Дело № 2а-49/2021

Номер дела: 2а-49/2021

УИН: 44RS0024-01-2021-000151-70

Дата начала: 29.03.2021

Суд: Кологривский районный суд Костромской области

Судья: Караваева Татьяна Ивановна

:
Результат
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ прокурор Кологривского района
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Роскомнадзор по Костромской области
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 29.03.2021
Передача материалов судье 29.03.2021
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 29.03.2021
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 29.03.2021
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 29.03.2021
Судебное заседание Вынесено решение по делу Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН 12.04.2021
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 12.04.2021
 

Решение

                                                                                                                Копия

Дело № 2а-49/2021

УИД 44RS0024-01-2021-000151-70

                                                             Р Е Ш Е Н И Е                       

Именем Российской Федерации

г.Кологрив                                                                                                  12 апреля 2021 года

    Кологривский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего - судьи Караваевой Т.И.,

с участием:

прокурора Кологривского района Костромской области Вороновой Е.К.,     

      при секретаре судебного заседания Громовой М.Н.,

      

      рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Кологривского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Костромской области о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации

установил:

    

Прокурор Кологривского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению Роскомнадзора по Костромской области о признании информации размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Требования прокурора мотивированы тем, что Прокуратурой Кологривского района в ходе мониторинга нформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что ряд Интернет-сайтов, доступных для российских пользователей, содержат информацию, запрещенную к распространению в соответствии с действующим законодательством.

В ходе мониторинга выявлены интернет сайты по адресам:

https://www.youtube.com/watch?v=wMONKIc6pEI,

https://ok.ru/video/797684009603, содержащие запрещенную информацию.

На момент проверки интернет - страница по адресу: https://ok.ru/video/797684009603 в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», отсутствует.

На момент проверки интернет - страница по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=wMONKIc6pEI в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов,
позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», имеется, однако доступ к данному ресурсу не ограничивается, что позволяет беспрепятственно его просматривать.

На вышеуказанных интернет-страницах размещен видеоролик, продолжительностью 00 минут 31 секунда, в котором неустановленный подросток рассказывает стихотворение «Россия, мачеха моя, за что не любишь ингуша?».

Решением Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 24.09.2020 г. данный видеоролик признан экстремистским, содержится в Федеральном списке экстремистских материалов под номером 5139.

В силу ст. 12 Федерального Закона №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.

Статьей 20.3.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Частью 1 статьи 282 УК РФ установлена уголовная ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная или административная ответственность в указанной сфере фактически является распространением запрещенной информации.

Данные сайты оказывают прямое негативное воздействие на нравственность граждан - пользователей сети «Интернет», в том числе несовершеннолетних, нарушают права неопределенного круга лиц, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией Российской Федерации.

При этом посещение указанных интернет-страниц свободно для всех без исключения граждан, интернет-страницы не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, контент свободен для изучения без предварительной регистрации и использования паролей. Информация распространяется бесплатно, срок её пользования не ограничен.

Таким образом, распространение указанной информации может повлечь негативные социальные, экономические, политические и другие последствия, что затрагивает интересы Российской Федерации, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Со ссылкой на ч. 1 ст. 39, ст.ст. 125, 126 КАС РФ, ст. ст. 9, 10, 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор Кологривского района просит информацию, размещенную на указанных страницах сайтов, признать запрещенной к распространению в Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец прокурор Кологривского района Воронова Е.К. исковые требования уточнила. Просила признать запрещенной к распространению в Российской Федерации информацию, размещенную на странице сайта: https://www.youtube.com/watch?v=wMONKIc6pEI. Решение обратить к немедленному исполнению.Направить копию решения суда в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения указанных страниц сайтов сети «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Требования поддержала по доводам искового заявления. Пояснила, что собственников (правообладателей и администраторов) интернет-сайта установить не представилось возможным.

Административный ответчик Управление Роскомнадзора по <адрес>, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, представив письменный отзыв. Данный отзыв приобщен к материалам дела.

