Дело № 2а-2122/2021
Номер дела: 2а-2122/2021
УИН: 04RS0007-01-2021-003224-27
Дата начала: 20.04.2021
Дата рассмотрения: 24.06.2021
Суд: Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Судья: Гурман Заряна Владимировна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
№2а-2122/2021
04RS0007-01-2021-003224-27
Решение
Именем Российской Федерации
24 июня 2021 г. г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Гурман З.В., при секретаре Плетниковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ПАО «Россети Сибирь» к Государственной инспекции труда в Республике Бурятия о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
Обращаясь в суд с настоящим иском, представитель административного истца ПАО «Россети Сибирь» Цыренжапова М.С. сослалась на то, что 12 марта 2021 г. в адрес общества поступило распоряжение Государственной инспекции труда в Республике Бурятия о проведении внеплановой документарной проверки соблюдения трудового законодательства РФ по обращению представителя профсоюзной организации. 12 апреля 2021 г. в адрес общества поступили акт проверки и предписание трудовой инспекции №3/7-172-21-ОБ/12-1393-И/63-10, согласно которому общество обязано: 1. произвести перерасчет и выплату заработной платы работникам, занимающим должности рабочих 3 разряда производственных отделений, с 09 октября 2018 г.; 2. произвести перерасчет и выплату заработной платы работникам, занимающим должности начальников службы подстанции, службы высоковольтных линий, службы изоляции, защиты от перенапряжений и начальников сектора СМУ за период с 01 декабря 2017 г. Требование первого пункта предписания государственный орган обосновывает введением 09 октября 2019 г. в действие 29 версии Стандарта организации 5.240. Общество не согласно с данным пунктом предписания, так как нормами действующего законодательства предусмотрено право работодателя на утверждение по своему усмотрению положения об оплате труда, а также право принятия локальных нормативных актов. Система оплаты труда работников ПАО «Россети Сибирь» установлена Стандартом организации 5.240 «Оплата труда, мотивация, льготы, компенсации и другие выплаты социального характер (социальный пакет) работников, действующим с 17 января 2012 г. (с последующими его редакциями). Указанным Стандартом в редакции с 1 по 28, действовавшей до 09 октября 2018 г., установлен классификатор ступеней оплаты труда по должности Производственного отделения филиала/Общества под управлением (Табл. 2), согласно которому рабочим 3 разряда присвоена 5 ступень оплаты труда (строка №24 табл. 2). 09 октября 2018 г. введена 29 версия СО 5.240 на основании приказа Общества №705 от 04 октября 2018 г. Согласно классификатора ступеней оплаты труда по должностям Производственного отделения (таб. 2 строка 24) СО 5.240/29 для рабочих 3 разряда установлена 6 ступень оплаты (ранее в редакции с 1 по 28 – для таких работников установлена 5 ступень оплаты труда). При этом в строке №24 для рабочих 3 разряда установлена сноска №4, согласно которой конкретная ступень оплаты труда для филиалов утверждается приказом филиала. На момент введения в действие 29-й версии СО 5.240 в филиале «Бурятэнерго» действовал приказ №1.2/1738-пр от 12 декабря 2017 г., согласно которому для рабочих, занятых на эксплуатации и ремонте электрооборудования, 3 разряда установлена 5 ступень (приложение №1 Классификатора ступеней оплаты труда по должностям Производственных отделений филиала «Бурятэнерго»). С учетом сноски №4 СО 5.240 в ред. 29 от 09 октября 2018 г., где предусмотрено, что конкретная ступень оплаты труда для филиалов утверждается приказом филиала, принятый приказ филиала №1.2/1738 от 12 декабря 2017 г. не противоречит С 5.240/29 и принят согласно действующей в обществе системе оплаты труда. С учетом указания в сноске №4 СО 5.240 в ред. 29 от 09 октября 2018 г. о необходимости согласования конкретной ступени оплаты труда для филиалов с исполнительным аппаратом общества, после получения приказа №705 от 04 октября 2018 г. о введении в действие 29 версии СО 5.240 филиал «Бурятэнерго» инициировал согласование с исполнительным аппаратом общества конкретной ступени оплаты труда для рабочих 3 разряда, которая по решению филиала осталась неизменной – 5 ступень оплаты. 08 октября 2018 г. приказ №1.2/1738 от 12 декабря 2017 г. направлен посредством электронной почты на согласование в исполнительный аппарат общества, и 08 октября 2018 г. получено согласование от начальника отдела оформления трудовых отношений Департамента по управлению персоналом и организационному проектированию ПАО «Россети Сибирь» Толстых И.Ю., которая, занимая указанную должность, была вправе согласовывать такого рода документы по роду своей деятельности, после чего филиалом правомерно было продолжено применение приказа от 12 декабря 2017 г. с 09 октября 2018 г. Кроме того, требования государственного органа по перерасчету и выплате заработной платы, указанные в п. 1 и п. 2 оспариваемого предписания, в силу ст. 381 К РФ являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по трудовым спорам, либо судом, поскольку в оспариваемом предписании не указаны очевидные нарушения норм трудового права по спорному вопросу. Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает трудовые споры, так как не может подменять собой судебные органы. Поэтому Государственная инспекция труда в Республике Бурятия не имела полномочия выдавать оспариваемое предписание о перерасчете и выплате заработной платы. Кроме того, неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным, так как требования оспариваемого предписания содержат общие формулировки, при этом нет конкретизации, отсутствует определенность, так как оно не мотивировано, в нем отсутствует описание конкретных правонарушений в отношении конкретных лиц, с указанием фамилий конкретных работников, не указано, в каком размере необходимо произвести перерасчет заработной платы. Само по себе оспариваемое предписание без привязки его к акту проверки, в нарушение принципов правовой определенности и исполнимости, не дает возможности лицу, которому оно адресовано, определить существо допущенного нарушения, требующего устранения, а также способ его устранения, поскольку не содержит перечня конкретных мероприятий, которые необходимо выполнить в целях устранения выявленного нарушения и его последствий. Поэтому просила признать незаконным предписание №3/7-172-21-ОБ/12-139и/63-10 от 12 апреля 2021 г. в полном объеме и обязать административного ответчика устранить нарушение прав административного истца путем отмены данного предписания в полном объеме.
В судебном заседании по делу, состоявшемся 18 мая 2021 г., представитель административного истца Цыренжапова М.С., изменив предмет иска, просила признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Республике Бурятия №3/7-172-21-ОБ/12-139и/63-10 от 12 апреля 2021 г.
В настоящем судебном заседании представитель административного истца Цыренжапова М.С. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Также представила дополнительные пояснения к административному иску, из содержания которых следует, что исполнимость предписания является определяющим признаком его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Оспариваемым предписанием на работодателя возложена обязанность произвести перерасчет работникам за 4-5 лет, однако при этом государственный орган не указал, в каком размере необходимо произвести перерасчет, дату окончания перерасчета, что свидетельствует о неопределенности и неисполнимости предписания, о вероятном возникновении при исполнении такого предписания целого комплекса спорных правоотношений.
Административный ответчик Главный государственный инспектор труда в РБ Криницын А.Е., представляющий также интересы административного ответчика Государственной инспекции труда в РБ, против удовлетворения административного иска возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве. При этом суду пояснил, что в ходе проверки были выявлены очевидные нарушения трудового законодательства РФ в части неполной выплаты заработной платы работникам, занимающим должности, указанные в предписании. В оспариваемом предписании указаны все предусмотренные п. 114 Административного регламента от 13 июня 2019 г. №160 данные, и доводы представителя административного истца о неопределенности и неисполнимости предписания безосновательны.
Представитель заинтересованного лица Первичной профсоюзной организации филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» Кемер А.В. против удовлетворения административного иска возражал, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным. Также подтвердил, что проект приказа от 12 декабря 2017 г. для подготовки и дачи мотивированного мнения в профсоюзный комитет ППО Бурятэнерго не направлялся.
Выслушав участников процесса, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 357 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В соответствии с п. 114 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Приказом Роструда от 13 июня 2019 г. №160 в предписании об устранении выявленного нарушения указываются следующие данные:
дата и место составления предписания;
реквизиты документа, на основании которого выдается предписание;
фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица, выдавшего предписание;
наименование и реквизиты юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, которым выдается предписание;
необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений обязательных требований со ссылками на конкретные статьи и пункты законодательных и нормативных правовых актов, требования которых нарушены, а при невозможности указания конкретного мероприятия - суть нарушения и требование о его устранении;
срок выполнения предписания (с указанием числа, месяца и года);
сведения о вручении предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (либо их представителям) с указанием подписи, расшифровки подписи лица, которому непосредственно вручено предписание, даты вручения либо отметки об отправлении предписания почтой;
информация, содержащая разъяснения о порядке принятия решения о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (далее - решение о принудительном исполнении), в случаях, установленных статьей 360.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ТК РФ работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Согласно абз. 7 ч. 1 ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты.
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения от 12 марта 2021 г. в отношении ПАО «Россети Сибирь» филиала «Бурятэнерго» Государственной инспекцией труда в Республике Бурятия проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В результате данной проверки установлено и имеющимися в деле доказательствами подтверждено, что система оплаты труда работников ПАО «Россети Сибирь» установлена Стандартом организации 5.240 «Оплата труда, мотивация, льготы, компенсации и другие выплаты социального характер (социальный пакет) работников, действующим с 17 января 2012 г. (с последующими его редакциями).
Указанным Стандартом в редакции с 1 по 28, действовавшей до 09 октября 2018 г., установлен классификатор ступеней оплаты труда по должности Производственного отделения филиала/Общества под управлением (Табл. 2), согласно которому рабочим 3 разряда присвоена 5 ступень оплаты труда (строка №24 табл. 2).
09 октября 2018 г. введена 29 версия СО 5.240 на основании приказа Общества №705 от 04 октября 2018 г. Согласно классификатора ступеней оплаты труда по должностям Производственного отделения (таб. 2 строка 24) СО 5.240/29 для рабочих 3 разряда установлена 6 ступень оплаты (ранее в редакции с 1 по 28 – для таких работников установлена 5 ступень оплаты труда).
При этом в строке №24 для рабочих 3 разряда установлена сноска №4, согласно которой конкретная ступень оплаты труда для филиалов утверждается приказом филиала/Общества под управлением после согласования с исполнительным аппаратом общества.
По мнению суда, указанная сноска подлежала применению только с 09 октября 2018 г. – с момента начала действия новой редакции СО 5.240.
Однако, как видно из дела, приказ №1.2/1738-пр от 12 декабря 2017 г., согласно которому для рабочих, занятых на эксплуатации и ремонте электрооборудования, 3 разряда установлена 5 ступень (приложение №1 Классификатора ступеней оплаты труда по должностям Производственных отделений филиала «Бурятэнерго») был направлен посредством электронной почты на согласование в исполнительный аппарат общества, и 08 октября 2018 г., то есть до начала действия 29 новой редакции СО 5.240. получено согласование от начальника отдела оформления трудовых отношений Департамента по управлению персоналом и организационному проектированию ПАО «Россети Сибирь» Толстых И.Ю., после чего филиалом было продолжено применение приказа от 12 декабря 2017 г. с 09 октября 2018 г.
