Дело № 66а-1558/2021
Номер дела: 66а-1558/2021
УИН: 30OS0000-01-2021-000170-11
Дата начала: 14.09.2021
Дата рассмотрения: 12.10.2021
Суд: Третий апелляционный суд общей юрисдикции
Судья: Сиротина Екатерина Сергеевна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Определения
№ 66а-1558/2021 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ город Сочи 12 октября 2021 г. Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С.,
судей Брянцевой Н.В. и Носковой А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Богдановой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-144/2021 (УИД № 30OS0000-01-2021-000170-11) по апелляционной жалобе Ломакина Дмитрия Михайловича на решение Астраханского областного суда от 23 июля 2021 г. об отказе в удовлетворении коллективного административного искового заявления Ломакина Дмитрия Михайловича и других граждан о признании недействующим постановления Правительства Астраханской области от 9 июля 2021 г. № 300–П «О внесении изменений в Постановление Правительства Астраханской области от 4 апреля 2020 г. № 148–П «О мерах по обеспечению санитарно–эпидемиологического благополучия населения на территории Астраханской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С., объяснения лиц, которым поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, Ломакина Д.М. и Мироновой В.Е., представителя Правительства Астраханской области и министерства здравоохранения Астраханской области Евдоксиной Т.В., заключение прокурора Кондрашовой И.В., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Правительства Астраханской области от 4 апреля 2020 г. № 148-П «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Астраханской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее также - постановление от 4 апреля 2020 г. № 148-П) утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области (далее – Правила), Перечень заболеваний, Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, Перечень организаций, на которые не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Подпунктом 16.1.7 пункта 16.1. Правил (в редакции постановления от 22 сентября 2020 г. № 431-П) предусмотрено временное приостановление работы объектов, проводящих досуговые, развлекательные, зрелищные, культурные, театрально-зрелищные, физкультурные, спортивные, выставочные, просветительские, рекламные, массовые и иные подобные мероприятия с очным присутствием граждан, в том числе в парках, торгово-развлекательных центрах, в иных местах массового посещения граждан, за исключением работы кинотеатров, обеспечивающих соблюдение рекомендаций Роспотребнадзора по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в кинотеатрах, при условии заполнения не более 70% посадочных мест, рассадки зрителей с соблюдением социального дистанцирования, за исключением случаев, когда пришедшие на кинопоказ являются членами одной семьи или совместно проживающими гражданами.
Абзацами пятым, шестым и десятым подпункта 17.8 пункта 17 Правил (в редакциях постановления от 22 сентября 2020 г. № 431-П, от 18 августа 2020 г. № 377-П, от 10 сентября 2020 г. № 417-П, от 30 января 2021 г. № 16-П, от 26 февраля 2021 г. № 52-П, от 25 марта 2021 г. № 95-П) временно приостановлено проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, театрально-зрелищных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных, массовых и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, в том числе в парках, торгово-развлекательных центрах, в иных местах массового посещения граждан, за исключением проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в соответствии с Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 8 июля 2020 г. № 497 «О проведении спортивных мероприятий на территории Российской Федерации» с количеством зрителей не более 75 процентов от общей вместимости места проведения данных мероприятий и при условии соблюдения зрителями социального дистанцирования; проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Астраханской области, муниципальных образований Астраханской области с количеством зрителей не более 75 процентов от общей вместимости места проведения данных мероприятий и при условии соблюдения зрителями социального дистанцирования; проведения с соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора театрально-концертных, культурных мероприятий в закрытых помещениях с очным присутствием граждан при условии заполнения не более 70% посадочных мест, рассадки зрителей с соблюдением социального дистанцирования, за исключением случаев, когда пришедшие на мероприятие являются членами одной семьи или совместно проживающими гражданами.
Постановлением Правительства Астраханской области от 9 июля 2021 г. № 300–П «О внесении изменений в Постановление Правительства Астраханской области от 4 апреля 2020 года № 148–П «О мерах по обеспечению санитарно–эпидемиологического благополучия населения на территории Астраханской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – постановление от 9 июля 2021 г. № 300–П) внесены изменения в Постановление от 4 апреля 2020 года № 148–П, Правила изложены в новой редакции:
- в подпункте 16.1.7 подпункта 16.1 цифры «70» заменены цифрами «50»;
- дополнены подпунктом «16.9. Санаторно-курортным организациям (санаториям), организациям, осуществляющим деятельность по предоставлению мест для временного проживания на территории Астраханской области, субъектам туристической индустрии обеспечить с 08.08.2021 прием и размещение граждан (за исключением лиц в возрасте не старше 18 лет) при наличии у них одного из следующих документов: сертификата о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, в электронном виде или на бумажном носителе; документа, выданного медицинской организацией, подтверждающего прохождение полного курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19); документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), выданного не ранее чем за три календарных дня до дня вселения (размещения); документа о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), либо сертификата о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), из личного кабинета Единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде или на бумажном носителе (для лиц, со дня выздоровления которых прошло не более шести месяцев до дня вселения (размещения)»;
- в подпункте 17.8 пункта 17 в абзацах пятом, шестом цифры «75» заменены цифрами «50», дополнены словами «, а также при условии наличия у лиц, прибывших на территорию Астраханской области с целью участия в указанных мероприятиях, документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), выданного не ранее чем за три календарных дня до дня прибытия на территорию Астраханской области»; в абзаце десятом цифры «70» заменены цифрами «50»;
- дополнены пунктом «20. Установить, что с 8 августа 2021 г. деятельность организаций, индивидуальных предпринимателей по предоставлению услуг в сфере общественного питания, культуры, физической культуры и спорта, услуг по демонстрации кинофильмов допускается при наличии у получателей услуг (за исключением лиц в возрасте не старше 18 лет) одного из следующих документов: сертификата о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, в электронном виде или на бумажном носителе; документа, выданного медицинской организацией, подтверждающего прохождение полного курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19); документа о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), либо сертификата о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, в электронном виде или на бумажном носителе (для лиц, со дня выздоровления которых прошло не более шести месяцев до дня получения услуги); документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), выданного не ранее чем за три календарных дня до дня получения услуги;
- дополнены пунктом «21. Запретить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим организацию зрелищно-развлекательных мероприятий, оказывающим услуги общественного питания, проведение данных мероприятий, оказание указанных услуг в период с 23:00 до 06:00 часов, за исключением: оказания предприятиями (объектами) общественного питания услуг по реализации продукции общественного питания и покупных товаров на вынос без посещения гражданами помещений таких объектов, по доставке заказов; оказания предприятиями (объектами) общественного питания услуг по обеспечению питанием работающих в ночное время работников организаций (индивидуальных предпринимателей), на территориях которых расположены указанные предприятия (объекты) общественного питания, с обеспечением невозможности доступа иных посетителей (покупателей) в помещения указанных предприятий (объектов) общественного питания в период с 23:00 до 06:00 часов; осуществления деятельности предприятиями (объектами) общественного питания, расположенными в зданиях автовокзалов (автостанций), железнодорожных вокзалов, аэропорта, автозаправочных станций; осуществления деятельности предприятиями (объектами) общественного питания, расположенными в зданиях, строениях, сооружениях, предназначенных для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (на объектах дорожного сервиса) и в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения в Астраханской области».
Ломакин Д.М. и другие граждане обратились в Астраханский областной суд с коллективным административным иском о признании недействующим Постановления от 9 июля 2021 г. № 300–П.
В обоснование заявленных требования административными истцами указано на несоответствие нормам Российского и международного законодательства, на отсутствие законных оснований для введения ограничений, на нарушение процедуры вступления в силу оспариваемого акта, на дискриминацию при получении ряда услуг лиц, не прошедших добровольную вакцинацию, не желающих проходить лабораторные исследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) методом полимерной полимеразной цепной реакции (ПЦР) за плату, не ранее чем за три календарных дня до дня получения услуги. Полагают, что принятое постановление противоречит.
Решением Астраханского областного суда от 23 июля 2021 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Ломакин Д.М., ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие изложенных в определении выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Прокурором, Губернатором, Правительством и министерством здравоохранения Астраханской области представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции лица, которым поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, Ломакин Д.М. и Миронова В.Е. поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, ссылаясь на незаконность судебного акта.
Представитель Правительства Астраханской области и министерства здравоохранения Астраханской области Евдоксина Т.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Прокурор Кондрашова И.В. полагала апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с пунктами «б» и «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ предусмотрено, что органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно подпункту «а.2» пункта «а» статьи 10 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 которых предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Исходя из положений пунктов «а», «м», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В силу положений статьи 19 данного Федерального закона граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно абзацу 14 статьи 1 данного Федерального закона под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Пунктом 1 статьи 31 этого же Федерального закона предусмотрено введение ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В силу абзаца 15 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ к ограничительным мероприятиям (карантину) относятся административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
В силу положений абзаца 4 статьи 6 и пункта 2 статьи 31 названного Федерального закона ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на территории субъекта Российской Федерации на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. № 529 установлено, что в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний на территории субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов обязан принять решение о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населенных пунктов данного субъекта Российской Федерации.
