Дело № 3а-101/2019
Номер дела: 3а-101/2019
Дата начала: 05.09.2019
Дата рассмотрения: 01.11.2019
Суд: Орловский областной суд
Судья: Угланова Марина Анатольевна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
Дело №3а-101/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2019 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.,
при секретаре Шамарине А.А.,
с участием прокурора Корнеева А.Э.
административного истца Ефремова Ю.Г., его представителя Сурина В.В., представителя Свердловского районного Совета народных депутатов Орловской области Текиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Ефремова Ю.Г. к Свердловскому районному Совету народных депутатов о признании недействующими пунктов 3, 4 решения Свердловского районного Совета народных депутатов от 27 сентября 2018 года № 18/136 «Об утверждении Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещающим на постоянной основе муниципальные должности Свердловского района Орловской области»,
установил:
решением Свердловского районного Совета народных депутатов Орловской области от 27 сентября 2018 года № 18/136 (далее – решение от 27 сентября 2018 года № 18/136) утверждено Положение о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещающим на постоянной основе муниципальные должности Свердловского района Орловской области (далее – Положение).
Пунктом 3 решения от 27 сентября 2018 года № 18/136 соответствующим структурным подразделениям администрации Свердловского района Орловской области предписано произвести перерасчет пенсий за выслугу лет со дня вступления настоящего решения в силу; заказным письмом уведомить граждан, которым назначена пенсия за выслугу лет, с указанием суммы, подлежащей выплате с учетом изменений, установленных настоящим решением, в течение 5 календарных дней со дня вступления решения в силу.
Пунктом 4 указанного решения установлено, что оно вступает в законную силу с момента его официального обнародования и распространяет свое действие на всех лиц, получающих пенсию за выслугу лет.
Решение Свердловского районного Совета народных депутатов от 27 сентября 2018 года № 18/136 после его принятия обнародовано 1 октября 2018 года путем размещения на стенде в читальном зале Муниципального казенного учреждения культуры «Свердловская центральная районная библиотека», а также на официальном сайте администрации Свердловского района Орловской области admzmievka.ru.
Ефремов Ю.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента их принятия пунктов 3 и 4 решения от 27 сентября 2018 года № 18/136, ссылаясь на то, что с <дата> он является получателем пенсии за выслугу лет, как лицо, замещавшее муниципальную должность <...>. Размер его пенсии за выслугу лет до 1 октября 2018 года составляет <...> рублей, а с 1 октября 2018 года – <...> рубля.
По мнению административного истца, пунктом 3 решения Свердловский районный Совет народных депутатов, обязав соответствующие структурные подразделения района произвести перерасчет пенсий за выслугу лет со дня вступления этого решения в силу, нарушил требования пункта 2.1 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», подпункта «в» пункта 14 Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 28 февраля 2011 года № 59, а также пункта 7.2 Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещающим на постоянной основе муниципальные должности Свердловского района Орловской области, предусматривающих, что перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера пенсии в сторону уменьшения.
Обстоятельство, повлекшее уменьшение пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Свердловского района возникло с момента обнародования и вступления в силу оспариваемого решения от 27 сентября 2018 года № 18/136, то есть 1 октября 2018 года, в связи с чем в соответствии с приведенными нормативными правовыми актами перерасчет размера пенсии муниципальным служащим Свердловского района должен был быть произведен не с 1 октября 2018 года, а с 1 ноября 2018 года.
Также полагает, что оспариваемое решение подлежит признанию недействующим ввиду несоблюдения порядка его опубликования и вступления в силу, предусмотренного частью 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пунктом 5 статьи 48 Устава Свердловского района Орловской области, предусматривающих обязательное опубликование муниципального правового акта в газете <...>.
В судебном заседании административный истец Ефремов Ю.Г. и его представитель адвокат Сурин В.В. заявленные требования поддержали по вышеуказанным основаниям.
Представитель административного ответчика Свердловского районного Совета народных депутатов Текина О.Н., не оспаривая того обстоятельства, что перерасчет размера пенсии в соответствии с новым порядком, установленным решением от 27 сентября 2018 года № 18/136, должен был производиться с 1 ноября 2018 года, ссылалась на то, что в данном случае имела место бухгалтерская ошибка, которая исправлена в процессе рассмотрения дела. При этом ссылалась на то, что оснований для признания пунктов 3 и 4 оспариваемого решения Свердловского районного Совета народных депутатов противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не имеется, поскольку при принятии оспариваемого нормативного правового акта представительный орган местного самоуправления действовал в пределах своей компетенции в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Представитель административного ответчика указывала, что в связи с недостаточностью средств, предусмотренных на оплату опубликования муниципальных правовых актов в районной газете, оспариваемый нормативный правовой акт 1 октября 2018 года в соответствии с требованиями статьи 48 Устава Свердловского района обнародован путем его размещения на стенде в читальном зале Свердловской центральной районной библиотеки, а также на официальном сайте администрации Свердловского района admzmievka.ru.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей ФИО 1, ФИО 2, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Корнеева А.Э, полагавшего оставить заявленные требования без удовлетворения, суд приходит к следующему.
