Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дата опубликования: 18 апреля 2011 г.

Самарский областной суд

Судья Смирнова Е.И. гр. дело № 33-3041

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Шуликиной С.М.

судей Минеевой О.Г., Пискуновой М.В.

при секретаре Мучкаевой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Волжском районе Самарской области Виноградовой М.В. на решение Волжского районного суда Самарской области от 21 февраля 2011 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Третьякову В.О. к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Самарской области удовлетворить.

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Самарской области включить Третьякову В.О. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы:

- с 27.04.82 по 20.07.82 в должности инженера ОТК Второго Куйбышевскою объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации;

- с 21.07.82 по 31.12.83 в должности инженера смены цеха № 1 Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации;

- с 01.01.84 по 30.06.88 в должности старшего инженера по АХР Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации;

- с 01.07.88 по 09.07.89 в должности начальника смены авиационно-технической базы Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжскою Управления гражданской авиации;

- с 10.07.89 по 02.01.92 в должности и.о. начальника цеха № 1 Второю Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации;

- с 03.01.92 по 01.11.93 в должности инженера по техобслуживанию авиатехники ЛТК Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации;

- с 02.11.93 по 10.01.07 в должности главного инженера ТОО «Самара-Авиа», ООО «Самара-Авиа», ООО «Приволжская региональная авиакомпания»

(за исключением периодов с 21.02.83 по 25.02.83, с 04.01.88 по 30.01.88. с 14.11.89 по 16.12.89, с 03.06.96 по 18.06.96, 15.12.97, с 19.11.01 по 06.12.01 нахождения на курсах повышения квалификации; с 03.10.92 по 12.10.92, с 01.06.83 по 18.06.83 иные отвлечения)

и назначить Третьякову В.О. пенсию по старости ранее достижения возраста как лицу, непосредственно занятому полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на стоянках для самолетов и других открытых площадках аэродромов, с 10.06.10».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Минеевой О.Г., объяснения представителя ГУ-УПФ РФ Никульниковой О.В. (по доверенности), поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения Третьякова В.О. и его представителя - адвоката Кузнецовой Н.И. (по ордеру), возражавших против доводов кассационной жалобы, объяснения представителя ООО «Приволжская региональная компания» Борисоглебского А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Третьяков В.О. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ УПФ РФ в Волжском районе Самарской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости.

В заявлении указал, что 10.06.10 он обратился в Управление пенсионного фонда РФ в Волжском районе Самарской области с заявлением о назначении ему досрочной пенсии в соответствии с п. 15 ч.2 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ в Волжском районе Самарской области от 10.09.10 № № ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости. Причиной отказа послужило исключение из специального стажа периодов работы:

1. С 26.04.82 по 01.11.93, поскольку документально не подтвержден льготный характер работы. Данный период включает в себя следующие периоды работы:

- с 26.04.82 по 21.07.82 в должности инженера ОТК Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского управления гражданской авиации.

- с 21.07.82 по 31.12.83 в должности инженера смены цеха № 1 Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации;

- с 01.01.84 по 30.06.88 в должности старшего инженера по АХР Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации;

- с 01.07.88 по 09.07.89 в должности начальника смены авиационно-технической базы Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжскою Управления гражданской авиации;

- с 10.07.89 по 02.01.92 в должности и.о. начальника цеха № 1 Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации.

2. С 02.11.93 по 10.01.07, поскольку документально не подтверждена постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах по оперативном и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.

Данный период включает в себя следующие периоды работы: с 02.11.93 по 10.01.07 в должности главного инженера ТОО «Самара-Авиа», ООО «Самара-Авиа», ООО «Приволжская региональная авиакомпания»;

-с 21.02.83 по 25.02.83, с 04.01.88 по 30.01.88, с 14.11.89 по 16.12.89, с 03.06.96 по 18.06.96, 15.12.97, с 19.11.01 по 06.12.01 нахождения на курсах повышения квалификации;

- с 03.10.92 по 12.10.92, с 01.06.83 по 18.06.83 - иные отвлечения.

С данным решением Пенсионного фонда РФ в Волжском районе истец не согласился, в связи с чем обратилась в суд за защитой своих прав.

