Дело № 33а-1285/2021
Номер дела: 33а-1285/2021
УИН: 60RS0001-01-2021-002826-42
Дата начала: 12.07.2021
Дата рассмотрения: 29.07.2021
Суд: Псковский областной суд
Судья: Зайцева Елена Константиновна
:
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
Определение
1 инстанция № 33а-1285/2021
Судья Семёнова Т.А.
производство №2а-1539/2021
УИД 60RS0001-01-2021-002826-42
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июля 2021 года город Псков
Судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда в составе:
председательствующего Панова И.М.,
судей Зайцевой Е.К., Анашкиной М.М.
при секретаре Ерёминой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Савицкой Л.А. на решение Псковского городского суда Псковской области от 05 мая 2021 года по административному делу по административному иску Савицкой Л.А. к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выраженного в ненаправлении уведомления о включении в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, признании незаконным распоряжения о признании иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента и включении информации в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, об исключении сведений из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Заслушав доклад судьи Зайцевой Е.К., объяснения административного истца Савицкой Л.А., ее представителя Мартыновой Т.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации Кулаковой Ю.А., Рафальского С.Ю., заинтересованного лица Министерства иностранных дел Российской Федерации Округиной Е.И., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Савицкая Л.А. обратилась в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) о признании незаконными бездействия Министерства юстиции Российской Федерации, выраженного в ненаправлении уведомления о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, в течение трех рабочих дней со дня издания распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2020 года о включении информации о Савицкой Л.А. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2020 года о признании Савицкой Л.А. иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, включении информации о Савицкой Л.А. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и об исключении сведений о Савицкой Л.А. из указанного реестра.
В обоснование иска указала, что из информации, размещенной на официальном сайте Минюста России в сети Интернет, ей стало известно о том, что распоряжением Минюста России от 28 декабря 2020 года, принятым по согласованию с МИД России, она признана выполняющей функции иностранного агента и внесена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. На ее заявление от 29 декабря 2020 года, адресованное Минюсту России, с просьбой сообщить основания включения в данный реестр, 15 февраля 2021 года был получен формальный ответ.
Полагала, что внесение её в список инагентов является вмешательством в ее право свободно выражать свое мнение и распространять информацию, в качестве профессионального журналиста.
Ограничение прав, выраженное в возложении на неё, в частности, обязанности предоставления дополнительной отчетности, не объясняется защитой каких-либо конституционно охраняемых ценностей и интересов. Сопровождение любых сообщений и материалов указанием на то, что они распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и применение к ней законодательства о средствах массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, свидетельствуют о нарушении принципа равенства. Кроме того полагала, что возложение на нее обязанностей по предоставлению отчетности и публичному размещению или предоставлению средствам массовой информации сведений о своей деятельности является несоразмерным вмешательством в право на уважение частной жизни.
В судебном заседании административный истец Савицкая Л.А. и ее представитель адвокат Мартынова Т.Г. поддержали административный иск по изложенным в нем основаниям.
Представители административного ответчика Министерства юстиции Неверова Е.Е., Кулакова Ю.А., участвующие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, а также Рафальский С.Ю. с административным иском не согласились. Пояснили, что 22 декабря 2020 года в Минюст России из прокуратуры города Москвы поступила информация о получении Савицкой Л.А., являющейся автором ряда публикаций медиапроекта «Радио Свобода», внештатным корреспондентом Интернет-издания «МБХ медиа» и медиакорпорации «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», в период с января 2019 года по апрель 2020 года денежных средств от иностранных источников в размере около <данные изъяты> <данные изъяты> руб. и более <данные изъяты> тысяч долларов США. На основании полученной информации Минюстом России по согласованию с МИД России от 23 декабря 2020 года было принято распоряжение (решение) от 28 декабря 2020 года №1304-р о включении Савицкой Л.А. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация о принятом распоряжении была размещена на официальном сайте Минюста России. Кроме того, уведомлением от 30 декабря 2020 года №11-150151/20, Савицкая Л.А. проинформирована о принятом в отношении нее решении с разъяснением требований, установленных законодательством. Уведомление, было направленно административному истцу по адресу, сведения о котором имелись в распоряжении Минюста России, вернулось в адрес отправителя в связи с неудачной попыткой вручения. Направление Минюстом России распоряжения действующим законодательством не предусмотрено. Поскольку на Савицкую Л.А. не возлагается иных обязанностей, кроме предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, полагали, что включение в реестр не нарушает и не ограничивает прав и свобод административного истца, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица МИД России - Округина Е.И., участвующая в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, подтвердила согласование Министерством иностранных дел РФ в рамках предоставленной ему компетенции решения Минюста России о включения Савицкой Л.А. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 05 мая 2021 года в удовлетворении административного иска Савицкой Л.А. отказано.
В апелляционной жалобе Савицкая Л.А. ставит вопрос об отмене решения суда и удовлетворении заявленных ею исковых требований в полном объеме. Указывает, что в основу решения суда положены доказательства, не отвечающие требованиям достоверности и допустимости. Факты получения ею денежных средств из иностранных источников не подтверждены, доказательства, подтверждающие данное обстоятельство, к материалам дела не приобщены, что является нарушением ее прав, поскольку она лишена возможности их оспорить. Доказательства принадлежности ей страниц в соцсетях Facebook, Одноклассниках и ВКонтакте также отсутствуют. Представленное суду письмо Роскомнадзора, содержащее Справку о распространении печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц с приложением, не содержит каких-либо выходных данных, реквизитов, печати, подписи лиц, ее составивших, а также сведений об источнике получения данной информации. Акт осмотра интернет-ресурса от 14 декабря 2020 года также не позволяет сделать однозначный вывод о том, что вышеуказанные статьи были ею размещены на сайте «Радио Свобода». Доступа к администрированию указанного сайта она не имеет. Уведомление о включении в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, было направлено по адресу, который не имеет никакого к ней отношения. Полагает, что для признания физического лица иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, обязательно установление связи между финансированием, полученным от иностранных источников, и деятельностью, относимой к созданию и (или) распространению сообщений и материалов. Внесение ее в список иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, попирает принцип равенства провозглашённый статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, нарушает ее права на свободу слова и распространение информации, на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, гарантированные и охраняемые Конституцией Российской Федерации, Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод. Кроме того, указывает, что в нарушение статьи 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вмешательство государства в её права обусловлено политической мотивацией.
Представитель административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации Кулакова Ю.А. представила возражения на апелляционную жалобу, в которых просила оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)).
Проверив материалы административного дела, с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, пояснений лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Вместе с тем, в силу положений ст. 46 Конституции РФ и статей 218, 227 227 КАС РФ, предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лица, обратившегося в суд за судебной защитой, а способ защиты должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушений.
Следовательно, административный иск об оспаривании незаконных действий (бездействия) должностного лица может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с обязательным указанием на способ восстановления нарушенного права.
При рассмотрении настоящего дела суд руководствовался положениями Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313, Порядком формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденным приказом Минюста России от 24.09.2020 N216.
На основании положений статьи 6 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» физическое лицо, распространяющее предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), может быть признано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.
Физическое лицо, распространяющее сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующее в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации.
К указанным лицам могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Информация о таком физическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций является Минюст России.
Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента утвержден Приказом Минюста России от 24.09.2020 N216.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14, 16 указанного Порядка решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации. Уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации. Сведения о лицах, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Минюста РФ в сети "Интернет" не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр.
Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2020 года №<данные изъяты> Савицкая Л.А., <данные изъяты> года рождения, включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
30 декабря 2020 года Министерством в адрес Савицкой Л.А. было направлено соответствующее уведомление.
Основанием для включения Савицкой Л.А. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, послужили следующие обстоятельства.
На странице медиапроекта «Радио Свобода», внесенного в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, по адресу: https://www.svoboda.org размещены следующие материалы, автором которых является Л. Савицкая, а именно статьи: «Активиста «Открытой России» в Пскове обвинили по эпизоду 2011 году», опубликованная 18.07.2019 (https://www.svoboda.org/a/30062914.html), «это бытовой терроризм». Деревня против свинокомплекса и навоза»- 23.07.2019 (https://www.svoboda.org/a/30069868.html), «Псковскому активисту Милушкину отказывают в лечении сотрудники СИЗО»-09.08.2019 (https://www.svoboda.org/a/30101406.html), «Переместились в средневековье». Село осталось без связи из-за колонии»- 19.08.2019 (https://www.svoboda.org/a/30115701.html), «Полиция завершила расследование дела активистов М.»- 27.08.2019 (https://www.svoboda.org/a/30131983.html), «Суд признал законными претензии к материалу С. Прокопьевой»- 30.08.2019 (https://www.svoboda.org/a/30138530.html), «Ты бежишь, и тебя бьют». Убийства заключенных в брянской колонии» - 29.12.2019 (https://www.svoboda.org/a/30349044.html), «Радио Свобода выиграло в суде два дела о защите деловой репутации»- 20.02.2020 (https://www.svoboda.org/a/30445184.html), что подтверждается актом осмотра сотрудниками ЦПЭ ГУ МВД России по г. Москве Интернет-ресурса от 14 декабря 2020 года.
Согласно информации, предоставленной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Савицкая Л.А. с 2018 года является внештатным корреспондентом интернет-издания «МБХ медиа», а с 2019 года - медиакорпорации «Радио Свободная Европа/Радио Свобода». Имеет персональную страницу в социальной сети Facebook (https://www.facebook.com/profile.php?id=100006732971223, около 600 подписчиков, публикации регулярные, несколько раз в неделю). Ее публикации носят разнообразный характер: освещаются социальные проблемы и протестная активность, уделяется внимание российской и зарубежной политической повестке. Подавляющее большинство публикуемых материалов являются ссылками на статьи, размещенные на сетевых ресурсах «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» и «МБХ медиа» за авторством Савицкой Л.А., с комментариями автора или отрывками текста из статей.