27 сентября 2018 года Свердловским районным Советом народных депутатов Орловской области принято оспариваемое решение № 18/136 «Об утверждении Положения о прядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещающим на постоянной основе муниципальные должности Свердловского района Орловской области» (л.д. 36-50).
Проверив в соответствии с Уставом Свердловского района Орловской области полномочия органа на принятие нормативного правового акта, форму и вид, в которых орган вправе принимать акты, процедуру его принятия, правила введения в действие, в том числе порядок опубликования (обнародования), суд установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Свердловским районным Советом народных депутатов в пределах полномочий, установленных пунктом 7 части 2 статьи 23 Устава Свердловского района Орловской области (далее – Устав района), в форме решения, что соответствует статье 44 Устава района.
Как следует из протокола восемнадцатого заседания Свердловского районного Совета народных депутатов от 27 сентября 2018 года, в заседании приняло участием 16 из 16 избранных депутатов, спариваемое решение, поименованное в пункте 2 повестки дня, принято единогласно (л.д. 51-61). Решение принято правомочным составом, в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Устава района.
Решение Свердловского районного Совета народных депутатов Орловской области от 27 сентября 2018 года № 18/136 после его принятия и подписания Главой района ФИО 3, являющимся председателем районного Совета, обнародовано 1 октября 2018 года путем размещения на стенде в читальном зале Свердловской центральной районной библиотеки, а также на официальном сайте администрации Свердловского района admzmievka.ru.
Проверив довод административного истца о нарушении правил введения оспариваемого нормативного правового акта в действие, суд приходит к выводу, что указанный довод не нашел своего подтверждения в процессе рассмотрения административного дела, поскольку административным ответчиком соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих правила введения муниципальных правовых актов в действие.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Уставом Свердловского района Орловской области в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусматривалось, что решение, принятое районным Советом народных депутатов, в течение 10 дней направляется главе района для подписания и обнародования, а также размещения на официальном сайте района в сети Интернет admzmievka.ru.(пункт 3 статьи 44 Устава района).
Согласно статье 48 Устава района, муниципальные правовые акты района вступают в силу с момента их подписания, если иное не установлено в данном муниципальном правовом акте, за исключением нормативных правовых актов районного Совета народных депутатов о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 3); муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. В течение 7 дней с момента их подписания подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 4); официальное опубликование муниципальных правовых актов района осуществляется в районной газете «Сельская новь». Обнародование муниципального правового акта осуществляется путем размещения указанного акта на информационных стендах, досках объявлений в организациях и учреждениях, расположенных на территории района в течение 7 дней (часть 5); одновременно с опубликованием (обнародованием) текст муниципальных правовых актов размещается на официальном Интернет-сайте администрации района admzmievka.ru.
Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт был размещен в соответствии с приведенной нормой устава района.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов. Содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.
В исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Судом установлено, что решение Свердловского районного Совета народных депутатов от 27 сентября 2018 года № 18/136 не было опубликовано в районной газете в связи с ограниченными бюджетными возможностями.
Вместе с тем, суд признает установленным тот факт, что населению Свердловского района Орловской области и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает оспариваемый нормативный правовой акт, была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием и полным текстом Положениям с приложениями к нему, что подтверждено показаниями свидетелей ФИО 1, ФИО 2, являющимися сотрудниками Свердловской центральной районной библиотеки, а также материалами административного дела.
Кроме того, соблюдение порядка введения в действие решения Свердловского районного Совета народных депутатов от 27 сентября 2018 года № 18/136 уже было проверено в судебном порядке при рассмотрении Орловским областным судом административного искового заявления ФИО 4 к Свердловскому районному Совету народных депутатов о признании недействующими указанного решения и отдельных пунктов утвержденного им Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещающим на постоянной основе муниципальные должности Свердловского района Орловской области. В удовлетворении административного иска ФИО 4 отказано, решение суда вступило в законную силу (л.д. 187-203).
Таким образом, поскольку в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования, административный ответчик обеспечил населению и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает оспариваемый нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием, с учетом вышеприведенных разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о том, что указанный нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим ввиду его неопубликования в районной газете.
Вместе с тем, проверив доводы административного истца о противоречии пункта 3 оспариваемого решения Свердловского районного Совета народных депутатов от 27 сентября 2018 года № 18/136 положениям федерального и регионального законодательства и нарушении его прав, суд находит их обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Организация муниципальной службы в Орловской области и правовое положение муниципальных служащих области урегулированы Законом Орловской области от 9 января 2008 года № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области».
Частью 1 статьи 23 приведенного Закона Орловской области предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения в соответствии с Федеральным законом на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Орловской области от 4 июня 2012 года № 1350-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы Орловской области».
Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 3).
Согласно части 7 статьи 15 Закона Орловской области от 4 июня 2012 года № 1350-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы Орловской области» порядок назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии из областного бюджета, право на которую приобретено в соответствии с ранее действовавшим законодательством Орловской области) устанавливается положением, утверждаемым Правительством Орловской области.
Постановлением Правительства Орловской области от 28 февраля 2011 года № 59 утверждено Положение о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии из областного бюджета, право на которое приобретено в соответствии с ранее действовавшим законодательством Орловской области (далее – Положение № 59).
Подпунктом «в» пункта 14 Положения № 59 предусмотрено, что перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится, в том числе, в случае изменения порядка исчисления размера пенсии.
Перерасчет размера пенсии за выслугу лет в соответствии с подпунктом «в» пункта 14 Положения производится с первого числа месяца, следующего за месяцем изменении порядка исчисления пенсии за выслугу лет (пункт 16 Положения № 59).
Таким образом, законодательством Орловской области, имеющим большую юридическую силу, предусмотрен перерасчет размера пенсии за выслугу лет в случае изменения порядка его исчисления с первого числа месяца, следующего за месяцем изменения порядка исчисления пенсии за выслугу лет.
Вместе с тем, пункт 3 оспариваемого решения Совета народных депутатов от 27 сентября 2018 года № 18/136, которым предписано соответствующим структурным подразделениям администрации Свердловского района произвести перерасчет пенсий за выслугу лет со дня вступления решения в силу, противоречит в этой части вышеуказанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, предусматривающим перерасчет размера пенсии за выслугу лет с первого числа месяца, следующего за месяцем изменения порядка исчисления пенсии.
Аналогичный порядок перерасчета размера пенсии предусмотрен пунктом 7.2 Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещающим на постоянной основе муниципальные должности Свердловского района Орловской области, утвержденного решением Свердловского районного Совета народных депутатов от 27 сентября №18/136 (л.д. 38-50).
При таких обстоятельствах оспариваемое решение, которое применено к административному истцу с 1 октября 2018 года, непосредственно затрагивает его права и законные интересы, поэтому в этой части пункт 3 решения подлежит признанию недействующим.
Кроме того, суд исходит из того, что в указанной части пункт 3 решения Свердловского районного Совета народных депутатов в совокупности с пунктом 7.2 утвержденного данным решением Положения, допускает неоднозначное толкование.
Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащемуся в пункте 35 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 15 июля 1999 г. № 11-П, от 11 ноября 2003 г. № 16-П и от 21 января 2010 г. № 1-п, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и к злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит – к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Приведенное в оспариваемом пункте указание на необходимость произвести перерасчет размера пенсий за выслугу лет со дня вступления решения в силу, с учетом пункта 7.2 Положения, утвержденного указанным решением, предусматривающего иной срок для перерасчета пенсий носит неопределенный характер.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, а пункт 3 решения Свердловского районного Совета народных депутатов от 27 сентября 2018 года № 18/136 «Об утверждении Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащими доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещающим на постоянной основе муниципальные должности Свердловского района Орловской области» следует признать недействующим со дня его принятия в части слов ««со дня вступления настоящего решения в силу». В остальной части в удовлетворении административного иска Ефремова Ю.Г. следует отказать.
При обращении в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта Ефремов Ю.Г. уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей (л.д. 7).
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины.
В связи с удовлетворением административных исковых требований в части с административного ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в указанном размере в пользу Ефремова Ю.Г.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Ефремова Юрия Георгиевича удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня его принятия пункт 3 решения Свердловского районного Совета народных депутатов от 27 сентября 2018 года № 18/136 « Об утверждении Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащими доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещающим на постоянной основе муниципальные должности Свердловского района Орловской области» в части слов «со дня вступления настоящего решения в силу».
В остальной части административного иска отказать.
Возложить на Свердловский районный Совет народных депутатов Орловской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о его принятии в официальном печатном издании, в котором должны быть опубликованы нормативные правовые акты Свердловского районного Совета народных депутатов.
Взыскать со Свердловского районного Совета народных депутатов в пользу Ефремова Юрия Георгиевича расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 11 ноября 2019 г.
Председательствующий М.А. Угланова