Дело № 3а-224/2021

Номер дела: 3а-224/2021

УИН: 78OS0000-01-2021-000956-42

Дата начала: 14.07.2021

Суд: Санкт-Петербургский городской суд

Судья: Сухарева Светлана Ивановна

:
Результат
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Кожухов Сергей Владимирович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Законодательное собрание Санкт-Петербурга
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Губернатор Санкт-Петербурга
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 14.07.2021
Передача материалов судье 15.07.2021
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление оставлено без движения 15.07.2021
Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд Административное исковое заявление принято к производству 03.08.2021
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 03.08.2021
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания 03.08.2021
Предварительное судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала вступление в дело соистцов/соответчиков 23.08.2021
Предварительное судебное заседание Отложено необходимость совершения иных процессуальных действий 27.09.2021
Предварительное судебное заседание Назначено судебное заседание 13.10.2021
Судебное заседание Вынесено решение по делу Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО 26.10.2021
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 01.11.2021
Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда о вынесении дополнительного решения 05.05.2022
Судебное заседание Вынесено решение (определение) 15.06.2022
Дело оформлено 12.12.2022
Дело передано в архив 12.12.2022
 

Решение

УИД 780S0000-01-2021-000956-42

Дело N 3а-224/2021

САНКТ-ПЕТЕБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

26 октября 2021 г. г.Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

судьи Сухаревой С.И.

при секретаре – помощнике судьи Борисовой С.А.

с участием прокурора Егоровой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <...> о признании недействующим Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» в части абзаца второго пункта 1 статьи 8-1,

УСТАНОВИЛ:

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 12 мая 2010 года принят и 31 мая 2010 года Губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 273-70). Данный закон официально опубликован 14 июня 2010 года в изданиях "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" N 21 и "Петербургский дневник" N 22.

Абзацем вторым пункта 1 статьи 8-1 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 14 февраля 2013 г. N 51-16) предусмотрено, что допущение нахождения и(или) выгул собак гражданами (владельцами либо лицами, осуществляющими выгул собак) в общественных местах без поводка, а собак, имеющих высоту в холке более сорока сантиметров, без поводка и(или) без намордника влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Административный истец <...> обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 1 статьи 8-1 Закона Санкт-Петербурга N 273-70, как не соответствующего Федеральному закону от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В обоснование заявленного иска административный истец указал, что положения абзаца второго пункта 1 статьи 8-1 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 были применены к нему постановлением административной комиссии Санкт-Петербурга №... от <дата>, он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 8-1 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Решением судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 22 мая 2020 года по делу №... вышеназванного постановление №... от <дата> отменено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, производство по делу прекращено, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 8 сентября 2020 года по делу № 7-1172/2020 решение судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 22 мая 2020 года по делу №... отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении решением судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 11 января 2021 года по делу №... постановление №... от <дата> отменено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, производство по делу прекращено, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. При этом судья в решении от 11 января 2021 года указала, что положения пункта 1 статьи 8-1 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 не были в установленном порядке признаны не действующими и не подлежащими применению.

Решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 30 марта 2021 года №... решение судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по делу №... оставлено без изменения.

    Таким образом, в отношении административного истца было применено оспариваемое положение абзаца 2 пункта 1 статьи 8-1 Закона Санкт-Петербурга N 273-70, а наличие и продолжение действия оспариваемого нормативного правового акта создает для истца риск привлечения в дальнейшем к административной ответственности за выгул собаки, имеющей высоту в холке более 40 сантиметров, без поводка и (или) намордника.

    При этом положения абзаца 2 пункта 1 статьи 8-1 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 не соответствуют федеральному законодательству, то есть нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно части 5 статьи 13 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которой определены требования к выгулу домашнего животного.

Вместе с тем, какие-либо иные требования и ограничения к выгулу домашнего животного, в том числе и запрет на нахождение при выгуле собак, имеющих высоту в холке более 40 сантиметров, без поводка и (или) намордника, названный Федеральный закон не устанавливает, в связи с чем у субъекта Российской Федерации отсутствует право самостоятельно вводить дополнительные ограничения и (или) дополнительную ответственность по вопросам, регулируемым Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (л.д.2-8 том 1, л.д.129 том 2).

Административный истец <...> и его представитель адвокат <...> действующий по ордеру от <дата>, явились в судебное заседание, административный иск с учетом уточнений поддержали.

Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга <...> действующий по доверенности от <дата>, возражал против заявленного административного иска по основаниям, изложенных в письменных возражениях (л.д. 92-94 том 1, л.д.125-127 том 2).

Представитель Губернатора Санкт-Петербурга <...> действующий по доверенности от <дата>, против удовлетворения административного иска возражал, представил письменные возражения на иск (л.д.97-102 том 2).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что административный иск подлежит частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.

Пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации закреплено, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в силу пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.

Аналогичные положения содержатся в подпункте 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Согласно разъяснениям, данным в подпункте "д" пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать, что субъекты Российской Федерации могут предусматривать санкции в законах, регламентирующих ответственность за административные правонарушения, принимаемых в пределах их компетенции, то есть по вопросам, не имеющим федерального значения и (или) не урегулированным на федеральном уровне (статьи 1.3, 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, субъект Российской Федерации вправе установить административную ответственность за нарушение тех правил и норм, которые предусмотрены нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации, путем указания в диспозиции статьи об административном правонарушении конкретных противоправных действий, исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с признаками объективной стороны административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из преамбулы Закона Санкт-Петербурга № 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", данный закон устанавливает административную ответственность за нарушение законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга, регулирует иные вопросы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральный законодатель, раскрывая в части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие административного правонарушения, использовал три признака: противоправность, виновность, совершение действий (бездействия), предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные нормы в их системном единстве свидетельствуют о том, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования. Следовательно, региональным законом административная ответственность может быть предусмотрена за нарушение требований регионального законодательства или муниципальных правовых актов путем установления в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с административным правонарушением, административная ответственность за совершение которого предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В противном случае будет нарушен гарантированный Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 19) принцип равенства всех перед законом, означающий, что любое административное правонарушение должно быть четко определено, чтобы, исходя непосредственно из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия). Иначе может иметь место противоречивая правоприменительная практика в разных муниципальных образованиях одного субъекта Российской Федерации, что приводит к ослаблению гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан от произвольного преследования и наказания (постановления Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П и от 21 января 2010 года N 1-П).

27 декабря 2018 года принят Федеральный закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 498-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона № 498-ФЗ названный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

В силу статьи 2 Федерального закона № 498-ФЗ отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.Статья 8-1 Закона Санкт-Петербурга № 273-70 включена в его главу 2 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, общественную безопасность и общественную нравственность» вышеуказанного закона. Родовым объектом правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 8-1 Закона Санкт-Петербурга № 273-70, является регулирование общественных отношений в области защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности.

Статьей 7 Федерального закона № 498-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области обращения с животными отнесено установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством РФ методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными; иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.

Следовательно, приведенный перечень полномочий не носит исчерпывающего характера, Федеральный закон № 498-ФЗ не устанавливает прямого запрета на установление субъектом РФ дополнительных ограничений к содержанию и выгулу домашних животных, в частности - собак.

В федеральном законодательстве отсутствуют нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушение правил содержания, выгула собак.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что такие нормы могли быть установлены региональным законодательством.

Проанализирован представленные административными ответчиками доказательства, суд считает о том, что порядок принятия, опубликования оспариваемой правовой нормы соблюден, полномочия органа власти административный истец не оспаривает.

Частями 1 и 4 статьи 13 Федерального закона № 498-ФЗ установлено, что при содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.

Статья 13 данного Федерального закона № 498-ФЗ устанавливает общие требования к содержанию домашних животных; частью 5 которой определено, что при выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:

1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;

2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;

3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Оспариваемой нормой Закона Санкт-Петербурга № 273-70 установлена административная ответственность за нарушение правил содержания собак, в том числе за допущение их нахождения и (или) выгул в общественных местах, без поводка, а собак, имеющих высоту в холке более сорока сантиметров, без поводка и (или) без намордника.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае абзац 2 части 1 статьи 8-1 Закона Санкт-Петербурга № 273-70 в части слов «собак, имеющих высоту в холке более сорока сантиметров, без поводка и(или) без намордника» не соответствуют требованиям формальной определенности, ясности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования, поскольку в нем не указано, за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований каких конкретно нормативных и индивидуальных правовых актов, принятых в субъекте РФ, предусмотрена такая административная ответственность.

Суд учитывает на момент возникновения спорных правоотношений, когда истец привлекался к административной ответственности и в настоящее время в Санкт-Петербурге действует решение Исполнительного комитета Ленинградского городского совета народных депутатов от 5 апреля 1982 года № 229 «Об упорядочении содержания собак в Ленинграде», приложением № 1 к которому являются Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР (далее - Правила). Это решение не было признано утратившим силу или недействительным/недействующим.

Согласно п. 3.1 указанных Правил предписывается «выводить собак из жилых помещений... в общие дворы и на улицу только на коротком поводке или в наморднике». Это в свою очередь подтверждает правомерность установления ответственности за нарушение правил выгула собак, установленную Законом Санкт-Петербурга № 272-70, но только в пределах указанного нормативного правового акта (п.3.1 Правил), а именно: на поводке или в наморднике.

Вместе с тем, в пункте 3.1 Правил, а также в каком-либо ином нормативном правовом акте, принятом субъектом Российской Федерации, не было предусмотрено правило о выгуле собак, имеющих высоту в холке более сорока сантиметров только на поводке и(или) в наморднике.

Следовательно, в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъект Российской Федерации - город федерального значения Санкт-Петербург не вправе был установить административную ответственность за нарушение, которое не предусмотрено ни одним из принятых им нормативных правовых актов в области содержания, выгула собак, имеющих высоту в холке более сорока сантиметров, что является основанием для признания не действующей оспариваемой нормы в части слов «собак, имеющих высоту в холке более сорока сантиметров, без поводка и(или) без намордника», поскольку в указанной части оспариваемое положение противоречит требованию федерального законодательства, а именно пункту 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылки представителя Губернатора Санкт-Петербурга на постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 года № 54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627-10», предусматривающее мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей, которые включают в себя, в том числе, соблюдение правил содержания и выгул домашних животных (п.9.2), не могут быть приняты во внимание в силу следующего.

Вышеприведенное постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 года № 54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627-10» признано утратившим силу с 1 сентября 2021 года в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 4"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы..."). При этом постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 4 не устанавливает правила выгула собак.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно п. 2 ст. 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст. 6 этого же закона).

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", пункта 49 части 2 статьи 26.3, пункта 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных на территории субъекта РФ, относится, в том числе, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Между тем, такое правовое регулирование не может быть произвольным и должно осуществляться в соответствии с федеральным законодательством, в пределах предоставленных полномочий и не нарушать принцип разделения вопросов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

В рассматриваемом случае право субъекта РФ установить административную ответственность за нарушение регионального закона предусмотрено, в том числе, п.1 ч. 1 ст.1.3.1 КоАП РФ. Вместе с тем, соответствующее правило по выгулу собак, имеющих высоту в холке более сорока сантиметров, на региональном уровне не было принято, что нарушает принцип установления административной ответственности за нарушение правила поведения, установленного региональным нормативным правовым актом.

Доводы представителя Губернатора Санкт-Петербурга о том, что административный истец злоупотребляет предоставленным правом, так как намерение выгуливать крупную собаку в общественных местах с угрозой для прав, законных интересов, жизни и здоровья других граждан без соблюдения должных мер предосторожности, не должно нарушать права и законные интересы других граждан, также не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств того, что обращение административного истца в суд с административным иском направлено исключительно на причинение вреда иным лицам, на создание условий для причинения такого вреда, административным ответчиком в нарушение положений ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.

Обстоятельства применения в отношении административного истца оспариваемой нормы права и возможность её применения в будущем административными ответчиками не оспариваются. Таким образом, оспариваемой нормой затрагиваются права и обязанности административного истца; как владелец собаки истец является субъектом указанных правоотношений, а несоответствие оспариваемой нормы в части требованиям федерального законодательства, вопреки доводам административных ответчиков, нарушает его права и законные интересы.

Следует также отметить, что федеральным законодательством определен перечень потенциально опасных собак (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2019 года № 974) и порядок выгула таких собак (п.6, 7 статьи 13 Федерального закона № 498-ФЗ). При этом данный перечень не рассматривает такой критерий определения потенциально опасных собак как высота животного в холке.

В остальной части положения абзаца 2 части 1 статьи 8-1 Закона Санкт-Петербурга № 273-70, предусматривающие административную ответственность за выгул собаки без поводка не противоречат положениями федерального законодательства, в том числе части 5 статьи 13 Федерального закона № 498-ФЗ, а также п.3.1 Правил, не нарушают права административного истца, и соответственно не могут быть признаны недействующими, в связи с чем в указанной части административного иска следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административные исковые требования <...> удовлетворить в части.

Признать недействующим с момента вступления в силу решения абзац второй пункта 1 статьи 8-1 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» в части слов «собак, имеющих высоту в холке более сорока сантиметров, без поводка и(или) без намордника».

Возложить на Губернатора Санкт-Петербурга обязанность опубликовать сообщение о данном решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Судья

Санкт-Петербургского городского суда      С.И.Сухарева

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».