Дело № 2-2812/2018

Номер дела: 2-2812/2018

Дата начала: 06.08.2018

Суд: Анапский городской суд Краснодарского края

Судья: Михин Борис Александрович

:
Результат
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ ФКУ Единый расчетный центр МО РФ
ОТВЕТЧИК Суликошвили А. А.
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Войсковая часть №54912
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству 06.08.2018
Передача материалов судье 06.08.2018
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 06.08.2018
Судебное заседание Вынесено заочное решение по делу 20.08.2018
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 20.08.2018
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 24.08.2018
 

Решение

2-2812 /2018

РЕШЕНИЕ

( заочное )

Именем Российской Федерации

( не вступило в законную силу)

20 августа 2018 года    Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего                          Михина Б.А.

при секретаре                   Кейян К.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения « Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации « к Суликошвили А. А. о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств,

у с т а н о в и л:

Федеральное казенное учреждение « Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации « обратилось в суд с иском к Суликошвили А. А. о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств.

В обоснование своих требований истец указал, что подполковник Суликошвили А. А., в период до 31 мая 2017 года проходил военную службу в войсковой части 54912. По их сведениям после исключения ответчика из списков личного состава воинской части его личное дело направлено в военный комиссариат г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.

За период с января 2013 года по ноябрь 2013 года со счета Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» ответчику перечислены денежные средства в размере 44 022,00 руб. (50 600,00 руб. - 13%НДФЛ) в качестве ежемесячной надбавки за классную квалификацию (квалификационную категорию) в размере 20 % оклада по воинской должности. Произведенная выплата подтверждаются расчетными листами за указанный период, а так же заявками на кассовый расход и реестрами на зачисление денежных средств. Из них ответчику по закону не полагается 43 222,00 рублей (49 680.00 рублей - 13% НДФЛ) Задолженность образована после внесения кадровыми органами в СПО «Алушта» (программа расчета денежного довольствия военнослужащих) сведений об установлении ответчику ежемесячной надбавки за классную квалификацию (квалификационную категорию) в период с 1 января по 24 ноября 2013 года ответчику не полагалась. Выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Закон о денежном довольствии) и Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 № 2700 (далее - Порядок). В соответствии с п. 43 Порядка военнослужащим, которым в установленном порядке присвоена классная квалификация (квалификационная категория), выплачивается ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию) за первый класс (квалификационную категорию) в размере 20 процентов к окладу по воинской должности. Данная надбавка выплачивается со дня присвоения (подтверждения) военнослужащим классной квалификации (квалификационной категории), оформленного приказом соответствующего командира (начальника), и по день окончания срока, на который присвоена (подтверждена) классная квалификация (квалификационная категория) (п. 16 Порядка). Военнослужащим, у которых изменяется (снижается) классная квалификация (квалификационная категория) ранее срока, на который она была присвоена (подтверждена), надбавка в новых размерах выплачивается со дня изменения (снижения) классной квалификации (квалификационной категории), оформленного приказом соответствующего командира (начальника). Поскольку приказом командира воинской части ответчику надбавка за классную квалификацию установлена в период с 1 января по 24 ноября 2013 года не устанавливалась, а денежное довольствие за спорный период выплачено в большем размере, то денежные средства в размере 43 222,00 рублей выплачены излишне и по закону ему не полагаются. Кроме того, согласно п. 97 и п. 106 Порядка ежемесячной надбавки за классную квалификацию (квалификационную категорию) входит в состав денежного довольствия, на которое начисляются районный коэффициент и северная надбавка, установленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях», в связи с чем, при изменении ее размера районный коэффициент и северная надбавка также подлежат перерасчету. В спорный период ответчику установлены районный коэффициент в размере 20% денежного довольствия и северная надбавка в размере 50% денежного довольствия. Излишняя выплата надбавки за классную квалификацию повлияла на образование переплаты денежных средств в качестве районного коэффициента и северной надбавки. Расчет излишне выплаченных районного коэффициента и северной надбавки: 49 680,00 рублей * 20% + 49 680,00 * 50% - 13%НДФЛ = 30 255 рублей. В сумме ответчику излишне выплачены денежные средства в размере 43 222,00 рублей + 30 255,00 рублей = 73 477,00 рублей. При удержании налога из денежного довольствия за июль 2013 года в соответствии с ч. 4 Налогового кодекса Российской Федерации («сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляется до полного рубля») ответчику было перечислено денежное довольствие на 0,01 рублей больше положенного денежного довольствия за указанный период. Эта сумма является суммой недоудержанного налога. Выплата денежных средств в размере 0,01 рублей ответчику не полагалась. На основании вышеизложенного денежные средства в размере 64 838,59 рублей (73 477,00 рублей+0,01 рублей) излишне выплачены ответчику и подлежат возврату в федеральный бюджет.

26 февраля 2016 года ответчиком подан рапорт об удержании из его денежного довольствия денежных средств в счет погашения имеющейся задолженности (копия рапорта прилагается). В период с марта 2016 года по май 2017 года из денежного довольствия Суликошвили А.А. удержаны денежные средства в сумме 14 790 рублей. Поскольку ответчик в мае 2017 года уволен с военной службы и исключен из списков личного состава, выплата денежного довольствия с указанного периода не производится, в связи с чем ФКУ «ЕРЦ МО РФ» лишено возможности произвести удержание денежных средств до полного погашения задолженности.

По состоянию на дату предъявления исковых требований задолженность ответчика составляет 58 687,01 рублей.

Ссылаясь на приведенное истец просил:

Взыскать с Суликошвили А.А. излишне выплаченные денежные средства в сумме 58 687,01 руб. в пользу Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации».

Представитель истца в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление, в котором указала, что требования поддерживает, дело просит рассмотреть в ее отсутствие.

Ответчик, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, путем направления заказной корреспонденции, заказную корреспонденцию получать отказался, ( распечатка сайта Почта России )при таких обстоятельствах, суд полагает, что его неявка вызвана неуважительными причинами и находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие, в порядке заочного производства.

Проверив материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

    Из материалов дела следует, что подполковник Суликошвили А. А., в период до 31 мая 2017 года проходил военную службу в войсковой части 54912. Затем ответчик из списков личного состава воинской части был исключен, его личное дело направлено в военный комиссариат г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края За период с января 2013 года по ноябрь 2013 года со счета Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» ответчику перечислены денежные средства в размере 44 022,00 руб. (50 600,00 руб. - 13%НДФЛ) в качестве ежемесячной надбавки за классную квалификацию (квалификационную категорию) в размере 20 % оклада по воинской должности. Произведенная выплата подтверждаются расчетными листами за указанный период, а так же заявками на кассовый расход и реестрами на зачисление денежных средств. Из них ответчику по закону не полагается 43 222,00 рублей (49 680.00 рублей - 13% НДФЛ) Задолженность образована после внесения кадровыми органами в СПО «Алушта» (программа расчета денежного довольствия военнослужащих) сведений об установлении ответчику ежемесячной надбавки за классную квалификацию (квалификационную категорию) в период с 1 января по 24 ноября 2013 года ответчику не полагалась (фотокопия страниц «просмотр Периодические выплаты/удержания» по надбавке денежное вознаграждение за классную квалификацию прилагается). Выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Закон о денежном довольствии) и Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 № 2700 (далее - Порядок).