Таким образом, поскольку согласование применения для рабочих 3 разряда, занятых на эксплуатации и ремонте электрооборудования, 5 ступени оплаты труда, имело место до начала действия 29 редакции СО 5.240, установивших для рабочих данной категории более высокую ступень оплаты труда, а также саму возможность утверждения конкретной ступени оплаты труда для филиалов приказом филиала, который не мог быть издан до 09 октября 2018 г., административный ответчик пришел к обоснованному выводу о том, что заработная плата работникам, занимающим перечисленные должности, с 09 октября 2018 г. начислялась с очевидным нарушением требований статьи 135 ТК РФ – на 1 ступень ниже, чем предусмотрено локальным нормативным актом работодателя. Поэтому Государственной инспекцией труда в РБ работодателю выдано предписание, содержащее обоснованное требование в срок до 28 апреля 2021 г. устранить нарушение требований ст. 135 ТК РФ и произвести перерасчет и выплату заработной платы работникам, занимающим должности рабочих 3 разряда производственных отделений, с 09 октября 2018 г., то есть с даты установления рабочим данной категории более высокой (6) ступени оплаты труда.
Также в судебном заседании установлено, что приказом директора филиала «Бурятэнерго» ПАО «Россети Сибирь» от 12 декабря 2017 г. утвержден и введен в действие с 01 декабря 2017 г. классификатор ступеней оплаты труда, в соответствии с которым работникам, занимающим должности начальников службы подстанции, службы высоковольтных линий, службы изоляции, защиты от перенапряжений и начальников сектора СМУ была установлена 12 ступень оплаты труда. При этом, как установлено в ходе проверки, согласно локальному нормативному акту – Стандарту СО 5.240/25, действовавшему на момент издания и вступления в силу приказа от 12 декабря 2017 г., работникам указанных должностей была установлена 13 ступень оплаты труда. Поэтому административный ответчик пришел к обоснованному выводу о том, что заработная плата работникам, занимающим перечисленные должности, с 01 декабря 2017 г. начислялась с очевидным нарушением требований статьи 135 ТК РФ – на 1 ступень ниже, чем предусмотрено локальным нормативным актом работодателя. В связи с изложенным, 12 апреля 2021 г. Государственной инспекцией труда в РБ работодателю было выдано предписание, содержащее обоснованное требование устранить нарушение требований ст. 135 ТК РФ, произвести перерасчет и выплату заработной платы работникам, занимающим должности начальников службы подстанций, службы высоковольтных линий, службы изоляции, защиты от перенапряжений и начальников сектора СМУ за период с 01 декабря 2017 г., то есть с даты введения в действие приказа от 12 декабря 2017 г. об утверждении классификатора ступеней оплаты труда, повлекшего незаконное существенное снижение размера окладной части заработной платы и иных причитающихся работникам указанных категорий выплат.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено законно и обоснованно, и оснований к его отмене суд не находит.
При этом доводы административного иска о неисполнимости, неконкретном характере предписания суд находит безосновательными, поскольку предписание от 12 апреля 2021 г. содержит все перечисленные в п. 114 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Приказом Роструда от 13 июня 2019 г. №160, данные, при этом существо выявленных нарушений трудового законодательства и обстоятельства, послужившие основанием к вынесению предписания, подробно изложены в акте проверки от 12 апреля 2021 г., направленном административному истцу наряду с оспариваемым предписанием.
Доводы административного иска о том, что оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, поскольку неурегулированные разногласия между работодателем и работниками по поводу применения локальных нормативных актов являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим разрешению комиссией по трудовым спорам либо судом, суд находит безосновательными, поскольку предписание от 12 апреля 2021 г. содержит указание об очевидных нарушениях работодателем положений ст. 135 ТК РФ, заключающихся в начислении заработной платы отдельным категориям работников, перечисленным в предписании, в размере, не соответствующем действующим локальным нормативным актам работодателя, при этом на момент издания оспариваемого предписания вопросы законности начисления заработной платы данным категориям работников не являлись предметом проверки ни комиссии по трудовым спорам, ни суда.
В силу изложенного, судом принимается решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ПАО «Россети Сибирь» оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца с момента его принятия судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 02 июля 2021 г.
Судья З.В.Гурман