Дело № 3а-72/2021

Номер дела: 3а-72/2021

УИН: 55OS0000-01-2021-000027-09

Дата начала: 08.02.2021

Суд: Омский областной суд

Судья: Ланцова Мария Владимировна

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Путилина Наталья Владимировна
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Совет Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Администрация Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Муниципальное казенное учрежедение "Хозяйственное управление администрации Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Администрация города Омска
ПРОКУРОР Прокуратура Омской области
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 08.02.2021
Передача материалов судье 08.02.2021
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 10.02.2021
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 10.02.2021
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 10.02.2021
Судебное заседание Объявлен перерыв 23.03.2021
Судебное заседание Вынесено решение по делу Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН 01.04.2021
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 06.04.2021
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 11.04.2021
Дело оформлено 06.10.2021
Дело передано в архив 06.10.2021
 

Решение

Омский областной суд

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Ланцовой М.В.

при секретаре Курдюмовой К.В.

с участием прокурора Даниловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 1 апреля 2021 года в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Путилиной Н. В. к Совету Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области об оспаривании решения Совета Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 15 от 6 ноября 2020 года (в редакции решения Совета Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 22 от 17 декабря 2020 года) «О запрете захоронений умерших лиц, не имеющих регистрации по месту жительства Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, на территории кладбищ Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области»,

у с т а н о в и л:

решением Совета Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 15 от 6 ноября 2020 года запрещены захоронения умерших лиц, не имеющих регистрации по месту жительства в Ключевском сельском поселении Омского муниципального района Омской области, на территории кладбищ указанного сельского поселения, за исключением подзахоронений к ранее захороненным лицам при наличии подтверждающих документов о родстве. (далее - Решение № 15) (л.д. 72)

Решение № 15 опубликовано в Ключевском муниципальном вестнике № 20 (207) от 6 ноября 2020 года. (л.д. 121)

Решением Совета Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 22 от 17 декабря 2020 года Решение № 15 изложено в новой редакции, согласно которой запрещены захоронения умерших лиц, не имеющих регистрации по месту жительства в Ключевском сельском поселении Омского муниципального района Омской области, на территории кладбищ указанного сельского поселения, за исключением подзахоронений к ранее захороненным лицам при наличии подтверждающих документов о родстве, а также лиц, зарегистрированных на момент смерти по адресу: мкр. Береговой, мкр. Новоалександровка Советского Административного округа города Омска при наличии подтверждающих документов о регистрации. (далее - Решение № 22) (л.д. 73)

Решение № 22 опубликовано в Ключевском муниципальном вестнике № 22 (209) от 17 декабря 2020 года. (л.д. 122)

Таким образом, в настоящее время решение Совета Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 15 от 6 ноября 2020 года действует в редакции решения № 22 от 17 декабря 2020 года.

Путилина Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного нормативного правового акта (в действующей редакции). Указала, что зарегистрирована в г. Омске, желает быть погребенной на кладбище поселка Ключи Омского муниципального района Омской области. Выражая несогласие с установленным органом местного самоуправления запретом, административный истец ссылалась на нарушение ее права быть погребенной после смерти с учетом собственного волеизъявления, выраженного при жизни, т.к. нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не установлено ограничений на погребение на общественных кладбищах лиц, не имеющих регистрации по месту жительства на конкретной территории.

В судебном заседании Путилина Н.В. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске и дополнении к нему. (л.д. 3-9, 104-113)

Представитель административного ответчика Совета Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Игнатова А.В. в судебном заседании возражала, против удовлетворения административных исковых требований, полагала, что оспариваемый нормативный правовой акт (в действующей редакции) принят в интересах населения сельского поселения в связи с участившимися случаями захоронений жителей <...> на кладбищах сельского поселения.

Представитель заинтересованного лица администрации Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Тымань А.В. также возражал против заявленных административных исковых требований. Указал, что оспариваемый нормативный правовой акт (в действующей редакции) не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, основания для признания его не действующими отсутствуют. Возможность захоронения на территории кладбищ сельского поселения лиц, имеющих регистрацию по месту жительства в мкр. Береговой, мкр. Новоалександровка Советского Административного округа города Омска связано с их территориальным расположением по отношению к сельскому поселению и историческим развитием территории.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Хозяйственное управление Администрации Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» при надлежащем извещении в судебном заседании участие не принимал, просил рассмотреть дело без его участия и принять решение на усмотрение суда. (л.д. 85)

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Даниловой А.А., согласно которому заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно статье 3 Закона Омской области от 30 июля 2004 года № 548-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований Омской области» Ключевской сельский округ Омского муниципального района Омской области наделен статусом сельского поселения муниципального образования.

