Дело № 8а-17126/2021 [88а-18399/2021]
Номер дела: 8а-17126/2021 [88а-18399/2021]
УИН: 76RS0013-02-2020-002898-82
Дата начала: 07.07.2021
Дата рассмотрения: 25.08.2021
Суд: Второй кассационный суд общей юрисдикции
:
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
Постановления
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-18399/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 августа 2021 года г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Зюлина М.А., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 22 июня 2021 года в суд первой инстанции (направленную почтовой корреспонденцией 18 июня 2021 года) кассационную жалобу представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области Звягина А.М. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 29 января 2021 года, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Макдоналдс» к Управлению Роспотребнадзора по Ярославской области об оспаривании предписания (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 2а-3373/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., выслушав объяснения представителя административного истца ООО «Макдоналдс» Улымова О.И., судебная коллегия
установила:
На основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Ярославской области от 28 апреля 2020 года № 446 в отношении ООО «Макдоналдс» в период с 1 июня 2020 года по 19 июня 2020 года проводилась внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Проверка проводилась в кафе, расположенных в г. Ярославле по адресам: Ленинградский проспект, д. 108, Московский проспект, д. 105, ул. Свободы, д. 59, Московский проспект, д. 90а, пр. Авиаторов, д. 88а, а также в г. Рыбинске Ярославской области по пр. Ленина, д. 161Б.
В ходе проверки выявлено, что у всего персонала кафе отсутствует вакцинация от вирусного гепатита А, а также отсутствует информация по вакцинации от ряда других инфекций (гепатит В, корь, дифтерия).
По результатам проверки Управлением Роспотребнадзора Ярославской области составлен акт от 22 июня 2020 года № 446 и в тот же день вынесено предписание № 292 сроком исполнения до 14 сентября 2020 года о необходимости организовать контроль за полнотой охвата прививками персонала, иметь в наличии сведения о профилактических прививках персонала против вирусных гепатитов А, В, кори, дифтерии и др.
ООО «Макдоналдс» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Ярославской области о признании незаконным предписания от 22 июня 2020 года № 292, мотивируя требования тем, что предписание не конкретизировано, вследствие чего неисполнимо. Указанные в предписании нормативные правовые акты не устанавливают обязанность работодателя контролировать иммунизацию своих работников и иметь в наличии сведения об их вакцинации. На работодателя возлагается обязанность обеспечить условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, что обществом исполняется, в результате чего персонал был допущен к работе. Учет граждан, сделавших прививки, либо отказавшихся от них, возлагается на медицинские организации, а не на работодателя. Вакцинация возможна лишь при наличии добровольного согласия лица, подлежащего вакцинации, в связи с чем у общества отсутствуют полномочия, обязывающие своих работников пройти вакцинацию.
Решением Рыбинского городского суда Ярославской области от 28 октября 2020 года в удовлетворении административного иска ООО «Макдоналдс» отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда 29 января 2021 года решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 28 октября 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым предписание главного специалиста-эксперта санитарного отдела по надзору за питанием населения Управления Роспотребнадзора Ярославской области Ратниковой Л.В. и руководителя Роспотребнадзора по Ярославской области Звягина А.М. от 22 июня 2020 года № 292 признано незаконным.
В кассационной жалобе представителя Управления Роспортебнадзора по Ярославской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона № 52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
В силу пункта 1 статьи 29 Закона № 52-ФЗ проведение профилактических прививок отнесено к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям.
Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (статья 35 Закона № 52-ФЗ).
