Дело № 5-566/2021

Номер дела: 5-566/2021

УИН: 78RS0016-01-2021-004448-42

Дата начала: 30.07.2021

Суд: Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга

Судья: Жукова Людмила Олеговна

Статьи КоАП: 20.2
Результат
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО Доброхотова Дарья Родионовна
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Передача дела судье 30.07.2021
Подготовка дела к рассмотрению Назначено судебное заседание 30.07.2021
Рассмотрение дела по существу Вынесено постановление о назначении административного наказания 30.07.2021
Обращено к исполнению 01.10.2021
 

Постановление

Дело № 5-566/2021

78RS0016-01-2021-004448-42

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 июля 2021 года                                                             Санкт-Петербург

Судья Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга Жукова Л.О.,           в помещении Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга,               расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, д. 17, зал 22,

с участием ФИО2, ее защитника – адвоката ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ,           в отношении

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной в <адрес> по адресу: <адрес>, проживающей в <адрес> адресу: <адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 совершила организацию и проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 20.2 КоАП РФ.

Правонарушение было совершено при следующих обстоятельствах.

ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в период времени с14 часов 35 минут до 14 часов 42 минут по адресу: <адрес>, являющаяся активистом движения «Другая Россия ФИО4», находясь в группе лиц, одетых в медицинские защитные костюмы с логотипом движения «Другая Россия ФИО4», организовала и провела в смешанной форме публичное мероприятие, в форме шествия и пикетирования в количестве 3 человек, без подачи в установленном порядке уведомления в орган исполнительной власти <адрес>. Согласно видеозаписям, гр. ФИО2 демонстрировала макет «Коронавируса» с символикой партии «Единая Россия» и совместно с другими активистами движения «Другая Россия ФИО4» - ФИО8, который через средство усиления громкости голоса (мегафон) неопределенному кругу лиц скандировал речи общественно-политического характера, выражая свое мнение и формируя мнение окружающих к теме отказа в регистрации их партии 15 раз подряд, и ФИО5, который демонстрировал и держал в руках флаг с логотипом партии «Другая Россия ФИО4», двигаясь по заранее определенному маршруту, от <адрес>, проследовали по тротуару к зданию, где располагается Главное управление Министерства юстиции РФ (<адрес>). Остановившись на расстоянии около 2 метров от входа в Главное управление Министерства юстиции РФ ФИО2 разбила макет «Коронавируса» с символикой партии «Единая Россия», бросив его на асфальт, после чего попытались пройти на прием в Главное управление Министерства юстиции РФ, однако, получив отказ от сотрудников охраны, покинули здание Главного управления Министерства юстиции РФ и приковали руки наручниками к решеткам окон здания Главного управления Министерства юстиции РФ.

Тем самым ФИО2 в нарушение требований п. 1 ч. 4 ст. 5, ч. 5 ст. 5, ч. 1 ст. 7 ФЗ-54 от ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 144 часов 35 минут до 14 часов 42 минут организовала и провела публичное мероприятие, в виде шествия и пикетирования от <адрес> уведомление о проведении которого ею не подавалось в орган исполнительной власти <адрес>, в связи с чем не было согласовано в установленном порядке, целью которого было публичное выражение своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера.

Действия ФИО2 квалифицированы должностным лицом, составившим протокол, по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

    В судебное заседание ФИО2 доставлена, процессуальные права и положения ст. 51 Конституции РФ ей разъяснены и понятны. ФИО2 пояснила, что действительно принимала участие в указанной акции, при этом знала, что акция не согласована в установленном законом порядке, но продолжила принимать в ней участие, поскольку иным способом не могла высказать свою позицию. Также ФИО2 пояснила, что была задержана сотрудниками полиции уже после проведения акции, по иному адресу, нежели указан в рапорте о задержании.

    Защитник ФИО3 в судебном заседании полагал, что в действиях ФИО2 отсутствует объективная сторона административного правонарушения, просил исключить из доказательной базы материалы, полученные центром «Э», поскольку они свидетельствуют о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении ФИО2, что не предусмотрено требованиями КоАП РФ, то есть являются недопустимыми доказательствами. Также защитник пояснил, что ФИО2 была задержана по адресу <адрес>.

    Изучив представленные материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к следующему

Частью 2 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении                 публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных                         ч. 7 ст. 20.2 КоАП РФ.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

- публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.              Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;

    - митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

    - шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

В соответствии ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности, то есть соблюдения положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 настоящего Федерального закона.

Частью 5 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.

В п. 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» разъяснено, что проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

    Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного УУП ГУУП отдела полиции УМВД России по <адрес>, из которого следует, что ФИО2 в нарушение требований п. 1 ч. 4 ст. 5, ч. 5 ст. 5, ч. 1 ст. 7 ФЗ-54 от ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 144 часов 35 минут до 14 часов 42 минут организовала и провела публичное мероприятие, в виде шествия и пикетирования от <адрес> <адрес> уведомление о проведении которого ею не подавалось в орган исполнительной власти <адрес>, в связи с чем не было согласовано в установленном порядке, целью которого было публичное выражение своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера;

- рапортами полицейского ОППСП УМВД России по <адрес> ФИО1 и командира отделения ОППСП УМВД России по <адрес> ФИО6, из которых следует, что ими, совместно, при исполнении служебных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ около 15 часов 20 минут у <адрес> <адрес> была задержана ФИО2, в действиях которой усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ;

- протоколом ДЛ САП о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО2ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 30 минут была доставлена в отдел полиции УМВД Росси по <адрес> для составления протокола об административном правонарушении;

- протоколом об административном задержании ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ;

