Дело № 33а-602/2021

Номер дела: 33а-602/2021

УИН: 06RS0006-01-2019-003373-36

Дата начала: 16.04.2021

Суд: Верховный Суд Республики Ингушетия

Судья: Аушева Фатима Камбулатовна

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Тимерханов Магомед Хамадханович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Передача дела судье 19.04.2021
Судебное заседание 17.06.2021
 

Апелляционное определение

Дело № 2а-2363/2020 Председательствующий Хашагульгова Х.Ю.

2 сентября 2021 г. г. Магас

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего Аушевой Ф.К.

судей Цурова Х.М. и Горокаевой Х.А.

при секретаре Мужухоеве М.М.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тимерханова Магомеда Хамадхановича к МВД России по Республике Ингушетия о признании незаконными действий по объявлению недействительным паспорта гражданина Российской Федерации и возложении обязанности по возврату паспорта

по апелляционной жалобе административного истца на решение Магасского районного суда от 23 ноября 2020 г.

Заслушав доклад судьи Аушевой Ф.К., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

ФИО1 обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что он, являясь уроженцем <адрес> Республики Казахстан, приобрел гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ему выдан паспорт гражданина Российской Федерации, который в последующем ответчиком аннулирован.

В целях выяснения причин аннулирования паспорта он обратился в МВД по <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему сообщили, что паспорт гражданина Российской Федерации серии 2616 №, выданный отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, аннулирован на основании заключения по результатам служебной проверки, проведенной по фактам выдачи видов на жительство Российской Федерации с нарушением порядка их выдачи.

Полагает решение административного ответчика незаконным, поскольку при обращении с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации он не предоставлял подложных документов, ложных сведений о себе не заявлял.

Просит суд признать действия МВД по <адрес> незаконными, восстановить нарушенные права административного истца путем возложения на МВД по <адрес> обязанности вернуть ему ранее выданный паспорт гражданина Российской Федерации.

Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить постановление суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Тимерханова М.Х., его представителя Амхадова С.М., поддержавших жалобу, представителя МВД по РИ Цицкиеву И.М., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела Тимерханов М.Х. является уроженцем <адрес> Республики Казахстан, имел гражданство Республики Казахстан, проживал на территории Республики Казахстан. 19 декабря 2014 г. административный истец снят с регистрационного учета и с указанного времени постоянно проживает на территории Российской Федерации.

Согласно решению комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от 11 апреля 2016 г. на основании протокола заседания комиссии от 9 апреля 2016 г. № 3 гражданин Республики Казахстан Тимерханов М.Х. признан носителем русского языка.

Приложив копию указанного решения и иных документов 15 апреля 2016 г. Тимерханов М.Х. обратился с заявлением в посольство Республики Казахстан в Российской Федерации о выходе из гражданства Республики Казахстан, о чем имеется расписка.

26 июня 2016 г. Тимерханов М.Х. получил вид на жительство в Российской Федерации

5 октября 2016 г. отделением УФМС России по Республике Ингушетия в Назрановском районе на основании справки о приобретении гражданства Российской Федерации Тимерханову М.Х. выдан паспорт гражданина Российской Федерации.

Согласно справке посольства Республики Казахстан в Российской Федерации от 15 июня 2017 г. Тимерханов М.Х. не является гражданином Республики Казахстан на основании Указа президента Республики Казахстан от 5 июня 2017 г.

Заключением служебной проверки по фактам выдачи видов на жительство в Российской Федерации с нарушением установленного порядка их выдачи от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что решение о признании носителем русского языка в установленном порядке в отношении Тимерханова М.Х. не принималось, дело с материалами о признании Тимерханова М.Х. носителем русского языка в архиве УВМ МВД по РИ отсутствует, учетное дело по предоставлению гражданства Российской Федерации Тимерханова М.Х. не содержит материалов, подтверждающих процедуру приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина. Проверкой по базе АИС «Гражданство» установлено, что Тимерханов М.Х. не значится в ней по учетам, однако по учетам базы данных «ППО-Территория» Тимерханов М.Х. значится документированным паспортом гражданина Российской Федерации.

