Дело № 8а-10028/2021 [88а-10324/2021]
Номер дела: 8а-10028/2021 [88а-10324/2021]
УИН: 22RS0068-01-2020-004405-60
Дата начала: 05.05.2021
Дата рассмотрения: 24.06.2021
Суд: Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья: Евтифеева О.Э.- Судья АДМ
:
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Определения
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88А-10324/2021
город Кемерово 24 июня 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.,
судей Зиновьевой К.В., Конаревой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Котенкова Александра Николаевича, поданную 13 апреля 2021 года, на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 24 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 29 декабря 2020 года
по административному делу № 2а-3533/2020 по административному исковому заявлению Котенкова Александра Николаевича о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – УФСБ России по Алтайскому краю), Центрального архива Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее – Центральный архив ФСБ России) в предоставлении для ознакомления архивного уголовного дела, о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э., пояснения Конеткова А.Н. и представляющей его интересы Максимовской Н.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ФСБ России и Управления ФСБ России по Алтайскому краю Васьковой М.Г., поддержавшей доводы, изложенные в объяснениях по делу и возражениях на кассационную жалобу,
у с т а н о в и л а:
Котенков А.Н. обратился в Центральный районный суд г. Барнаула с административным исковым заявлением о признании незаконными отказов УФСБ России по Алтайскому краю, Центрального архива ФСБ России в предоставлении для ознакомления архивного уголовного дела в отношении не реабилитированного ФИО12, о возложении обязанности ознакомить с материалами архивного уголовного дела.
В обоснование требований указано, что его прадедом является ФИО13, <данные изъяты> года рождения, уроженец <данные изъяты>, который был обвинен в совершении действий, направленных на свержение Советской власти, и постановлением Особой тройки при ПП ОГПУ по Сибирскому краю от 15 апреля 1930 года осужден по статье 58-2 Уголовного кодекса РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией имущества. Постановлением Президиума Алтайского краевого суда от 9 июня 1992 года ФИО14 признан не подлежащим реабилитации. В 2020 году Котенков А.Н. обратился в УФСБ России по Алтайскому краю с заявлением об ознакомлении с материалами уголовного дела в отношении ФИО15 Ответом от 21 февраля 2020 года № К-82 в ознакомлении с материалами дела отказано, поскольку ФИО16 не был реабилитирован. Ответом Центрального архива ФСБ России от 29 апреля 2020 года в пересмотре решения было отказано. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации нарушает права административного истца на ознакомление с документами в отношении его прадеда и на знание и сохранение исторической истины.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 24 сентября 2020 года административные исковые требования удовлетворены частично. Признаны незаконными решения Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю от 21 февраля 2020 года № К-82, Центрального архива Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 29 апреля 2020 года № 10/А/К-1791 об отказе в ознакомлении Котенкова А.Н. с материалами архивного уголовного дела в отношении его прадеда ФИО17 На Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность рассмотреть заявление Котенкова А.Н. об ознакомлении с материалами архивного уголовного дела в отношении его прадеда ФИО18 В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 29 декабря 2020 года решение Центрального районного суда г. Барнаула от 24 сентября 2020 года в части удовлетворения требований отменено, в отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении требований. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Котенковым А.Н. ставится вопрос об отмене апелляционного определения, а также выражает несогласие с решением суда первой инстанции в части возложения обязанности рассмотреть заявление об ознакомлении с материалами архивного уголовного дела, указывая на необходимость возложения обязанности ознакомить с материалами архивного уголовного дела. Считает необоснованными выводы суда апелляционной инстанции, что материалы архивного уголовного дела в отношении ФИО19 составляют государственную тайну и на момент принятия оспариваемых решений указанные ограничения не сняты и возможность ознакомления с материалами архивного уголовного дела исключена. Считает, что суд апелляционной инстанции, ссылаясь на гриф секретности, вышел за пределы своих полномочий, поскольку оспариваемые решения такого основания не содержали.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных Центральным архивом ФСБ России, УФСБ России по Алтайскому краю, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Из материалов дела усматривается, Котенков А.Н. является правнуком ФИО20, факт родственных отношений установлен решением Ленинского районного суда г. Кемерово от 6 марта 2019 года. Согласно справке в архиве УФСБ России по Алтайскому краю на хранении находится архивное уголовное дела № 1897 - ОФ в отношении ФИО21, <данные изъяты> года рождения и других лиц, дата создания последнего документа в деле – 19 июня 1996 года, архивное уголовное дело содержит сведения, составляющие государственную тайну, ему присвоен гриф секретности «совершенно секретно».
Из постановления Президиума Алтайского краевого суда от 9 июня 1992 года следует, что ФИО22 арестован 11 марта 1930 года, постановлением особой тройки при ПП ОГПУ по Сибирскому краю от 15 апреля 1930 года ФИО23 осужден по статье 58-2 Уголовного кодекса РСФСР, приговорен к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией имущества. Указано, что собранными по делу доказательствами установлено, что установленными лицами, совершены действия, направленные на свержение органов местной советской власти, что обоснованно квалифицировано по статье 58-2 Уголовного кодекса РСФСР, участвовали в расстрелах, грабежах и других насильственных действиях в отношении мирного населения, из общего числа привлеченных к уголовной ответственности по настоящему уголовному делу в отношении 72 лиц вынесены заключения и применении к ним Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий", ФИО24 признан не подлежащим реабилитации.
03 февраля 2020 года Котенков А.Н. обратился в Управление ФСБ России по Алтайскому краю с заявлением о предоставлении возможности ознакомиться с материалами уголовного дела в отношении его прадеда – ФИО25
В ответ на обращение Управлением ФСБ России по Алтайскому краю 21 февраля 2020 года № К-82 в ознакомлении с материалами архивного уголовного дела Котенкову А.Н. отказано поскольку не предусмотрена возможность доступа граждан к ознакомлению с материалами архивных уголовных и административных дел с отрицательными заключениями о реабилитации проходящих по ним лиц.
На обращение Котенкова А.Н. от 25 марта 2020 года по вопросу организации доступа к архивным документами в УФСБ России по Алтайскому краю письмом Центрального архива ФСБ России от 29 апреля 2020 года № 10/А/К-1791 в пересмотре ранее принятого решения об отказе в доступе к материалам уголовного дела отказано с указанием на те же основания.
Пунктом 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации гражданину гарантируется право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации.
Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются в, частности, Федеральным законом от 22 октября 2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 22 октября 2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" предусмотрено, что доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" целью закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
Статьей 4 указанного Закона Российской Федерации установлен перечень лиц, не подлежащих реабилитации.
В силу положений абзаца 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица, а с их согласия или в случае их смерти - родственники имеют право на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получение копий документов. Ознакомление других лиц с указанными материалами производится в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов. Использование полученных сведений в ущерб правам и законным интересам проходящих по делу лиц и их родственников не допускается и преследуется в установленном законом порядке.
В силу пункта 5 "Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел", утвержденного Приказом Минкультуры Российской Федерации N 375, МВД РФ N 584, ФСБ РФ N 352 от 25 июля 2006, «Положение» не регулирует вопросы доступа к материалам уголовных и административных дел в отношении лиц, которым отказано в реабилитации, или к делам, которые еще не пересмотрены в установленном законодательством Российской Федерации порядке. На обращения граждан по доступу к материалам уголовных и административных дел с отрицательными заключениями о реабилитации проходящих по ним лиц архивами выдаются справки о результатах пересмотра.
В пункте 6 «Положения» установлено также, что другие лица могут быть допущены к материалам дел до истечения 75 лет с момента создания документов с письменного согласия реабилитированных лиц или лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, а после их смерти - наследников - на основании соответствующего заявления или ходатайства, при предъявлении документов, удостоверяющих личность, а также доверенности, оформленной в установленном законом порядке, от реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам или их наследников.
Государственная тайна, в силу понятия, используемого в Законе Российской Федерации от 21 июля 1993 N 5485-1 "О государственной тайне", - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений (понятие, приведенное в статье 2 Законе Российской Федерации от 21 июля 1993 N 5485-1 "О государственной тайне").
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 22 октября 2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" ограничивается доступ к архивным документам, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну. Отмена ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции полагает выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований правильными, поскольку установлено и не опровергнуто в кассационной жалобе, что на момент обращения с заявлением об ознакомлении с материалами архивного уголовного дела и ответа на обращение, уголовному делу присвоен гриф секретности «совершенно секретно», что безусловно препятствовало предоставлению материалов уголовного дела в отношении ФИО26 для ознакомления заявителю Котенкову А.Н., все сведения, которые должны быть предоставлены в отношении лица, признанного не подлежащим реабилитации, по заявлению Котенкова А.Г. были предоставлены.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции дана оценка обстоятельствам, которые не являлись причиной оспариваемого отказа, не могут являться основанием для отмены судебного акта апелляционного суда, поскольку с учетом требований статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при наличии установленных судом безусловных оснований для отказа в предоставлении материалов архивного уголовного дела для ознакомления на момент рассмотрения заявлений административными ответчиками, признание незаконными оспариваемых ответов не может повлечь восстановление прав заявителя, удовлетворение требований по формальным основаниям не отвечает принципам судебной защиты.
Доводы кассационной жалобы о нарушении права вследствие невозможности установить обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для реабилитации прадеда заявителя, поскольку имеются сомнения в совершении им деяний, препятствующих принятию решения о реабилитации, не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, могут являться предметом оценки судами при реализации прав, установленных статьей 10 Закона Российский Федерации от 18 октября 1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов кассационных жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что нарушений норм права, которые повлекли принятие неправильного судебного акта, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 24 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 29 декабря 2020 года в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи