Дело № 8а-3285/2021 [88а-5220/2021]

Номер дела: 8а-3285/2021 [88а-5220/2021]

УИН: 10RS0011-01-2020-001190-28

Дата начала: 11.02.2021

Суд: Третий кассационный суд общей юрисдикции

Судья: Зеленский Андрей Маркович

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Межд. общ.Организация "Международное историко-просветительское, благ. и провозащитное общество "Мемориал"
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК УФСБ РФ по Республике Карелия
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Левинсон Арсений Львович
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ 07.04.2021
 

Кассационное определение

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

07 апреля 2021 года г. Санкт-Петербург

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Кулешовой Е.А.,

судей: Зеленского А.М., Жидковой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 07 сентября 2020 года по административному делу № 2а-3085/2020 по административному исковому заявлению Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия об оспаривании решения.

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» Левинсона А.Л.,, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия – Торопова Ю.В., возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» обратилось с требованием о признании незаконным решения Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Управление) выраженного в письме от 10 января 2020 г. № 10/К-544 об отказе в предоставлении за плату копий документов, связанных с проведением НКВД СССР в 1937-1938 гг. массовых репрессивных операций, а именно: 46 протоколов тройки НКВД КАССР за период с 07 августа 1937 г. по 10 ноября 1938 г. и 32 протоколов особой тройки НКВД КАССР за период с 20 сентября 1938 г по 10 октября 1938 г. либо предоставления возможности их фотокопирования, понуждении административного ответчика предоставить возможность их самостоятельного копирования или получения копий за плату.

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 07 сентября 2020 года, в удовлетворении административного иска отказано.

На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

Административный истец обратился к административному ответчику с заявлением, в котором просил в целях проведения исследовательской работы, согласующейся с целями и предметом деятельности заявителя (пп. 2.1 и 2.2 устава), предоставить за плату копии документов, связанных с проведением НКВД СССР в 1937- 1938 гг. массовых репрессивных операций, а именно: 46 протоколов тройки НКВД КАССР за период с 07 августа 1937 г. по 10 ноября 1938 г. и 32 протокола особой тройки НКВД КАССР за период с 20 сентября 1938 г. по 10 октября 1938 г. либо разрешить их фотокопирование.

Оспариваемым решением, принятым со ссылкой на п. 19 ст. 3, ч. 1, п. 2 ч. 1.1 ст. 24, ч. 3 ст. 26 Закона № 125-ФЗ, ч. 3 ст. 11 Закона № 1761-1, заявителю сообщено, что оснований для предоставления копий спорных документов не имеется, самостоятельная их съемка невозможна, при этом разъяснено право на ознакомление с ними.

Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующее законодательство не предоставляет лицам, к категории которых относится административный истец, получать копии с испрашиваемых документов.

Проверяя законность решения суда, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия согласилась с ним по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений и может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Частями 1 и 3 ст. 8 Закона № 149-ФЗ установлено, что организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; организация имеет право на получение от государственных органов информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации (ч. 3 ст. 4 Закона № 149-ФЗ).

В силу взаимосвязанных положений п. 19 ст. 3, ч. 1 ст. 24 Закона № 125-ФЗ пользователь архивными документами (включая юридическое лицо, обращающееся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации) имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы.

Доступ к архивным документам обеспечивается, в том числе, путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и необходимой информации) имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы.

Доступ к архивным документам обеспечивается, в том числе, путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, в том числе в форме электронного документа (п. 1 ч. 1.1 ст. 24 Закона № 125-ФЗ); предоставления подлинников и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в форме электронных документов (п. 2 ч. 1.1 ст. 24 Закона № 125- ФЗ).

Административный истец, имея ввиду цели и предмет его деятельности, а также приведенные нормативные предписания, вправе искать и получать для изучения архивные документы по вопросам, связанным с реабилитацией жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации (преамбула Закона № 1761-1, пп. 2.1-2.3 устава).

Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 25 Закона № 125-ФЗ доступ к указанным документам может быть ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодателем ч. 3 ст. 11 Закона № 1761-1 разграничено то, каким именно образом осуществляется доступ (применительно к положениям пп. 1 и 2 ч. 1.1 ст. 24 Закона № 125- ФЗ) к материалам прекращенных уголовных и административных дел, в зависимости от категории пользователя указанных архивных документов: реабилитированные лица, а с их согласия или в случае их смерти - родственники имеют право на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получение копий документов; другие лица вправе лишь ознакамливаться с указанными материалами в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов.

Право на получение копий из материалов прекращенных уголовных и административных дел (как за плату, так и бесплатно), а равно на совершение иных действий, в том числе, по их копированию, ч. 3 ст. 11 Закона № 1761-1 не предоставляет. При этом реабилитированным и их родственникам предоставлен больший объем прав, на ознакомление с материалами прекращенных уголовных дел, чем иным лицам. Кроме того, установлен запрет на использование полученных сведений в ущерб правам и законным интересам проходящих по делу лиц и их родственников.

Во исполнение требований ч. 3 ст. 11 Закона № 1761-1 утверждено положение № 375/584/352, специальным образом регламентирующее порядок доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям.

Пунктом 15 положения № 375/584/352 также установлено право на копирование документов, содержащихся в прекращенных уголовных и административных делах, фильтрационно-проверочных делах, лишь по запросам реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, их родственников и наследников.

Таким образом, действующее правовое регулирование правоотношений, связанных с ознакомлением лиц, не являющимися реабилитированными и их родственниками (наследниками), не предоставляет в настоящее время возможность копирования документов, содержащихся в прекращенных уголовных и административных делах, фильтрационно-проверочных делах.

Приводимые в жалобе иные нормативные правовые акты, регулирующие сходные правоотношения, не подлежат применению в настоящем деле, поскольку они не имеют большую юридическую силу и носят общий характер.

Ссылки суда в решении на акт ФСБ России, не исследованный в судебном заседании, не имеет правового значения, поскольку спорные правоотношения законодательства и принятых в его развитие подзаконных актов, и не требуют обращения к иным актам ведомственного характера.

Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 07 сентября 2020 года по административному исковому заявлению Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия об оспаривании решения, оставить без изменения, кассационную жалобу Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» - без удовлетворения.

Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 07 сентября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное определение изготовлено 19 апреля 2021 года.

Председательствующий:

Судьи:

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».