Дело № 2-831/2019

Номер дела: 2-831/2019

Дата начала: 09.09.2019

Суд: Петровский районный суд Ставропольского края

Судья: Черниговская Инна Александровна

:
Категория
Социальные споры / Споры, связанные с социальными гарантиями
Результат
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ ГУ-УПФ РФ по ПГО СК (межрайонное)
ОТВЕТЧИК ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по СК" Министерства труда и социальной защиты РФ
ОТВЕТЧИК Мацугин Сергей Владимирович
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Абанеева Виктория Николаевна
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 09.09.2019
Передача материалов судье 09.09.2019
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению Иск (заявление, жалоба) принят к производству 11.09.2019
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 11.09.2019
Подготовка дела (собеседование) Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 30.09.2019
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 30.09.2019
Судебное заседание Вынесено решение по делу 09.10.2019
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 14.10.2019
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 15.10.2019
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 19.03.2020
Передача материалов судье 19.03.2020
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению Иск (заявление, жалоба) принят к производству 19.03.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 19.03.2020
Подготовка дела (собеседование) Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 19.03.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 19.03.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу 19.03.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 19.03.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 19.03.2020
Дело оформлено 19.03.2020
Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле 19.03.2020
Изучение поступившего ходатайства/заявления Назначено судебное заседание для рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса 19.03.2020
Судебное заседание Отложено 19.03.2020
Судебное заседание Ходатайство/заявление УДОВЛЕТВОРЕНО 19.03.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса 14.01.2020
Дело передано в архив 16.01.2020
 

Решение

дело №2-831/2019

УИД 26RS0028-01-2019-001415-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 октября 2019 г. г.Светлоград

Петровский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Черниговской И.А.

при секретаре Горбенко Д.А.,

с участием представителя истца ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонного) – Капустиной Н.Г., действующей по доверенности №09-29/04 от 09.01.2019,

представителя ответчика - ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации – Забровской О.А., действующей по доверенности №02 от 09.01.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-831/2019 (УИД26RS0028-01-2019-001415-73) по исковому заявлению ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонного) к Мацугину -.- и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными с момента выдачи справки об инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, и взыскании незаконно полученных сумм пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

ГУ УПФР по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) обратилось в суд с иском к Мацугину С.В. и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными с момента выдачи справки об инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, и взыскании незаконно полученных сумм пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты, мотивируя следующими доводами.

15.02.2006 в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому району Ставропольского края (в настоящее время - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) (далее по тексту - Управление ПФР) с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по инвалидности обратился Мацугин С.В., *** года рождения, уроженец -.-, проживавший по адресу... предоставив при этом выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2006 №0001084047 от 12.01.2006, согласно которой гражданину Мацугину С.В., *** года рождения, проживавшему по адресу: ..., 12.01.2006 была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию и 2 степень ограничения способности к трудовой деятельности, бессрочно.

На основании вышеуказанной выписки и документов о стаже и заработке протоколом Управления ПФР №46 от 14.03.2006 Мацугину С.В. с 12.01.2006 была назначена трудовая пенсия по инвалидности по категории «инвалид 2 группы 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности».

13.03.2006 Мацугин С.В. также обратился в Управление ПФР с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) в соответствии со ст. 28.1 Фе­дерального закона от 24.11.1995, предъявив при этом копию справки серии МСЭ-2006 №0001084047 от 12.01.2006, согласно которой ему с 13.03.2006 была по­жизненно назначена ежемесячная денежная выплата по категории «инвалид 2 группы 2 сте­пени ограничения способности к трудовой деятельности».

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 19 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» решением начальника Управления от 01.05.2014 Мацугину С.В. была назначена трудовая пенсия по старости с ***, а выплата трудовой пенсии по инвалидности с указанной даты была прекращена, так как он достиг возраста 60 лет и имел не менее 5 лет страхового стажа.

Согласно информации, поступившей в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее - Отделение ПФР) из федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федера­ции (письмо от 26.12.2017 № 01-02/6427), стало известно, что в архиве бюро МСЭ нет дела освидетельствования Мацугина С.В., а сведения, указанные в выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, и справки серии МСЭ-2006 №0001084047 от 12.01.2006, выданных бюро МСЭ, на основании кото­рой Мацугину С.В. были назначены пенсия по инвалидности и ЕДВ, не соответствуют ин­формации, имеющейся в протоколе заседаний бюро МСЭ. Так, в протоколе заседаний бюро МСЭ - филиала №1 ФГУ «ГБ МСЭ» по Ставропольскому краю от 12.01.2006 №15 имеется следующая запись: Фамилия, имя, отчество, адрес - Мацугин -.-, ...; год рождения - *** Акт освидетельствования №313; пов. группа инвалидности до освидетельствования - 0; группа инвалидности после освидетель­ствования - 2; причина инвалидности - общее заб-е; срок инвалидности - 02.07, а согласно имеющейся в Управлении ПФР выписке из акта освидетельствования гражданина, признан­ного инвалидом, от 12.01.2006 серия МСЭ-2006 №0001084047 Мацугину С.В., *** года рождения, проживающему по адресу: ..., ---, была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.

Также в вышеуказанной выписке из акта освидетельствования гражданина, признанно­го инвалидом, серия МСЭ-2006 №0001084047 от 12.01.2006 в качестве основания не указан номер акта освидетельствования.

Полученные сведения свидетельствуют о том, что Мацугин С.В. не проходил медико­-социальную экспертизу в бюро МСЭ и как следствие знал об этом при предъявлении недей­ствительной выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, се­рии МСЭ-2006 №0001084047 от 12.01.2006 в Управление ПФР с целью получения пенсии по инвалидности и ЕДВ. Законом обязанность по предоставлению надлежащих доку­ментов, необходимых для установления причины инвалидности, возложена на заявителя.

В соответствии с п.п.3 ч.1 ст.25 Федерального за­кона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и принимая во внимание открывшиеся обстоятельства, в целях предотвращения необоснованного расходования средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Управле­нием ПФР выплата ЕДВ Мацугину С.В. была прекращена с 01.02.2018.

Считают, что Мацугиным С.В. незаконно получены за период с 12.01.2006 по 26.05.2014 пенсия по инвалидности в сумме 666 484,12 руб., за период с 13.03.2006 по 31.01.2018 ежемесячная денежная выплата в сумме 255879,80 руб.

Поэтому истец просит суд: признать недействительными с момента выдачи справку об установлении ин­валидности МСЭ-2006 № 0001084047 от 12.01.2006 и выписку из акта освиде­тельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2006 № 0001084047 от 12.01.2006, выданные филиалом №1 Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю», согласно кото­рым Мацугину С.В., *** года рождения, уроженцу -.-, проживающего по адресу: ..., установлена вторая группа ин­валидности бессрочно. Взыскать с Мацугина С.В. в пользу Управления ПФР неза­конно полученные пенсию по инвалидности за период с 12.01.2006 по 26.05.2014 в сумме 666484,12 руб. и ежемесячную денежную выплату за период с 13.03.2006 по 31.01.2018 в сумме 255879,80 руб. Взыскать с Мацугина С.В. государственную пошлину в сум­ме 18 424 руб. в доход бюджета (л.д. 3-6).

В судебном заседании представитель истца ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонного) – Капустина Н.Г. просила удовлетворить исковые требования в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении. Возражала против замены заявленного ими в иске ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России на ФИО6, принимая во внимание, что на момент освидетельствования Мацугина С.В. ФИО6 являлась должностным лицом указанного учреждения и действовала в рамках исполнения своих должностных обязанностей, просила рассмотреть дело по существу к заявленным в иске ответчикам.

В судебное заседание ответчик Мацугин С.В. не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление от 03.10.2019 с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны (л.д.57).

В судебном заседании представитель ответчика - ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации – Забровская О.А. поддержала доводы ходатайства, изложенного в отзыве на исковое заявление (л.д.32-33), согласно которого поскольку на момент освидетельствования и выдачи справки об инвалидности Мацугину С.В. 12.01.2006, ФИО6 работала в должности руководителя бюро №1 – филиала учреждения, врача по МСЭ, терапевта, а 02.08.2013 уволена по собственному желанию, учитывая, что ФИО6 признавалась виновной по аналогичным делам, а именно по ч.1 ст. 286 УК РФ приговором Ленинского районного суда г. Ставрополя от 07.06.2016, а согласно действовавшему (действующему) законодательства РФ у ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации отсутствовали и отсутствуют основания к проверке всех (100%) актов и протоколов освидетельствования в бюро, они просят привлечь в качестве надлежащего ответчика ФИО6, а в иске к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» - отказать.

С учетом мнения представителя истца ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонного) – Капустиной Н.Г., представителя ответчика - ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации – Забровской О.А., суд в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие ответчика Мацугина С.В.

Заслушав представителя истца ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонного) – Капустину Н.Г., представителя ответчика - ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации – Забровскую О.А., изучив в совокупности материалы дела, с учетом мнения ответчика Мацугина С.В., признавшего исковые требования в полном объеме, суд частично удовлетворяет исковые требования ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонного) по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико­-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На дату, указанную в справке серии МСЭ-2006 № 0001084047 об установлении Мацугину С.В. группы инвалидности – 12.01.2006 действовало утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965 (в ред. от 01.02.2005) "Положение о признании лица инвалидом" (далее – Положение).

В дальнейшем Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила), которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 Положения (здесь и далее в редакции на дату, указанную в справке серии МСЭ-2006 № 0001084047 об установлении Мацугину С.В. группы инвалидности – 12.01.2006) основаниями для признания гражданина инвалидом являются:

нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 14 Положения).

В соответствии с Положением переосвидетельствование инвалидов I группы проводится один раз в 2 года, инвалидов II и III групп - один раз в год, а детей-инвалидов - один раз в срок, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид" (п. 28). Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование. Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвалидам в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 29). Переосвидетельствование лиц, инвалидность которым установлена без срока переосвидетельствования, включая мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, проводится в случаях выявления в установленном порядке подложных документов, на основании которых установлена инвалидность (п. 30). Переосвидетельствование инвалида ранее установленных сроков проводится по направлению учреждения здравоохранения в связи с изменением состояния его здоровья (п. 32).

В разделе II Положения закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Как следует из пунктов 7-10 Положения гражданин направляется на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. Лицо без определенного места жительства принимается на медико-социальную экспертизу по направлению органа социальной защиты населения. Учреждение здравоохранения направляет в установленном порядке гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами. В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. Форма направления учреждения здравоохранения на медико-социальную экспертизу утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

При этом учреждения здравоохранения и органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 29.01.2014 № 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.

Согласно п. 31 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-­профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. №77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 №874 (далее - направление на медико-социальную экспертизу), либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-­профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения) (далее - справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу).

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.

Согласно п.27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза, либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.

Исходя из вышеуказанного следует, что для установления группы инвалидности была необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом социальной защиты населения).

Согласно Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-­социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико­-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.08.2005 (которые применялись до 05.04.2010) к основным видам нарушений функций организма человека относятся: нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций); нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.); нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности); нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений); нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета; нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности: степень - незначительные нарушения, степень - умеренные нарушения, степень - выраженные нарушения, степень - значительно выраженные нарушения.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности.

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени (способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств); способности к передвижению второй степени (способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств); способности к ориентации второй степени (способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств); способности к общению второй степени (способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств); способности контролировать свое поведение второй степени (постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц); способности к обучению третьей, второй степеней (неспособность к обучению, способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий; способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней (неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности, способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц).

В этой связи, признание гражданина инвалидом II группы свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы. А для установления группы инвалидности бессрочно необходимо к тому же выявление в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

Медико-социальная экспертиза гражданина производится в учреждении по месту жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется - учреждение здравоохранения) гражданина. В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья, медико-социальная экспертиза может проводиться на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно на основании представленных документов с его согласия либо с согласия его законного представителя (п. 4 Положения). Специалисты учреждения, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматривают представленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты 9п. 13 Положения), что означает непосредственное участие гражданина в самой процедуре проведения медико-социальной экспертизы.

Данные медико-социальной экспертизы лица и решение специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования лица, которые подписываются руководителем учреждения, специалистами, принимавшими решение, и заверяются печатью учреждения. Заключение консультанта, привлекаемого к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия экспертного решения, заносятся в акт освидетельствования или приобщаются к нему (п. 23 Положения).

Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством голосов. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу, или его законному представителю руководителем учреждения в присутствии всех специалистов, принимающих это решение. Специалисты, принимающие экспертное решение, дают по нему разъяснения гражданину или его законному представителю (п. 15 Положения).

Форма протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в учреждении МСЭ (далее - протокол) отражает факт признания гражданина инвалидом, т.е. это является решением учреждения МСЭ, и содержит подробную информацию, связанную с установлением ему инвалидности - об установленной группе инвалидности, причине и сроке ее установления, что подтверждается формами протоколов, утвержденными приказами Минтруда России от 17.10.2012 № 322н, от 13.04.2015 № 229н, от 29.12.2015 № 1171н, в которых имеется раздел «Решения, заключения медико-социальной экспертизы». Протокол подписывается в ходе проведения медико-социальной экспертизы всеми специалистами, проводившими медико-социальную экспертизу.

Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Формы справки и индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 25 Положения).

Изложенное выше означает, что на руки гражданину в подтверждение факта установления ему инвалидности выдается документ в виде справки МСЭ, которая содержит решение специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, отраженное ими в протоколе, на основании данных которого также оформляется акт медико-социальной экспертизы и выписка из него, что согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.11.2004 № КАС04-569, согласно которого справка ВТЭК не является медицинским документом, а является документом строгой отчетности, составленным на основании приведенных выше именно медицинских документов (первичные документы медицинского учреждения, направляющего лицо на медико-социальную экспертизу; протокол заседания и акт освидетельствования лица, заключение консультанта и др.). Цель выдачи справки инвалиду заключается в подтверждении факта установления инвалидности для реализации инвалидами своих прав и гарантий в области экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих им условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно копии справки серия МСЭ-2006 №0001084047, выданной Филиалом №1 ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» 12.01.2006 Мацугину С.В., *** года рождения, проживающему: ..., на основании акта освидетельствования в Федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы № от 12.01.2006 (дата выдачи выписки 12.01.2006) впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, степень ограничения способности к трудовой деятельности – вторая, инвалидность установлена – бессрочно. Справка подписана руководителем Федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы Грудневой.

15.02.2006 Мацугин С.В. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому району Ставропольского края (в настоящее время - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) с заявлением о назначении ему пенсии по инвалидности (л.д.8), при этом представлена выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2006 №0001084047 от 12.01.2006, согласно которой Мацугину С.В., *** года рождения, проживавшему по адресу: ..., 12.01.2006 впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию и 2 степень ограничения способности к трудовой деятельности, бессрочно (л.д.15).

На основании вышеуказанной выписки и документов о стаже и заработке протоколом Управления ПФР №46 от 14.03.2006 Мацугину С.В. с 12.01.2006 была назначена трудовая пенсия по инвалидности по категории «инвалид 2 группы 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности».

13.03.2006 Мацугин С.В. также обратился в Управление ПФР с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995, предъявив при этом копию справки об инвалидности второй группы бессрочно (л.д.9), согласно которой ему с 13.03.2006 была пожизненно назначена ежемесячная денежная выплата по категории «инвалид 2 группы 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности».

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 19 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» решением начальника Управления от 01.05.2014 Мацугину С.В. была назначена трудовая пенсия по старости с 27.05.2014, а выплата трудовой пенсии по инвалидности с указанной даты была прекращена, так как он достиг возраста 60 лет и имел не менее 5 лет страхового стажа (л.д. 16).

Между тем, из копии сообщения ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России №01-02/6427 от 26.12.2017, адресованного ГУ-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, следует, при внеплановой проверке, проведенной ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России, в процессе внесения данных в Информационный ресурс для архивной информации по инвалидам, выявлены следующие разночтения по персональным данным. В книге 2 протоколов заседаний бюро МСЭ-филиала №1 ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» за 2006 год выявлено следующее по персональным данным Мацугина С.В., дела освидетельствования которого в архиве ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю Минтруда России» нет: в протоколе заседаний бюро МСЭ - филиала №1 ФГУ «ГБ МСЭ» по Ставропольскому краю от 12.01.2006 №15 имеется следующая запись: Фамилия, имя, отчество, адрес - Мацугин -.-, ...; год рождения - 1954; Акт освидетельствования №313; перв. группа инвалидности до освидетельствования - 0; группа инвалидности после освидетельствования - 2; причина инвалидности - общее заб-е; срок инвалидности - 02.07 (л.д.17-18).

Однако, в имеющейся в Управлении ПФР выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, от 12.01.2006 серия МСЭ-2006 №0001084047 гражданину Мацугину С.В., *** года рождения, проживающему по адресу: ..., ---, была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно (л.д.15). Кроме того, в вышеуказанной выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серия МСЭ-2006 №0001084047 от 12.01.2006 в качестве основания не указан номер акта освидетельствования.

Согласно информации, изложенной в отзыве ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России №03-01/3597 от 27.09.2019, в архиве Учреждения отсутствует «Дело освидетельствования в бюро МСЭ» Мацугина С.В. за 2006 г. Также отсутствуют данные о регистрации заявления и направления на МСЭ формы 088/У-06 в «Журнале регистрации направлений на МСЭ» форм 088/У-06 и в «Алфавитной книге» бюро №1 - филиала Учреждения. Однако в Учреждении сохранилась книга протоколов заседаний бюро МСЭ - филиала №1 Учреждения от 12.01.06 № 15, согласно записи, которой, Мацугину С.В., -.- года рождения; перв., был освидетельствован 12.01.2006, протокол №15, акт освидетельствования № 313; группа инвалидности до освидетельствования - 0; группа инвалидности после освидетельствования - 2; причина инвалидности - общее заболевание; срок инвалидности - 02.07. 12.01.2006 ФИО6 - работала в должности руководителя бюро № 1 - филиала Учреждения, врача по МСЭ, терапевта. Согласно поданному заявлению от ***, с той же даты, была уволена по п. 3 части первой статьи 77 ТК РФ (инициатива работника (собственное желание)). 12.01.2006, согласно табелю учёта использования рабочего времени и расчёта заработной платы, за январь 2006 г. бюро МСЭ - филиала №1 Учреждения, а также протоколу заседаний бюро МСЭ - филиала №1 Учреждения от 12.01.2006 № 15, в комиссию входили: ФИО7 - врач-специалист по МСЭ (терапевт); ФИО8 - врач-специалист по МСЭ (хирург); ФИО9 - врач-специалист по МСЭ (невролог); ФИО10 - специалист по социальной работе; ФИО11 - психолог. Старшей медицинской сестрой, согласно протоколу, была ФИО12 (л.д.32-33).

Из копии табеля учета рабочего времени и расчета заработной платы за январь 2006 ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России следует, что 12.01.2006 ФИО13, ФИО8, ФИО9, ФИО14, ФИО12 – работали (л.д.48).

Согласно выписок из приказа ----л от *** (л.д.34) и ----л от *** (л.д.35) ФИО11 была принята психологом в ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России *** и уволена *** по собственному желанию.

Согласно выписки из приказа ----л от *** (л.д.36) и приказа ----л от *** (л.д.37) ФИО9 была принята врачом специалистом неврологом в филиал --- ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России *** и уволена *** по инициативе работника.

Согласно выписки из приказа ----л от *** (л.д.40) и приказа ----л от *** (л.д.41) ФИО15 была принята врачом специалистом хирургом в филиал --- ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России *** и уволена *** по инициативе работника.

Согласно выписки из приказа ----л от *** (л.д.42) ФИО16 принят врачом специалистом терапевтом в филиал --- ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России ***.

Согласно выписок из приказа ----л от *** (л.д.43), ----л от *** (л.д.44) и приказа ----л от *** (л.д.45) ФИО6 была принята руководителем, врачом терапевтом в филиал --- ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России ***, *** переведена руководителем, врачом терапевтом в филиал --- ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России и уволена *** по инициативе работника.

Согласно выписки из приказа ----л от *** (л.д.38) и выписки из приказа ----л от *** (л.д.39) ФИО13 была принята специалистом по реабилитации инвалидов, врачом терапевтом в филиал --- ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России *** и уволена *** по состоянию здоровья.

Согласно выписок из приказа ----л от *** (л.д.112) и приказа ----л от *** (л.д.47) ФИО12 была принята старшей медицинской сестрой в филиал --- ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России ***, и уволена *** по инициативе работника.

Согласно копии книги 2 протоколов заседаний бюро МСЭ ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Филиал №1 г. Ставрополь (начата 28.12.2005, закончена 25.01.2006, срок хранения 50 лет), имеются сведения о протоколе №15 заседанию бюро СМЭ от 12.01.2006, заседание начато в 8:00, окончено в 16:18, где под №14 указан Мацугин С.В., ..., *** года рождения, наименование направившего лечебн. учреждения - Грач. р-н, вперв., № акта медиц. освид. 313, группа инвалидности до освидетельствования – 0, группа инвалидности после освидетельствования – 2, причина инвалидности – общее заболевание, срок инвалидности – 02.07 (л.д.49-50).

Согласно информации ГУ-УПФР по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) Мацугину С.В. выплачена пенсия по инвалидности за период с 12.01.2006 по 26.05.2014 в сумме 666 484,12 руб. (л.д.10-11) и выплачена ежемесячная денежная выплата за период с 13.03.2006 по 31.01.2018 в сумме 255 879,80 руб. (л.д.12-14).

Согласно сообщения ГБУЗ СК «Петровская РБ» №2761 от 08.10.2019, дать информацию о направлении или отказе на МСЭ Мацугину С.В., *** г.р., до 2011 г. не представляется возможным, т.к. журналы до 2011 года в ГБУЗ СК «Петровская РБ» уничтожены согласно срокам хранения данного вида медицинской документации (приказ МЗ РФ от 21.05.2002 №154 – срок хранения журнала составляет 5 лет). В период с 2011 г. по 2019 г. Мацугин С.В. не направлялся на МСЭ и отказ на МСЭ тоже не оформлялся. В амбулаторной карте также отсутствуют записи о принятии врачебной комиссией ГБУЗ СК «Петровская РБ» решения о направлении его на МСЭ (л.д.58).

Согласно сообщения №01-02/07/3708 от 02.10.2019, в архиве ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России за период с 2004 по 2010 установлено, что Мацугин С.В., *** года рождения, не проходил медико-социальную экспертизу с целью установления группы инвалидности или разработки ИПРА в бюро №18 – филиала Учреждения (л.д.53).

В копии медицинской карты МУЗ «Петровская ЦРБ» с. Гофицкое амбулаторного больного №16/35084 Мацугина С.В. также отсутствуют сведения о наличия у него по состоянию на 12.01.2006 и ранее хронических заболеваний, послуживших основанием для установления ему в 2006 г. группы инвалидности (л.д. 62-84).

Иная медицинская документация относительно состояния здоровья Мацугина С.В., наличия у него хронических заболеваний, послуживших основанием для установления ему в 2006 г. группы инвалидности сторонами, в т.ч. Мацугиным С.В., который с исковыми требованиями согласен полностью, не представлена.

Согласно копии паспорта ответчика, Мацугин С.В., *** года рождения, с 04.04.2000 по 08.09.2018 он был зарегистрирован по адресу: ... (л.д.56).

Определением Петровского районного суда Ставропольского края от 09.10.2019 отказано в удовлетворении ходатайства представителя ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России Забровской О.А. об исключении из числа соответчиков и привлечении в качестве надлежащего ответчика ФИО6 (л.д. 59-61).

Порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и основания возникновения права на пенсионное обеспечение установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015. В период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года порядок назначения трудовых пенсий и основания возникновения права на пенсионное обеспечение регулировались Федеральным законом от 15.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации».

Согласно ст. 9 приведенного закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

В силу положений ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды и дети-инвалиды.

Прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию) (п.2 ст. 25 ФЗ N 400-ФЗ).

Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч. 1 ст. 28 ФЗ N 400-ФЗ).

Пунктом 2 ст. 28 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрена обязанность лица, виновного в причинении Пенсионному фонду Российской Федерации ущерба, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий.

Такой способ исправления подобных ошибок, допущенных при их назначении, как прекращение выплаты пенсии в связи с отсутствием права на неё, является единственно возможным и применяется независимо от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе длительности периода выплаты пенсии (срока, прошедшего с момента её назначения), даже при отсутствии виновных действий со стороны их получателя.

Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (Постановление от 15 сентября 2009 года по делу "Москаль (Moskal) против Польши").

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, призвана, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом, как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан.

Данный вывод находит подтверждение в практике Европейского Суда по правам человека, который, признавая за государством право на исправление ошибок, допущенных органами публичной власти при назначении социальных выплат, вместе с тем полагает, что, обнаружив ошибку, власти должны действовать своевременно, последовательно и сообразно обстоятельствам; если ошибка совершена самими органами публичной власти, без какой бы то ни было вины третьего лица (получателя выплат), должен быть использован подход, основанный на пропорциональности последствий, не допускающий возложения чрезмерного бремени на получателя выплат; оценивая же степень добросовестности этого лица, органы публичной власти должны учитывать, в частности, насколько очевидный для получателя выплат характер носила ошибка, был ли он способен обнаружить ее самостоятельно (постановление от 15 сентября 2009 года по делу "Москаль (Moskal) против Польши").

Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств и пояснений сторон следует, что Мацугиным С.В. для получения пенсии по инвалидности и ЕДВ в ГУ-УПФР по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) представлена справка бюро МСЭ серии МСЭ-2006 № 0001084047 от 12.01.2006 об установлении Мацугину С.В. 12.01.2006 впервые второй группы инвалидности (бессрочно), вследствие общего заболевания, содержащая недостоверную информацию, поскольку согласно копии книги 2 протоколов заседаний бюро МСЭ - филиала №1 ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» за 2006 г., в протоколе заседания от 12.01.2006 № 15 имеется запись об установлении Мацугину С.В. 2 группы инвалидности сроком до февраля 2007 г., и при отсутствии иной какой-либо медицинской документации и фактов прохождения лечения, направлений на МСЭ, что следует из сообщений ГБУЗ СК «Петровская РБ» №2761 от 08.10.2019 (л.д.58), при отсутствии дела освидетельствования, что следует из сообщения ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России №01-02/07/3708 от 02.10.2019 (л.д.53), а также при отсутствии каких-либо доказательств о фактическом наличии у Мацугина С.В. как на 12.01.2006, так и на момент рассмотрения дела в суде, совокупности обстоятельств, определенных законом для установления ему группы инвалидности, что, по мнению суда, свидетельствует о признаках недобросовестности в действиях Мацугина С.В. и согласно п.2 ст. 25 ФЗ N 400-ФЗ является основанием для прекращения ему выплаты ЕДВ, факт получения которой подтвержден в суде информацией ГУ-УПФР по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) о выплате Мацугину С.В. пенсии по инвалидности за период с 12.01.2006 по 26.05.2014 в сумме 666 484,12 руб. (л.д.10-11) и ежемесячной денежной выплаты за период с 13.03.2006 по 31.01.2018 в сумме 255 879,80 руб. (л.д.12-14), что Мацугиным С.В. фактически не оспаривается.

Для взыскания с лица, причинившего ГУ-УПФР по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) ущерб необходимо установление его вины в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для назначения пенсии.

Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой основании приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лицах (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 1102 ГК РФ, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли, неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Как следует из положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Как указывалось выше в связи с представлением Мацугиным С.В. в ГУ-УПФР по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) справки бюро МСЭ серии МСЭ-2006 № 0001084047 от 12.01.2006 об установлении Мацугину С.В. 12.01.2006 впервые второй группы инвалидности (бессрочно), вследствие общего заболевания, ему производилась выплата пенсии по инвалидности за период с 12.01.2006 по 26.05.2014 в сумме 666484,12 руб. (л.д.10-11) и выплата ежемесячной денежной выплаты за период с 13.03.2006 по 31.01.2018 в сумме 255879,80 руб. (л.д.12-14).

Как следует из материалов дела Мацугин С.В. направление на медико-социальной экспертизу не получал, медико-экспертные документы Мацугина С.В. в бюро МСЭ отсутствуют, как полностью отсутствуют и документы о прохождении им медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы, проведения в отношении него реабилитационных мероприятий. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, Мацугиным С.В. не представлено.

Разрешая заявленные ГУ-УПФР по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) исковые требования, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, суд исходит из того, что ответчиком Мацугиным С.В. не представлено доказательств прохождения им в установленном порядке в 2006 г. медико-социальной экспертизы в бюро МСЭ - филиале №1 ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю», а также медицинских документов, которые могли бы подтвердить наличие заболевания у Мацугина С.В., являющегося основанием для установления ему группы инвалидности без срока переосвидетельствования, что свидетельствует о незаконном получении Мацугиным С.В. справки МСЭ, без проведения освидетельствования.

Какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами в нарушение положений ст. ст. 56, 59, 60 ГПК РФ данные выводы не опровергаются, утверждение об обратном, противоречит материалам дела.

В связи с этим суд приходит к выводу о признании недействительными справку об установлении инвалидности серии МСЭ-2006 № 0001084047 от 12.01.2006 и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2006 № 0001084047 от 12.01.2006, выданные филиалом № 1 ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Мацугину С.В., *** года рождения, об установлении ему второй группы инвалидности бессрочно.

Принимая во внимание, что безосновательное получение ответчиком справки МСЭ об установлении инвалидности второй группы бессрочно, а также недобросовестность в его действиях установлены в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу о взыскании с Мацугина С.В. незаконно полученной пенсию по инвалидности за период с 12.01.2006 по 26.05.2014 в сумме 666484 руб. 12 коп., ежемесячную денежную выплату за период с 13.03.2006 по 31.01.2018 в сумме 255879 руб. 80 коп., в связи с чем исковые требования ГУ УПФР по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) в данной части подлежат полному удовлетворению как законные, обоснованные и нашедшие свое подтверждение в суде.

Суд принимает признание иска ответчиком Мацугиным С.В., считая, что оно не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, и принимает решение об удовлетворении иска в данной части.

В силу принципа диспозитивности только истец определяет, к кому предъявлять иск (ст. 131 ГПК РФ), и в каком объеме требовать от суда защиты (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.

В случае если суд придет к выводу о том, что выбранное истцом в качестве ответчика лицо не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, принудительной реализации которого тот добивается в суде, суд обязан отказать в удовлетворении иска, заявленного к такому ответчику.

С учетом приведенных норм процессуального права, в силу установленных судом обстоятельств, свидетельствующих о незаконном получении Мацугиным С.В. справки МСЭ и признаках недобросовестности в его действиях, а также отсутствия указания в иске ГУ УПФР по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) требований конкретно к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, и взыскании незаконно полученных сумм пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты - принудительной реализации которого истец добивается в суде, в указанной части иска ГУ УПФР по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) к ФКУ «ГБ МСЭ по СК» - следует отказать.

Государственная пошлина в размере в соответствии со ст. 333.19 НК РФ - 18 424 руб. пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, подлежит взысканию с ответчика Мацугина С.В. в бюджет Петровского городского округа в соответствии со ст. 103 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонного) к Мацугину -.- и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными с момента выдачи справки об инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, и взыскании незаконно полученных сумм пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты – удовлетворить частично.

Признать недействительными с момента выдачи справку об инвалидности серии МСЭ-2006 № 0001084047 от 12.01.2006 и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2006 № 0001084047 от 12.01.2006, выданные филиалом № 1 ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Мацугину С.В., *** года рождения, об установлении ему второй группы инвалидности бессрочно.

Взыскать с Мацугина -.- в пользу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонного) незаконно полученную пенсию по инвалидности за период с 12.01.2006 по 26.05.2014 в сумме 666484 руб. 12 коп., ежемесячную денежную выплату за период с 13.03.2006 по 31.01.2018 в сумме 255879 руб. 80 коп.

В удовлетворении исковых требований ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонного) к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации – отказать.

Взыскать с Мацугину -.- в бюджет Петровского городского округа государственную пошлину в размере 18424 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Петровский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. 15.10.2019.

Судья И.А. Черниговская

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».