Дело № 33а-2652/2021
Номер дела: 33а-2652/2021
УИН: 22RS0068-01-2021-001767-36
Дата начала: 24.03.2021
Дата рассмотрения: 20.04.2021
Суд: Алтайский краевой суд
Судья: Кайгородова Ольга Юрьевна
:
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
Определение
Судья Церковная Н.В. Дело № 33а-2652/2021
УИД 22RS0068-01-2021-001767-36
2а-2311/2021 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 апреля 2021 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.,
судей Кайгородовой О.Ю., Скляр А.А.
при секретаре Мошкалевой Е.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика администрации г.Барнаула Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 5 марта 2021 года по административному делу по административному иску Алтайского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к администрации г.Барнаула о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия.
Заслушав доклад судьи Кайгородовой О.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
12 февраля 2021 года Алтайским краевым отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее – АКПО «КПРФ») в администрацию <адрес> подано уведомление о проведении 23 февраля 2021 года с 13:00 до 14:00 часов публичного мероприятия в форме митинга на площади Советов у памятника В.И. Ленина, цель мероприятия – против политических репрессий.
15 февраля 2021 года письмом председателя комитета общественных связей и безопасности администрации города Барнаула АКПО «КПРФ» сообщено о невозможности проведения указанного публичного мероприятия на площади Советов у памятника В.И. Ленина, предложено изменить время и место митинга и провести его с 11:30 до 12:30 часов 23 февраля 2021 года на территории сквера напротив здания, расположенного по адресу: <адрес>. Указано, что изменение времени и места проведения митинга связано с тем, что в соответствии с договором безвозмездного пользования земельного участка от 25 января 2021 года земельный участок, расположенный по адресу: Алтайский края, город Барнаул, площадь Советов, передан в безвозмездное пользование МБУ «Благоустройство и озеленение» г.Барнаула. У органа публичной власти отсутствует обязанность по согласованию проведения публичного мероприятия на указанной выше территории, если организатором не получено согласие собственника или иного законного владельца на проведение публичного мероприятия на данной территории.
Указанное предложение было принято АКПО «КПРФ», о чем администрация города Барнаула уведомлена 17 февраля 2021 года.
19 февраля 2021 года письмом председателя комитета общественных связей и безопасности администрации г.Барнаула АКПО «КПРФ» сообщено об аннулировании предложения об изменении места проведения ранее запланированного на 23 февраля 2021 года с 13 часов до 14 часов публичного мероприятия в форме митинга и отзыве согласия о его проведении на территории сквера напротив здания, расположенного по адресу <адрес> со ссылкой на действие на территории Алтайского края режима повышенной готовности в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и угрозой распространения коронавирусной инфекции.
Не согласившись с указанным, 26 февраля 2021 года АКПО «КПРФ» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать решение администрации <адрес> *** от 19 февраля 2021 года незаконным. В обоснование указано, что на территории Алтайского края не введен запрет на проведение публичных мероприятий; действующее законодательство не содержит положений, позволяющих отказать в ранее согласованном публичном мероприятии.
Решением Центрального районного суда города Барнаула от 5 марта 2021 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе и в дополнении к апелляционной жалобе представитель администрации города Барнаула просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на то, что судом не учтены положения санитарно-эпидемиологических правил, принятых с целью противодействия распространению коронавирусной инфекции, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, связанные с ограничениями проведения массовых мероприятий и необходимостью соблюдения мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции; вопреки выводам суда Указ Губернатора Алтайского края содержит ограничение проведения публичных мероприятий, поскольку согласно абзацу 3 пункта 2 Указа органы публичной власти, юридические и физические лица обязаны строго руководствоваться правовыми актами, предписаниями, письмами, содержащими требования по профилактике новой коронавирусной инфекции. При этом в п.п. 4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 предусмотрено, что одним из мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции, является ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца АКПО «КПРФ» И.К.Г. возражала против доводов апелляционной жалобы, указав на законность принятого судом решения. Представитель административного ответчика администрации города Барнаула Н.О.И. на доводах апелляционной жалобы с учетом дополнений, настаивал, иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем, на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение принято 19 февраля 2021 года, административный иск подан в суд 26 февраля 2020 года, то есть в установленный законом срок.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Указ Губернатора Алтайского края от 31 марта 2020 года № 44 «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19», предусматривающий ряд ограничений для граждан и организаций (индивидуальных предпринимателей), не содержит запрета на проведение массовых (публичных) мероприятий. Кроме того, изменение органом публичной власти согласованных ранее места, времени и условий проведения публичного мероприятия не допускается.
