Дело № 8Г-25576/2021 [88-24703/2021]
Номер дела: 8Г-25576/2021 [88-24703/2021]
УИН: 50RS0039-01-2020-008346-35
Дата начала: 06.09.2021
Дата рассмотрения: 27.10.2021
Суд: Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья: Потемина Е.В.
:
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
Постановления
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-24703/2021
№ 2-5033/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 27 октября 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В.,
судей Потеминой Е.В., Ситникова В.С.,
с участием прокурора Вялковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Раменского городского прокурора Московской области в защиту прав и законных интересов Яльцевой Амины к администрации Раменского городского округа Московской области о признании незаконным решения об отказе в принятии на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий
по кассационной жалобе Яльцевой Амины
на решение Раменского городского суда Московской области от12 ноября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Потеминой Е.В., объяснения прокурора Вялковой Т.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Раменский городской прокурор Московской области, действуя в защиту прав и законных интересов Яльцевой Амины, обратился в суд с иском к администрации Раменского городского округа Московской области, просил признать незаконным решение об отказе в принятии Яльцевой А. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на соответствующий учёт.
Решением Раменского городского суда Московской области от 12 ноября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 февраля 2021 г., в удовлетворении исковых требований Раменского городского прокурора Московской области, действующего в защиту прав и законных интересов Яльцевой А., отказано.
В кассационной жалобе Яльцевой А. поставлен вопрос об отмене указанных выше судебных постановлений как незаконных и необоснованных.
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
По настоящему делу таких оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы и материалам дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела,Яльцева А. является вдовой участника Великой Отечественной войны, зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, д.<адрес>, площадью 41 кв.м., которое принадлежит её внучке -Мингазиевой Г.С.
В указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства:
Яльцева А.(с 11 августа 2015 г., прибыла из г. Бронницы Московской области, где была ранее зарегистрирована с 23 июня 2015 г., по объяснениям Яльцевой А. в г. Бронницы она прибыла из г.Москвы);
Мингазиева Р.Ш. (с 11 августа 2005 г., прибыла из Белгородской области),
Мингазиева Г.С. (с 1 октября 2015 г., прибыла из г. Люберцы Московской области),
Мингазиев С.Х. (с 1 октября 2015 г., прибыл из Белгородской области);
Мингазиев М.С. ( с 21 марта 2018 г., прибыл из Белгородской области).
14 августа 2019 г. Яльцева А. обратилась в администрацию Раменского городского округа Московской области с заявлением о принятии её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
6 сентября 2019 г. в принятии на указанный учёт истцу было отказано в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения каждого члена семьи составляет более учётной нормы.
16 января 2020 г. Яльцева А. повторно обратилась в администрацию Раменского городского округа Московской области с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
7 февраля 2020 г. Яльцевой А. повторно отказано в принятии на учёт по тем же основаниям.
На обращение Яльцевой А. от 29 апреля 2020 г. администрацией Раменского городского округа Московской области 25 мая 2020 г. было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду намеренного ухудшения своих жилищных условий.
Также судом установлено, что на момент обращения Яльцевой А. в администрацию Раменского городского округа Московской области с заявлением от 14 августа 2019 г. о принятии на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в собственности Мингазиева С.Х. находилось жилое помещение общей площадью 69 кв.м. по адресу: <адрес> «А», <адрес>, которое было им отчуждено по договору от 5 ноября 2019 г.
Кроме того, Мингазиеву С.Х. принадлежало жилое здание общей площадью 47 кв.м по адресу: <адрес>, которое было им отчуждено по договору от 25 декабря 2019 г.
Разрешая исковые требования Раменского городского прокурора Московской области, действующего в защиту прав и законных интересов Яльцевой А., суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 51-53 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Указа Президента Российской Федерации от 7 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», Закона Московской области от 12 декабря 2005 г. № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», исследовав представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
При этом суд установил, что Яльцева А. зарегистрирована по месту жительства и проживает одной семьей совместно с семьей ее внучки - Мингазиевой Г.С. в составе Мингазиева Р.Ш., Мингазиева С.Х., Мингазиева М.С.
С учетом количества проживающих в жилом доме по адресу: <адрес>, д.<адрес>, общей площадью 41 кв.м. (5 человек), и принадлежавших Мингазиеву С.Х. жилых помещений в Краснодарском крае и Белгородской области во время регистрации Мингазиева С.Х. по месту жительства совместно с Яльцевой А. и до отчуждения Мингазиевым С.Х. указанного недвижимого имущества обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи составляла 31,4 кв.м. (41 кв.м. + 69 кв.м. + 47 кв.м./ 5), то есть выше учётной нормы, установленной решением Совета депутатов Раменского городского округа Московской области от 22 января 2020 г. № 1/3-СД.
После отчуждения Мингазиевым С.Х. указанных жилых помещений обеспеченность истца и членов её семьи составила 8,2 кв.м., что было расценено судом как намеренное ухудшение членами семьи Яльцевой А. жилищных условий, повлиявших на обеспеченность истца общей площадью жилого помещения в целях её принятия на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Судом также учтено, что на момент обращения в администрацию Раменского городского округа Московской области с заявлением от 29 апреля 2020 г. о принятии на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Яльцева А. проживала на территории Московской области менее 5 лет, что явилось дополнительным основанием для вынесения ответчиком оспариваемого решения об отказе в принятии ее на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий применительно к положениям Закона Московской области от 12.12.2005 г. № 260/2005-ОЗ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Выводы судов нижестоящих инстанций по существу разрешения спора основаны на нормах действующего законодательства, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают, доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах» и требованиями жилищного законодательства.
В соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 21 названного Закона указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Отношения, связанные с осуществлением права граждан на жилище, регламентируются нормами жилищного законодательства, прежде всего Жилищным кодексом Российской Федерации, определяющим общие параметры в этой сфере правового регулирования, включая определение критериев нуждаемости граждан в жилье, к которым относится учетная норма площади жилого помещения, определяющая уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, применительно к положениям статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищная обеспеченность истца должна быть определена с учетом прав всех проживающих с ними членов семьи на все имеющиеся у них в собственности объекты, поскольку иное толкование указанной правовой нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
В Московской области условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в Законе Московской области от 12 декабря 2005 г. № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
В соответствии со статьей 2 указанного Закона Московской области условиями признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание в Московской области по месту жительства на законных основаниях не менее 5 лет и признанные малоимущими в соответствии с Законом Московской области от 22 декабря 2017 г. № 231/2017-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
С учетом вышеуказанным норм права и установленных по делу обстоятельств, выводы судов нижестоящих инстанций об отсутствии основания для удовлетворения требований Раменского городского прокурора Московской области в защиту прав и законных интересов Яльцевой Амины к администрации Раменского городского округа Московской области о признании незаконным решения об отказе в принятии на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий являются правомерными.
Истец, являясь членом семьи Мингазиевой Г.С., имеет право пользования жилыми помещениями, находящимися в собственности и пользовании внучки и членов ее семьи, в связи с чем суды нижестоящих инстанций обоснованно исходили из необходимости учета обеспеченности всех проживающих в жилом помещении лиц при определении обеспеченности истца жилой площадью (статья 51 ЖК РФ) и оценки действий указанных лиц при отчуждении имеющихся у них жилых помещений (статья 53 ЖК РФ).
Доводы кассационной жалобы Яльцевой А. о необходимости обеспечения ее жильем независимо от ее имущественного положения на основании Федерального Закона «О ветеранах» не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» исключается лишь необходимость признания членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны малоимущими в целях последующего предоставления им жилых помещений в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебные постановления соответствуют фактическим обстоятельствам, юридически значимые обстоятельства судами установлены, нормы материального права применены правильно.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе при установлении фактических обстоятельств по делу и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке, не установлено.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, сводятся к изложению своей позиции по делу, собственным толкованию закона и оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену или изменение судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Раменского городского суда Московской области от 12 ноября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 февраля 2021 г. оставить без изменения, жалобу Яльцевой Амины - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи