Дело № 2а-144/2021
Номер дела: 2а-144/2021
УИН: 30OS0000-01-2021-000170-11
Дата начала: 15.07.2021
Дата рассмотрения: 23.07.2021
Суд: Астраханский областной суд
Судья: Обносова Марина Витальевна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Астрахань 23 июля 2021 года
Астраханский областной суд в составе:
председательствующего судьи Обносовой М.В.,
с участием прокурора Петровой О.Н.,
при секретаре Бессаловой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-144/2021 коллективное административное исковое заявление Ломакин Д.М. к Губернатору Астраханской области, Правительству Астраханской области о признании недействующим Постановления Правительства Астраханской области от 9 июля 2021 г. № 300 – П «О внесении изменений в Постановление Правительства Астраханской области от 4 апреля 2020 года № 148 – П «О мерах по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения на территории Астраханской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Правительства Астраханской области от 4 апреля 2020 г. № 148-П «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Астраханской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» утверждены: Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области; Перечень непродовольственных товаров первой необходимости; Перечень организаций, на которые не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; Перечень заболеваний.
Подпункт 16.1.7 подпункта 16.1 указанных Правил предусматривал, что работы кинотеатров, обеспечивающих соблюдение рекомендаций Роспотребнадзора по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в кинотеатрах, при условии заполнения не более 70% посадочных мест, рассадки зрителей с соблюдением социального дистанцирования, за исключением случаев, когда пришедшие на кинопоказ являются членами одной семьи или совместно проживающими гражданами (п. 16.1.7 введен Постановлением Правительства Астраханской области от 22.09.2020 N 431-П).
В абзацах пятом, шестом и десятом в подпункте 17.8 пункта 17 Правил было предусмотрено, соответственно, что:
проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в соответствии с Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 08.07.2020 N 497 "О проведении спортивных мероприятий на территории Российской Федерации" с количеством зрителей не более 75 процентов от общей вместимости места проведения данных мероприятий и при условии соблюдения зрителями социального дистанцирования;
проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Астраханской области, муниципальных образований Астраханской области с количеством зрителей не более 75 процентов от общей вместимости места проведения данных мероприятий и при условии соблюдения зрителями социального дистанцирования (в ред. Постановлений Правительства Астраханской области от 26.02.2021 N 52-П, от 25.03.2021 N 95-П);
проведения с соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора театрально-концертных, культурных мероприятий в закрытых помещениях с очным присутствием граждан при условии заполнения не более 70% посадочных мест, рассадки зрителей с соблюдением социального дистанцирования, за исключением случаев, когда пришедшие на мероприятие являются членами одной семьи или совместно проживающими гражданами (в ред. Постановлений Правительства Астраханской области от 22.09.2020 N 431-П, от 30.01.2021 N 16-П).
Постановлением Правительства Астраханской области от 9 июля 2021 г. № 300 – П внесены изменения в Постановление Правительства Астраханской области от 4 апреля 2020 года № 148 – П «О мерах по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения на территории Астраханской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»»:
- в подпункте 16.1.7 подпункта 16.1 цифры "70" заменены цифрами "50";
- дополнен подпунктом 16.9 следующего содержания:
"16.9. Санаторно-курортным организациям (санаториям), организациям, осуществляющим деятельность по предоставлению мест для временного проживания на территории Астраханской области, субъектам туристической индустрии обеспечить с 08.08.2021 прием и размещение граждан (за исключением лиц в возрасте не старше 18 лет) при наличии у них одного из следующих документов:
- сертификата о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, в электронном виде или на бумажном носителе;
- документа, выданного медицинской организацией, подтверждающего прохождение полного курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
- документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), выданного не ранее чем за три календарных дня до дня вселения (размещения);
- документа о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), либо сертификата о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), из личного кабинета Единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде или на бумажном носителе (для лиц, со дня выздоровления которых прошло не более шести месяцев до дня вселения (размещения).".