Поводов не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на надлежащей оценке совокупности собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В целях обеспечения реализации указанного права граждан Российской Федерации принят Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту - Федеральный закон № 54-ФЗ ).
Статьей 7 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ).
В случае, если в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, рассмотревшие уведомление о проведении публичного мероприятия, поступила информация от уполномоченных органов об отсутствии права у подавшего уведомление лица быть организатором публичного мероприятия в соответствии с настоящим Федеральным законом, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отзывают согласование проведения публичного мероприятия либо предложение, указанное в пункте 2 части 1 настоящей статьи, направленные организатору публичного мероприятия (часть 4 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ).
Таким образом, возможные варианты действий органа местного самоуправления при поступлении уведомления о проведении публичного мероприятия перечислены в статье 12 Федерального закона № 54-ФЗ.
В соответствии разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", по смыслу статьи 12 Закона о публичных мероприятиях изменение органом публичной власти согласованных ранее места, времени и условий проведения публичного мероприятия не допускается.
Поскольку, ранее уведомление от 12 февраля 2021 года рассмотрено административным ответчиком, организатору публичного мероприятия предложено изменить место и время проведения такого мероприятия, организатор дал свое согласие на предложенные изменения, о чем уведомил орган местного самоуправления в установленном законом порядке, следует считать, что проведение публичного мероприятия с 11:30 до 12:30 часов 23 февраля 2021 года на территории сквера напротив здания расположенного по адресу: <адрес> согласовано. Следовательно, административный ответчик был не вправе в дальнейшем отозвать свое согласие, поскольку уведомление о проведении публичного мероприятия уже было рассмотрено органом публичной власти 15 февраля 2021 года.
Также следует учесть, что и основание отказа в согласовании публичного мероприятия, в данном случае, не основано на законе.
В силу подпункта «а.2» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В силу статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" и от 30 марта 2020 N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" должностные лица субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции обеспечивают разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мер в субъекте Российской Федерации, направленных на предупреждение завоза и распространения коронавирусной инфекции.
Таким образом, полномочия по принятию законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности, с учетом сложившийся эпидемиологической обстановки в конкретном регионе, делегированы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Алтайского края от 18 марта 2020 года №120 на территории Алтайского края введен режим повышенной готовности.
31 марта 2020 года Губернатором Алтайского края принят Указ № 44 «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19», предусматривающий ряд ограничений для граждан и организаций (индивидуальных предпринимателей).
При этом положения данного Указа не содержат запрета на проведение массовых (публичных) мероприятий.
С учетом изложенного, является несостоятельной ссылка административного ответчика на постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 марта 2020 года № 6, в котором имеется указание на необходимость высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) ограничить проведение массовых мероприятий, поскольку Губернатором Алтайского края в соответствующем Указе запрет на проведение массовых мероприятий не установлен.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.
При этом судебная коллегия полагает возможным уточнить резолютивную часть решения суда, поскольку как следует из материалов дела, административным истцом оспаривается решение администрации города Барнаула от 19 февраля 2021 ***-ПМ, принятое по уведомлению Алтайского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 12 февраля 2021 о проведении публичного мероприятия. Согласование проведения публичного мероприятия, в силу положений статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ, отнесено к компетенции органа местного самоуправления, оспариваемое решение принято администрацией <адрес> от имени которой действовал председатель Комитета общественных связей и безопасности администрации <адрес>, при этом Комитет является функциональным органом администрации города. В связи с этим резолютивная часть решения суда первой инстанции подлежит уточнению, путем указания на признание незаконным решения органа местного самоуправления, а не его должностного лица.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Барнаула от 5 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Барнаула Алтайского края – без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения, изложив абзац второй в следующей редакции: признать незаконным решение администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГ ***-ПМ, принятое по уведомлению Алтайского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 12 февраля 2021 о проведении публичного мероприятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Церковная Н.В. Дело № 33а-2652/2021
УИД 22RS0068-01-2021-001767-36
2а-2311/2021 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
20 апреля 2021 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.,
судей Кайгородовой О.Ю., Скляр А.А.
при секретаре Мошкалевой Е.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика администрации г.Барнаула Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 5 марта 2021 года по административному делу по административному иску Алтайского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к администрации г.Барнаула о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Барнаула от 5 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Барнаула Алтайского края – без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения, изложив абзац второй в следующей редакции: признать незаконным решение администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГ ***-ПМ, принятое по уведомлению <адрес>вого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГ о проведении публичного мероприятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: