Дело № 16-3488/2021

Номер дела: 16-3488/2021

Дата начала: 16.04.2021

Суд: Первый кассационный суд общей юрисдикции

Статьи КоАП: 6.3
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО ООО "АПТЕКА "ВЕРЕСК" Статьи КоАП: 6.3
 

Решения

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-3488/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов                                            4 июня 2021 г.

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу директора единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью «АПТЕКА «ВЕРЕСК» - управляющей организации общества с ограниченной ответственностью «ФАРМАИМПЕКС – УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ» Зверева А.В. (далее – Управляющий директор общества Зверев А.В.), на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда города Липецка от 4 декабря 2020 г. и решение судьи Липецкого областного суда от 18 февраля 2021 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «АПТЕКА «ВЕРЕСК» (далее – ООО «АПТЕКА «ВЕРЕСК») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Советского районного суда города Липецка от 4 декабря 2020 г., ООО «АПТЕКА «ВЕРЕСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Липецкого областного суда от 18 февраля 2021 г., постановление судьи Советского районного суда города Липецка от 4 декабря 2020 г., изменено: размер назначенного ООО «АПТЕКА «ВЕРЕСК» административного наказания в виде административного штрафа снижен до 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Управляющий директор общества Зверев А.В., приводя доводы о незаконности, просит отменить названные судебные акты, и прекратить производство по делу.

Ходатайство заявителя об участии в судебном заседании путём использования систем видеоконференц-связи, удовлетворению не подлежит в связи с тем, что рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

ООО «АПТЕКА «ВЕРЕСК», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражений на неё не представило.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «АПТЕКА «ВЕРЕСК» к административной ответственности) установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, среди прочего обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза её развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.

Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», руководителям территориальных органов Роспотребнадзора надлежит давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 марта 2020 г. № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019», руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предписано обеспечить контроль за реализацией пунктов 1 и 2 настоящего Постановления, в том числе выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере общественного питания и торговли, мероприятий по обеспечению усиленного дезинфекционного режима, включая дезинфекцию оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха, обеспечение дезинфекционными средствами для обработки рук, поверхностей и инвентаря.

В связи с угрозой распространения на территории Липецкой области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением администрации Липецкой области от 31 августа 2012 г. № 358 «О Липецкой территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и признании утратившими силу некоторых постановлений администрации Липецкой области», в целях реализации указанного постановления распоряжением администрации Липецкой области от 10 марта 2020 г. №102-р на территории Липецкой области с 10 марта 2020 г. введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Липецкой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Липецкой области от 14 августа 2020 г. № 1374 «О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Липецкой области» (далее - Постановление Главного государственного санитарного врача по Липецкой области от 14 августа 2020 г. № 1374), в целях принятия мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в коллективах на предприятиях (в организациях) Липецкой области в условиях сохранения рисков инфицирования, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52, во исполнение постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 13 марта 2020 г. № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19», постановлено, что руководителям предприятий и организаций всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям надлежит обеспечить реализацию комплекса мероприятий по профилактике COVID-19, в том числе:

организацию ежедневного перед началом рабочей смены «входного фильтра» с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками инфекционного заболевания (подпункт 1.1 пункта 1);

применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа. Определение количества облучателей из расчета на объем помещений, а также режима их работы, должно быть определено в соответствии с инструкциями к данным установкам (подпункт 1.14 пункта).

Из материалов дела следует, что 9 сентября 2020 г. в 15 часов 40 минут при расследовании причин и условий возникновения распространения случаев новой коронавирусной инфекции на основании приказа Главного государственного санитарного врача по Липецкой области от 8 сентября 2020 г. № 160-ов в отношении ООО «АПТЕКА «ВЕРЕСК», осуществляющего свою деятельность по адресу: город Липецк, улица Ангарская, дом №5, помещение №15, выявлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно в нарушение пунктов 1.1, 1.14 постановления Главного государственного санитарного врача Липецкой области от 14 августа 2020 г. № 1374 «О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Липецкой области», статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, перед началом рабочей смены в аптечном пункте №10 проводится контроль температуры тела работников контактным электронным термометром, в помещениях с постоянным нахождением работников отсутствуют бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа.

Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 21 октября 2020 г. (л.д. 5-7); приказом о проведении эпидемиологического расследования от 8 сентября 2020 г. (л.д. 9); актом расследования причин и условий возникновения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний, отравлений от 9 сентября 2020 г. (л.д. 11-12), и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.

В рассматриваемой жалобе заявитель утверждает, что не имелось законных оснований для привлечения ООО «АПТЕКА «ВЕРЕСК» к административной ответственности, поскольку в действующем законодательстве имеются противоречия в части вменяемых нарушений. Со ссылкой на положения постановления администрации Липецкой области от 26 марта 2020 г. № 159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области», на нормы СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 15), указывает о наличии возможности измерения температуры работникам как бесконтактным так и контактным способом, а также использования любого оборудования по обеззараживанию воздуха.

Однако, данные доводы не влекут отмену обжалуемых судебных актов.

ООО «АПТЕКА «ВЕРЕСК» вменено нарушение требований об обеспечении выполнения комплекса мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Липецкой области, установленных названным выше постановлением Главного государственного санитарного врача по Липецкой области от 14 августа 2020 г. № 1374. Осуществление этих мероприятий является обязательным.

Невыполнение данных мероприятий и соответственно нарушение вышеуказанного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «АПТЕКА «ВЕРЕСК» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО «АПТЕКА «ВЕРЕСК» вмененного состава административного правонарушения.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Постановление о привлечении ООО «АПТЕКА «ВЕРЕСК» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено названному лицу в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 6.3 названного Кодекса.

Избранная мера административного наказания, с учетом снижения до 100 000 рублей, является справедливой и соразмерной содеянному, она соответствует характеру совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности лица, его имущественному и финансовому положению.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление судьи Советского районного суда города Липецка от 4 декабря 2020 г. и решение судьи Липецкого областного суда от 18 февраля 2021 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «АПТЕКА «ВЕРЕСК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью «АПТЕКА «ВЕРЕСК» - управляющей организации общества с ограниченной ответственностью «ФАРМАИМПЕКС – УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ» Зверева А.В. - без удовлетворения.

Судья                                                  А.А. Кишаев

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».