В подпункте 17.8 пункта 17 Правил:
- в абзацах пятом, шестом цифры "75" заменить цифрами "50", дополнить словами ", а также при условии наличия у лиц, прибывших на территорию Астраханской области с целью участия в указанных мероприятиях, документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), выданного не ранее чем за три календарных дня до дня прибытия на территорию Астраханской области";
- в абзаце десятом цифры "70" заменить цифрами "50".
Правила дополнены пунктами 20, 21 следующего содержания:
"20. Установить, что с 08.08.2021 деятельность организаций, индивидуальных предпринимателей по предоставлению услуг в сфере общественного питания, культуры, физической культуры и спорта, услуг по демонстрации кинофильмов допускается при наличии у получателей услуг (за исключением лиц в возрасте не старше 18 лет) одного из следующих документов:
- сертификата о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, в электронном виде или на бумажном носителе;
- документа, выданного медицинской организацией, подтверждающего прохождение полного курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
- документа о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), либо сертификата о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, в электронном виде или на бумажном носителе (для лиц, со дня выздоровления которых прошло не более шести месяцев до дня получения услуги);
- документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), выданного не ранее чем за три календарных дня до дня получения услуги.
21. Запретить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим организацию зрелищно-развлекательных мероприятий, оказывающим услуги общественного питания, проведение данных мероприятий, оказание указанных услуг в период с 23:00 до 06:00 часов, за исключением:
- оказания предприятиями (объектами) общественного питания услуг по реализации продукции общественного питания и покупных товаров на вынос без посещения гражданами помещений таких объектов, по доставке заказов;
- оказания предприятиями (объектами) общественного питания услуг по обеспечению питанием работающих в ночное время работников организаций (индивидуальных предпринимателей), на территориях которых расположены указанные предприятия (объекты) общественного питания, с обеспечением невозможности доступа иных посетителей (покупателей) в помещения указанных предприятий (объектов) общественного питания в период с 23:00 до 06:00 часов;
- осуществления деятельности предприятиями (объектами) общественного питания, расположенными в зданиях автовокзалов (автостанций), железнодорожных вокзалов, аэропорта, автозаправочных станций;
- осуществления деятельности предприятиями (объектами) общественного питания, расположенными в зданиях, строениях, сооружениях, предназначенных для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (на объектах дорожного сервиса) и в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения в Астраханской области".
Постановление Правительства Астраханской области от 9 июля 2021 г. № 300 – П размещено 9 июля 2021 г. на официальном интернет-портале правовой информации органов государственной власти Астраханской области http://pravo-astrobl.ru, а также в «Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области» № 26 от 15 июля 2021 г.
Ломакин Д.М. обратился в Астраханский областной суд с коллективным административным иском о признании недействующим Постановления Правительства Астраханской области от 9 июля 2021 г. № 300 – П «О внесении изменений в Постановление Правительства Астраханской области от 4 апреля 2020 года № 148 – П «О мерах по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения на территории Астраханской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»».
Считает, что, внесенными изменениями, постановление предполагает дискриминацию лиц при получении ряда услуг, не прошедших либо отказавшихся от добровольной вакцинации, а также не желающих проходить лабораторные исследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) методом полимерной полимеразной цепной реакции (ПЦР) за плату, не ранее чем за три календарных дня до дня получения услуги. Данным постановлением для получения ряда услуг фактически введена обязательная вакцинация не уполномоченным лицом. Полагает, что принятое постановление противоречит основополагающим нормам как Российского, так и международного законодательства. Указывает на нарушение десятидневного срока вступления в силу оспариваемого постановления. Так же считает, что отсутствовали основания для установления временных рамок оказания услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги общественного питания, и осуществляющими организацию зрелищно-развлекательных мероприятий в период с 23:00 до 06:00 часов.
В судебном заседании административный истец и лицо, ведущее административное дело в интересах группы лиц, Ломакин Д.М. поддержал заявленные административные требования, просил их удовлетворить.
Миронова В.Е. - лицо, которому поручено вести коллективный иск, также просила удовлетворить административный иск.