    В соответствии с п. 43 Порядка военнослужащим, которым в установленном порядке присвоена классная квалификация (квалификационная категория), выплачивается ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию) за первый класс (квалификационную категорию) в размере 20 процентов к окладу по воинской должности. Данная надбавка выплачивается со дня присвоения (подтверждения) военнослужащим классной квалификации (квалификационной категории), оформленного приказом соответствующего командира (начальника), и по день окончания срока, на который присвоена (подтверждена) классная квалификация (квалификационная категория) (п. 16 Порядка). Военнослужащим, у которых изменяется (снижается) классная квалификация (квалификационная категория) ранее срока, на который она была присвоена (подтверждена), надбавка в новых размерах выплачивается со дня изменения (снижения) классной квалификации (квалификационной категории), оформленного приказом соответствующего командира (начальника). Поскольку приказом командира воинской части ответчику надбавка за классную квалификацию установлена в период с 1 января по 24 ноября 2013 года не устанавливалась, а денежное довольствие за спорный период выплачено в большем размере, то денежные средства в размере 43 222,00 рублей выплачены излишне и по закону ему не полагаются. Кроме того, согласно п. 97 и п. 106 Порядка ежемесячной надбавки за классную квалификацию (квалификационную категорию) входит в состав денежного довольствия, на которое начисляются районный коэффициент и северная надбавка, установленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях», в связи с чем, при изменении ее размера районный коэффициент и северная надбавка также подлежат перерасчету. В спорный период ответчику установлены районный коэффициент в размере 20% денежного довольствия и северная надбавка в размере 50% денежного довольствия. Излишняя выплата надбавки за классную квалификацию повлияла на образование переплаты денежных средств в качестве районного коэффициента и северной надбавки. Расчет излишне выплаченных районного коэффициента и северной надбавки: 49 680,00 рублей * 20% + 49 680,00 * 50% - 13%НДФЛ = 30 255 рублей. В сумме ответчику излишне выплачены денежные средства в размере 43 222,00 рублей + 30 255,00 рублей = 73 477,00 рублей. При удержании налога из денежного довольствия за июль 2013 года в соответствии с ч. 4 Налогового кодекса Российской Федерации («сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляется до полного рубля») ответчику было перечислено денежное довольствие на 0,01 рублей больше положенного денежного довольствия за указанный период. Эта сумма является суммой недоудержанного налога. Выплата денежных средств в размере 0,01 рублей ответчику не полагалась. На основании вышеизложенного денежные средства в размере 64 838,59 рублей (73 477,00 рублей+0,01 рублей) излишне выплачены ответчику и подлежат возврату в федеральный бюджет.

    В соответствии со ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново. 26 февраля 2016 года ответчиком подан рапорт об удержании из его денежного довольствия денежных средств в счет погашения имеющейся задолженности (копия рапорта прилагается). В период с марта 2016 года по май 2017 года из денежного довольствия Суликошвили А.А. удержаны денежные средства в сумме 14 790 рублей (расчетные листки прилагаются). Поскольку ответчик в мае 2017 года уволен с военной службы и исключен из списков личного состава, выплата денежного довольствия с указанного периода не производится, в связи с чем ФКУ «ЕРЦ МО РФ» лишено возможности произвести удержание денежных средств до полного погашения задолженности. Сведения о погашения ответчиком оставшейся суммы задолженности путем внесения денежных средств на расчетный счет учреждения отсутствуют.

    По состоянию на дату предъявления исковых требований задолженность ответчика составляет 58 687,01 руб. Излишне выплаченные денежные средства в размере подлежат возврату в федеральный бюджет. ФКУ «ЕРЦ МО РФ» осуществляет расчет денежного довольствия военнослужащих с использованием специального программного обеспечения «АЛУШТА» (далее СПО «Алушта») в соответствии с Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации, утвержденный Министром обороны Российской Федерации 23 июля 2011 года (далее - Временный порядок). Согласно Временному порядку, приказы в ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не поступают и ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не может достоверно знать об изменении статуса военнослужащего. В соответствии с Временным порядком, границами ответственности ФКУ «ЕРЦ МО РФ» являются:

- выполнение централизованного своевременного расчета денежного довольствия и заработной платы;

- администрирование базы данных, обеспечивающей централизацию расчетов денежного довольствия и заработной платы (за исключением обеспечения достоверности информации, поступающей из органов военного управления).

Следовательно, сотрудники ФКУ «ЕРЦ МО РФ» производя начисления денежного довольствия военнослужащим по информации, уже имеющейся в СПО «Алушта», не могут обладать информацией о произведенных в нарушении законодательства выплатах.

При таких обстоятельствах, состав денежного довольствия военнослужащих также ежедневно претерпевает изменения, поскольку зависит от ряда факторов, в том числе, таких как условия военной службы и выслуга лет.

Согласно правовой позиции изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 17 мая 2011 года N 8-П и от 21 марта 2013 года N 6-П, заключая контракт о прохождении военной службы, гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности. Также, в указанных судебных актах определено, что военная службапредставляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и осуществляемой в публичных интересах.

Этим обусловливается правовой статус военнослужащих, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству. Военная служба отличается от других видов трудовой деятельности, и поэтому реализация конституционного права на труд в условиях военной службы имеет свои особенности. Так, порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим регулируются нормами не трудового или гражданского, а военного законодательства.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 29 мая 2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми. Согласно правовым позициям, высказанным Европейским Судом по правам человека, споры, связанные с прохождением военной службы, не являются спорами о гражданских правах, в том числе при наличии требований материального характера.

Тем самым, военно-служебные отношения характеризуются особыми публичными правами и обязанностями военнослужащих, которые не имеют аналогов в частно-правовых отношениях, а также в иных государственно-служебных отношениях. Для таких отношений характерен метод исключительно законодательного регулирования в отличие от договорного регулирования, преобладающего в трудовом праве.

Данная позиция находит свое отражение и в п. 3 ст. 2 ГК РФ, согласно которому к имущественным отношениям, основанным на административном и ином властном подчинении одной стороны другой гражданское законодательство не применяется.

Как указывалось выше выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 № 2700.

При этом выплата указанной суммы не явилась следствием ошибочных действий ФКУ «ЕРЦ МО РФ», а произошла по причине нарушения алгоритма расчета денежного довольствия, поскольку все данные в СПО «Алушта» вводят кадровые органы, и расчетный центр не обладает сведениями о составе и размере денежного довольствия каждого военнослужащего (в ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не поступают ни приказы, ни штат). В соответствии с Уставом ФКУ «ЕРЦ МО РФ» и «Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы», ФКУ «ЕРЦ МО РФ» осуществляет лишь расчет и перечисление денежных средств исходя из имеющихся на дату расчета сведений в СПО «Алушта» по каждому военнослужащему.

Таким образом, денежные средства подлежат возврату ФКУ «ЕРЦ МО РФ» как излишне выплаченные. При этом перечисление надбавки за особые условия военной службы в большем размере при изложенных обстоятельствах противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и интересы государства.

Исходя из принципа, установленного ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый вправе рассчитывать на равное вознаграждение лишь за равный труд.

В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 года № 5-П, не должен нарушаться справедливый баланс между правом военнослужащего на получение денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу и правомерными интересами общества и государства, в соответствии с которыми подлежит признанию и защите имущество, находящееся в федеральной собственности, в том числе денежные средства, выплаченные военнослужащему в большем, чем следовало, размере.

Поскольку денежное довольствие в качестве средств к существованию было выплачено ответчику в причитающемся размере, а взыскиваемые денежные средства были выплачены сверх причитающихся по закону, они подлежат возврату в федеральный бюджет как излишне выплаченные.

Требование о возврате не полагающихся по закону денежных средств, выплаченных военнослужащему, направлено также на своевременное и справедливое финансовое обеспечение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, сбалансированность и стабильность бюджетной системы Российской Федерации и является одним из способов контроля Министра обороны Российской Федерации за целевым расходованием бюджетных средств в соответствии с его компетенцией.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требованияФедерального казенного учреждения « Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации « к Суликошвили А. А. о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств удовлетворить.

Взыскать с Суликошвили А. А. излишне выплаченные денежные средства в сумме 58 687,01 руб. в пользу Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» и государственную пошлину в доход государства 1 960 руб. 61 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд, либо отменено Анапским городским судом в течение семи дней с момент получения ответчиком копии решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2018 года.

Председательствующий:

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».