Дело № 33а-23209/2019

Номер дела: 33а-23209/2019

УИН: 78RS0002-01-2019-008478-11

Дата начала: 29.08.2019

Суд: Санкт-Петербургский городской суд

Судья: Головкина Лариса Алексеевна

:
Категория
Споры, вытекающие из публично-правовых отношений / Приостановление деятельности или ликвидации общественных организаций, партий и иных организаций
Результат
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Михайлов Алексей Николаевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ИКМО Шувалово-Озерки
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО ТИК № 14
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО ИК СПб
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Галдин Артем Григорьевич
ПРОКУРОР прокурор
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Вынесено решение РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ 30.08.2019
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 09.09.2019
Передано в экспедицию 13.09.2019
 

Определение

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №: 33а-23209/2019 Судья: Никандрова С.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 30 августа 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Головкиной Л.А.

судей

Бутковой Н.А., Русских Т.К.

с участием прокурора

Мазиной О.Н.

при секретаре

Кузнецовой К.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-7732/2019 по апелляционной жалобе Михайлова А. Н. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 23 августа 2019 года по административному иску Михайлова А. Н. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования муниципальный округ Шувалово-Озерки об отмене регистрации кандидата в депутаты Галдина А. Г..

Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., объяснения заинтересованного лица Галдина А.Г. и его представителя Лапина М.И., заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга Мазиной О.Н., Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Михайлов А.Н. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Шувалово-Озерки (далее ИКМО Шувалово-Озерки), в котором просил отменить регистрацию кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Шувалово-Озерки шестого созыва по пятимандатному избирательному округу № 3 Галдина А.Г.

В обоснование требований административный истец указывает, что Галдин А.Г., выдвинутый Выборгским местным (районным) отделением КПРФ, в соответствии с решением ИКМО Шувалово-Озерки от 9 июля 2019 года № 11-4 зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Шувалово-Озерки шестого созыва по пятимандатному избирательному округу № 3.

Галдиным А.Г. в избирательную комиссию представлено Решение Пленума Комитета Выборгского местного (районного) отделения КПРФ от 20 июня 2019 года о выдвижении его кандидатом в депутаты; Постановление (Решение) Бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ о согласовании кандидатуры Галдина А.Г.; постановление Бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ «Об изменении структуры Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ» от 24 февраля 2009 года № Б-4/2, подписанное первым секретарем Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ Ходуновой О.А., в то время, как Ходунова О.А. приступила к исполнению обязанностей первого секретаря Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ только в сентябре 2013 года и не была уполномочена в 2009 году подписывать представленный документ. Поскольку документ о создании в 2009 году Выборгского местного (районного) отделения КПРФ подписан неуполномоченным лицом, а также оформлен ненадлежащим образом, он не соответствует требованиям пунктов 5.1 и 5.5 Устава КПРФ.

Административный истец полагает, что Постановление Бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ не является решением о создании избирательного объединения, уполномоченного выдвигать кандидатов на выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга и ставит под сомнение сам факт образования указанного избирательного объединения.

Указанные административным истцом обстоятельства не могли быть известны ИКМО Шувалово-Озерки при принятии решения о регистрации Галдина А.Г. кандидатом в депутаты.

Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 августа 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 августа 2019 года отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и на нарушением судом норм материального права.

Заинтересованное лицо Галдин А.Г. и его представитель Лапин М.И. в заседание суда апелляционной инстанции явились, возражали против доводов жалобы.

Административный истец Михайлов А.Н., представитель административного ответчика ИКМО Шувалово-Озерки, Санкт-Петербургская избирательная комиссия и Территориальная избирательная комиссия № 14 в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены судом надлежащим образом; доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.

Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.

Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46).

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46, окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в окружную избирательную комиссию в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.

Статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлен порядок выдвижения кандидатов, списка кандидатов избирательными объединениями.

Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 не предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, а также не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, поэтому при разрешении возникшего спора применению подлежат пункты 14.5 и 14.6 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ.

В соответствии с пунктом 14.5 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:

а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

При рассмотрении административного дела установлено, что 28 июня 2019 года Галдин А.Г. обратился в ИКМО Шувалово-Озерки с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Шувалово-Озерки шестого созыва по округу № 3. В заявлении Галдин А.Г. указал, что избирательным объединением является Выборгское местное (районное) отделение «Коммунистической партии Российской Федерации» (далее КПРФ) (л.д.25-26).

Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Галдиным А.Г. представлены документы, в том числе: нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Санкт-Петербургского городского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 31 октября 2012 года; постановление бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ «Об изменении структуры Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ» № Б-4/2 от 24 февраля 2009 года; справка о принадлежности кандидата к политической партии; решение местного отделения о выдвижении кандидата; документ, подтверждающий согласование кандидатуры (л.д.39-43).

Решением ИКМО Шувалово-Озерки от 9 июля 2019 года № 11-4 Галдин А.Г., зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Шувалово-Озерки шестого созыва по пятимандатному избирательному округу № 3 (л.д.18-19).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ИКМО Шувалово-Озерки после проверки представленных Галдиным А.Г. документов, подтверждающих соблюдение порядка его выдвижения, сомнений в достоверности постановления Бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ «Об изменении структуры Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ» № Б-4/2 от 24.02.2009 (в том числе в отношении правомочности подписания) не высказала, посчитала представленные заинтересованным лицом документы достаточными для регистрации его кандидатом в депутаты муниципального совета, вопрос о предоставлении дополнительных сведений в данном случае не обсуждался.

Данный вывод суда следует признать правильным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 202 года №67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Закон о политических партиях).

Аналогичные требования содержатся в пункте 1 статьи 22 и пункте 3 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46.

В силу пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 этого же Закона, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 названного Закона Санкт-Петербурга, представляет в окружную избирательную комиссию следующие документы:а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;

в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

В силу статьи 21 Закона о политических партиях, политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.

Пунктом 2 статьи 25 Закона о политических партиях определено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

В соответствии с пунктом 5.7 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ является Комитет.

Комитет КПРФ по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления (пункт 5.8 Устава КПРФ).

Постановлением (решением) Бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ от 17 июня 2019 года согласована кандидатура Галдина А.Г., предложенная для выдвижения Выборгским местным (районным) отделением КПРФ кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Шувалово-Озерки шестого созыва, избирательный округ № 3 (л.д.42).

Решением Пленума Комитета Выборгского местного (районного) отделения КПРФ от 20 июня 2019 года Галдин А.Г. выдвинут кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Шувалово-Озерки шестого созыва, избирательный округ № 3 (л.д. 40).

Как следует из решения Пленума Комитета Калининского местного (районного) отделения КПРФ от 20 июня 2019 года, согласие Галдина А.Г. на выдвижение от политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации имеется.

Следовательно, процедуру согласования выдвижения кандидата местным отделением КПРФ следует считать выполненной и соответствующей Уставу названной политической партии.

Представленное решение о выдвижении Галдина А.Г. соответствует требованиям, изложенным в подпункте «в» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ и в пункте 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46, поскольку содержит сведения, позволяющие сделать вывод о принятии уполномоченном органом в установленном Уставом политической партии порядке решения о выдвижении Султанова Д.Ю. кандидатом в депутаты.

Доводы административного истца об отсутствии документа о создании местного отделения КПРФ опровергаются материалами дела.

Так согласно представленному Постановлению Бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ «Об изменении структуры Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ» от 24 февраля 2009 года, Комитет Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ на основании пункта 5 Устава КПРФ постановил: создать в структуре городской региональной организации КПРФ: Адмиралтейское, Выборгское и Петродворцовое местные (районные) отделения КПРФ (л.д.41).

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона о политических партиях, политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

Пунктом 1 статьи 15 Закона о политических партиях предусмотрено, что политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом о политических партиях специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии. Структурные подразделения партии действуют на основании единого Устава КПРФ.

    В силу пункта 5.1 Устава местное отделение КПРФ создается на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, как правило на территории деятельности органа местного самоуправления (муниципального образования) по решению Комитета или Бюро Комитета соответствующего регионального отделения КПРФ с учетом особенностей административно-территориального деления субъекта Российской Федерации.

    Как следует из материалов дела, Галдин А.Г. представил в ИКМО нотариально заверенное свидетельство о государственной регистрации Санкт-Петербургского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», а также Постановление Бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ «Об изменении структуры Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ» от 24 февраля 2009 года, о создании в структуре городской региональной организации КПРФ Выборгского местного (районного) отделения КПРФ.

Довод административного истца о том, что Постановление Бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ «Об изменении структуры Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ» подписано первым секретарем Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ Ходуновой О.А. 24 февраля 2009 года, в то время как Ходунова О.А. приступила к обязанности первого секретаря лишь в сентябре 2013 года, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных суду требований, поскольку проверка принятых органами политической партии решений о создании своих структурных подразделений (региональных, местных) на предмет соответствия таких решений Уставу политической партии не входит в компетенцию избирательных комиссий при решении вопроса о регистрации кандидатов в депутаты, выдвигающихся политическими избирательными объединениями.

    Доказательств того, что Постановление Бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ «Об изменении структуры Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ» от 24 февраля 2009 года, о создании в структуре городской региональной организации КПРФ Выборгского местного (районного) отделения КПРФ отменено в соответствии с Уставом КПРФ, или признано в установленном законом порядке незаконным, стороной административного истца в ходе судебного разбирательства по данному делу не представлено.

Согласно пункту 2 статьи 25 Закона о политических партиях, решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии, решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Как уже было установлено, решение Пленума Комитета Выборгского местного (районного) отделения КПРФ, которым Галдин А.Г. выдвинут кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Шувалово-Озерки шестого созыва, избирательный округ № 3, прошло процедуру согласования в Бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ, поэтому приведенной выше норме Закона о политических партиях, не противоречит.

В силу положений подпункта «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.

Оснований полагать, что обстоятельства, на которые ссылается административный истец, не были и не могли быть известны избирательной комиссии, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Ссылка административного истца на вступившее в законную силу решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года по административному делу № 2а-7158/2019, не является основанием для отмены регистрации, поскольку как верно указано судом первой инстанции, нормы права применяются судом к конкретным обстоятельствам, установленным по делу, вышеуказанное решение принято по спору между иными лицами и по иным обстоятельствам и потому в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не имеет преюдициального значения при разрешении настоящего дела.

Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты Судебной коллегией.

При таком положении Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».