Дело № 8а-7343/2021 [88а-8375/2021]

Номер дела: 8а-7343/2021 [88а-8375/2021]

УИН: 29RS0018-01-2020-000653-17

Дата начала: 07.04.2021

Суд: Третий кассационный суд общей юрисдикции

Судья: Зеленский Андрей Маркович

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Администрация муниципального образования "Город Архангельск"
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Глава муниципального образования "Город Архангельск"
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Прокуратура города Архангельска
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Ковалдин Владимир Константинович
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Фролова Елена Евгеньевна
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ 02.06.2021
 

Постановления

Дело № 88а-8375/2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

02 июня 2021 года                                                                  г. Санкт-Петербург

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего:           Городкова А.В.,

судей:                                    Зеленского А.М., Терентьевой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Архангельск» на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 05 ноября 2020 года по административному иску Ковалдина В.К. о признании недействующими в части пункта 1 постановления администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 11 ноября 2016 года № 1292 «О бесплатном проезде граждан, достигших возраста 70 лет и старше, и сопровождающих их лиц в автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск» и в части пункта 3 Правил предоставления бесплатного проезда гражданам, достигшим возраста 70 лет и старше, и сопровождающим их лицам в автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденных постановлением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 12 марта 2018 года № 296.

По первой инстанции решение вынесено Октябрьским районным судом города Архангельска 25 июня 2020 года номер дела № 2а-1459/2020

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., заключение прокурора Капсамун И.С. об оставлении без изменения апелляционного определения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    Постановлением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 11 ноября 2016 года № 1292 «О бесплатном проезде граждан, достигших возраста 70 лет и старше, и сопровождающих их лиц в автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск» гражданам, достигшим возраста 70 лет и старше, не относящимся к отдельным категориям граждан, установленным статьями 2 и 4 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах», и зарегистрированным по месту жительства на территории муниципального образования «Город Архангельск», а также сопровождающим их лицам, достигшим совершеннолетия (не более одного сопровождающего на каждого гражданина), предоставлено право бесплатного проезда в автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск» (пункт 1).

Данное постановление официально опубликовано на официальном информационном интернет-портале муниципального образования «Город Архангельск» 14 ноября 2016 года и в печатном издании - газете «Архангельск - город воинской славы» № 88 за 18 ноября 2016 года, является действующим.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 12 марта 2018 года № 296 утверждены Правила предоставления бесплатного проезда гражданам, достигшим возраста 70 лет и старше, и сопровождающим их лицам в автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск» (далее по тексту также - Правила).

Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что право на бесплатный проезд в автомобильном транспорте общего пользования по маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск» имеют граждане, достигшие возраста 70 лет и старше, не относящиеся к отдельным категориям граждан, установленным статьями 2 и 4 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», и зарегистрированные по месту жительства на территории муниципального образования «Город Архангельск», а также сопровождающие их лица, достигшие совершеннолетия (не более одного сопровождающего на каждого гражданина, достигшего возраста 70 лет и старше).

Указанная норма данного постановления официально опубликована на официальном информационном интернет-портале муниципального образования «Город Архангельск» 12 марта 2018 года и в печатном издании - газете «Архангельск - город воинской славы» № 19 за 16 марта 2018 года, является действующей.

Ковалдин В.К. обратился в суд с административным иском о признании недействующими пункта 1 постановления администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 11 ноября 2016 года № 1292 и пункта 3 указанных Правил в той части, в которой они предоставляют право на бесплатный проезд в автомобильном транспорте общего пользования по маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск» только лицам, зарегистрированным по месту жительства на территории муниципального образования «Город Архангельск».

В обоснование административного иска указал, что родился 17 марта 1949 года в городе Ленинграде, в настоящее время фактически проживает и зарегистрирован по месту пребывания в <адрес>, при этом по личным причинам сохраняет регистрацию по месту жительства в городе Санкт-Петербурге, где бывает лишь изредка. Полагает, что оспариваемые положения нормативных правовых актов, ставящие реализацию права на бесплатный проезд для граждан старше 70 лет в зависимость от регистрации по месту жительства, противоречат требованиям Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 25 марта 1993 года № 5242-1 «О праве граждан российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», исходя из его конституционно-правового смысла, выявленного в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года                   № 4-П.

Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 25 июня 2020 года (с учетом определения об исправлении описки от 17 августа 2020 года) в удовлетворении административного иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 05 ноября 2020 года указанное решение суда отменено, административное исковое заявление Ковалдина В.К. удовлетворено.

    На вступившее в законную силу судебное постановление                      административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос о его отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

    Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Часть 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года                              № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное приведенной нормой, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со вторым абзацем пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.

Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (пункт 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Оспариваемыми в рассматриваемом административном деле постановлениями администрации муниципального образования «Город Архангельск» за счет средств местного бюджета установлена дополнительная мера социальной поддержки лиц пожилого возраста, не имеющих право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в виде бесплатного проезда в автомобильном транспорте общего пользования по маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск».

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, исходя из приведенных положений федерального законодательства, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной, в частности, в определениях от 22 декабря 2015 года № 3018-0, от 4 февраля 2014 года                        № 234-0, от 5 марта 2014 года № 505-0, пришел к правильному выводу о том. что орган местного самоуправления вправе самостоятельно определять круг лиц, которым за счет средств местного бюджета предоставляются дополнительные, не предусмотренные федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации меры социальной поддержки и социальной помощи, исходя из объективных социально-экономических факторов, в том числе, возможностей бюджета городского округа.

Отменяя это решение, судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда пришла к выводу, что судом первой инстанции не учтено, что в силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года                    № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, полномочия органов местного самоуправления при решении вопроса об определении круга субъектов, имеющих право на предоставление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств местного бюджета, ограничены приведенным требованиям о необходимости соблюдения положений действующего законодательства, в том числе, в части, устанавливающей общие гарантии прав граждан и условия их реализации.

Так, в силу прямого указания части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Феде-рации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

При этом, исходя из положений части 2 статьи 6, части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации этот запрет, по мнению судебной коллегии, подлежит применению и в отношении муниципальных правовых актов, устанавливающих отдельные социальные гарантии для определенных категорий граждан.

Конституционно-правовой смысл механизма регистрационного учета выявлен, в частности, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года № 4-П, согласно которому регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (пункт 2); механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений (пункт 7).

Данная правовая позиция подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации и в постановлении от 2 июня 2011 года № 11-П, в пункте 3 которого указано, что регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами. Соответственно, невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение.

Поскольку конструкция оспариваемых в данном административном деле правовых норм связывает возникновение права на предоставление мер социальной поддержки не с фактом проживания на территории соответствующего муниципального образования, а исключительно с фактом регистрации по месту жительства на данной территории, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы административного истца о наличии оснований для признания данных норм противоречащими положениям части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», с учетом его конституционно-правового смысла, выявленного, в частности, в приведенных выше постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.

    Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Указанные выводы суда апелляционной инстанции основаны на системном толковании приведенных выше норм материального права и, вопреки доводам кассационной жалобы, не ограничивает самостоятельность муниципального образования на определение условий предоставления рассматриваемой меры социальной поддержки, в частности, не изменяет категорию получателей либо существо предъявляемых к ним требований.

В силу пункта 4 Правил, отдельные положения которых оспариваются, основанием для предоставления права бесплатного проезда является транспортная карта «Льготная», при выдаче которой и надлежит устанавливать право лица, достигшего возраста 70 лет, на соответствующую меру социальной поддержки, в том числе, на основании документа, подтверждающего его проживание на территории городского округа, в том числе (но не исключительно), документа, содержащего сведения регистрационного учета.

    Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание, что при рассмотрении данного административного дела нашел свое подтверждение тот факт, что оспариваемые положения пункта 1 постановления администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 11 ноября 2016 года № 1292 «О бесплатном проезде граждан, достигших возраста 70 лет и старше, и сопровождающих их лиц в автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск», пункта 3 Правил предоставления бесплатного проезда гражданам, достигшим возраста 70 лет и старше, и сопровождающим их лицам в автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденных постановлением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 12 марта 2018 года                № 296, приняты с нарушением требований части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», эти положения подлежат признанию недействующими.

Исходя из пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», судебная коллегия считает необходимым признать оспариваемые положения недействующими с даты вступления судебного постановления в законную силу.

    Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлении суда. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.

    Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 05 ноября 2020 года по административному иску Ковалдина В.К. о признании недействующими в части пункта 1 постановления администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 11 ноября 2016 года № 1292 «О бесплатном проезде граждан, достигших возраста 70 лет и старше, и сопровождающих их лиц в автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск» и в части пункта 3 Правил предоставления бесплатного проезда гражданам, достигшим возраста 70 лет и старше, и сопровождающим их лицам в автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденных постановлением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 12 марта 2018 года № 296, оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Архангельск» - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 05 ноября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

    Мотивированное определение изготовлено 15 июня 2021 года.

Председательствующий:

Судьи:

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».