Дело № 2а-325/2021

Номер дела: 2а-325/2021

УИН: 32RS0033-01-2019-001912-10

Дата начала: 09.12.2020

Суд: Фокинский районный суд г. Брянск

Судья: Маковеева Галина Парфирьевна

:
Результат
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ Савченко Олег Анатольевич
ОТВЕТЧИК Начальник филиала "Больница ФКУ Здравоохранение Медико-санитарная часть" УФСИН России по Брянской области Синих А.В.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ФКУЗ МСЧ 32
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ФСИН России
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ФКУ ИК 2
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК УФСИН России по Брянской области
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Министерство финансов РФ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Министерство Финансов
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ФКУ ИК-1
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству 09.12.2020
Передача материалов судье 09.12.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 09.12.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 14.12.2020
Судебное заседание Отложено уважительная причина лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства 20.01.2021
Судебное заседание Отложено ТЕХНИЧЕСКИЕ НЕПОЛАДКИ при использовании технических средств ведения судебного заседания 24.02.2021
Судебное заседание Отложено судом признана невозможным рассмотрение административного дела в (этом) судебном заседании 01.04.2021
Судебное заседание Отложено судом признана невозможным рассмотрение административного дела в (этом) судебном заседании 19.04.2021
Судебное заседание Объявлен перерыв 29.04.2021
Судебное заседание Вынесено решение по делу Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО 05.05.2021
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 07.05.2021
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 11.05.2021
 

Решение

Дело № 2а-325/2021

УИД <...>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 мая 2021 года город Брянск

Фокинский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи Маковеевой Г.П.,

при секретаре Писаревой Е.А.,

с участием административного истца Савченко О.А., начальника филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 УФСИН России по Брянской области Синих А.В., представителяФСИН России, УФСИН России по Брянской области Щербаковой Е.В., представителя ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России Плюгиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Савченко О.А. к начальнику филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 УФСИН России по Брянской области Синих А.В., ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Брянской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области об оспаривании действий должностного лица, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Савченко О.А. обратился в Фокинский районный суд города Брянска с административным исковым заявлением об оспаривании действий начальника филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 УФСИН России по Брянской области Синих А.В., указывая, что в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области. В период с <дата> по <дата> Савченко О.А. проходил обследование в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 УФСИН России по Брянской области. При выписке из данного учреждения Савченко О.А. обратился с заявлением к начальнику филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 УФСИН России по Брянской области о предоставлении копии медицинской выписки порезультатом проведенного обследования, однако получил отказ. Савченко О.А. указывает, что является <...>, в связи с чем, отказ в выдаче копии выписки по результатам обследования является дискриминирующим его права как <...>. Просил суд признать отказ в предоставлении копии выписки из медицинской карты о состоянии здоровья Савченко О.А. незаконным, нарушающим права на предоставление информации о состоянии его здоровья; обязать начальника филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 УФСИН России по Брянской области Синих А.В. предоставить копию выписки из медицинской карты за период с <дата> по <дата> о состоянии здоровья Савченко О.А.; взыскать с начальника филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 УФСИН России по Брянской области Синих А.В. в пользу Савченко О.А. моральный вред в размере <...>; взыскать с начальника филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 УФСИН России по Брянской области Синих А.В. в пользу Савченко О.А. моральный вред в размере <...> за дискриминацию <...>.

Определением Фокинского районного суда города Брянска в качестве соответчиков по делу привлечены ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Брянской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области.

В судебном заседании Савченко О.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске и в дополнении к иску.

В судебном заседании административный ответчик начальник филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 УФСИН России по Брянской области Синих А.В., административные исковые требования не признал, пояснил, что согласно Приказу Минюста РФ №295 от 16 декабря 2016 года медицинские карты амбулаторного больного, листы назначений, листки временной нетрудоспособности, а также иные медицинские документы на руки осужденным, отбывающим наказание не выдаются. Осужденный может ознакомиться со всей его медицинской документацией, получить разъяснения, консультацию по заявлению, сделанному устно или письменно. Савченко О.А. проходил обследование в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 УФСИН России по Брянской области, после обследования обратился с заявлением о предоставлении копии медицинской выписки за период с <дата> по <дата>. Просил дать письменный ответ на заявление. Указанное заявление поступило <дата>, в установленный срок <дата> заявление рассмотрено, в выдаче медицинских документов осужденному отбывающему наказание отказано на основании Приказа Минюста России от 16 декабря 2016 года №295.

Представители ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН РоссииПлюгина О.Ю., ФСИН России, УФСИН России по Брянской области Щербакова Е.В., возражали против удовлетворения административного искового заявления, по основаниям изложенным в возражениях, приобщенныхв материалы дела.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще.

Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотрел настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле и, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

С учетом указанных конституционных положений законодатель в ФЗ от 15 июля 1995 года№ 103-ФЗ (ред. от 27 декабря 2019) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установил, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства (ст. 4).

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации гарантирует охрану и защиту законных интересов осужденных и возлагает обязанность по реализации этого права осужденных на администрацию учреждения или органа, где они отбывают наказание (ч. 1 ст. 10).

