Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дело: 7A-92/2017

Дата опубликования: 20 апреля 2017 г.

Калининградский областной суд

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Смирнова И.В. Дело № 7А-92/2017

РЕШЕНИЕ

30 марта 2017 г. г. Калининград

Судья Калининградского областного суда

Зеленский А.М.

при секретаре Зининой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе АО «Янтарьэнерго» на решение судьи Правдинского районного суда Калининградской области от 26 января 2017 года, которым постановление заместителя начальника отдела фитосанитарного и земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калининградской области А. № от 03 октября 2016 года в отношении АО «Янтарьэнерго» оставлено без изменения, жалоба АО «Янтарьэнерго» - без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителей должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правоанрушении – Карпуша В.А., Шубиной Н.И., возражавших против доводов, изложенных в жалобе, исследовав материалы дела,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела фитосанитарного и земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калининградской области А. (после брака Б.) О.В. № от 03 октября 2016 года АО «Янтарьэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Ко АИ РФ, предусматривающего административную ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

В своей жалобе АО «Янтарьэнерго» оспаривает постановление по делу об административном правонарушении, считая, что оно подлежит отмене, поскольку данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, невыполнение АО «Янтарьэнерго» установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв на земельном участке сельскохозяйственного назначения были выявлены Россельхознадзором при выездной плановой проверке администрации МО «Правдинский район», результаты которой не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований, т.к. проверка проведена с грубым нарушением норм, установленных Федеральным законом №294-ФЗ, а именно: АО «Янтарьэнерго» не было уведомлено о проведении этой проверки в отношении администрации Правдинского района. Использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в т.ч. доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ не допускается, в связи с чем, доказательства наличия события административного правонарушения, полученные Россельхознадзором с нарушением Закона №294-ФЗ не могут быть использованы, это влечет недоказанность наличия события административного правонарушения с силу п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ и является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.

Рассмотрев жалобу, судья вынесла изложенное выше решение.

В жалобе на указанное решение АО «Янтарьэнерго» просит его отменить, ссылаясь на те же доводы.

Проверив законность и обоснованность вынесенного судьей решения, суд находит его подлежащим отмене.

Из материалов дела следует, что Приказом руководителя Управления Россельхознадзора по Калининградской области от 20.06.2016 года № назначена плановая выездная проверка администрации МО «Правдинский городской округ» в срок с 18.07.2016г. по 12.08.2016г., обязывающая, в т.ч. согласно п.п. 9.2, 11 Приказа проведение обследовательских мероприятий, изучение договоров аренды земель сельскохозяйственного назначения, по которым МО «Правдинский городской округ» выступает в качестве арендодателя.

27 июля 2016 года специалистом Россельхознадзора, уполномоченным данным Приказом на проведение проверки, осуществлено обследование земель сельскохозяйственного назначения на территории МО «Правдинский городской округ», и установлено, что в т.ч. земельный участок с к.н. 39:11:030402:2 зарастает многолетней сорной растительностью (пижма, золотарник, морковь дикая, полынь обыкновенная, тысячелистник).

В акте проверки № от 27.07.2016г. указано, что отдельными землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков не проводятся мероприятия по сохранению и воспроизводству плодородия почв, а именно не проводятся мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью, в частности в п.7 указано, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с к.н. 39:11:030402:2 площадью 4,6585га, расположенный вблизи пос. Курортное Правдинского района Калининградской области, зарастает многолетней сорной растительностью, для установления собственников, землепользователей, арендаторов таких земельных участков сделан запрос в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии по Калининградской области.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу статей 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными, в том числе на осуществление государственного контроля (надзора), права и обязанности указанных лиц при осуществлении соответствующего контроля (надзора) урегулированы Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ).

В соответствии со статьей 9 Закона № 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Частью 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Согласно части 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, уведомляется органом государственного контроля (надзора) не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ установлено, что доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований не могут являться результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.

Согласно пункту 1 части 2 указанной статьи к числу грубых нарушений относится нарушение требований, предусмотренных частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 названного Федерального закона, которой предусмотрена обязанность уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Из материалов дела видно, что Управлением Россельхознадзора по Калининградской области фактически проведена проверка в отношении другого юридического лица – АО «Янтарьэнерго» Предметом проверки администрации МО «Правдинский городской округ» могло быть правильность составления документов о передаче в аренду земельных участков. Между тем органом Россельхознадзора проверено фактическое содержание земельного участка сельскохозяйственного назначения, ответственность за которое несет арендатор, а не администрация муниципального образования. АО «Янтарьэнерго», в отношении которого фактически проведена проверка, о её проведении не уведомлялось, приказ о проведении проверки юридического лица не издавался, то есть проверка проведена с грубым нарушением Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В качестве доказательства совершения АО «Янтарьэнерго» предъявлен акт проверки в отношении другого юридического лица, что противоречит перечисленным выше нормам.

Таким образом, судом использованы недопустимые доказательства для установления вины АО «Янтарьэнерго» в совершении административного правонарушения. Сбор доказательств совершения АО «Янтарьэнерго» административного правонарушения в порядке, установленном КоАП РФ, не осуществлялся. Представленные доказательства вины АО «Янтарьэнерго» в совершении правонарушения получены с нарушением требований закона.

Состоявшиеся по делу постановления на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Янтарьэнерго» прекращению.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

решение судьи Правдинского районного суда Калининградской области от 26 января 2017 г., постановление заместителя начальника отдела фитосанитарного и земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калининградской области А. № от 03 октября 2016 года в отношении АО «Янтарьэнерго» отменить, производство по делу прекратить.

Судья

Калининградского областного суда Зеленский А.М.