Разрешая заявленное требование и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что у работников ООО «Макдоналдс» отсутствует вакцинация по вышеперечисленных инфекционным заболеваниям, а у общества - информация о вакцинации своих работников от данных заболеваний, в то время, когда в силу прямого указания Приказа Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н вакцинация граждан от вирусного гепатита В, кори и дифтерии обязательна, вакцинация от вирусного гепатита А обязательна для работников пищевой отрасли также на основании пункта 5.1.6 СП 3.1.958-00.3.1.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, отменяя решение районного суда, указала на неправильное применение норм материального права, ссылаясь на то, что в национальном календаре профилактических прививок, перечень которых прямо установлен в статье 9 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Закон № 157-ФЗ), не предусмотрено проведение прививок против гепатита А, указанная профилактическая прививка отнесена к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, проведение которых осуществляется в случае наличия решения главного государственного санитарного врача Российской Федерации, главного государственного санитарного врача субъекта РФ при угрозе возникновения инфекционных заболеваний всему населению или отдельным профессиональным группам, чего в настоящем случае отсутствует.
Что касается прививок от вирусного гепатита В, кори и дифтерии, указала, что профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, а потому обязанности работодателя организовывать принудительную вакцинацию сотрудников не имеется. При этом в ООО «Макдоналдс» отсутствуют работники, выполняющие работы, указанные в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 825.
Помимо этого суд апелляционной инстанции отметил неконкретность предписания, не содержащего полного, исчерпывающего перечня заболеваний, о вакцинации против которых обществу необходимо иметь сведения и организовать контроль за полнотой охвата прививками персонала.
Не соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, в кассационной жалобе Управления Роспотребнадзора по Ярославской области указывается, что в силу действующего законодательства ООО «Макдоналдс» как работодатель обязан не допустить до работы персонал, не соответствующий требованиям по вакцинации, путем контроля за иммунизацией своих работников от вирусного гепатита В, кори, дифтерии и др., должен отследить прохождение работниками вакцинации, поскольку в случае нахождения работника в зоне риска заражения опасными заболеваниями из-за отказа от вакцинации под угрозу ставится жизнь и здоровье других работников, клиентов и третьих лиц, под сомнение ставится качество производимой работодателем продукции, услуг и работ.
Из установленных по настоящему делу обстоятельств следует, что вынесение оспариваемого предписания обусловлено отсутствием у персонала ООО «Макдоналдс» вакцинации от вирусного гепатита А, а также отсутствием информации по вакцинации от других инфекций и направлено на необходимость осуществления персоналом профилактических прививок против вирусных гепатитов А, В, кори, дифтерии и др., наличие сведений о которых должно содержаться в указанном обществе.
В соответствии со статьей 1 Закона № 157-ФЗ национальный календарь профилактических прививок – это нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 157-ФЗ национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.
Вместе с тем, в силу пункта 2 статьи 11 Закона № 157-ФЗ профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина.
К Перечню работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 825, осуществляемая у административного ответчика работа не отнесена.
Таким образом, несмотря на необходимость проведения предварительного и периодического медицинских осмотров (обследований) работников в сфере общественного питания и торговли, внесения отметок о прохождении профилактических прививок в личных медицинских книжках и санитарных паспортах, обязанности по контролю за осуществлением персоналом профилактических прививок против вирусных гепатитов В, кори, дифтерии и др. у ООО «Макдоналдс» не имеется, так же как и против вирусного гепатита А вследствие отнесения профилактической прививки против последнего к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, проведение которых осуществляется в случае наличия решения главного государственного санитарного врача Российской Федерации, главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы, представленный в суде апелляционной инстанции совместный приказ директора Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области и руководителя Управления Роспотребнадзора по Ярославской области от 10 августа 2010 года № 984/4119 «Об утверждении рекомендуемого перечня профилактических прививок и перечня прививок по эпидемическим показаниям для населения Ярославской области» не является решением главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия находит также правильным вывод суда второй инстанции о неконкретности перечня заболеваний, перечисленных в оспариваемом предписании.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции по мотивам, подробно и мотивировано изложенным в апелляционном определении, судебная коллегия не усматривает, вследствие чего кассационная жалоба административного ответчика оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 29 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области Звягина А.М. – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: М.А. Зюлин
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 августа 2021 года