Совет Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области является постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления сельского поселения (статья 20 Устава Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области) (л.д. 16-31).

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

В части 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Законом Омской области от 24 сентября 2015 года № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» к таковым отнесены вопросы, предусмотренные пунктами 5, 8, 13, 15, 22, 26, 31, 38 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ.

Согласно пп. 22 п. 1 статьи 14 к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Названное полномочие указано и в Уставе сельского поселения. (статья 4 Устава).

По смыслу действующего законодательства осуществление органами местного самоуправления отнесенных уставом муниципального образования к их ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования и не может носить произвольный характер.

Ключевское сельское поселение включает в себя населенные пункты: <...> и <...>. (л.д. 126)

На территории сельского поселения имеются три общественных кладбища, из которых два кладбища (в поселке Ключи и кладбище Новоалександровское) являются действующими, одно кладбище в селе Харино имеет статус закрытого с возможностью подзахоронений. (л.д. 126)

Административный истец Путилина Н.В. зарегистрирована по месту жительства в городе Омске. В материалы дела представлено письменное волеизъявление Путилиной Н.В. от <...> быть погребенной на кладбище поселка Ключи Омского муниципального района Омской области. (л.д. 61-62, 94)

Решением № 15 (в редакции Решения № 22) запрещены захоронения умерших лиц, не имеющих регистрации по месту жительства в Ключевском сельском поселении Омского муниципального района Омской области, на территории кладбищ указанного сельского поселения, за исключением подзахоронений к ранее захороненным лицам при наличии подтверждающих документов о родстве, а также лиц, зарегистрированных на момент смерти по адресу: мкр. Береговой, мкр. Новоалександровка Советского Административного округа города Омска при наличии подтверждающих документов о регистрации.

Проекты оспариваемых нормативных правовых актов, подготовленные Администрацией Ключевского сельского поселения, обсуждались на заседаниях Совета Ключевского сельского поселения 6 ноября и 17 декабря 2020 года, в голосовании приняли участие 8 и 9 депутатов из 10 соответственно, по итогам голосования решения приняты единогласно. (л.д. 76-77, 80-81)

Решения № 15 и № 22 приняты уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка их опубликования. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

В силу части 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Оценив оспариваемый нормативный правовой акт (в действующей редакции) на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.

Вопросы, связанные с погребением и похоронным делом, регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». (далее – Закон № 8-ФЗ)

Согласно статье 1 указанного закона настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.

В абз. 4 пункта 1 статьи 5 Закона № 8-ФЗ указано, что волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, в том числе, быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими.

В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего. (пункт 3 статьи 5 Федерального закона № 8-ФЗ).

Пунктами 1 и 2 статьи 7 указанного Закона № 8-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

Как указано выше кладбища на территории Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области являются общественными, в силу пункта 1 статьи 18 Закона № 8-ФЗ предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела, находятся в ведении органов местного самоуправления.

Таким образом, Закон № 8-ФЗ не содержит положений, позволяющих ограничивать или вводить запреты на захоронения в зависимости от регистрации по месту жительства умершего лица. В перечне оснований для исполнения волеизъявления к погребению требование о наличии регистрации по месту жительства на определенной территории отсутствует.

Напротив, закон гарантирует каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления на территории Российской Федерации. Ограничением исполнения волеизъявления умершего либо волеизъявления лиц, указанных в пункте 3 статьи 5 Закона № 8-ФЗ, может явиться, например, отсутствие в месте захоронения свободного участка земли.

Кроме того, пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 5242-1) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В силу статьи 2 Закона РФ № 5242-1 регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

Статьей 3 указанного Закона предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона № 5242-1 следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного, содержащееся в оспариваемом решении условие о захоронения тела умершего в местах погребения в зависимости от регистрации по месту жительства на территории сельского поселения, привело к безосновательному ограничению прав граждан, предусмотренных федеральными законами.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Решение № 15 (в редакции Решения № 22) противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы административного истца.

В силу статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемое Решение № 15 (в редакции Решения № 22) признается не действующим, суд исходит из того, что указанный нормативный правовой акт применялся (л.д. 128). Данные обстоятельства влекут за собой признание нормативного правового акта не действующим со дня вступления решения в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

На основании части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Путилиной Н. В. удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления в силу настоящего решения решение Совета Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 15 от 6 ноября 2020 года (в редакции решения Совета Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 22 от 17 декабря 2020 года) «О запрете захоронений умерших лиц, не имеющих регистрации по месту жительства Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, на территории кладбищ Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области».

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Омского областного суда М.В. Ланцова

Мотивированное решение изготовлено 6 апреля 2021 года.

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».