Привлеченная к участию в деле в соответствии с ч. 2 ст. 265.3 КАС РФ в качестве заинтересованного лица Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) о дате и времени судебного заседания извещена, заявлений, ходатайств в суд не направлено.

Привлечение собственников сайтов к участию в деле не представляется возможным, поскольку, административный истец собственников сайтов (правообладателей и администраторов) установить не смог, как следует из отзыва Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Костромской области от 07.04.2021 года, Управление не обладает информацией о наименованиях и местах нахождения собственников сайтов. Таким образом, лиц, подлежащих привлечению к участию в деле в качестве ответчиков, не установлено, сторонами сведений об их наименовании и месте нахождения в суд представлено не было.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с положениями ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Основанием для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

В силу ст. 12 вышеуказанного Закона запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.

Судом установлено, что на странице интернет - ресурса:

https://www.youtube.com/watch?v=wMONKIc6pEI размещен видеоролик, продолжительностью 00 минут 31 секунда, в котором неустановленный подросток рассказывает стихотворение «Россия, мачеха моя, за что не любишь ингуша?».

Решением Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 24.09.2020 г. видеоролик, продолжительностью 00 минут 31 секунда, в котором неустановленный подросток рассказывает стихотворение «Россия, мачеха моя, за что не любишь ингуша?» признан экстремистским, содержится в Федеральном списке экстремистских материалов под номером 5139.

Статьей 20.3.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Частью 1 статьи 282 УК РФ установлена уголовная ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная или административная ответственность в указанной сфере фактически является распространением запрещенной информации.

Данные сайты оказывают прямое негативное воздействие на нравственность граждан - пользователей сети «Интернет», в том числе несовершеннолетних, нарушают права неопределенного круга лиц, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией Российской Федерации. Они находятся в открытом доступе, вход на них свободный, регистрация пользователей на сайтах для доступа к использованию размещенной на них информации не требуется. Ознакомиться с их содержанием, а также скопировать их материалы в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на распространение, передачу и копирование информации отсутствуют.

Согласно п. 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в российской федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации запрещенной информацией, вносят в Единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащего запрещенную информацию.

Административным истцом представлены доказательства, подтверждающие размещение на указанном выше интернет-ресурсе информации в виде видеоролика, который признан экстремистским.

Наличие в свободном доступе такой информации способствует совершению противоправных деяний, формированию в обществе мнения о возможности безнаказанного совершения преступлений, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации и действующего законодательства, в связи с чем информация, размещенная на данных сайтах, подлежит признанию запрещенной к распространению.

Согласно скриншотов «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» доступ к вышеуказанным сайтам не ограничивался. Вышеуказанные адреса сайтов в едином реестре отсутствуют.

Аналогичная информация указана в отзыве Управления Роскомнадзора по Костромской области от 07.04.2021 года.

Требования иска обоснованы нормами действующего законодательства.Распространение указанной информации влечет негативные социальные, экономические и иные последствия, чем нарушает права неопределенного круга лиц, соответственно доступ пользователей сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает установленным факт распространения на указанных сайтах в сети «Интернет» запрещенной информации, что подтверждается материалами дела. Административный иск подлежит удовлетворению. Поскольку замедление исполнения решения, являющегося основанием для ограничения доступа к сайтам, может причинить значительный ущерб публичным и частным интересам, в силу положений ст. 188, 265.5 КАС РФ, решение суда следует обратить к немедленному исполнению путем направления его копий в органы Роскомнадзора для включения в Единый реестр в установленном порядке.

Руководствуясь ст.ст.175 - 181, 188, 265.5 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск прокурора Кологривского района, с учетом представленных уточнений, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта, расположенного по адресу:

1. https://www.youtube.com/watch?v=wMONKIc6pEI,

запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Решение обратить к немедленному исполнению. Направить копию решения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области для включения указанных страниц сайтов сети «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий ФИО

Решение в окончательной форме изготовлено 12 апреля 2021 г.

<данные изъяты>

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».