По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 г. эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 г. ситуация признана пандемией.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (пункт 1.2).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 марта 2020 г. № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано, в том числе ограничение проведения массовых мероприятий.
Распоряжением Правительства Астраханской области от 30 марта 2020 г. № 103-Пр на территории Астраханской области введены ограничительные мероприятия (карантин) в соответствии с мероприятиями, предусмотренными распоряжением Губернатора Астраханской области от 17 марта 2020 г. № 159-р «О введении режима повышенной готовности на территории Астраханской области».
В целях реализации Указа № 239, распоряжением Губернатора Астраханской области от 4 апреля 2020 г. № 201-р внесены изменения в распоряжение Губернатора Астраханской области от 17 марта 2020 г. № 159-р», в соответствии с которыми Правительству Астраханской области было поручено утвердить правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области.
Постановлением Правительства Астраханской области от 4 апреля 2020 г. № 148-П «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Астраханской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области.
Главным государственным санитарным врачом по Астраханской области внесено предложение Губернатору Астраханской области № 01/22605 от 9 июля 2021 г. о рассмотрении вопроса о введении дополнительных ограничительных мер, в связи неудовлетворительной эпидемиологической обстановкой в Астраханской области.
Оспариваемыми нормами установлены временные обязательные правила поведения, ограничивающие возможность непосредственных контактов между гражданами и взаимодействие между ними через предметы, которые могут быть источником распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV), внесенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Проанализировав приведенные нормы в их взаимосвязи с положениями статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Устава Астраханской области, Закона Астраханской области № 42/2009-03 от 5 июня 2009 г. «О Правительстве Астраханской области», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что разработка и реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, связанных с угрозой возникновения на территории Астраханской области чрезвычайной ситуации в связи с распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих, относится к полномочиям Правительства Астраханской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в установленном законом порядке с соблюдением правил его введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
Проверяя соответствие содержания оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исходя из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве с нормами законодательства, о противоречии которых поставлен вопрос административными истцами, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует федеральному и региональному законодательству, исходя из того, что оспариваемые нормы согласуются с Правилами поведения, обязательными для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417, в соответствии с пунктом 4 которых при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью (подпункт «в»), осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (подпункт «г»).
Доводы административных истцов о нарушении их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и другими законами, на которые они ссылаются в обоснование заявленных требований, верно расценены судом как необоснованные, поскольку введенные оспариваемым постановлением ограничения не могли рассматриваться как нарушающие права и свободы человека и гражданина, так как направлены на предотвращение распространения на территории Астраханской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), которая повлекла и может еще повлечь значительные человеческие жертвы, в целях защиты жизни и здоровья людей, находящихся на территории Астраханской области. Данные права являются наивысшим благом и наиболее значимым конституционным правом каждого человека и гражданина, без их соблюдения утрачивают значение многие другие блага и ценности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии противоречий оспариваемого акта пункту 5 статьи 8 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», части 2 статьи 36 Устава Астраханской области, части 2 статьи 16 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 г. № 18/2012–ОЗ «О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области», поскольку оспариваемый акт не создает нового правового регулирования, основан на уже действующих положениях федерального и регионального законодательства.
Вопреки доводам административных истцов о дискриминации лиц при получении ряда услуг, не прошедших либо отказавшихся от добровольной вакцинации, не желающих проходить лабораторные исследования на новую коронавирусную инфекцию(COVID-19) методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) за плату, не ранее чем за три календарных дня до дня получения услуги, и введении обязательной вакцинации не уполномоченным лицом, оспариваемый акт не противоречит пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статье 1, пункту 1 статьи 5, пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в пункте 2 части 1 статьи 29 предусматривает, что организация охраны здоровья осуществляется, в частности, путем разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 12 этого же закона одним из принципов государственной политики в сфере охраны здоровья граждан является приоритет профилактики, которая обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними.
Профилактика инфекционных заболеваний в силу части 1 статьи 30 поименованного выше закона осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 г. № 973 «Об особенностях организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих» медицинская помощь пациентам при угрозе распространения заболеваний оказывается на основе клинических рекомендаций, разработанных по заболеваниям и утвержденных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями. В случае отсутствия клинических рекомендаций медицинская помощь пациентам оказывается на основе утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации временных методических рекомендаций, содержащих информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при заболевании.
Минздрав России утверждена 11 версия Временных методических рекомендаций по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), пунктом 7.1 которых вакцинация предусматривается как специфическая профилактика COVID-19 у взрослых лиц.
Вакцина для профилактики инфекции, вызванной новым коронавирусом SARS-CoV-2 с 12 августа 2020 г. входит в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, возможных к назначению и применению для профилактики лечения новой коронавирусной инфекции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2020 г. № 816 «О временном порядке распределения в Российской Федерации некоторых лекарственных препаратов для медицинского применения, возможных к назначению и применению для профилактики и лечения новой коронавирусной инфекции».
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Вакцинация населения от новой коронавирусной инфекции, как форма профилактики заболевания с целью формирования коллективного иммунитета и исключения дальнейшего его распространения, является добровольной и соответствует достижению целей обеспечения государственной и общественной безопасности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», которым предусмотрена при реализации государственной политики, направленной на решение определенных задач, обеспечение защиты населения от опасных инфекционных заболеваний, способных вызвать чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вопреки доводам административных истцов требование о предъявлении документов, указанных в оспариваемом постановлении, при получении ряда услуг, выборе места пребывания или посещении определенных мест, не ограничивает права граждан и не противоречит действующему законодательству, в том числе Правилам поведения, обязательным для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, принятым постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417.
Данные временные ограничения направлены на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, являются обязательными для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Доводы административных истцов о противоречии оспариваемого нормативного правого акта нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», пунктам 18, 30 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1853, статье 1, пункту 1 статьи 5, пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», положениям Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» суд обоснованно расценил как несостоятельные.
Правительство Астраханской области располагало данными о том, что COVID-19 характеризуется высоким уровнем контагиозности, тяжелым течением заболевания, высоким уровнем летальности. Ранее среди людей COVID-19 не циркулировал, в отличие от вируса гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций является новым для человека патогеном, иммунитет к которому у населения отсутствует, имеет высокую скорость передачи вируса от человека человеку преимущественно воздушно-капельным путем, создает высокую опасность для здоровья и жизни людей, в том числе в результате быстрого исчерпания ресурсов системы здравоохранения.
При наличии данных о росте заболеваемости, в том числе среди детского населения и возрастной группы 18-49 лет, с учетом рекомендаций главного государственного санитарного врача по Астраханской области о введении отдельных ограничений, реализуя предоставленные законом полномочия, Правительством Астраханской области издано оспариваемое постановление.
Установленные оспариваемым актом временные ограничения обусловлены распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), являются необходимыми в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, направлены на обеспечение реализации и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе и Астраханской области.
Судебной коллегией отклоняются как ошибочные доводы апелляционной жалобы о нарушениях десятидневного срока вступления в силу оспариваемого акта, поскольку, временно ограничивая права граждан, оспариваемый нормативный правовой акт не создает нового правового регулирования по вопросам защиты прав и свобод граждан, а основан на уже действующих положениях федерального законодательства.
Вопреки доводам административных истцов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении порядка вступления оспариваемого нормативного правового акта в законную силу.
Статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
По общим правилам нормативные правовые акты принимаются (издаются) на неопределенный срок, если в самом нормативном правовом акте или в акте о его введении в действие не оговорено иное. В самом тексте нормативного акта может быть указано на календарную дату, с которой он вступает в силу или на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу принимаемого нормативного акта.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции были неправильно определены обстоятельства, не исследованы доказательства, имеющие значение для правильного разрешения данного административного дела, не рассмотрены все доводы административных истцов, ошибочны. При рассмотрении данного административного дела об оспаривании нормативного правового акта все перечисленные в части 8 статьи 213 КАС РФ обстоятельства судом первой инстанции были выяснены, в решении дан подробный правовой анализ обжалуемых административными истцами нормативных положений, получили оценку их доводы, имеющие значение для настоящего дела.
Всесторонне, полно и объективно исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведенного федерального и регионального законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт содержит все сведения, подлежащие отображению, не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, и на основании статьи 215 КАС РФ правомерно принял решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, о незаконности решения суда и наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования, им дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Астраханского областного суда от 23 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ломакина Дмитрия Михайловича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи