Дело № 33-5493/2019
Номер дела: 33-5493/2019
УИН: 35RS0010-01-2019-007882-25
Дата начала: 11.09.2019
Дата рассмотрения: 25.09.2019
Суд: Вологодский областной суд
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Определения
Судья Думова Е.Н.
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2019 года № 33-5493/2019
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Образцова О.В.,
судей Белозеровой Л.В., Вахониной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дойницыной М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 01.08.2019, которым исковые требования Коровина О.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии удовлетворены.
Решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области от 28.03.2019 №... в части отказа во включении в стаж работы в сельском хозяйстве Коровина О.В. периодов работы с 19.12.1977 по 26.11.1979 в должности тракториста Кубено-Озерского спецотделения «Сельхозтехника», с 03.11.1980 по 09.12.1981 слесарем Кубено-Озерского райобъединения «Сельхозхимия», с 10.12.1981 по 22.12.1997 трактористом Кубено-Озерского райобъединения «Сельхозхимия», с 08.02.1999 по 30.01.2000 трактористом общества с ограниченной ответственностью «Кубено-Озерский агросервис» признано незаконным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия.
На Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области возложена обязанность включить в стаж работы в сельском хозяйстве Коровина О.В. периоды работы с 19.12.1977 по 26.11.1979 в должности тракториста Кубено-Озерского спецотделения «Сельхозтехника», с 03.11.1980 по 09.12.1981 слесарем Кубено-Озерского райобъединения «Сельхозхимия», с 10.12.1981 по 22.12.1997 трактористом Кубено-Озерского райобъединения «Сельхозхимия», с 08.02.1999 по 30.01.2000 трактористом общества с ограниченной ответственностью «Кубено-Озерский агросервис» и произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.01.2019.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения Коровина О.В. и его представителя Борисова А.М., представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области по доверенности Куваевой Ю.В., судебная коллегия
установила:
21.03.2019 Коровин О.В. обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области (далее – УПФР в г. Вологде Вологодской области, пенсионный орган) с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Решением УПФР в г. Вологде Вологодской области от 28.03.2019 №... Коровину О.В. отказано в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемых 30 календарных лет работы в сельском хозяйстве.
По состоянию на 21.03.2019 стаж работы истца в сельском хозяйстве исчислен Пенсионным органом в размере 12 лет 5 месяцев 2 дней.
Считая свои права нарушенными, Коровин О.В. обратился с иском к УПФР в г. Вологде Вологодской области о признании решения незаконным. Уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил признать решение пенсионного органа незаконным в части отказа во включении в стаж работы в сельском хозяйстве периодов работы с 19.12.1977 по 26.11.1979 в должности тракториста Кубено-Озерского спецотделения «Сельхозтехника», с 03.11.1980 по 22.12.1997 в должности тракториста Кубено-Озерского райобъединения «Сельхозхимия», с 08.02.1999 по 30.01.2000 трактористом ООО «Кубено-Озерский агросервис»; возложить на УПФР в г. Вологде Вологодской области обязанность включить спорные периоды в стаж работы в сельском хозяйстве и назначить фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с 01.01.2019.
В судебном заседании истец Коровин О.В. и его представитель по устному ходатайству Борисов А.М. иск поддержали. Истец пояснил, что в спорные периоды выполнял обязанности слесаря, затем тракториста и был непосредственно занят на полевых работах, сеял, обрабатывал растения, собирал урожай.
Представитель ответчика пенсионного органа по доверенности Бубнова А.А. иск не признала. Представила отзыв. Указала, что оснований для включения спорных периодов работы в сельскохозяйственный стаж истца не имеется, поскольку основным видом деятельности организации, в которой он трудился, сельское хозяйство не является.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Вологде Вологодской области ставит вопрос об отмене решения суда. Указывает, что спорные периоды работы Коровина О.В. в Кубено-Озерского райобъединения «Сельхозхимия» в должности слесаря и тракториста, в ООО «Кубено-Озерский агросервис» в должности тракториста не подлежат включению в стаж сельскохозяйственной деятельности, поскольку отсутствует подтверждение того, что основной вид деятельности данных организаций сельскохозяйственный.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1441 «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности» (далее – Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Список № 1440).
Подпунктом «б» пункта 6 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1440, при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно записям в трудовой книжке истец с 19.12.1977 по 26.11.1979 работал в должности тракториста Кубено-Озерского спецотделения «Сельхозтехника».
Из трудовой книжки истца и справки автономного учреждения Вологодского муниципального района «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» от 14.03.2019 №... следует, что в соответствии с приказом №... от 31.10.1980 Коровин О.В. с 03.11.1980 принят слесарем мех.отряда Кубено-Озерского райобъединения «Сельхозхимия», с 10.12.1981 переведен трактористом 3 класса, а 01.04.1987 ему присвоен 2 класс тракториста, на основании приказа №... от 22.12.1997 Коровин О.В. уволен с занимаемой должности с 22.12.1997 по собственному желанию, приказом №... от 08.02.1999 Коровин О.В. принят трактористом общества с ограниченной ответственностью «Кубено-Озерский агросервис», 22.07.1999 общество с ограниченной ответственностью «Кубено-Озерский агросервис» переименовано в СПК «Кубенская машинотехническая станция», уволен с этой должности 01.10.2001 по приказу №... от этой же даты.
В соответствии с исторической справкой Кубено-Озерское спецотделение «Сельхозтехника» было образовано в 1975 году, на него были возложены функции производственного и агрохимического обслуживания колхозов и совхозов. С 15.04.1977 Кубено-Озерское спецотделение «Сельхозтехника» стало подчиняться Вологодскому областному производственному агрохимическому отделению. В 1979 году образовано Кубено-Озерское спецотделение «Сельхозхимия», которое в 1986 году преобразовано в отделение «Кубеноозерскагропромхимия», а затем ставшее муниципальным предприятием, правопреемником которого впоследствии стало АООТ «Кубено-Озерская сельхозхимия» (л.д. 22-23). Основными видами деятельности являлись: добыча торфа, внесение минеральных удобрений, приготовление компостов, известкование кислых почв, вывозка и внесение в почву органических удобрений, оказание транспортных услуг предприятиям, организациям, гражданам, коммерческая и посредническая деятельность.
Согласно части 1 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 09.08.1979 № 765 «О создании единой специализированной агрохимической службы в стране», в целях создания в стране единой системы специализированного агрохимического обслуживания сельского хозяйства постановлено организовать в системе Министерства сельского хозяйства СССР Всесоюзное производственно-научное объединение по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства (Союзсельхозхимия).
В соответствии с частью 3 вышеуказанного Постановления, на объединение «Союзсельхозхимия» возложена вся полнота ответственности за научно обоснованное использование минеральных и органических удобрений, химических и биологических средств защиты растений, мелиорантов почв, кормовых добавок, ростовых веществ и других средств химизации сельского хозяйства во всех колхозах, совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях.
Исходя из этого, объединение «Союзсельхозхимия» обеспечивает:
подготовку предложений по перспективам развития химизации сельского хозяйства, разработку проектов годовых и пятилетних планов экономического и социального развития в части вопросов химизации сельского хозяйства, включая определение (на основе данных соответствующих обследований) потребности колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий в минеральных удобрениях, химических и биологических средствах защиты растений, известковых и гипссодержащих материалах, кормовых добавках, полимерных пленках и других химических продуктах и в технике для их применения, составление сводных заявок на эти материально-технические средства для представления их в установленном порядке в Госплан СССР, Госснаб СССР, и также министерствам и ведомствам - поставщикам;
снабжение колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий минеральными удобрениями, химическими и биологическими средствами защиты растений, мелиорантами почв, кормовыми добавками, пленками, а также другими химическими продуктами по номенклатуре, определяемой Госснабом СССР, прикрепление потребителей к заводам-поставщикам и осуществление контроля за своевременностью расчетов между ними за поставляемую химическую продукцию;
организацию добычи торфа, местных известковых и гипссодержащих материалов, выполнение (по договорам с хозяйствами) работ по повышению плодородия земель и химической мелиорации почв, по внесению минеральных удобрений в почву, тукосмешению, вывозке и внесению в почву органических удобрений, обработке посевов сельскохозяйственных культур химическими и биологическими средствами защиты растений и обслуживанию сельскохозяйственной авиации;
проведение мероприятий по организации в колхозах и совхозах хозяйственных (межхозяйственных) пунктов химизации, развитие межхозяйственной кооперации по строительству складов минеральных удобрений и химических средств защиты растений, взлетно-посадочных полос, агрохимических и биологических лабораторий и других объектов производственной базы химизации сельского хозяйства;
проведение в колхозах, совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях комплекса почвенно-агрохимических исследований, а также анализа качества кормов и другой сельскохозяйственной продукции, выдачу хозяйствам проектно-сметной документации по эффективному использованию средств химизации в земледелии, животноводстве и кормопроизводстве, изучение и внедрение в сельскохозяйственное производство достижений науки, техники и передового опыта по агрохимическому обслуживанию, разработку и внедрение в подведомственных организациях экономико-математических методов и автоматизированных систем управления агрохимическим обслуживанием;
организацию своевременного проведения мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений и применения химических средств для борьбы с сорняками, разработку и внедрение прогрессивных технологий и эффективных методов борьбы с вредителями и болезнями растений, наблюдение за фитосанитарным состоянием сельскохозяйственных угодий, выявление и своевременную сигнализацию о появлении и развитии вредителей и болезней сельскохозяйственных растений;
осуществление государственного контроля за проведением всеми землепользователями рекомендуемых мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений и сорняками, за качеством выполнения этих работ предприятиями и организациями, независимо от их ведомственной подчиненности, а также контроля за строжайшим соблюдением колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями установленных регламентов по применению пестицидов, обеспечивающих недопущение накопления ядохимикатов в сельскохозяйственной продукции, в почве, в водных источниках и других объектах внешней среды выше установленных безопасных норм;
проведение государственных испытаний приборов, предназначенных для выполнения работ, связанных с химизацией сельского хозяйства, и участие в испытаниях бортовой сельскохозяйственной аппаратуры самолетов и вертолетов;
осуществление контроля за качеством и своевременной поставкой сельскому хозяйству средств химизации, достоверностью учета и отчетности по их применению в колхозах, совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях, за проведением агрохимических работ предприятиями других министерств и ведомств по договорам с хозяйствами, а также за соблюдением всеми землепользователями мероприятий по охране окружающей среды от загрязнения пестицидами и удобрениями;
организацию подготовки и переподготовки специалистов и кадров массовых профессий по химизации сельского хозяйства и защите растений.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что работа Коровина О.В. в качестве слесаря и тракториста соответствовала Списку № 1440 и была непосредственно связана с растениеводством, выполнением полевых работ на предприятии одна из основных деятельностей которого связана с сельским хозяйством.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных актов, следует, что включению в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, подлежат не все периоды работ в сельском хозяйстве, а только те, которые предусмотрены Списком № 1440, с учетом соблюдения Правил исчисления такого стажа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11. 2018 № 1440.
Устанавливая правовые основания для повышения размера фиксированной выплаты для отдельных категорий граждан, занятых на работах в сельском хозяйстве, законодатель изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты к пенсии, а только те, чья работа в данной отрасли была сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, обусловленными спецификой и характером труда в сельском хозяйстве.
Таким образом, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
В соответствии с пунктом 4 вышеназванного Списка работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 01.01.1992 включается в данный стаж независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Кубено-Озерское спецотделение «Сельхозтехника», Кубено-Озерское райобъединение «Сельхозхимия» относились к колхозам, машинно-тракторным станциям, межколхозным предприятиям (организациям), совхозам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, артелям (сельскохозяйственным), вышеуказанный пункт списка к спорным периодам работы не может быть применен.
В Списке № 1440 предусмотрены, в том числе занятые в растениеводстве: слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин, техники, оборудования, слесарь-наладчик, слесарь по монтажу, слесарь-оператор, слесарь-ремонтник, слесарь топливной аппаратуры, электрослесарь, электромеханик (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство); трактористы всех наименований (тракторист-комбайнер, тракторист-механизатор, тракторист-машинист и т.д.) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
Судебная коллегия, руководствуясь вышеуказанными нормами права, оценив историческую справку об образовании Кубено-Озерского спецотделения «Сельхозтехника» в 1975 году, его преобразованиях в «Сельхозхимия» и ликвидации АООТ «Кубено-Озерская сельхозхимия», проанализировав Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 09.08.1979 № 765 «О создании единой специализированной агрохимической службы в стране», приходит к выводу о том, что организации входящие в Союзсельхозхимия были созданы для обслуживания сельского хозяйства, то есть основным видом деятельности указанных предприятий сельское хозяйство не являлось. Организации в которых работал истец занимались: добычей торфа, внесением минеральных удобрений, приготовлением компостов, известкованием кислых почв, вывозкой и внесением в почву органических удобрений, оказанием транспортных услуг предприятиям, организациям, гражданам, коммерческая и посредническая деятельность. С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о включении в сельскохозяйственный стаж истца периодов его работы с 19.12.1977 по 26.11.1979 в должности тракториста Кубено-Озерского спецотделения «Сельхозтехника», с 03.11.1980 по 09.12.1981 слесарем Кубено-Озерского райобъединения «Сельхозхимия», с 10.12.1981 по 22.12.1997 трактористом Кубено-Озерского райобъединения «Сельхозхимия» являются необоснованными, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене.
Оснований для включения в сельскохозяйственный стаж истца периода работы с 08.02.1999 по 30.01.2000 трактористом ООО «Кубено-Озерский агросервис» судебная коллегия также не усматривает, так как доказательств, подтверждающих, что основным видом деятельности данного общества было сельское хозяйство, в материалы дела не представлено.
Из Устава сельскохозяйственного производственного кооператива «Кубенская машинно-технологическая станция», который являлся правопреемником ООО «Кубено-Озерский агросервис» следует, что основными видами деятельности являлись: производство и сбыт сельскохозяйственной продукции; выполнение сельскохозяйственных механизированных работ, погрузочно-разгрузочные и транспортные работы; техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники; заготовка и переработка древесины; производство и реализация товаров народного потребления и производственно-технического назначения; торгово-закупочная деятельность (л.д.37-38).
Оценив Устав сельскохозяйственного производственного кооператива «Кубенская машинно-технологическая станция», судебная коллегия приходит к выводу о том, что у организации было несколько основных видов деятельности, при этом доказательств, что в основном кооператив занимался сельским хозяйством в материалы дела не представлено.
Учитывая, что стаж работы истца в сельском хозяйстве составит менее требуемых 30 лет, оснований для возложения на УПФР в г. Вологде Вологодской области обязанности произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.01.2019 не имеется.
С учетом приведенной мотивации обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 01.08.2019 отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Коровина О.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области о признании решения пенсионного органа незаконным в части отказа во включении в стаж работы в сельском хозяйстве периодов работы, возложении на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области обязанности включить спорные периоды в стаж работы в сельском хозяйстве и назначить фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с 01.01.2019 оставить без удовлетворения.
Председательствующий: О.В.Образцов
Судьи: Л.В.Белозерова
А.М. Вахонина