Отношения в сфере охраны здоровья граждан регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ведение медицинской документации в установленном порядке, обеспечение учета и хранения медицинской документации является обязанностью медицинской организации.

В силу ч.1 ст. 22 названного Федеральным законом каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях ирезультатах оказания медицинской помощи.

Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов (ч.ч. 4 и 5 ст. 22).

Статьей 6 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждены Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в пункте 13 статьи 16 которых предусмотрено медико-санитарное обеспечение подозреваемых и обвиняемых, а в пункте 130 приложения к ним право подозреваемого или обвиняемого либо его защитника на получение копии заключения медицинского освидетельствования.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 15 июля 1995 года№ 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Приказом Минюста России от 18 декабря 2017 года № 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, который не регламентирует вопросы ознакомления осужденного к лишению свободы лица с медицинской картой.

Согласно п. 18 Приложения № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным приказом Минюста России от16 декабря 2016 года № 295, осужденным запрещалось иметь при себе любые документы (кроме документов установленного образца, удостоверяющих личность осужденного, копий приговоров и определений судов, ответов по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, квитанций на сданные для хранения деньги, вещи, ценности).

Вместе с тем, безусловный запрет предоставления осужденному вообще любых копий медицинских документов о состоянии его здоровья отсутствует. Положения статьи 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» распространяются и на отношения, связанные с оказанием медицинской помощи осужденным, поскольку утвержденный приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года № 285 Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, не предусматривает иные правила предоставления информации осужденному о состоянии его здоровья.

Кроме того, в соответствии с приказом Минюста России от 01 апреля 2020 года № 80 п. 18 приложения № 1 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295 изложен в новой редакции, согласно которой «осужденным запрещается иметь при себе любые документы (кроме документов установленного образца, удостоверяющих личность осужденного, медицинских документов, их копий и выписок из медицинских документов, копий приговоров и определений судов, ответов по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, квитанций на сданные для хранения деньги, вещи, ценности)».

Вышеуказанные правовые нормы в их совокупности свидетельствуют о том, что отказ начальника филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 УФСИН России по Брянской областив предоставлении Савченко О.А. копии выписки из медицинской карты о состоянии здоровья Савченко О.А. является незаконным, нарушающим права административного истца на предоставление информации о состоянии его здоровья.

В связи с нарушением прав административного истца, Савченко О.А. ссылался на причинение ему морального вреда, компенсацию которого просил взыскать с административного ответчика.

Разрешая требования Савченко О.А. о взыскании компенсации причиненного морального вреда, суд исходит из следующего.

В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Данная конституционная норма в сфере властно-административных правоотношений реализуется путем закрепления в Гражданском кодексе Российской Федерации обязанности возместить ущерб, причиненный государственными органами, а также их должностными лицами.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем взыскания компенсации морального вреда.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснено, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий.связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимании обстоятельств каждого дела.

Согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года№ 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <...> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной <...>, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

В силу положений ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с законом эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 ГК РФ).

Разрешая заявленные Савченко О.А. требования о компенсации морального вреда, суд исходит из доказанности факта нарушения начальником филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-32УФСИН России по Брянской области прав Савченко О.А. на получение своевременной информации о состоянии здоровья, поскольку Савченко О.А., содержавшийся в местах лишения свободы, в установленные законом сроки не получил копии медицинской выписки по результатом проведенного обследования, что привело к невозможности административного истца в дальнейшем защищать его права.

При этом суд приходит к выводу о том, что не предоставление выписки из медицинской карты о состоянии здоровья Савченко О.А., отсутствие информации о проведенном обследовании, безусловно, причинили Савченко О.А. нравственные страдания. Административный истец беспокоился, переживал, был вынужден обжаловать действия административного ответчика в суде.

Кроме того, суд учитывает, что административный истец фактически выступает потребителем медицинских услуг, оказываемых ответчиком, следовательно, на правоотношения сторон распространяет свое действие Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1, положениями которого (ст. 15) предусмотрена возможность возмещения морального вреда в случае доказанности вины лица, оказывающего услуги.

Вместе с тем, отказ начальника филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 УФСИН России по Брянской области в предоставлении выписки из медицинской карты нельзя признать дискриминацией Савченко О.А., поскольку административный ответчик, отказывая в предоставлении выписки,исходил не из личности административного истца, а из неправильно примененных правовых норм в их совокупности. Иных доказательств судом не добыто, а Савченко О.А. не представлено.

Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию, принимая во внимание степень вины ответчика, степень нравственных страданий истца, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Савченко О.А. компенсации морального вреда в размере <...>.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Савченко О.А. к начальнику филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 УФСИН России по Брянской области Синих А.В., ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Брянской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области об оспаривании действий должностного лица, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Признать отказ начальника филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 УФСИН России по Брянской области Синих А.В. в предоставлении копии выписки из медицинской карты о состоянии здоровья Савченко О.А. незаконным.

Обязать начальника филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 УФСИН России по Брянской области Синих А.В. предоставить Савченко О.А. копию выписки из медицинской карты за период с <дата> по <дата>.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Савченко О.А. компенсацию морального вреда в <...>.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Савченко О.А. – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья подписьГ.П.Маковеева

Мотивированное решение изготовлено 07 мая 2021 года

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».