Представитель административных ответчиков Губернатора Астраханской области и Правительства Астраханской области О. требования коллективного административного заявления не признала, просила в их удовлетворении отказать, указав, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции органов государственной власти Астраханской области, в соответствии с федеральным законодательством и не нарушают прав административных истцов.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области С. возражала против удовлетворения заявленного коллективного административного иска, просила в его удовлетворении отказать.
Представитель Министерства здравоохранения Астраханской области В. возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в удовлетворении заявленного коллективного административного искового заявления отказать.
Заинтересованное лицо Главный государственный санитарный врач по Астраханской области Носкова Л.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, суд принял решение рассмотреть дело в его отсутствие.
Поскольку Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрено непосредственное участие лиц, являющихся членами группы, в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов которых подано коллективное административное исковое заявление, эти лица не извещались о времени и месте проведения судебных заседаний.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Н.., полагавшей коллективный административный иск не подлежащим удовлетворению, Астраханский областной суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении коллективного административного искового заявления.
В силу пункта "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов, связанных с предупреждением чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях (подпункт 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (преамбула закона). Одной из целей настоящего Федерального закона является предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций (статья 3).
Конституцией Российской Федерации установлено право каждого гражданина на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду. Одним из основных условий реализации названных конституционных прав является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Отношения в указанной сфере регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, а в силу пункта 1 статьи 29 этого закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, при этом статья 6 к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относит введение и отмену на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 31).
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 января 2008 г. № 3 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318-08" в случае выявления болезней неясной этиологии, представляющих опасность для населения страны и угрозу международного распространения, характеризующихся тяжелым течением и высокой летальностью, а также тенденцией к быстрому распространению, или болезней, не предусмотренных настоящими санитарными правилами, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводят в соответствии с правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 января 2020 г. № 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" рекомендовано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) утвердить региональные планы организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, организовать (при необходимости) мероприятия по усилению режима текущей дезинфекции.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 31 января 2020 г. № 3 высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовано проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV".
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 2 марта 2020 г. № 5 в связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" реализуется комплекс ограничительных и иных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить: определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория); приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации;
Согласно Федеральному закону № 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1).
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации") (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункты "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 названного федерального закона).
Федеральный закон N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей (статья 6 федерального закона № 52- ФЗ).
Из вышеприведенных норм федерального законодательства следует, что предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Во исполнение федеральных нормативных актов при угрозе возникновения на определенной территории чрезвычайной ситуации, в том числе в связи с распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих, соответствующие нормативные акты могут приниматься на региональном уровне.
Согласно Уставу Астраханской области исполнительную власть в Астраханской области осуществляют возглавляемое Губернатором Астраханской области Правительство Астраханской области и иные исполнительные органы государственной власти Астраханской области, образуемые в соответствии с настоящим Уставом и законом Астраханской области.
Губернатор Астраханской области является высшим должностным лицом Астраханской области (статья 22), в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, подлежащие обязательному исполнению на территории Астраханской области (часть 2 статьи 23).
Правительство Астраханской области, возглавляемое Губернатором Астраханской области, является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Астраханской области, принимает акты в форме постановлений и распоряжений, обеспечивает их исполнение (статья 26 Устава, часть 1 статьи 27 Закона Астраханской области N 42/2009-03 от 5 июня 2009 г. "О Правительстве Астраханской области").
Закон Астраханской области от 20 сентября 2006 г. № 60/2006-ОЗ "О защите населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера" относит к полномочиям Губернатора Астраханской области установление регионального уровня реагирования в порядке, установленном Федеральным законом (пункт 2 статьи 1.1), а к полномочиям Правительства Астраханской области - принятие нормативных правовых актов в области защиты населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций; обеспечение финансирования мероприятий в области защиты населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 настоящего Закона (пункт 9.7); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Астраханской области или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а2" статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ, право устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а1" статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ (пункт 9.8).
Таким образом, разработка и реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий связанных с угрозой возникновения на территории Астраханской области чрезвычайной ситуации, в связи с распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих, относится к полномочиям Губернатора Астраханской области и возглавляемого им Правительства.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона Астраханской области от 5 июня 2009 г. № 42/2009-ОЗ «О Правительстве Астраханской области» Правительство Астраханской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, Устава Астраханской области, законов Астраханской области принимает акты в форме постановлений и распоряжений.
В целях реализации Указа N 239, распоряжением Губернатора Астраханской области от 4 апреля 2020 г. N 201-р "О внесении изменений в распоряжение Губернатора Астраханской области от 17 марта 2020 г. N 159-р" были внесены изменения в распоряжение Губернатора N 159-р, в соответствии с которыми Правительству Астраханской области было поручено утвердить правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области.
Правительство Астраханской области, исполняя распоряжение Губернатора, вынесло Постановление от 4 апреля 2020 г. N 148-П "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Астраханской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", которым были утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области.
Распоряжением Правительства N 103-Пр от 30 марта 2020 г. на территории Астраханской области введены ограничительные мероприятия (карантин) в соответствии с постановлением Правительства N 148-П от 4 апреля 2020 г.
Главным государственным санитарным врачом по Астраханской области внесено предложение Губернатору Астраханской области № 01/22605 от 9 июля 2021 г. рассмотреть вопрос о введении дополнительных ограничительных мер, в связи неудовлетворительной эпидемиологической обстановкой в Астраханской области.
При подготовке проекта оспариваемого Постановления № 300-П от 9 июля 2021 г., на основании предложения Главного государственного санитарного врача по Астраханской области, Правительством Астраханской области соблюдены требования раздела 4 "Порядок подготовки постановлений и распоряжений Правительства", регламента Правительства Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 15 февраля 2005г. N 1-П, в части согласования проектов принимаемых нормативных правовых актов с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Астраханской области, Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области, что подтверждается карточкой согласования к проекту и пояснительной запиской к проекту.
С учетом изложенного, Губернатор Астраханской области и Правительство Астраханской области при принятии оспариваемого нормативного правового акта действовали в рамках полномочий, определенных федеральным и региональным законодательством. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения в действие, в том числе правил опубликования.
Проанализировав оспариваемое Постановление 300-П на соответствие федеральному законодательству, суд приходит к выводу, что принятые меры обусловлены сложившейся неблагополучной эпидемиологической обстановкой на территории Астраханской области, направлены на предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничение эпидемического распространения заболеваемости, и не противоречат указанным в коллективном административном исковом заявлении нормам.
Ссылка административного истца о нарушении десятидневного срока вступления в силу оспариваемого постановления и противоречии в этой части пункту 5 статьи 8 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", части 2 статьи 36 Устава Астраханской области, части 2 статьи 16 Закона № 18/2012 – ОЗ "О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области", не может быть принята во внимание, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не создает нового регулирования, а основывается на уже действующих положениях федерального законодательства, являясь нормами, принятыми во исполнение Федерального закона № 68- ФЗ от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Довод административного истца о том, что Постановление № 300-П предполагает дискриминацию лиц при получении ряда услуг, не прошедших либо отказавшихся от добровольной вакцинации, а также не желающих проходить лабораторные исследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) за плату, не ранее чем за три календарных дня до дня получения услуги, в связи с чем считает, что данным постановлением для получения ряда услуг фактически введена обязательная вакцинация не уполномоченным на это лицом, что противоречит пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статье 1, пункту 1 статьи 5, пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 17.09.98 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", является несостоятельным.
Федеральным законом № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (пункты 2 и 3 статьи 12).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 973 "Об особенностях организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих" медицинская помощь пациентам при угрозе распространения заболеваний оказывается на основе клинических рекомендаций, разработанных по заболеваниям и утвержденных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями. В случае отсутствия клинических рекомендаций медицинская помощь пациентам оказывается на основе утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации временных методических рекомендаций, содержащих информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при заболевании.
Минздрав России утвердил новую - 11 версию Временных методических рекомендаций по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), действующую на момент принятия оспариваемого Постановления, пунктом 7.1 которых вакцинация предусматривается как специфическая профилактика COVID-19 у взрослых лиц.
Вакцина для профилактики инфекции, вызванной новым коронавирусом SARS-CoV-2 с 12 августа 2020 г. входит в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, возможных к назначению и применению для профилактики лечения новой коронавирусной инфекции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2020 г. № 816 "О временном порядке распределения в Российской Федерации некоторых лекарственных препаратов для медицинского применения, возможных к назначению и применению для профилактики и лечения новой коронавирусной инфекции".
Вакцинация против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 внесена в календарь профилактических прививок по эпидпоказаниям, утвержденным приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.
Профилактические прививки проводятся гражданам в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Таким образом, вакцинация населения от новой коронавирусной инфекции является одной из форм профилактики заболевания с целью формирования коллективного иммунитета и исключения дальнейшего его распространения, является добровольной, и соответствует достижению целей обеспечения государственной и общественной безопасности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», которым предусматривается при реализации государственной политики, направленной на решение определенных задач, в том числе обеспечить защиту населения от опасных инфекционных заболеваний, способных вызвать чрезвычайную ситуацию в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения; создать и производить отечественные вакцины против актуальных инфекционных заболеваний.
Довод административного истца о том, что необходимость в предъявлении одного из трех документов, указанных в оспариваемом постановлении, при получении ряда услуг, выборе места пребывания или посещении определенных мест, ограничивает права граждан, противоречит действующему федеральному и региональному законодательству, в том числе «Правила поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», принятых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417, тем самым создавая новое правовое регулирование по вопросам защиты указанных прав и свобод человека и гражданина, не может быть принят во внимание, поскольку указанные ограничения направлены на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, что не противоречит Правилам поведения, обязательным для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 417.
Суд также не может принять во внимание довод административного истца о том, что отсутствовали основания для установления временных рамок оказания услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги общественного питания, и осуществляющими организацию зрелищно-развлекательных, оздоровительных мероприятий в период с 23:00 до 06:00 часов, поскольку на основании подпункта 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения (COVID-19) в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) было рекомендовано запретить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим организацию зрелищно-развлекательных мероприятий, оказывающим услуги общественного питания, их проведение, оказание в период с 23.00 до 06.00 часов.
Довод административного истца о том, что административный ответчик не может ссылаться на постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения (COVID-19) в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», так как летний период не относится к сезону, когда происходит подъем заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом, не может быть принят во внимание, поскольку в период принятия оспариваемого постановления произошел рост распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Довод административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правого акта ч.ч. 1-3 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пунктам 18, 30 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 1853, основан на неправильном толковании материального права, поскольку приведенные нормы права регулируют иные правоотношения и не регулируют вопросы, касающиеся мероприятий, направленных на обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях режима повышенной готовности.
Суд считает, что установленные постановлением № 300-П от 9 июля 2021 г. ограничения обусловлены чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в виде распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), являются необходимыми в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, направлены на обеспечение реализации и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе и Астраханской области, в связи с чем, прав и охраняемых законом интересов административных истцов не нарушают.
Таким образом, оспариваемое постановление не нарушает конституционных прав граждан, не противоречит федеральным конституционным законам, федеральным законам иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, разработан и принят с целью урегулирования отношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCOV, в рамках реализации полномочий в условиях предупреждения чрезвычайной ситуации, вызванной возникновением угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Сопоставив содержание указанных административными истцами положений федеральных нормативных правовых актов с оспариваемыми нормами регионального законодательства, противоречий между ними суд не находит, поскольку приведенные нормы направлены на регулирование иных правоотношений. Оспариваемые нормы не нарушают прав административных истцов в указанных ими аспектах, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 215, 175-176, 178 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
коллективное административное исковое заявление Ломакин Д.М. к Губернатору Астраханской области, Правительству Астраханской области о признании недействующим Постановления Правительства Астраханской области от 9 июля 2021 г. № 300 – П «О внесении изменений в Постановление Правительства Астраханской области от 4 апреля 2020 года № 148 – П «О мерах по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения на территории Астраханской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен и отпечатан 27 июля 2021 г.