Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дело: 2-2028/2016

Дата опубликования: 20 января 2017 г.

Каширский городской суд Московской области

Дело № 2-2028/2016г. Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира Московской области

Каширский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Аладышевой С.А.,

при секретаре судебного заседания Апаровой Е.Б.,

с участием прокурора Бодяева М.В.,

представителя МАУДО « Центр дополнительного образования по городскому округу Кашира» Рышкова А.В.,

ответчика Карпачева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каширского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Карпачеву <данные изъяты> о взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

Каширский городской прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации в муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Каширский центр дополнительного образования для детей», в настоящее время - МАУДО «Центр дополнительного образования городского округа Кашира». В ходе проверки установлено, что приказом председателя Комитета по образованию администрации Каширского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Карпачев В.А. назначен на должность директора муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Каширский центр дополнительного образования для детей». Был заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ., которым установлен должностной оклад руководителя учреждения в размере 22185 рублей в месяц, а также порядок выплат стимулирующего характера. Пунктом 15 трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ с руководителем предусмотрены составляющие заработной платы: должностной оклад и выплаты стимулирующего характера. В силу п. 18 трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена возможность выплаты руководителю ежемесячной выплаты за счет бюджетных средств в размере всего до 1,5 кратного размера должностного оклада, а также ежемесячные выплаты за счет средств, полученных от платных услуг и приносящей доход деятельности – до 3-х кратного размера должностного оклада. Условия выплаты указанных стимулирующих выплат установлены постановлением администрации Каширского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Каширского муниципального района», пунктом 39 которого предусмотрено, что стимулирующие выплаты руководителям учреждений устанавливаются Комитетом по образованию с учетом мнения представительного органа работников. Аналогичный порядок выплат стимулирующего характера предусмотрен п. 3.7 Порядка стимулирующих выплат руководителям муниципальных образовательных учреждений (директорам, заместителям директоров, главным бухгалтерам) за счет бюджетных средств и средств, полученных от платных дополнительных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности, утвержденного постановлением администрации Каширского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №. В силу п. 6.48 Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Каширский центр дополнительного образования для детей», утвержденного постановлением администрации Каширского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № и действовавшего в течение <данные изъяты> года, директор учреждения не вправе получать в связи с исполнением должностных полномочий денежное и иное вознаграждение, не предусмотренное трудовым договором. С момента принятия на работу Карпачева В.А., то есть с ДД.ММ.ГГГГ, до момента увольнения ДД.ММ.ГГГГ Управлением в отношении него не издавались приказы на премирование, приказы на выплаты стимулирующего характера, как за счет бюджетных, так и за счет средств, полученных от оказания платных услуг. Вместе с тем, директором учреждения Карпачевым В.А. лично изданы приказы о выплате себе денежных средств. В связи с установленными фактами городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ материал проверки направлен в следственный отдел ОМВД России по Каширскому району в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ в отношении Карпачева В.А. возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ следователем СО ОМВД России по городскому округу Кашира вынесено постановлении о квалификации преступного деяния. Действия обвиняемого Карпачева В.А. квалифицированы по ч. 1 ст. 286 УК РФ. По завершению предварительного расследования указанное уголовное дело ДД.ММ.ГГГГ направлено в Каширский городской суд Московской области для рассмотрения по существу. ДД.ММ.ГГГГ указанное уголовное дело прекращено судом на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, в связи с актом амнистии. Присвоенные в нарушение установленного порядка Карпачевым А.В. денежные средства могли быть направлены на укрепление материальной базы учреждения, обеспечение его деятельности в сфере оказания образовательных услуг населению Каширского района Московской области, однако учредитель в лице Комитета по управлению образованием, само образовательное учреждение были лишены права на определение направления расходования данных денежных средств, которые приказами Карпачева В.А. самостоятельно направлены им на начисление себе стимулирующих выплат. Защита неопределенного круга лиц также обусловлена тем, что требования бюджетного законодательства, законодательства о противодействии коррупции должны реализовываться в интересах всех жителей соответствующей территории, причинение ущерба автономному учреждению влечет негативные последствия для реализации им образовательных услуг, необходимости дополнительного финансирования деятельности из средств местного бюджета. В обоснование иска ссылается на положения ст.ст. 1064, 1102, 1104 ГК РФ, Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «Об образовании». Просит взыскать с ответчика в пользу МАУДО «Центр дополнительного образования по городскому округу Кашира» денежные средства в сумме 126367 рублей в связи с неосновательным приобретением им данных средств путем совершения противозаконных действий ( л.д.4-10).

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования и доводы, изложенные в иске в полном объеме.

Представитель МАУДО « Центр дополнительного образования по городскому округу Кашира» поддержал исковые требования, заявленные прокурором. При этом пояснил, что в настоящее время все стимулирующие выплаты производятся по приказу Управления образования.

Ответчик Карпачев В.А. исковые требования прокурора не признал и пояснил, что ранее прокурором был заявлен иск в интересах неопределенного круга лиц о взыскании с него полученных якобы, незаконных дополнительных выплат. Судом данные требования оставлены без рассмотрения. МАУДО «Центр дополнительного образования Каширского муниципального района» в соответствии с действующим законодательством РФ об автономных учреждениях, получив муниципальное задание на ДД.ММ.ГГГГ, заключил соглашение на выполнение муниципального задания и в соответствии со ст. 62 Бюджетного кодекса РФ, получал субсидии из бюджета на развитие и содержание учебной базы учреждения, на оплату труда работников учреждения, в том числе и на оплату труда директора учреждения. После получения муниципального задания на ДД.ММ.ГГГГ, утверждался и согласовывался Наблюдательным советом план финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Наблюдательный совет создается руководителем администрации района и в него не входят работники учреждения и руководитель данного учреждения. В соответствии с действующим законодательством в плане финансово-хозяйственной деятельности расписываются все доходы и расходы постатейно. План ФХД направлялся в финансовое управление района для контроля и финансирования всех денежных расходов, включая оплату труда работников учреждения. Все доходы учреждения, включая доходы от оказания платных образовательных услуг, поступали напрямую на лицевые счета финансового управления района, т.к. МАУДО «Центр дополнительного образования Каширского муниципального района», не имеет самостоятельных счетов в банках. Финансовое управление района, вело финансирование всех расходов учреждения в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, только по статьям плана ФХД в разрезе кодов бюджетной классификации и кодов цели. Тем самым, на оплату труда директору невозможно направить дополнительные денежные средства из фонда содержания и развития предприятия, для обучения неопределенного круга лиц, т.е. не может быть нанесен какой-либо ущерб неопределенному кругу лиц, значительному количеству физических лиц, учредителю, Управлению образования района, а также самому учреждению. Конкретный размер тарифной ставки или должностного оклада указывается непосредственно в трудовом договоре. Что касается доплат, надбавок и поощрительных выплат, полагающихся работнику, то они могут быть прямо указаны в трудовом договоре либо в нем может быть сделана отсылка к соответствующему локальному нормативному акту или коллективному договору, предусматривающим основания и условия их выплаты. В последнем случае работник должен быть ознакомлен с содержанием локальных нормативных актов и коллективным договором под роспись. Он при приеме на работу и в дальнейшем не был ознакомлен под роспись с какими-то либо локальными актами, касающихся его оплаты и положением об оплате труда руководителей учреждения. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ говорит лишь о том, что стимулирующие выплаты в соответствии с данным постановлением, руководителям учреждений устанавливает Комитет по образованию, который установил эти выплаты, заключив с ним трудовой договор, где не прописаны какие-либо отдельные условия, а указан предельный размер. В пункте 19 трудового договора определены ежемесячные выплаты за счет средств, полученных от хозяйственной деятельности учреждения и установлен предел этих выплат. Дополнительным соглашением к трудовому договору была изменена редакция всего раздела по условиям оплаты и в этом разделе не отражены ни локальные акты, ни какие-либо особые условия получения ежемесячных выплат и также установлен предельный размер установленных выплат. Приказов о лишении его премий и надбавок не было, вследствие чего он имел право закрыть себе дополнительно к окладу за 14 месяцев работы сумму в размере до 931770 рублей за счет заработанных предприятием средств и за счет средств бюджета еще до 465 885рублей. Просит в иске отказать (письменные пояснения на л.д.100-103)

