Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дело: 33а-3413/2016

Дата опубликования: 24 июня 2016 г.

Верховный Суд Республики Коми

Судья Екимова Н.И. Дело № 33а-3413/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Белова Н.Е.,

судей Машкиной И.М., Пристром И.Г.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрев в судебном заседании 26 мая 2016 года административное дело по апелляционной жалобе Мочалова Л.Б. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 марта 2016 года, которым в удовлетворении административного иска Мочалову Л.Б. к Совету депутатов муниципального образования городского округа "Воркута" о признании незаконным и отмене решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 12.11.2015 "О назначении на должность руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута", обязании назначить конкурс на замещение должности руководителя администрации МО ГО "Воркута", отказано;

по частной жалобе Мочалова Л.Б. на определение Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 марта 2016 года, которым отказано Мочалову Л.Б. в удовлетворении ходатайств о наложении на ответчика штрафа, предусмотренного ст. ст. 122 и 123 КАС РФ, о приостановлении производства по делу, о приобщении заявлений истца в ТИК МО ГО "..." от <Дата обезличена> и прокурору г.... от <Дата обезличена>, а также копии ответа на запрос специалиста Отдела партийного учета ЦА ... от <Дата обезличена> в отношении Ж.Д.И. - члена ...; копии заявления Д.Ю.А. о прекращении членства в партии "...", о вызове в качестве свидетеля С., а также отказано в принятии заявления об увеличении исковых требований, в котором в дополнение к заявленным требованиям истец просит признать незаконными и отменить решение совета МО ГО "Воркута" от 07.10.2015 "Об утверждении протокола счетной комиссии совета МО ГО "Воркута" пятого созыва, "Об избрании главы МО ГО "Воркута" - председателя совета МО ГО "Воркута" пятого созыва Д.Ю.А..

По частной жалобе Мочалова Л.Б. на определение Воркутинского городского суда от 24 марта 2016 года, которым производство по делу по административному иску Мочалова Л.Б. к Совету депутатов муниципального образования городского округа "Воркута" о признании незаконными и отмене решения Совета МО ГО "Воркута" от 16.10.2015 "О проведении конкурса на замещении должности руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута", прекращено.

Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Мочалов Л.Б. обратился в суд с административным иском к Совету депутатов муниципального образования городского округа "Воркута" о признании незаконными и отмене решений Совета МО ГО "Воркута" от 16.10.2015 "О проведении конкурса на замещение должности руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута" и от 12.11.2015 "О назначении на должность руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута"", обязании назначить конкурс на замещение должности руководителя администрации МО ГО "Воркута". Заявленные требования мотивированы тем, что обжалуемые решения приняты незаконным составом депутатов, поскольку депутат Ю.А. был избран незаконным составом Совета МО ГО "Воркута" <Дата обезличена>; депутаты Б.А.Н., Е.Е.А., Ж.Д.И. принимавшие участие в заседаниях <Дата обезличена>, в нарушение закона на момент принятия указанных решений исполняли обязанности муниципальных служащих и депутатов представительного собрания; депутаты, за исключением Д.Ю.А.., на день назначения Гурьева И.В. руководителем администрации находились в его подчинении, что вызывает сомнения в достоверности итогов голосования.

Определением судьи от 01.03.2016 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен руководитель администрации МО ГО "Воркута" Гурьев И.В.

Судом вынесены вышеприведенные судебные постановления.

Участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного заседания путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении.

Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

В апелляционной и частной жалобах административный истец просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в порядке ст.308 КАС РФ судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что решением Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от <Дата обезличена> объявлен конкурс на замещение должности руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута", проведение которого назначено на <Дата обезличена>, а также назначены члены конкурсной комиссии, принято решение об опубликовании в газете "Заполярье" объявления о проведении конкурса, условиях конкурса, месте и времени приема документов для участия в конкурсе, установлено, что заявления и документы на участие в конкурсе на замещение должности руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута" принимаются конкурсной комиссией с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> года. К решению приложен текст объявления, подлежащего опубликованию в газете "Заполярье".

По результатам единогласного голосования конкурсной комиссией принято решение о внесении предложения в Совет МО ГО "Воркута" о допуске к участию в конкурсе на замещение должности руководителя администрации МО ГО "Воркута" следующих кандидатов: М.Л.Б. Гурьева И.В., Ж.Д.И., Ш.А.В., Ш.Д.М.. (протокол комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя администрации МО ГО "Воркута" от <Дата обезличена> № <Номер обезличен>).

Решением Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от <Дата обезличена> на должность руководителя администрации МО ГО "Воркута" назначен Гурьев И.В. Совет МО ГО "Воркута" пятого созыва состоит из 23 депутатов, из которых на заседании <Дата обезличена> присутствовало 22 депутута.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

В силу п. 5 ст. 37 указанного Федерального закона порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Согласно п. 6 ст. 37 лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.

В соответствии с Уставом МО ГО "Воркута" руководитель администрации городского округа назначается на должность Советом городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Для определения кандидатов на должность руководителя администрации городского округа Глава городского округа объявляет конкурс на замещение должности руководителя администрации городского округа в соответствии с утвержденным Советом городского округа порядком. К конкурсу допускаются граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, отвечающие квалификационным требованиям по замещаемой муниципальной должности. Порядок проведения конкурса устанавливается Советом городского округа. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии устанавливается Советом городского округа.

Совет городского округа является представительным органом городского округа. Совет городского округа представляет население городского округа и от его имени осуществляет местное самоуправление в пределах полномочий, установленных Европейской Хартией местного самоуправления, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, законами Республики Коми и настоящим Уставом.

Совет городского округа состоит из 24 депутатов, избираемых населением городского округа на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

Деятельность Совета городского округа правомочна, если в него избрано не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Полномочия Совета городского округа начинаются со дня его первого заседания и заканчиваются по истечении срока его полномочий в день первого заседания вновь избранного Совета городского округа.

Срок полномочий Совета городского округа составляет пять лет.

Организация деятельности Совета городского округа определяется Регламентом Совета городского округа и настоящим Уставом.

В силу Регламента Совета муниципального образования городского округа "Воркута" Совет муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Совет городского округа) является представительным органом местного самоуправления на территории муниципального образования городского округа "Воркута" и самостоятельно решает вопросы местного значения, отнесенные к его ведению действующим законодательством. Совет состоит из 24 депутатов, избираемых по смешанной избирательной системе: двенадцать депутатов Совета городского округа избираются по единому избирательному округу, включающему всю территорию муниципального образования, по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками кандидатов и двенадцать депутатов Совета городского округа избираются по одномандатным избирательным округам по мажоритарной избирательной системе относительного большинства сроком на пять лет.

Полномочия Совета городского округа начинаются со дня его первого заседания и заканчиваются по истечении срока его полномочий в день проведения первого заседания вновь избранного Совета городского округа.

Полномочия депутата Совета городского округа начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Совета городского округа нового созыва.

Заседание Совета городского округа правомочно, если в нем участвуют не менее 50 процентов от установленной численности депутатов Совета городского округа.

Решения Совета городского округа считаются принятыми, если за них проголосовало большинство голосов от установленного Уставом числа депутатов.

Разрешая спор в части требований о признании решения Совета МО ГО "Воркута" от 12.11.2015 "О назначении на должность руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута"", обязании назначить конкурс на замещение должности руководителя администрации МО ГО "Воркута", суд первой инстанции, проанализировав требования вышеизложенного законодательства и установив, что Мочалов Л.Б., был допущен к участию в конкурсе на замещение должности руководителя администрации МО ГО "Воркута", по результатам голосования по вопросу об избрании главы местной администрации в установленном порядке данный кандидат, представленный конкурсной комиссией, не набрал должного количества голосов для назначения на должность главы местной администрации, конкурс проведен и решение принято Советом депутатов в пределах их компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства, Устава муниципального образования, Регламента Совета МО ГО "Воркута" и нарушений прав и законных интересов административного истца не допущено оспариваемым решением органа местного самоуправления, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в указанной части. Кроме того, установив пропуск Мочаловым Л.Б. срока для обращения в суд с настоящим административным иском, суд обоснованно указал на наличие самостоятельного основания для отказа в удовлетворении административного иска.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого решения, аналогичны доводам, которые являлись предметом оценки суда первой инстанции и правомерно признаны судом не правомерными. Материалами дела подтверждается, что решение принято Советом депутатов в пределах своей компетенции с соблюдением процедуры, предусмотренной Уставом и Регламентом, правомочным составом. При этом нарушений прав и законных интересов административного истца не установлено.

Поскольку Мочалов Л.Б., также как и другие кандидаты был допущен к участию в конкурсе на замещение должности руководителя администрации МО ГО "Воркута", решения депутатов, на которые ссылается административный истец в обоснование своих требований, вопреки доводам апелляционной жалобы не повлекли нарушения его прав и законных интересов.

Согласно протоколу заседания Совета МО ГО "Воркута" от <Дата обезличена> № <Номер обезличен>, одним из вопросов повестки дня которого являлся вопрос - "О назначении на должность руководителя администрации МО ГО "Воркута"", после выступления кандидатов, по итогам голосования из 22 присутствующих на заседании Совета МО ГО "Воркута" депутатов за кандидата Мочалова Л.Б.: голосовали "за - 0", "против -19", "воздержались - 3". Кандидат Мочалов Л.Б. не набрал необходимого количества голосов. За кандидата Гурьева И.В. проголосовали 21 депутат и против 1 депутат, что составляет более половины от установленной численности депутатов Совета. Гурьев И.В. избран руководителем администрации МО ГО "Воркута".

Учитывая опубликование решения о проведении конкурса в средствах массовой информации, фактическое участие заявителя в конкурсе на замещение должности руководителя администрации, количество присутствующих на заседании Совета депутатов и данные результаты голосования, оснований для признания доводов апелляционной жалобы о нарушении процедуры назначения руководителя администрации на должность, не имеется.

Не принимаются во внимание доводы апелляционной жалобы о подчинении Гурьеву И.В. трех депутатов (Е.Е.А.,Б.А.Н., Ж.Д.И. так как опровергаются материалами дела. Как видно из материалов дела, Е.Е.А. и Б.А.Н. являлись заместителями начальника Управления образования МО ГО "Воркута", а Ж.Д.И.. находился в подчинении заместителя руководителя администрации МО ГО "Воркута" по социальным вопросам. На заседании Совета МО ГО "Воркута" пятого созыва, состоявшегося <Дата обезличена>, Е.Е.А. не присутствовала, участия в голосовании не принимала, в связи с нахождением в отпуске, что подтверждается протоколом заседания Совета МО ГО "Воркута" от <Дата обезличена> Следовательно, оснований сомневаться в достоверности итогов голосования по изложенным заявителем мотивам, у судебной коллегии не имеется.

Несостоятельной является ссылка в апелляционной жалобе на решение ... городского суда, которым на Б.А.Н. и Е.Е.А. возложены обязанности прекратить совмещение статуса депутата Совета МО ГО "Воркута" с замещением должности муниципальной службы. Как правильно указал суд первой инстанции неучастие в голосовании указанных лиц не повлияло бы на результаты голосования, так как за кандидата Гурьева И.В. проголосовало абсолютное большинство депутатов.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом процессуальных норм в части рассмотрения дела без участия административного истца не влекут отмену судебного решения. Из материалов дела следует, что административный истец был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, доказательства уважительности причин неявки не представил. Суд первой инстанции правильно указал, что представленная истцом в суд <Дата обезличена> в <Дата обезличена>. справка врача-... не содержит сведений о том, что имеющееся заболевание препятствует явке и участию административного истца в судебном заседании. В связи с этим ходатайство об отложении дела обоснованно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, нарушений прав заявителя на участие в судебном заседании не допущено.

Судебной коллегией не принимаются во внимание и доводы апелляционной жалобы о том, что срок обращения в суд не пропущен.

Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как видно из материалов дела, оспариваемое административным истцом решение Совета депутатов муниципального образования городского округа "Воркута" от <Дата обезличена> было опубликовано в газете "Заполярье" <Дата обезличена> и доведено до сведения неопределенного круга лиц. Решение "О назначении на должность руководителя администрации МО ГО "Воркута" было оглашено на заседании Совета МО ГО "Воркута" <Дата обезличена>, на котором административный истец присутствовал и узнал о предполагаемом нарушении своего права.

Вместе с тем, административное исковое заявление о признании незаконным решения Совета МО ГО "Воркута" от <Дата обезличена> года предъявлено в суд <Дата обезличена> года, то есть с пропуском установленного законом срока обращения в суд. Доказательств уважительности причин пропуска указанного срока Мочалов Л.Б. суду первой инстанции не представил. Обстоятельств, объективно препятствовавших ему своевременно обратиться за защитой нарушенного права, вопреки доводам апелляционной жалобы, не усматривается.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в иске в связи с пропуском срока обращения в суд.

Прекращая производство по делу в части заявленных требований Молчановым Л.Б. к Совету депутатов МО ГО "Воркута" о признании незаконными и отмене решения совета МО ГО "Воркута" от 16.10.2016 "О проведении конкурса на замещение должности руководителя администрации МО ГО "Воркута", суд первой инстанции руководствовался требованиями ст.194 КАС РФ и исходил из отсутствия оснований для рассмотрения их по существу.

Данные выводы суда основаны на нормах процессуального права, соответствуют фактическими обстоятельствами дела, с которыми соглашается судебная коллегия.

Как следует из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ч. 1 п. 3 ст. 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

На основании ч. 3 ст. 194 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 3 п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", судья отказывает в принятии заявления на основании статьи 248 или пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, когда в заявлении гражданина оспаривается решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, очевидно не затрагивающее их права и свободы, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки решения, действия (бездействия) в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Из административного искового заявления следует, что Мочалов Л.Б. просит в том числе признать незаконным и отменить решение Совета депутатов от 16.10.2015 "О проведении конкурса на замещении должности руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута".

Указанным решением совета депутатов МО ГО "Воркута" от 16.10.2015 объявлен конкурс на замещение должности руководителя администрации МО ГО "Воркута", а также назначены члены конкурсной комиссии, принято решение об опубликовании в газете "Заполярье" объявления о проведении конкурса, условиях конкурса, месте и времени приема документов для участия в конкурсе, период времени о принятии заявления документов. При этом из указанного решения, не усматривается, что оно содержит какое-либо властное волеизъявление, очевидно нарушающее права и свободы Мочалова Л.Б., или создает какие-либо препятствия для него к осуществлению прав и свобод, возлагает на него какую-либо обязанность.

Кроме того, как следует из текста административного иска, в нем отсутствуют указания Мочалова Л.Б. на то, какие именно его права и свободы нарушаются оспариваемым решением МО ГО "Воркута" от 16.10.2016, отсутствуют доказательства, подтверждающие такие нарушения.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к верному выводу о наличии оснований для прекращения производству по делу в данной части.

В частной жалобе на определение Воркутинского городского суда от 22.03.2016 административный истец просит отменить его, как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая Мочалову Л.Б. в приостановлении производства по делу, суд правильно исходил из отсутствия для этого оснований, предусмотренных п.4 ч.1 ст.190 КАС РФ, поскольку приведенными заявителем судебными актами постановлено прекратить совмещения статуса депутатов Совета МО ГО "Воркута" после обжалуемых административным истцом событий, и настоящее административное дело возможно рассмотреть до вступления в законную силу соответствующего решения суда.

В силу ч. 1 ст. 222 КАС РФ судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

Поскольку из заявления об увеличении исковых требований следует, что истец просил признать незаконными и отменить решение Совета депутатов от <Дата обезличена> об утверждении протокола счетной комиссии и об избрании главы МО ГО "Воркута" Д.Ю.А.., из которого нарушения прав и свобод Молчанова Л.Б. не усматривается, суд, руководствуясь вышеизложенными требованиями законодательства, правильно отказал в принятии заявления об увеличении исковых требований.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что определение Воркутинского городского суда от 22 марта 2016 года является законным и не подлежит отмене по доводам частной жалобы.

Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 3 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" от 19 июня 2012 года № 13, если при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции будет установлено, что апелляционные жалоба, представление поданы на судебное постановление, не подлежащее обжалованию в порядке апелляционного производства, то суд апелляционной инстанции на основании ч. 4 ст. 1 и п. 4 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ выносит определение об оставлении апелляционной жалобы, представления без рассмотрения по существу.

Доводы частной жалобы о том, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайств о наложении штрафа на административного ответчика, приобщении к материалам дела документов, вызове свидетеля судебная коллегия оставляет без рассмотрения, поскольку в соответствии со статьей 202 КАС РФ определение в указанной части не подлежит обжалованию, так как это не предусмотрено настоящим Кодексом и определение суда в указанной части не препятствует дальнейшему движению административного дела. Возражения в отношении определения суда в указанной части рассмотрены судебной коллегией при обсуждении доводов апелляционной жалобы на решение суда, оснований для отмены которого не имеется по выше изложенным мотивам.

Руководствуясь статьями 309,316 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда от 24 марта 2016 года и определения Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 марта 2016 и 24 марта 2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу и частные жалобы Мочалова Л.Б. - без удовлетворения; частную жалобу Мочалова Л.Б. на определение Воркутинского городского суда от 22.03.2016 об отказе в удовлетворении ходатайств о наложении штрафа на административного ответчика, приобщении к материалам дела документов, вызове свидетеля - оставить без рассмотрения по существу.

Председательствующий

Судьи