Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дело: 2-978/2014

Дата опубликования: 7 марта 2014 г.

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга

Дело № 2-978 19 февраля 2014 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кузьминой О.В.,

при секретаре Гаджиевой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нозик-Хайкин Д.Р. к Государственному Учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга о восстановлении выплаты пенсии на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Нозик-Хайкин Д.Р. обратилась в суд с иском к ГУ – УПФ РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга о восстановлении выплаты пенсии на территории Российской Федерации. В обоснование своих требований истец указала, что она г.р., до 30.05.1994 года проживал в Ленинграде, по адресу: <адрес> Достигнув пенсионного возраста, с 18.11.1989 года стала получать пенсию по старости. В мае 1990 года истец выехала на постоянное место жительства в государство Израиль; на момент выезда являлась гражданкой РСФСР. Истец указывает, что с момента выезда на постоянное месте жительства за пределы территории Российской Федерации им была приостановлена выплата пенсии на весь период проживания за границей. Истец родилась на территории СССР; проживала на территории СССР более 56 лет; трудовой стаж истца на территории РФ составляет более 20 лет; право на пенсионное обеспечение было заработано истцом на территории РФ; общий срок получения пенсии составляет более 1 года. Истец указывает, что 07.06.2006 года она обратилась в ГУ УПФ РФ в Красногвардейском районе СПб с заявлением о восстановлении выплаты пенсии на территории РФ. 06.07.2006 года УПФ РФ в Красногвардейском районе истцам отказано в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что до выезда в Израиль пенсия по закону РФ назначена не была, истец гражданином РФ не является. 28.08.2012 года Нозик-Хайки Д.Р. повторно обратилась в ГУ УПФ РФ в Красногвардейском районе с заявлением о восстановлении выплаты пенсии на территории РФ. 27.11.2012 года УПФ РФ в Красногвардейском районе повторно отказано истцу в восстановлении выплаты пенсии по тем основаниям, что решение УПФ РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга № 1671 от 06.07.2006 года не может быть отменено. Истец просит обязать ГУ УПФ РФ в Красногвардейском районе восстановить (возобновить) выплату пенсии с момента первоначального обращения, то есть с 07.06.2006 года, а также произвести расчет пенсии в соответствии с ч. 5 ст. 22, ст. 17 вышеуказанного закона за весь взыскиваемый период и в дальнейшем производить индексацию пенсионных выплат по методике, установленной Правительством РФ.

В судебное заседание Нозик-Хайкин Д.Р. не явилась, доверила представлять свои интересы Зарбееву Р.А., который в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщил, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя истца.

Представитель ответчика УПФ РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга Ганичева С.Н. в судебном заседание явилась, исковые требования не признала, представила суду письменные возражения на заявленные требования.

Выслушав представителя ответчика, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования заявленными обоснованно и подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.

Закон Российской Федерации N 5318-1 от 02 июля 1993 года "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации", впервые предусмотревший право на выплату пенсии лицам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 06.03.2001 года N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации".

Согласно ст. 5 Федерального закона от 06.03.01 N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации", действие закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественной полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства. При этом если выезд состоялся до 1 июля 1993 года или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, выплата государственных пенсий производится не ранее чем с 15 июня 1998 года.

Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.

Прекращение как начисления, так и выплаты трудовых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, на время их проживания за границей является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с положениями Декларации "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", Закона СССР "О государственных пенсиях", Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации", лишение Фридмана М.А. и Фридман М.И. права на получение пенсии по старости, которую они заслужили предшествующим трудом, службой, выполнением определенных значимых для общества обязанностей, является прямым нарушением Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

При этом суд руководствуется Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 18-П "По делу о проверке конституционности положений статей 2, 5, 6 Закона Российской Федерации от 02 июля 1993 года "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации", которым указанные статьи Закона признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой ими допускается лишение пенсионеров права на получение им назначенных пенсий, если они выехали на постоянное жительство за границу до 1 июля 1993 года, либо после этой даты, но не проживали непосредственно перед выездом на территории Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку истец с 1989 года получал пенсию в соответствии с Законом СССР "О государственных пенсиях", на момент выезда в Израиль являлся гражданином РСФСР, он обладает правом на возобновление выплаты пенсии в соответствии с положениями действующего пенсионного законодательства с момента обращения в Пенсионный фонд с заявлением о возобновлении выплаты пенсии на территории РФ.

Действующим пенсионным законодательством предусмотрен заявительный порядок назначения и восстановления пенсий, следовательно, в случае наличия у гражданина права на восстановление пенсии, оно может быть реализовано не ранее, чем гражданин предоставит необходимые документы.

В соответствии положениями Постановления Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 (ред. от 28.04.2010) "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской п.17. В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ N 303н, ПФ РФ N 110п от 28.04.2010)

Список недостающих для назначения пенсии документов определяется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и отмечается в расписке-уведомлении, указанной в пункте 16 настоящих Правил.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается сторонами по делу, на момент назначения пенсии по старости в 1989 году фамилия истца была Нозик; в 2006 году истец обратилась в УПФР в Центральном районе с заявлением о возобновлении выплаты пенсии на территории РФ, при этом заявление было подписано Нозик-Хайкин, при этом документов, подтверждающих, что Нозик-Хайкин Д.Р. и получатель пенсии Нозик Д.Р. являются одним лицом представлено не было.

28.08.2012.года Нозик-Хайкин Д.Р. повторно обратилась в УПФ РФ в Центральном районе СПб с заявлением о восстановлении выплаты пенсии на территории РФ, приложив выписку, согласно которой Хайкина Д.Р. изменила фамилию на Нозик-Хайкин Д.Р.; документ, удостоверяющий перемену фамилии с Нозик на Нозик-Хайкин был представлен в УПФ РФ только 19.07.2013 года.

Доказательств предоставления в Пенсионный Фонд документов, удостоверяющих личность до 19.07.2013 года суду не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу, что пенсия может быть восстановлена Нозик-Хайкин Д.Р. только с первого дня месяца следующего за обращением в УПФ в установленном порядке, то есть с 01.08.2013 года; поскольку вопрос о возобновлении выплаты пенсии на территории РФ носит заявительный характер, то до 19.07.2013 года у органов ПФ отсутствовали законные основания для возобновления выплаты Нозик-Хайкин Д.Р. пенсии на территории РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 22 данного Федерального закона выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) восстанавливается, в частности, по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), если со дня прекращения выплаты указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы.

Таким образом, исходя из заявительного порядка назначения и восстановления пенсий, установленного федеральным законодательством, пенсия заявителям не может быть восстановлена или заново назначена ранее, чем со дня, когда органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы.

Следовательно, требования Нозик-Хайкин Д.Р. в части в части назначения пенсии за прошедшее время с 07.06.2006 года не обоснованны и удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пп.2 п.3 ст.22 Закона № 173-ФЗ выплата трудовой пенсии восстанавливается в случае наступления новых обстоятельств с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено заявление о восстановлении выплаты этой пенсии.

Требования Нозик-Хайкин Д.Р. в остальной части не подлежат удовлетворению, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства и материалах дела.

Суд полагает не подлежащими удовлетворению требования Нозик-Хайкин Д.Р. об обязании УПФ по Красногвардейскому району осуществить перерасчет возобновленной пенсии за весь взыскиваемый период и в дальнейшем производить индексацию пенсионных выплат по методике установленной Правительством Российской Федерации, поскольку исходя из самой правовой природы возникших между сторонами пенсионных правоотношений, поскольку восстановление нарушенного права истцов уже само по себе влечет необходимость осуществления всех пересчетов величины пенсионного обеспечения, имевших место до момента восстановления выплаты пенсии. В силу удовлетворения требований истцов о возобновлении выплаты трудовой пенсии, право истцов на получение пенсионного обеспечения в полном объеме уже обеспечено судебной защитой. Следовательно, исковые требования о необходимости выплаты пенсии с учетом индексации по методике, установленной Правительством РФ являются тождественными требованиям о восстановлении пенсии, в силу чего, повторно обеспечены судебной защитой быть не могут.

В соответствии со ст.3 ч.1 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке установленном законодательством о гражданском производстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, судебной защите подлежат только нарушенные или оспариваемые права.

Поскольку доказательств того, что право истца на получение пенсионного обеспечения с индексацией пенсионных выплат нарушено, суду не представлено, а судебная защита ненарушенного права на будущее не допускается. Исходя из принципов состязательности и равноправия сторон, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований в данной части отказать.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч.1 ст.7 Конституции РФ, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39).

При этом для обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч.2 ст.39 Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе различных видов социальных пособий, правовых оснований назначения пенсий и установление их размеров.

Правовое регулирование отношений, связанных с основаниями возникновения и порядка реализации прав граждан на пенсионное обеспечение в настоящее время осуществляется на основании норм Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также норм Федерального закона от 06.03.2001г №21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации», которыми предусматривается, что реализация субъективного права граждан на пенсионное обеспечение ставиться в зависимость от соблюдения ими условий действующего законодательства и от выполнения возложенных на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанностей в части проверки соблюдения предусмотренных условий, необходимых для назначения пенсии.

Поскольку исходя из норм действующего законодательства обеспечение субъективного права граждан на пенсионное обеспечение осуществляется путем принятия Управлением пенсионного фонда России индивидуально-правового акта, в частности решения о назначении или возобновлении выплаты определенного вида пенсионного обеспечения, включая пенсию по старости, то есть осуществление гражданином своего права на обращение с заявлением о назначении пенсии при соблюдении предусмотренных условий, соответственно, право на получение пенсии зависит от совершения государственным органом юридически значимых действий, то спорные правоотношения, вытекающие из законодательства о пенсионном обеспечении основаны на прямом указании закона, а потому носят публично-правовой характер.

Доводы ответчика в части того, что восстановление выплаты пенсии истцу возможно только в случае его возвращения на территорию РФ; что ко дню выезда истец не получали пенсию по нормам Российского законодательства; с момента прекращения выплаты пенсии прошло более 10 лет не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства.

В соответствии с Декларацией "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", принятой 12 июня 1990 года, Россия является суверенным государством с верховенством Конституции России и Законов России на всей территории Республики; законы Союза ССР применяются в той мере, в какой они не противоречат законам Республики.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" действовал Закон СССР "О государственных пенсиях", в соответствии с которым Нозик-Хайкин Д.Р. была назначена пенсия.

Анализ пенсионного законодательства, действовавшего в СССР и Российской Федерации, свидетельствует о том, что право на получение пенсии по Закону СССР "О государственных пенсиях" обусловлено наличием тех же обстоятельств, с наступлением которых Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" связывает наличие права на получение пенсии, и в новом подтверждении не нуждается.

На основании изложенного, ст.ст. 19, 22 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга восстановить (возобновить) выплату пенсии Нозик-Хайкин Д.Р. с 01.08.2013 года.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Нозик-Хайкин Д.Р. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 19.02.2014 года.