Дело № 71-327/2021

Номер дела: 71-327/2021

УИН: 66RS0014-01-2020-003988-66

Дата начала: 24.02.2021

Суд: Свердловский областной суд

Судья: Филиппова Юлия Анатольевна

Статьи КоАП: 6.3
Результат
Оставлено без изменения
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО ООО "Фармленд Екатеринбург + " Статьи КоАП: 6.3
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Ларина Т.Н.
Защитник Баязитова А.Р.
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Материалы переданы в производство судье 25.02.2021
Судебное заседание Оставлено без изменения 07.04.2021
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 12.04.2021
 

Решение

дело № 71-327/2020

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 07 апреля 2021 года жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Фармленд-Екатеринбург+» Лариной Т.Н. на постановление судьи Алапаевского городского суда Свердловской области от 25 января 2021 года № 5-70/2021, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Фармленд-Екатеринбург+» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением судьи общество с ограниченной ответственностью «Фармленд-Екатеринбург+» (далее – ООО «Фармленд-Екатеринбург+») признано виновным в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившемся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенном при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе законный представитель Ларина Т.Н. просит постановление суда отменить, производство прекратить, в виду отсутствия состава административного правонарушения.

Проверив материалы дела, заслушав защитника Емалетдинова Е.О., поддержавшего доводы жалобы, нахожу постановление судьи законным и обоснованным, в связи со следующим.

Частью 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона (ч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.

Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года № 100-УГ на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности.

В силу п. п. 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, вышеназванные требования ООО «Фармленд-Екатеринбург+» не выполнены.

Так при проведении эпидемиологического расследования 14 октября 2020 года при обследовании объекта Аптека ООО «Фармленд-Екатеринбург+» расположенного по адресу: Свердловская область, г. Алапаевск, ул. 3-го Интернационала, 22, установлено, что на объекте отсутствует оборудование, предназначенное для обеззараживания воздуха, разрешенное для использования в присутствии людей, в соответствии с паспортом не соответствующее оборудование; не осуществляется обеззараживание воздуха. При обследовании объекта Аптека ООО «Фармленд-Екатеринбург+» расположенного по адресу: Свердловская область, Алапаевский район, пгт. Верхняя Синячиха, ул. Октябрьская, д. 6, установлено, что на объекте отсутствует оборудование, предназначенное для обеззараживания воздуха, разрешенное для использования в присутствии людей, в соответствии с паспортом не соответствующее оборудование; не осуществляется обеззараживание воздуха, отсутствует запас дезинфицирующего средства (кожных антисептиков); отсутствует запас медицинских масок и перчаток для персонала: при проведении утренних фильтров не уточняется состояние здоровья сотрудников, с целью выявления лиц с признаками ОРВ и выявления контактных лиц, в журнале фиксируется только температура тела сотрудников, не позволяет полноценно оценить состояние человека.

Указанные фактические обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, приказом о проведении эпидемиологического расследования (л.д. 11), актами обследования (л.д. 12-17), фотоматериалами (л.д. 18-23), на которых зафиксированы выявленные нарушения, сертификатом соответствия (л.д. 40), товарными накладными (л.д. 42-46)

Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ООО «Фармленд-Екатеринбург+» протокола об административном правонарушении, который соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы защитника Емалетдинова Е.О. законный представитель юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении 27 ноября 2020 года был извещен надлежащим образом путем направления 12 ноября 2020 года извещения о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении посредством почтовой связи, о чем имеется уведомление о его получении - 17 ноября 2020 года (л.д. 9).

Оценив добытые доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о виновности ООО «Фармленд-Екатеринбург+» в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившемся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенного при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а его действия правильно квалифицировал по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Признаки правонарушения выявлены при проведении эпидемиологического расследования, проводимого в порядке, предусмотренном ст. 42 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на основании приказа Главного государственного санитарного врача по г. Алапаевск, Алапаевскому, Артемовскому и Режевскому районах от 13 октября 2020 года <№>.

Проведенное эпидемиологическое расследование вопреки доводам жалобы является законным и соответствует сложившейся ситуации в Свердловской области в связи со следующим.

Так, с 11 марта 2020 года генеральным директором Всемирной организации здравоохранения объявлено о пандемии COVID-19 в связи с его высокой контагиозностью, то есть заразностью по передаче от больных к здоровым.

Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года № 100-УГ на территории Свердловской области с 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности.

В рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) п. 1.4 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 6 от 13 марта 2020 года предписано об осуществлении контроля выполнения индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами мероприятий по обеспечению усиленного дезинфекционного режима.

Главным государственным санитарным врачом по г. Алапаевск, Алапаевскому, Артемовскому и Режевскому районах от 13 октября 2020 года издан приказ <№> о проведении эпидемиологического расследования (л.д. 11).

Санитарно-эпидемиологическое расследование — это деятельность по

установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

Методические указания 3.1.3114/1-13. 3.1. Эпидемиология. Профилактика инфекционных болезней. Организация работы в очагах инфекционных и паразитарных болезней. Методические указания" определяют организацию и порядок работы специалистов в очагах инфекционных и паразитарных болезней, включающих проведение эпидемиологического расследования с установлением причинно-следственной связи формирования очага и алгоритм принятия решения в целях локализации и ликвидации ситуации.

Исходя из общих положений вышеназванных методических указаний одним из важнейших направлений деятельности органов и организаций, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является локализация и ликвидация очагов инфекционных болезней с установлением причинно-следственной связи.

Пунктом 3.3 МУ 3.1.3114/1-13 установлено, что в очагах с множественными случаями заболеваний (от 5 случаев при инфекциях, встречающихся на территории), в единичных очагах с подозрением на опасную или новую инфекцию эпидемиологическое расследование проводится специалистами органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор по субъектам Российской Федерации.

При этом в МУ 3.1.3114/1-13 отсутствует ссылка на то, что проведение внеплановой проверки с выездом на объект (объекты) должна осуществляться с учетом положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Поскольку признаки правонарушения были установлены уполномоченным должностным лицом в ходе данного эпидемиологического расследования, проведение проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не требовалось, дело об административном правонарушении было возбуждено должностным лицом Роспотребнадзора путем составления протокола об административном правонарушении.

Довод жалобы защитника о том, что в аптеках имеется достаточный товарный запас дезинфицирующих средств, масок и перчаток, не может быть принят во внимание суда. Так, из товарных накладных (л.д. 42-46) следует, что этот запас предназначен для реализации товара через аптеки и защитником Емалетдиновым Е.О. данный факт при рассмотрении жалобы не отрицался.

Также не может быть принят во внимание суда довод жалобы законного представителя Лариной Т.Н. о том, что на объектах ООО «Фармленд-Екатеринбург+» осуществлялось обеззараживание воздуха облучателем ультрафиолетовым кварцевым ОУФК-01 «Солнышко».

Согласно п. 2.2, 2.3 «Р 3.5.1904-04. 3.5. Дезинфектология. Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях. Руководство» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04 марта 2004 года) рециркуляторы применяются в помещениях для обеззараживания воздуха с целью снижения уровня бактериальной обсемененности и создания условий для предотвращения распространения возбудителей инфекционных болезней. Используются в помещениях с повышенным риском распространения возбудителей инфекций: в лечебно-профилактических, дошкольных, школьных, производственных и общественных организациях и других помещениях с большим скоплением людей, а также в жилых, бытовых помещениях в присутствии и отсутствии людей с помощью обеззараживания воздушного потока в процессе его принудительной циркуляции через корпус, внутри которого размещены три или пять, в зависимости от мощности, ультрафиолетовых ламп низкого давления 15 ВТ.

В соответствии с инструкцией по применению и назначению Облучатель ультрафиолетовый кварцевый в вариантах исполнения: ОУФК-01 «Солнышко», ОУФК-01-1 «Солнышко» предназначен для общих и внутриполостных локальных облучений при воспалительных заболеваниях в оториноларингологии в лечебных, лечебно-профилактических, санаторно-курортных учреждениях, а также на дому.

Таким образом, Облучатель ультрафиолетовый кварцевый ОУФК-01 «Солнышко», не предназначен для обеззараживания воздуха в рабочих объемных помещениях и не является рецирулятором.

Наказание назначено ООО «Фармленд-Екатеринбург+» в соответствии с требованиями закона, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного деяния и обстоятельств, смягчающих административную ответственность, является справедливым и соразмерным содеянному.

Оснований для его замены на предупреждение с учетом положений ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку совершенное ООО «Фармленд-Екатеринбург+» административное правонарушение создавало существенную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО «Фармленд-Екатеринбург+» к соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, что напрямую влияет на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Само по себе включение ООО «Фармленд-Екатеринбург+» в названный Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не является основанием для безусловного применения положений ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также не усматриваю наличие исключительных обстоятельств, предусмотренных ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для снижения размера назначенного штрафа.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления судьи, не усматривается.

Оснований для отмены постановления судьи по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Алапаевского городского суда Свердловской области от 25 января 2021 года № 5-70/2021, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Фармленд-Екатеринбург+» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу законного представителя Лариной Т.Н. – без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского

областного суда Ю.А. Филиппова

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».