3-е лицо – администрация городского округа Кашира Московской области в судебное заседание не явилось, будучи извещенным, что подтверждается подписью представителя на судебном извещении ( л.д.179)

3-е лицо – контрольно-счетная палата в судебное заседание не явилось. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещено (л.д.181). От него поступили письменные пояснения, согласно которых она поддерживает иск прокурора в полном объеме. Трудовой договор с Карпачевым В.А. содержал норму Трудового кодекса РФ об установлении особенностей регулирования труда руководителей организаций. Трудовой договор с Карпачевым В.А. не содержит иных выплат, кроме установленного оклада и выплат стимулирующего характера. Доплаты трудовым договором не предусматривались. В нарушение ст. 274 Трудового кодекса РФ, трудового договора, Положений об оплате труда учреждения, Карпачеву В.А. за счет средств, полученных от платных дополнительных образовательных услуг, начислялись и выплачивались доплаты, не установленные учредителем, на основании приказов по учреждению. Основной вид деятельности

учреждения – реализация образовательных программ, программ профессиональной подготовки, как по основным, так и по дополнительным образовательным программам через оказание услуг неограниченному кругу лиц. Средства полученные от оказания платных услуг в соответствии с положением об оказании платных дополнительных образовательных услуг муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования для детей от ДД.ММ.ГГГГ., направляются на текущие нужды учреждения и на развитие материально-технической базы учреждения, в том числе и на оказание образовательных услуг. Фактически указанные средства отвлекались на текущие нужды учреждения в виде заработной платы отдельным лицам, в том числе руководителю учреждения Карпачеву В.А., а не развитие материально-технической базы учреждения, в связи с чем учреждением ухудшалось качество оказываемых населению услуг (письменные пояснения на л.д. 118-121)

3-е лицо - Управление образования администрации городского округа Кашира в судебное заседание не явилось. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещено, что подтверждается телефонограммой ( л.д.182). В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель 3-го лица пояснила, что иск прокурора поддерживает. Ответчик был принят на работу директором МАОУДОД « КЦДО» и с ним был заключен трудовой договор, в котором был указан должностной оклад и выплаты стимулирующего характера. В соответствии с Порядком оценки эффективности деятельности муниципальных образовательных учреждений Каширского муниципального района основанием для выплат стимулирующего характера является оценка деятельности руководителя образовательного учреждения по установленным критериям и показаниям качества результатов данного учреждения. В пункте 3 Порядка указано, что выплаты премий руководителю образовательного учреждения осуществляется на основании приказа Управления образования. За период работы ответчика, он не обращался в Комитет образования с заявлениями о производстве выплат стимулирующего характера. Также за данный период Комитетом образования не назначались Карпачеву В.А. выплаты стимулирующего характера.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд находит у исковые требования подлежащими удовлетворению.

Решением Совета депутатов Каширского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. № администрация Каширского муниципального района переименована в администрацию городского округа Кашира

Приказом Комитета по образованию администрации Каширского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. №к подтверждается, что Карпачев В.А. назначен на должность директора муниципального автономного образовательного учреждения дополнительн6ого образования детей « Каширский центр дополнительного образования для детей» ( л.д.11).

ДД.ММ.ГГГГ между Управлением образования администрации Каширского муниципального района Московской области ( работодатель) и Карпачевым В.А. (руководитель), назначенным на должность директора муниципального автономного образовательного учреждения дополнительн6ого образования детей « Каширский центр дополнительного образования для детей» заключен трудовой договор № на неопределенный срок по основной работе ( л.д.12-18).

Разделом 5 трудового договора установлена оплата труда руководителя и другие выплаты, осуществляемые в рамках трудовых отношений.

Согласно п.15 трудового договора заработная плата руководителя состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера.

В качестве поощрения руководителю устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: ежемесячные выплаты за счет бюджетных средств (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ. № с дополнениями и изменениями) до 1,5-кратного размера должностного оклада, в т.ч. 100% от должностного оклада; ежемесячные выплаты за счет средств, полученных от платных услуг и приносящей доход деятельности ( постановление от ДД.ММ.ГГГГ. №-пг с дополнениями и изменениями) до 3-х кратного размера должностного оклада ( п.18 трудового договора).

ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение № к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому изменена редакция раздела 4 « Условия оплаты труда». Ежемесячная оплата труда состоит из: должностного оклада, выплат стимулирующего характера за счет бюджетных средств в месяц, в том числе премиальные выплаты по результатам труда за месяц до 1,5-кратного размера должностного оклада, в т.ч. 100% от должностного оклада; выплаты стимулирующего характера за счет средств, полученных от платных услуг и приносящей доход деятельности до 3-х кратного размера должностного оклада ( л.д.19).

Приказом директора МАОУ ДО «Каширский центр дополнительного образования для детей» Карпачевым В.А. от ДД.ММ.ГГГГ. № произведены выплаты сотрудникам учреждения в ДД.ММ.ГГГГ. от дохода учреждения по месячным итогам, в том числе и Карпачеву В.А. в размере 8000рублей ( л.д.20)

Приказом директора МАОУ ДО « Каширский центр дополнительного образования для детей» Карпачевым В.А. от ДД.ММ.ГГГГ № произведены выплаты сотрудникам учреждения по организации и оказанию платных услуг, в том числе и Карпачеву В.А. в размере 8000рублей, 4000 рублей, 5000рублей ( ( л.д.21-22)

Приказом директора МАОУ ДО « Каширский центр дополнительного образования для детей» Карпачевым В.А. от ДД.ММ.ГГГГ. № произведены выплаты сотрудникам учреждения по организации и оказанию платных услуг, в том числе и Карпачеву В.А. в размере 10 000рублей ( л.д.23)

Приказом директора МАОУ ДО « Каширский центр дополнительного образования для детей» Карпачевым В.А. от ДД.ММ.ГГГГ. №-к произведены выплаты сотрудникам учреждения по организации и оказанию платных услуг, в том числе и Карпачеву В.А. в размере 21 000рублей ( л.д.24)

Приказом директора МАОУ ДО « Каширский центр дополнительного образования для детей» Карпачевым В.А. от ДД.ММ.ГГГГ. № произведены выплаты сотрудникам учреждения по организации и оказанию платных услуг, в том числе и Карпачеву В.А. в размере 6 000рублей, 7000 рублей ( л.д.25-26)

Приказом директора МАОУ ДО « Каширский центр дополнительного образования для детей» Карпачевым В.А. от ДД.ММ.ГГГГ. № произведены выплаты сотрудникам учреждения по организации и оказанию платных услуг, в том числе и Карпачеву В.А. в размере 12 000рублей ( л.д.27)

Приказом директора МАОУ ДО « Каширский центр дополнительного образования для детей» Карпачевым В.А. от ДД.ММ.ГГГГ. № произведены выплаты сотрудникам учреждения по организации и оказанию платных услуг, в том числе и Карпачеву В.А. в размере 6 000рублей ( л.д.28)

Приказом директора МАОУ ДО « Каширский центр дополнительного образования для детей» Карпачевым В.А. от ДД.ММ.ГГГГ. № произведены выплаты сотрудникам учреждения по организации и оказанию платных услуг, в том числе и Карпачеву В.А. в размере 7 000рублей ( л.д.29)

Приказом директора МАОУ ДО « Каширский центр дополнительного образования для детей» Карпачевым В.А. от ДД.ММ.ГГГГ. № произведены выплаты сотрудникам учреждения по организации и оказанию платных услуг, в том числе и Карпачеву В.А. в размере 2500рублей и 2000рублей ( л.д.30)

Приказом директора МАОУ ДО « Каширский центр дополнительного образования для детей» Карпачевым В.А. от ДД.ММ.ГГГГ. № произведены выплаты сотрудникам учреждения по организации и оказанию платных услуг, в том числе и Карпачеву В.А. в размере 17 000рублей ( л.д.31)

Приказом директора МАОУ ДО « Каширский центр дополнительного образования для детей» Карпачевым В.А. от ДД.ММ.ГГГГ. № произведены выплаты сотрудникам учреждения по организации и оказанию платных услуг, в том числе и Карпачеву В.А. в размере 4 000рублей ( л.д.32)

Приказом директора МАОУ ДО « Каширский центр дополнительного образования для детей» Карпачевым В.А. от ДД.ММ.ГГГГ. № произведены выплаты сотрудникам учреждения по организации и оказанию платных услуг, в том числе и Карпачеву В.А. в размере 7 000рублей ( л.д.27)

Приказом директора МАОУ ДО «Каширский центр дополнительного образования для детей» Карпачевым В.А. от ДД.ММ.ГГГГ. № произведены выплаты сотрудникам учреждения по организации и оказанию платных услуг, в том числе и Карпачеву В.А. в размере 18 750рублей ( л.д.34).

Из Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей « Каширский центр дополнительного образования для детей», утвержденного постановлением администрации Каширского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. №, установлено, что учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Каширский муниципальный район» Московской области ( п.1.6) ( л.д.76-99).

Согласно п.1.7 Устава учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения деятельности по реализации дополнительных образовательных программ.

Доходы Учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Уставом ( п.1.14).

В силу п. 6.48 Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Каширский центр дополнительного образования для детей», утвержденного постановлением администрации Каширского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № и действовавшего в течение <данные изъяты> года, директор учреждения не вправе получать в связи с исполнением должностных полномочий денежное и иное вознаграждение, не предусмотренное трудовым договором.

Постановлением администрации Каширского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № в Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Каширского муниципального района, утвержденное постановлением администрации Каширского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. №Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Каширского муниципального района», внесены изменения и Приложение № № Ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников учреждений считать вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ. в части заработной платы (должностных окладов) педагогических работников образовательных учреждений ( л.д.122-125)

Управлением образования администрации Каширского муниципального района Московской области ДД.ММ.ГГГГ. был издан приказ № «Об утверждении порядка оценки эффективности деятельности муниципальных образовательных учреждений Каширского муниципального района»(л.д.135-144)

План финансово-хозяйственной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ муниципального автономного образовательного учреждения МАОУДОД « Каширский центр дополнительного образования для детей» был утвержден директором МАОУДОД « КЦДО» Карпачевым В.А. ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.147-153).

Согласно статье 274 Трудового кодекса РФ права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Условия выплаты указанных в трудовом договоре стимулирующих выплат установлены постановлением администрации Каширского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Каширского муниципального района», пунктом 39 которого предусмотрено, что стимулирующие выплаты руководителям учреждений устанавливаются Комитетом по образованию с учетом мнения представительного органа работников.

На период руководства Карпачева В.А. МАОУДОД «КЦДО» данное постановление являлось действующим.

Аналогичный порядок выплат стимулирующего характера предусмотрен п. 3.7 Порядка стимулирующих выплат руководителям муниципальных образовательных учреждений (директорам, заместителям директоров, главным бухгалтерам) за счет бюджетных средств и средств, полученных от платных дополнительных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности, утвержденного постановлением администрации Каширского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

С момента принятия на работу Карпачева В.А., то есть с ДД.ММ.ГГГГ, до момента увольнения ДД.ММ.ГГГГ Управлением в отношении него не издавались приказы на премирование, приказы на выплаты стимулирующего характера, как за счет бюджетных, так и за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

Вместе с тем, директором учреждения Карпачевым В.А. лично изданы приказы о выплате себе денежных средств.

Материалы проверки в отношении бывшего директора МАОУ ДО «Каширский центр дополнительного образования для детей» Карпачева В.А. Каширским городским прокурором были направлены в СО ОМВД России по Каширскому району ( л.д.36-38, материалы уголовного дела №).

По факту хищения вверенного имущества, путем присвоения денежных средств в отношении Карпачева В.А. ДД.ММ.ГГГГ. было возбуждено уголовное дело ( л.д.35, материалы уголовного дела №)

В период расследования была проведена судебная бухгалтерская экспертиза, согласно заключению которой, Карпачеву В.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. начислено 575366руб. 63 коп., в том числе за платные образовательные услуги в соответствии с приказами № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ. – 145250 рублей, выплачено всего 510599руб. 61 коп., в том числе за платные образовательные услуги в соответствии с указанными приказами – 126 3678 руб. (л.д.57-62, материалы уголовного дела №)

По результатам проведенного расследования Карпачеву В.А. было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 286 УК РФ ( материалы уголовного дела №)

Постановлением Каширского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело по обвинению Карпачева <данные изъяты> в совершении преступления, предусмотрен­ного ст. 286 ч. 1 УК РФ, прекращено в связи с актом об амнистии на основании ст. 27 ч. 1 п. 3 УПК РФ и пункта 6 и подпункта 9 пункта 1 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24.04.2015 года № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» ( л.д. 63-75, материалы уголовного дела №).

В силу норм уголовно- процессуального законодательства прекращение уголовного дела и освобождение лица от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, к которым, в том числе, относится и применение к подозреваемому (обвиняемому) акта об амнистии, не освобождает виновного от обязательств по возмещению причиненного ущерба и не исключает защиту потерпевшим своих прав в порядке гражданского судопроизводства.

Решение о прекращении уголовного дела вследствие акта об амнистии предполагает основанную на материалах расследования констатацию того, что лицо совершило деяние, содержащее все признаки состава преступления. Именно поэтому прекращение уголовного преследования вследствие акта об амнистии не допускается, если обвиняемый против этого возражает, в таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

Ответчик Карпачев В.А. закрытом судебном заседании в ходе предварительного слушания дал свое согласие на применение акта об амнистии и был предупрежден о том, что данное обстоятельство не является реабилитирующим.

Имея право на судебную защиту и публичное состязательное разбирательство дела, Карпачев В.А. сознательно отказался от доказывания незаконности уголовного преследования в отношении него и связанных с этим негативных для него правовых последствий, в том числе в виде необходимости возмещения причиненного материального ущерба.

В соответствии с ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 1104 Гражданского кодекса РФ имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.

На основании ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Оценив представленные доказательства, суд считает, что Карпачевым В.А. в нарушение указанных выше положений и установленного порядка получения стимулирующих выплат, незаконно, без согласования с Комитетом по образованию городского округа Кашира, издавал приказы о своем премировании, вследствие чего им незаконно были начислены и получены денежные средства в размере 126367 рублей.

Доводы ответчика о том, что он на законных основаниях получал денежные средства, полученные от оказания платных услуг, а также, что прокурор не имеет право обращаться с указанными исковыми требованиями, суд находит несостоятельными.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочием на создание муниципальных учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

В целях реализации полномочий в сфере организации предоставления населению городского округа Кашира Московской области дополнительного образования детей и был создан Центр дополнительного образования, уставными целями которого определено предоставление дополнительного образования и организация профессиональной подготовки детей и взрослых, удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, формирования и развития творческих способностей детей.

В силу пп. 1, 2, 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах признания приоритетности образования; обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; обеспечения права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Согласно ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

В соответствии с Уставом Центр дополнительного образования городского округа Кашира вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его Уставом, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям.

Основным видом деятельности МАУДО «Центр дополнительного образования городского округа Кашира» является реализация образовательных программ, программ профессиональной подготовки, как по основным, так и дополнительным образовательным программам, то есть оказание услуг неограниченному кругу заинтересованных лиц.

В соответствии с п. 6.1 Положения об оказании платных дополнительных образовательных услуг указанным учреждением от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость оказываемых учреждением платных дополнительных образовательных услуг устанавливается на основании расчета с учетом наличия спроса на каждый вид услуги. Средства используются на выплату заработной платы и развитие материально-технической базы учреждения, в том числе для оказания образовательных услуг.

Полученные Карпачевым А.В. неправомерно денежные средства могли быть направлены на укрепление материальной базы учреждения, обеспечение его деятельности в сфере оказания образовательных услуг населению городского округа Кашира Московской области, однако учредитель в лице Комитета по управлению образованием, само образовательное учреждение были лишены права на определение направления расходования данных денежных средств, которые приказами Карпачева В.А. самостоятельно направлены им на начисление себе стимулирующих выплат.

Защита неопределенного круга лиц также обусловлена тем, что требования бюджетного законодательства, законодательства о противодействии коррупции должны реализовываться в интересах всех жителей соответствующей территории, причинение ущерба автономному учреждению влечет негативные последствия для реализации им образовательных услуг, необходимости дополнительного финансирования деятельности из средств местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Взыскать с Карпачева <данные изъяты> в пользу муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования по городскому округу Кашира» денежные средства в размере 126 367 (сто двадцать шесть тысяч триста шестьдесят семь) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГг.

Федеральный судья С.А. Аладышева