Судом было постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Волжском районе Самарской области Виноградова М.В. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п.5 Разъяснений Министерства труда РФ № 5 от 22.05.96, утвержденного Постановлением Минтруда РФ № 29 от 22.05.96, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, работ, проводимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

На основании п. 15 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, проработавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и имеющим страховой стаж в гражданской авиации не менее 25.

При установлении указанного вида стажа в соответствии с п. «з» п.1 Постановления Правительства РФ от 18.07.02 № 537 применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.91 № 459.

Согласно Списку должностей инженерно-технического состава авиации, к таким должностям отнесены: инженеры всех наименований; начальники цехов, смен. участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

В соответствии с ч.1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и пологов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.

Как видно из материалов дела, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда в Волжском районе Самарской области от 10.09.10 № № Третьякову В.О. в досрочном назначении трудовой пенсии по основаниям, предусмотренным ст. 27 п. 15 п. 2 ФЗ «О трудовых пенсиях», отказано.

Причиной отказа послужило исключение из специального стажа периодов с 26.04.82 по 01.11.93, включающий в себя: с 26.04.82 по 21.07.82 в должности инженера ОТК Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского управления гражданской авиации; с 21.07.82 по 31.12.83 в должности инженера смены цеха № 1 Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации; с 01.01.84 по 30.06.88 в должности старшего инженера по АХР Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации; с 01.07.88 по 09.07.89 в должности начальника смены авиационно-технической базы Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации; с 10.07.89 по 02.01.92 в должности и. о. начальника цеха № 1 Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации, поскольку не подтвержден пышный характер работы с 02.11.93 по 10.01.07, поскольку документально не подтверждена постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и, периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.

Согласно расчету УПФ РФ в Волжском районе подтвержден специальный стаж 4 года 8 месяцев 15 дней, а требуется 20 лет (л.д.18-20).

Согласно записям в трудовой книжке истец с 26.04.82 по 21 07.82 работал в должности инженера ОТК Второго Куйбышевскою объединенною авиаотряда Приволжского управления гражданской авиации, с 21.07.82 переведен на должность инженера смены цеха № 1, с 01.01.84 назначен на должность старшего инженера по АХР. 01.07.88 переведен на должность начальника смены авиационно-технической базы, с 10.07.89 по 02.01.92 работал в должности и.о. начальника цеха № 1 Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации, 01.11.93 истец был уволен в порядке перевода в ТОО «Самара-Авиа», в которое 02.11.93 принят на должность главного инженера. 01.09.98 ТОО «Самара-Авиа» переименовано в ООО «Самара-Авиа», 22.01.02 - в ООО «Приволжская региональная авиакомпания», а 11.01.07 истец переведен на должность ведущего инженера по техническому обслуживанию (л.д.11-15).

Как следует из справки, выданной 15.12.00 ОАО «Самарская компания авиации специального применения», Третьяков В.О. в период с 26.04.82 по 01.11.93 был непосредственно занят на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов полный рабочий день при полной рабочей неделе (л.д.16).

Справкой ООО «Поволжская Региональная Авиакомпания» от 10.06.10 подтверждается период работы истца с 02.11.93 по 10.01.07 (л.д.17).

Также в материалах дела имеются архивная справка по начислению заработной платы истцу во Втором Куйбышевском объединенном авиаотряде с апреля 1982 по ноябрь 1993г.г. (л.д.107-108), а также архивная справка, в которой указано, что в архиве хранятся приказы в отношении Третьякова В.О. за указанный период (л.д.109-111).

Из свидетельства инженера, выданного 01.02.90 председателем МКК 2-го Куйбышевского ОАО «Приволжское» следует, что инженер вправе выполнять оперативное, периодическое, сезонное и специальные виды ТО работы по хранению и буксировке самолета, замене двигателя АШ-62ИР, агрегатов планера и двигателя, запуску и опробованию двигателя АШ-62ИР работы на временных аэродромах и другие работы с правом оформления технической документации (л.д.64).

В соответствии с п.4.2.2 «Сертификационных требований к организациям по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (АТБ)», утвержденных Департаментом воздушного транспорта Минтранса России 24.11.93 № ДВ-6.1-119 в организации по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) должна быть разработана номенклатура категорий инженерно-технического персонала, необходимого для выполнения работ по техническому обслуживанию авиационной техники в соответствии с нормами и правилами руководящей, эксплуатационной и технической документации, которая также включает в себя инженеров производства (инженеры и начальники смен, мастерских, лабораторий; старшие, ведущие инженеры и начальники цехов ТО, лабораторий проверки и ремонта АТ), главные руководители организации по ТРиР (начальник или директор, его заместители).

При таких обстоятельствах суд правильно установил, что инженер, главный инженер, начальник авиационно-технической базы относятся к инженерно-техническому персоналу в качестве главных специалистов.

Согласно Наставлению по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ ГА-93), утвержденному приказом Департамента воздушного транспорта Минтранса России от 20.06.94 № ДВ-58 оперативное техническое обслуживание представляет собой систему подготовительных работ, осмотров и проверок технического состояния авиационной техники, обеспечивающих исправность, готовность и использование воздушных судов в интервалах между формами его периодического технического обслуживания.

Таким образом, оперативное и периодическое техническое обслуживание воздушных судов это система мер, направленных на безопасную эксплуатацию самолета. Замещение должностей инженера ОТК, инженера смены, старшего инженера по АХР, начальника смены АТБ, начальника цеха, инженера по техническому обслуживанию авиатехники ЛТК и главного инженера в авиационном предприятии (второй Куйбышевский объединенный авиаотряд Приволжского управления гражданской авиации) связано с оперативным и периодическим техническим обслуживанием воздушных судов.

Должности главного инженера базы в обязательном порядке предусматривают непосредственную выдачу заключений об исправности воздушных судов.

Согласно п.7.1.19. НТЭРАТ-ГА-93 руководители и специалисты, дающие заключение об исправности воздушного судна, лично участвуют в процессе производства работ, анализе причин выявленных неисправностей, осуществляют мероприятия по их предупреждению.

Согласно постановлению Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.74 N 298/П-22 (в ред. от 29.05.91) "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", не предусмотрен сокращенный день для авиационных техников всех наименований, мастеров, инженеров, начальников цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что период работы Третьякова В.О. с 26.04.82 по 01.11.93 во Втором Куйбышевском объединенном авиаотряде Приволжского Управления гражданской авиации подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Также суд правомерно указал, что период работы Третьякова В.О. в должности главного инженера ТОО «Самара-Авиа» (с последующими переименованиями в ООО «Самара-Авиа», а затем в ООО «Приволжская региональная авиакомпания») с 02.11.93 по 10.01.07 также подлежит включению в специальный стаж.

Кроме того, как видно из сохранившихся карт-нарядов вертолета Ан-70532, АН-2 68156, Третьяков В.О. выполнял их техническое обслуживание в соответствии с сертификатом, выданным 13.03.03 Приволжским ОМТУ ВТ МТ РФ. Указанные карты подтверждают тот факт, что истец занимался непосредственным обслуживанием воздушных судов. С 11.01.07 истец был переведен в том же предприятии на должность ведущего инженера по техническому обслуживанию самолетов и двигателей, которая с указанного времени включена УПФ в льготный стаж.

Суд правильно установил, что при сравнении должностных инструкций главного и ведущего инженера видно, что трудовые обязанности совпадают, а «перевод» заключался лишь в уточнении наименования должности и не повлек изменения трудовых функций. Данное факт в судебном заседании подтвердил директор ООО «Приволжская региональная авиакомпания» Борисоглебский А. А.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что, с учетом включения спорных периодов в стаж у истца на момент обращения в УПФ РФ 10.06.10 устанавливается 20 лет специального стажа, в связи с чем у него наступает право на досрочную пенсию, которая должна быть назначена с указанной даты.

С учетом всех обстоятельств дела, норм права, суд правомерно обязал ГУ - УПФ РФ в Волжском районе Самарской области включить Третьякову В.О. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанные выше периоды работы.

Судом первой инстанции все обстоятельства дела были исследованы полно и всесторонне, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно, содержащиеся в решении выводы полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Кассационная жалоба представителя ответчика не содержит каких-либо доводов, опровергающих обоснованность выводов суда, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам данной кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Волжского районного суда Самарской области от 21 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Волжском районе Самарской области Виноградовой М.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: