайлов А.И. исковые требования поддержал в полном объёме, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика МУ МВД России «Красноярское» Шевченко В.В. исковые требования не признала, по обстоятельствам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, просила отказать в удовлетворении требований Измайлова А.И. в полном объеме.
Заинтересованные лица - прокурор Советского района г.Красноярска, представитель ГУ МВД России по Красноярскому краю, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом; представитель ГУ МВД России по Красноярскому краю ранее представил ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно Федеральному закону от 06.04.2011 N 64-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Статьей 4 Закона N 64-ФЗ устанавливаются административные ограничения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Емельяновского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении административного истца Измайлова А.И. установлен административный надзор на срок восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Установлено административное ограничение: в течение срока административного надзора являться 1 раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Срока административно надзора исчислять с момента постановки Измайлова А.И.. освобождаемого из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, на учет в органы внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения (л.д.13).
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Емельяновского районного суд Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения (л.д.14-15).
Согласно справке инспектора группы по осуществлению административного надзора ОУУПиДН ОП №5 МУ МВД России «Красноярское» О.В. Баранова от ДД.ММ.ГГГГ Измайлов А.И. ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет как лицо, формально подпадающее под административный надзор. ДД.ММ.ГГГГ в ОП №5 поступило решение об установлении административного надзора в отношении Измайлова А.И., вступившее в законную силу, в связи с чем Измайлов А.И. поставлен на учет, как лицо, в отношении которого установлен административный надзор (л.д.84-86).
Статьей 8 Закона N 64-ФЗ установлено, что наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.
Порядок осуществления органами внутренних дел административного надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
При осуществлении административного надзора органы внутренних дел обязаны разъяснять поднадзорному лицу его права и обязанности, а также предупреждать об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и за невыполнение предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей, вести учет поднадзорных лиц в течение срока административного надзора, систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей, вести с поднадзорным лицом индивидуальную профилактическую работу, направленную на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений (ст. 12 Закона).
Согласно Приказу МВД России от 08.07.2011 N 818 (ред. от 17.03.2020) "О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2011 N 21672) порядок регулирует осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных судом административных ограничений их прав и свобод, а также за выполнением ими обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.
Административный надзор осуществляется территориальными органами путем систематического наблюдения за соблюдением поднадзорными лицами по месту жительства, пребывания или фактического нахождения установленных судом административных ограничений и выполнением ими предусмотренных Федеральным законом обязанностей.В осуществлении административного надзора участвуют участковые уполномоченные полиции; сотрудники строевых подразделений: патрульно-постовой службы полиции, дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность; дежурных частей территориальных органов, а также сотрудники полиции линейных управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Участковые уполномоченные полиции, участвуя в осуществлении административного надзора осуществляют наблюдение за поднадзорными лицами, ежемесячно докладывают рапортом начальнику территориального органа о соблюдении ими установленных судом административных ограничений и выполнения возложенных на них Федеральным законом обязанностей, возможности совершения ими преступлений и иных правонарушений, в том числе связанных с уклонением от административного надзора. Проводят с поднадзорными лицами индивидуальную профилактическую работу, в ходе которой получают от них объяснения в устной или письменной форме и другие сведения по вопросам нарушения ими установленных судом административных ограничений и невыполнения возложенных на них Федеральным законом обязанностей.
Полномочия сотрудников полиции, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, определены пунктом 11 Порядка. Согласно пп. 11.1 Порядка, они принимают участие в осуществлении наблюдения за соблюдением поднадзорными лицами административных ограничений, установленных судом, и обязанностей, возложенных на них Законом.
Приказом ГУ МВД России по Красноярскому краю от 28 февраля 2019 г. № 333 «О некоторых вопросах организации индивидуальной профилактической работы и административного надзора» утверждена Инструкция по организации и осуществлению территориальными органами МВД России на районном уровне Красноярского края административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и индивидуальной профилактической работы в отношении лиц, подпадающих под действие Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и лиц, освобожденных из мест лишения свободы условно-досрочно.
Согласно пункту 9 Инструкции по результатам проверки поднадзорного лица по месту жительства, пребывания или фактического нахождения составляется рапорт с отражением информации, о соблюдении установленных судом административных ограничений, а также за выполнением им обязанностей, который подлежит сдаче в дежурную часть ОВД.
В соответствии с требованиями пп.пп. 11.1.4, 11.1.12 Инструкции начальник ОВД, начальник отдела (отделения, пункта) полиции в составе ОВД, организуя мероприятия по осуществлению административного надзора ежемесячно подписывает распорядительный документ об утверждении графика проверок поднадзорных лиц по месту жительства и контрольных проверок поднадзорных лиц, осуществляет контроль за их соблюдением; при постановке поднадзорного лица на учет с учетом ранее совершенных им преступлений, установленных судом ограничений, места жительства, принимает решение о количестве ежемесячных проверок по месту жительства, и подразделениях их осуществляющих.
Пунктом 11.5 Инструкции определены полномочия участковых уполномоченных полиции, участвующих в осуществлении административного надзора, в том числе: осуществляют наблюдение за поднадзорными лицами, ежемесячно докладывают рапортом начальнику ОВД о соблюдении ими установленных судом административных ограничений и выполнения возложенных на них Законом обязанностей, возможности совершения ими преступлений и иных правонарушений, в том числе связанных с уклонением от административного надзора (пп. 11.5.1); докладывают начальнику ОВД о фактах неприбытия поднадзорного лица в установленный срок к избранному месту жительства (пребывания или фактического нахождения), убытия с места жительства (пребывания или фактического нахождения) без разрешения ОВД либо невозвращения поднадзорного лица к установленному сроку без уважительных причин к месту жительства (пребывания или фактического нахождения), принимают меры к установлению его места нахождения (пп. 11.5.5); при получении информации о постановке на учет лица, в отношении которого установлен административный надзор, в течение пяти рабочих дней проводят проверку поднадзорного лица по месту жительства (далее согласно графику) с осуществлением профилактической беседы, опросом родственников и соседей о поведении и образе жизни поднадзорного (пп. 11.5.11).
В соответствии с пп.пп. 11.7.1, 11.7.4 Инструкции сотрудники полиции, уполномоченные осуществлять оперативно-разыскную деятельность принимают участие в осуществлении наблюдения за соблюдением поднадзорными лицами административных ограничений, установленных судом, и обязанностей, возложенных на них Законом; при получении информации о постановке на учет лица, в отношении которого установлен административный надзор, в течение пяти рабочих дней проводят проверку поднадзорного лица по месту жительства (далее - согласно графику, но не реже одного раза в месяц) с осуществлением профилактической беседы, опросом родственников и соседей о поведении и образе жизни поднадзорного.
Соответственно, со дня постановки Измайлова А.И. на учет у органов внутренних дел и их должностных лиц, в том числе участкового уполномоченного полиции, возникла обязанность по осуществлению наблюдения за поднадзорным лицом в целях контроля за соблюдением Измайлова А.И. установленных административных ограничений.
Согласно графику проверок поднадзорного лица по месту жительства и контрольных проверок поднадзорных лиц на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному врио ОП № МУ МВД России «Красноярское» С.И. Тетюхиным установлены даты проверок Измайлова А.И.: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68).
Согласно графику проверок поднадзорного лица по месту жительства и контрольных проверок поднадзорных лиц на апрель 2020 года, утвержденному приказом начальника МУ МВД России «Красноярское» от ДД.ММ.ГГГГ № установлены даты проверок Измайлова А.И.: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69-70).
Согласно графику проверок поднадзорного лица по месту жительства и контрольных проверок поднадзорных лиц на май 2020 года, утвержденному приказом начальника МУ МВД России «Красноярское» от ДД.ММ.ГГГГ № установлены даты проверок Измайлова А.И.: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.71-72).
Задачами административного надзора является предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Административного надзор предполагает систематическое наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей, проведение с поднадзорным лицом индивидуальной профилактической работы, направленной на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений.
В связи с чем, само по себе систематическое посещение Измайлова А.И. сотрудниками органов внутренних дел, наблюдение за поднадзорным лицом, не может расцениваться как нарушение прав административного истца, напротив, является обязательной составляющей административного надзора. Довод административного истца о противоречии действий сотрудников полиции в виде посещения поднадзорного лица, в отношении которого не установлено ограничение в виде запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, является ошибочным, противоречащим целям и задачам административного надзора.
Как следует из представленных материалов, по результатам посещения Измайлова А.И. уполномоченным сотрудником составлялся рапорт, в котором отражены сведения о проведенной профилактической работе. Какие-либо дополнительные ограничения в отношении поднадзорного лица, не устанавливались. Доводы административного истца о составлении актов по месту жительства поднадзорного, о нахождении его в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Требования административного истца могут быть удовлетворены судом только при установлении обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца вследствие действия административного ответчика с целью восстановления нарушенного права.
В соответствии с частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого действия административного ответчика, требованиям закона и нарушение этим действием прав и свобод административного истца по настоящему делу не установлена.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов оспариваемыми действиями.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Измайлова Александра Исхаковича к ОП №5 МУ МВД России «Красноярское» о признании незаконными действий, возложении обязанности, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Худик
Дата принятия решения в окончательной форме 26 февраля 2021 года.