Дело № 2-1190/2018

Номер дела: 2-1190/2018

Дата начала: 31.10.2018

Суд: Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия)

:
Результат
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ Прокурор г.Мирного
ОТВЕТЧИК АМО "Чуонинский наслег"
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 31.10.2018
Передача материалов судье 01.11.2018
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению Иск (заявление, жалоба) принят к производству 02.11.2018
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 02.11.2018
Подготовка дела (собеседование) Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 09.11.2018
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 09.11.2018
Судебное заседание Вынесено решение по делу Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН 14.11.2018
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 15.11.2018
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 07.12.2018
Дело оформлено 18.12.2018
Дело передано в архив 18.12.2018
 

Решение

Дело № 2-1190/2018                                         

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.А., при секретаре Степановой А.С., с участием помощника прокурора г.Мирного Зиновьевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Мирном РС (Я)

14 ноября 2018 года

гражданское дело по иску заместителя прокурора города Мирный Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Чуонинский наслег» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) о понуждении совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л :

Заместитель прокурора г. Мирный Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц в силу требований действующего законодательства обратился в суд с иском к администрации МО «Чуонинский наслег» Мирнинского района Республики Саха (Якутия), которым просит обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в виде жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

В ходе судебного заседания помощник прокурора г.Мирного Зиновьева Е.А. требования поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить по требованиям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МО «Чуонинский наслег» Мирнинского района в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, в материалы дела представлено заявление, которым представитель ответчика заявленные требования признал.

Суд, выслушав доводы участника процесса, ознакомившись с материалами дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.14 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава МО «Оленекский национальный наслег» РС(Я) к вопросам местного значения поселения, в том числе относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля.

На основании пункта 5 части 4 статьи 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

Муниципальные образования в целом наделяются по отношению к муниципальной собственности правомочиями владения, пользования и распоряжения (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 15, п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), как и другие собственники в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ч. ч.1, 5 ст. 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 года N 424.

Согласно п. 2 названного Порядка объектами учета в реестрах является находящиеся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

Как следует из материалов гражданского дела, на основании Постановления Правительства Республика Саха (Якутия) от 29.10.2009 N 463 "Об утверждении перечней объектов муниципальной собственности муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия), безвозмездно передаваемых в муниципальную собственность муниципальным образованиям Мирнинского района Республики Саха (Якутия)", жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (идентификационный номер объекта недвижимости ), передан в собственность муниципального образования «Чуонинский наслег» Мирнинского района РС (Я).

Указанное подтверждается выпиской из реестра объектов муниципального образования «Чуонинский наслег» (л.д. 12).

Вместе с тем, как следует из сведений Мирнинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РС (Я) сведения о государственной регистрации прав на объект недвижимости: <адрес> отсутствуют.

Доказательств того, что данный объект недвижимости находится в собственности иных хозяйствующих субъектов администрацией наслега, не представлено, следовательно, право муниципальной собственности на эти объекты недвижимости возникло в силу закона.

Уставом муниципального образования «Чуонинский наслег» Мирнинского района Республики Саха (Якутия), принятым решением наслежного Совета № 1 от 17.11.2011, установлено, что к вопросам местного значения поселений «Чуонинский наслег» отнесено, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п. 3 ч. 1 ст. 5 Устава). А к исключительной компетенции наслежного Совета депутатов, в соответствии с Уставом, отнесены вопросы по установлению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (п. 5 ч. 1 ст. 24 Устава).

Кроме того, осуществление ведения реестра муниципальной собственности в силу положений ч. 2 ст. 131 Гражданского кодекса РФ не является тождественным государственной регистрации прав на такое имущество. Более того, как разъяснено в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29.04.2010 года, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения.

При этом в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Государственная регистрация – признание и подтверждение государством права, возникшего в силу основания, предусмотренного ст.8 ГК РФ. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество является признанием со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития ( Постановление от 26 мая 2011 года N 10-П, определения от 5 июля 2001 года N 132-О, N 154-О, от 20 ноября 2008 года N 1052-О-О и от 22 марта 2011 года N 412-О-О).

По состоянию на момент рассмотрения судом заявления прокурора, права на данные объекты в установленном Законом порядке в Едином государственном Реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрированы. В этой связи суд полагает, что непринятие мер по государственной регистрации права собственности объектов муниципальной собственности влечет неисполнение установленных законом обязанностей, а именно в полной мере осуществлять свои полномочия по управлению имуществом. Указанное бездействие создает препятствия жителям наслега в реализации жилищных прав, а также нарушает интересы Российской Федерации, поскольку игнорирование требований государства, выраженных в законодательных актах, подрывает авторитет органов государственной власти.

Установлено, что администрация муниципального образования «Чуонинский наслег», как орган местного самоуправления, на территории которого находятся объекты недвижимого имущества, в установленном законом порядке с заявлением о государственной регистрации права не обращалась, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

В связи с этим, суд полагает, что заявленные исковые требования прокурора об обязании произвести действия по исполнению требований закона об обязательной государственной регистрации права собственности на объект недвижимости подлежат удовлетворению.

Орган местного самоуправления не оспаривает требование прокурора, признает необходимость их устранения.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает исковое заявление прокурора о понуждении совершить действия по государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества обоснованным и принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить допущенное нарушение - обязать МО «Чуонинский наслег» произвести государственную регистрацию объекта недвижимости в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая, что для выполнения работ по устранению нарушения законодательства требуется значительное время, мероприятия по проведению торгов осуществляются в порядке, предусмотренном Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации недвижимости", суд, принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, обеспечивая соблюдение баланса интересов сторон, исходя из требований разумности, полагает установить срок для исполнения решения суда – 6 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, который является необходимым и достаточным для выполнения возложенных на ответчика обязанностей с учетом его возможностей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Требования заместителя прокурора гор. Мирного в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Чуонинский наслег» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) подготовить и обратиться с заявлением о государственной регистрации права собственности в территориальный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в отношении объекта недвижимого имущества в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

Срок исполнения решения суда – в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию – судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд РС (Я) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 15.11.2018

    

        

Председательствующий:             п/п              С.А. Иванова

Копия верна

Судья Мирнинского районного суда РС (Я) С.А. Иванова

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».