Сайтами, публикующими материалы за авторством Савицкой Л.А., являются «МБХ медиа» (https://mbk-news.appspot.com/) и «Север.Реалии» (https://www.severreal.org/). Материалы освещают в основном протестную активность в регионе; присутствуют публикации о «судебных преследованиях»; в том числе, журналистов, в частности, по политическим мотивам; оказывается информационная поддержка заключенным и административно задержанным «узникам совести».
Из сведений, указанных Савицкой Л.А. в отчете некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента (л.д. <данные изъяты>) следует, что одним из источников поступления израсходованных в отчетном периоде денежных средств являются международные или иностранные организации, а именно Американская некоммерческая корпорация RFE/R1, Inc (США), которая согласно платежному поручению № 1026 от 30.04.2020 через представительство (корресп.пункт) радиокорпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода (США) г. Москва перечислило на счет Савицкой Л.А. в качестве оплаты по договору авторского заказа денежные средства в размере <данные изъяты> руб. (л.д. <данные изъяты>
Из материалов, представленных Министерством юстиции РФ суду для обозрения, следует, что в период с января 2019 года по апрель 2020 года от указанного источника Савицкой Л.А. было получено около <данные изъяты> руб. Кроме того, в период с мая по сентябрь 2020 года от RFE/RL INC., ORGANIZACNI SLOZKA VINOHRADSKA 3333/159A PRAHA 10 10000 ею получено более <данные изъяты> тысяч долларов США.
В ходе рассмотрения дела в Псковском городском суде Савицкая Л.А. подтвердила факт сотрудничества с радиокорпорацией Радио Свобода США и ее авторство публикаций, размещенных на странице радиокорпорации, а также не оспаривала получение ею <данные изъяты> рублей в качестве гонорара от иностранного источника.
Отказывая в удовлетворении заявленных Савицкой Л.А. требований, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами, обоснованно исходил из того, что Савицкая Л.А. получает денежные средства от международных и иностранных организаций, распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, а с июля 2019 года участвует в создании материалов, распространенных иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента -радиокорпорацией Радио Свобода США.
Довод административного истца об отсутствии доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которых принято обжалуемое распоряжение, судебная коллегия находит несостоятельным.
Вышеуказанные доказательства получены в порядке, не противоречащим требованиям закона, соответствуют требованиям относимости, допустимости и достоверности – акт осмотра интернет-ресурса содержит сведения о должностных лицах ГУ МВД России по г. Москве, которые произвели осмотр, их подписи, а также ссылки на адреса интернет-страниц.
Материалы, автором которых является административный истец, являются общедоступными, и размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Авторство указанных материалов и получение гонораров от иностранных организаций Савицкой Л.А. в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Неприобщение судом к материалам дела документов, предназначенных для служебного пользования, представленных административным ответчиком, не свидетельствует о нарушении процессуальных прав административного истца, поскольку, как следует из протокола и аудиопротокола судебного заседания, указанные документы оглашены и подробно исследованы судом, их содержание административному истцу известно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал доказанным наличие по настоящему делу оснований, предусмотренных статьей 6 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», необходимых для принятия оспариваемого распоряжения.
Также суд первой инстанции обоснованно отклонил довод административного истца о нарушении обжалуемым распоряжением ее конституционных прав, поскольку в результате его принятия каких-либо обязанностей, кроме прямо предусмотренных законом, на Савицкую Л.А. административным ответчиком не возложено.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается.
Обжалуемое распоряжение вынесено Минюстом России в пределах полномочий, предоставленных ему законом, процедура и порядок принятия распоряжения административным ответчиком соблюдены.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации, вынесенного в отношении административного истца.
Требование Савицкой Л.А. о признании незаконным бездействия Минюста России, выразившегося в ненаправлении по месту ее жительства уведомления о принятом распоряжении, также обоснованно оставлено судом без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что обязанность по направлению Савицкой Л.А. уведомления от 30 декабря 2020 года №11-150152/20, предусмотренная Порядком формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента исполнена Минюстом России путем направления уведомления по адресу места ее жительства, указанному в материале, поступившем из органов прокуратуры.
Кроме того, судом установлено, что регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, Савицкая Л.А. не имеет. Направление указанного уведомления по адресу места пребывания физического лица действующим Порядком не предусмотрено.
Также при принятии решения судом обоснованно учтено, что распоряжение Минюста России от 28 декабря 2020 года в отношении Савицкой Л.А. размещено на официальном сайте министерства в сети Интернет в день его принятия, в связи с чем о наличии распоряжения административному истцу также стало известно в день его принятия.
Следовательно, оспариваемого административным истцом бездействия со стороны административного ответчика, равно как и нарушения прав административного истца указанным ею бездействием, не допущено.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, не опровергают правильность выводов суда, и не содержат предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 05 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Савицкой Л.А. – без удовлетворения.
На состоявшиеся судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев.
Председательствующий И.М. Панов
Судьи Е.К. Зайцева
М.М. Анашкина
Мотивированное определение изготовлено 12 августа 2021 года.
Копия верна
Судья Е.К. Зайцева