- ответом из Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ уведомления о проведении публичных мероприятий на территории <адрес> не подавались и не согласовывались;

- постовой ведомостью расстановки патрульно-постовых нарядов, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ сотрудники ОППСП УМВД России по <адрес> ФИО1 и ФИО6 прошли инструктаж и несли службу с 08 ч. 00 мин. до 20 ч. 00 мин.,                         в соответствии с расстановкой нарядов;

- актом осмотра страниц в сети «Интернет», проведенного ДД.ММ.ГГГГ страшим оперуполномоченным отдела Центра «Э» ГУ МВД России по <адрес> ФИО7, и приложением к нему, согласно которому осмотрена видеозапись, размещенная в свободном доступе на странице в социальной сети «ВКонтакте» по ссылке <адрес> В ходе осмотра проводилась фиксация информации посредством поэтапного применения программы, позволяющей сделать снимок с экрана («скрншот»).

Все указанные доказательства, исследованные в ходе рассмотрения дела, суд оценивает как относимые, поскольку обстоятельства, которые они устанавливают, имеют значение для правильного разрешения дела; как допустимые, поскольку указанные доказательства получены с соблюдением требований законодательства, проверены судьей, соответствуют фактическим обстоятельствам дела; как достоверные, поскольку не имеется оснований не доверять данным доказательствам, все документы составлены уполномоченными должностными лицами; а в своей совокупности как достаточные для установления вины ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

    Данное правонарушение не было выявлено сотрудниками полиции непосредственно в момент его совершения, а событие и обстоятельства совершения правонарушения установлены в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, при этом личность лица, совершившего административное правонарушение, время и место совершения вменяемого ФИО2 правонарушения, суд считает установленными надлежащим образом.

    Представленные сведения о результатах оперативно-розыскных мероприятий, проведенных в ходе проверки информации о запланированном несогласованном публичном мероприятии ДД.ММ.ГГГГ в суд признает допустимыми доказательствами, поскольку данные материалы представлены Центром «Э» ГУ МВД России по <адрес>, объективность и достоверность указанных материалов у суда сомнений не вызывает. Наличие у оперативных сотрудников заинтересованности в изобличении в совершении данного правонарушения именно ФИО2, судом не установлено.

    Суд не может согласиться с мнением защитника, что данные доказательства недопустимы и подлежат исключению, поскольку любые фактические данные, полученные в соответствии с КоАП РФ и в иных предусмотренных законом формах, в том числе, в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ признаются доказательствами по делу об административном правонарушении.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется). При этом исходя из содержания п. 3 ч. 4 и ч. 5 ст. 5 Закона о публичных мероприятиях под подачей уведомления в установленном порядке следует понимать, в том числе определение места, времени, условий проведения публичного мероприятия в результате согласительных процедур.

Как следует из представленных материалов дела и объяснений ФИО2, данных в судебном заседании, в отношении данного мероприятия имелась обязанность подавать уведомления в орган публичной власти, которое, как следует из представленных материалов, в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, не поступало.

При этом ФИО2 была проинформирована о незаконности названного выше публичного мероприятия.

Суд квалифицирует действия ФИО2 по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку она совершила организацию и проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 20.2 КоАП РФ..

Представленный протокол составлен с учетом требований                                  ст. 28.2 КоАП РФ.

В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Рапорты сотрудников полиции содержат необходимые сведения, указывающие на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанных лиц, составивших рапорты, материалы дела не содержат, а исполнение сотрудниками полиции своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного ФИО2 правонарушения. При этом причиной составления рапортов послужило выявление совершения административного правонарушения, порядок составления рапортов был соблюден.

Оценивая показания ФИО2 относительно того, что она была задержана в другом месте, нежели указано в рапортах о задержании, суд полагает их не соответствующими действительности, поскольку, как пояснила сама ФИО2, она была задержана сотрудниками полиции сразу после окончания акции, в то время как в протоколе об административном правонарушении указано, что публичное мероприятие в виде шествия и пикетирования проводилось от <адрес> <адрес>, согласно рапортам сотрудников полиции ФИО2 была задержана у <адрес>.

    Суд считает, что версия ФИО2 и ее защитника относительно невозможности согласования проведения публичного мероприятия из-за введенных ограничений основаны на неверном толковании норм действующего права, объективно ничем не подтверждены, при этом данные доводы опровергаются совокупностью исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вина ФИО2                         в совершении административного правонарушения, предусмотренного                            ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, установлена и доказана.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о доказанности вины ФИО2 в совершении инкриминируемого административного правонарушения, материалы дела не содержат, стороной защиты не приведены.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ,              не истек.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, судом не установлены.

С учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и личности правонарушителя, а также его отношения к содеянному, в целях достижения задач законодательства об административных правонарушениях и предупреждения совершения ФИО2 новых административных правонарушений, суд полагает возможным подвергнуть ФИО2 административному наказанию в виде административного ареста, но не на максимальный срок, предусмотренный санкцией ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

Суд полагает, что данное наказание по своему виду и размеру соответствует тяжести содеянного, личности виновной и характеру противоправного деяния, объектом которого выступает общественный порядок и общественная безопасность.

Оснований для назначения более мягкого наказания, предусмотренного санкцией статьи, а именно в виде административного штрафа либо обязательных работ, суд не находит, поскольку сведений о наличии у ФИО2 официального источника дохода суду не представлено, что свидетельствует о невозможности исполнения ею такого наказания, как административный штраф, а наказание в виде обязательных работ в полной мере не будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного ареста на срок 3 (трое) суток.

Срок административного ареста исчислять с 15 часов 20 минут ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».