Из заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № также следует, что основанием для выдачи вида на жительство и паспорта гражданина Российской Федерации Тимерханова М.Х. послужили решение о признании носителем русского языка и справка о приобретении гражданства Российской Федерации, которые выданы бывшим сотрудником УВМ МВД по РИ Баркинхоевым А.М., в отношении которого возбуждено уголовное дело. В связи с чем комиссия признала выявленные в ходе проверки решения о признании иностранного гражданина носителем русского языка фиктивными, а также полагала необходимым признать недействительными и принять меры по изъятию, в том числе, вида на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации серии 82 № от ДД.ММ.ГГГГ на установочные данные ФИО1 и паспорта гражданина Российской Федерации серии 2616 №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, на установочные данные ФИО1

Согласно электронным письмам УВМ МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ №, представленным в суде апелляционной инстанции, учетного дела о приобретении ФИО1 гражданства Российской Федерации нет, в журнале учета заявлений по гражданству № сведения об обращении административного истца по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации отсутствуют (зарегистрированным за № от ДД.ММ.ГГГГ), в журнале учета заявлений о признании иностранных лиц и лиц без гражданства носителями русского языка УФМС России по РИ информация об обращении ФИО1 отсутствует (зарегистрированным за № от ДД.ММ.ГГГГ).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Судебная коллегия, проверив правильность применения и толкования норм материального и процессуального права, находит вывод суда первой инстанции ошибочным.

Согласно принципам гражданства Российской Федерации, изложенным в статье 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. Х« 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации -порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В силу части 2.1 статьи 14 названного Федерального закона (в редакции на дату выдачи Тимерханову М.Х. паспорта гражданина Российской Федерации) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица: обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; имеют законный источник средств к существованию; отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства.

Согласно положениям частей 1, 5, 7 статьи 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территорий Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации. По результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. Срок действия решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не ограничен.

Решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» принималось в указанный период федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами, что было закреплено в части 3 статьи 35 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Решение о приобретении гражданства Российской Федерации подлежало отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке, что предусматривалось статьей 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Аналогичное положение содержалось в пункте 9 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, согласно которому представление заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений является основанием для отклонения заявления по вопросам гражданства Российской Федерации.

Согласно п. 2 Положения об организации деятельности территориальных органов ФМС России по изъятию паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, и предоставлению информации о паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 11 марта 2014 г. N 178, выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию, признается паспорт, оформленный с нарушением требований, установленных Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. N 391, с изменениями внесенными приказом ФМС России от 21 января 2014 г. N 23, а именно:

оформленный на основании недостоверных сведений, указанных заявителем;

оформленный на основании поддельных документов, представленных заявителем для выдачи или замены паспорта;

выданный лицу, в отношении которого территориальным органом ФМС России установлен факт отсутствия гражданства Российской Федерации;

выданный лицу, в отношении которого решение о приобретении гражданства Российской Федерации отменено уполномоченным органом на основании судебного постановления об установлении факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства Российской Федерации;

выданный лицу, у которого имеется действительный паспорт.

В силу п. 51 указанного Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.

После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации (п. 52 указанного Положения).

В силу пункта 22 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828, запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из содержания приведенных нормативно-правовых актов следует, что изъятие паспорта гражданина Российской Федерации допускается только в случаях, прямо предусмотренных законодательством, к числу таких случаев отнесено установление уполномоченным территориальным органом миграционной службы факта отсутствия гражданства Российской Федерации у лица, которому был выдан паспорт. Отсутствие гражданства Российской Федерации подлежит установлению не по формальным признакам, а фактически, путем проверки и выявления либо опровержения всех обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение либо приобретение гражданства Российской Федерации.

Судом установлено, что административным ответчиком нарушена процедура фиксации заявления иностранного гражданина о признании его носителем русского языка, вынесения решения по вопросам гражданства, ведения учетных дел и внесения сведений в информационные системы.

Наличие противоправных действий сотрудника МВД по Республике Ингушетия Баркинхоева A.M., в результате которых был нарушен порядок рассмотрения вопроса о признании гражданина иностранного государства носителем русского языка, а также вопросов приобретения гражданства Российской Федерации, административным ответчиком не опровергается.

Между тем, в предусмотренном п. 2 Положения перечне оснований изъятия паспорта не предусмотрено изъятие паспорта в связи с неправомерными действиями должностного лица.

В силу требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом

Вместе с тем, ответчиком не приведены доказательства, свидетельствующие о наличии оснований, предусмотренных п. 2 Положения, для изъятия паспорта Тимерханова М.Х., в частности, в материалах дела отсутствуют и суду не представлены сведения том, что Тимерханов М.Х. при оформлении паспорта и приобретении гражданства Российской Федерации представил недостоверные сведения и поддельные документы, а также сведения об отсутствии гражданства Российской Федерации.

Заключением служебной проверки от 15 сентября 2017 г. № 8 не установлен факт отсутствия гражданства Российской Федерации Тимерханова М.Х.

Действия самого Тимерханова M.X., утверждавшего о подаче соответствующих документов в уполномоченный орган, его явке для прохождения собеседования в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, об обучении в общеобразовательной школе на территории СССР, об отказе от гражданства Республики Казахстан, последовательно указывают на наличие волеизъявления на приобретение гражданства Российской Федерации.

В настоящее время правовое регулирование упрощенного порядка приема в гражданство Российской Федерации с принятием Федерального закона от 24 апреля 2020 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» для лиц, являющихся гражданами Республики Казахстан, не требует соблюдения условий о пятилетнем непрерывном проживания на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и о наличии законного источника средств к существованию. При этом владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды, подтверждается документом установленного образца (его дубликатом) о получении образования (не ниже основного общего образования) на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 г. Судебная коллегия отмечает, что принятый федеральный закон улучшает положение для граждан Республики Казахстан, каковым являлся Тимерханов М.Х., однако в связи с действиями, направленными на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке ранее, он таких преимуществ лишен в связи с отказом от гражданства Республики Казахстан.

Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.

Европейский Суд по правам человека также придерживается той правовой позиции, согласно которой ошибки или просчеты государственных органов должны служить выгоде заинтересованных лиц, особенно в отсутствие иных конфликтующих интересов. Другими словами, ответственность за любую ошибку, допущенную государственными органами, должно нести государство, и эти ошибки не должны устраняться за счет заинтересованного лица (Постановление ЕСПЧ от 1 декабря 2016 г., дело «Томина и другие (Tomina and Others) против Российской Федерации», Постановление ЕСПЧ от 6 декабря 2011 г., дело «Гладышева (Gladysheva) против Российской Федерации»).

В целях проверки изложенных в заключении служебной проверки от 15 сентября 2017 г. № 8 сведений о выдаче справки о приобретении гражданства Российской Федерации, послуживших наряду с заключением о признании носителем русского языка основанием для выдачи паспорта гражданина Российской Федерации Тимерханову М.Х., а также выяснений наличия оснований для изъятия или аннулирования паспорта Тимерханова М.Х., суд апелляционной инстанции в адрес МВД по РИ направил запрос о предоставлении документов, представленных Тимерхановым М.Х. при обращении в миграционную службу с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, данных о принятии решения о признании Тимерханова М.Х. носителем русского языка, о выдаче справки о приобретении гражданства Российской федерации, документа, подтверждающего наличие или отсутствие в архиве УВМ МВД по РИ дела о признании Тимерханова М.Х. носителем русского языка, журнала учета заявлений, принятых решений, а также сведения об установлении ответчиком факта отсутствия гражданства Российской Федерации Тимерханова М.Х.

Однако неоднократно запрошенные судом сведения ответчиком не представлены.

Кроме того, к показаниям свидетелей Гагиева Р.Х. и Кулбужевой Л.Б. о не прохождении Тимерхановым М.Х. соответствующих процедур при получении гражданства и паспорта гражданина Российской Федерации судебная коллегия относится критически, поскольку на тот период, в частности 5 октября 2016 г., указанные свидетели не являлись сотрудниками УВМ МВД по РИ и не могут достоверно свидетельствовать о нарушении процедуры признания Тимерханова М.Х. носителем русского языка и его приема в гражданство Российской Федерации.

При этом позиция самого Тимерханова М.Х. о том, что он подал соответствующие документы в уполномоченный орган, явился для прохождения собеседования в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка в силу ст. 62 КАС РФ не опровергнуты административным ответчиком и подтверждается показаниями свидетеля Бузуртанова Б.М. и Евлоевой Е.Х.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что процедура выдачи паспорта Тимерханову М.Х. не соблюдена административным ответчиком по независящим от административного истца причинам, судебная коллегия в целях соблюдения прав Тимерханова М.Х. признает действия административного ответчика незаконными и считает необходимым возложить на МВД по Республике Ингушетия обязанность вернуть ему паспорт гражданина Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

апелляционную жалобу административного истца Тимерханова М.Х. удовлетворить.

Решение Магасского районного суда от 23 ноября 2020 г. отменить.

Административный иск Тимерханова Магомеда Хамадхановича к МВД России по Республике Ингушетия о признании незаконными действий по объявлению недействительным паспорта гражданина Российской Федерации и возложении обязанности о возвращении паспорта удовлетворить.

Признать действия МВД по Республике Ингушетия незаконными.

Возложить на МВД по Республике Ингушетия обязанность вернуть Тимерханову Магомеду Хамадхановичу паспорт гражданина Российской Федерации.

 

Председательствующий

Судьи

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».