Дело № 2а-180/2020
Номер дела: 2а-180/2020
Дата начала: 24.10.2019
Дата рассмотрения: 17.01.2020
Суд: Советский районный суд г. Орел
Судья: Лигус Ольга Валерьевна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
Дело № 2а-180/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2020 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Лигус О.В.,
при секретаре Гороховой А.В., помощнике Исайкиной Л.В.,
с участием представителя административного ответчика Департамента образования Орловской области Давыдовой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» об оспаривании действий (бездействий) Департамента образования Орловской области,
УСТАНОВИЛ:
благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением. В обоснование заявления указано, что ответчик в установленный срок не ответил на его обращение от ДД.ММ.ГГ, в связи с чем просил признать данное бездействие незаконным.
В ходе рассмотрения дела административный истец дополнил требования, просил признать незаконным ответ ответчика на его обращение по тем основаниям, что ответчик необоснованно уклоняется от подписания проекта Соглашения о межсекторном партнерстве в сфере повышения финансовой грамотности и развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации.
В судебное заседание представитель административного истца, извещенный надлежащим образом не явился. Просил рассмотреть в его отсутствие.
Представитель административного ответчика просила в иске отказать по основаниям изложенных в возражениях.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит частичному удовлетворению. К данному выводу суд пришел по следующим основаниям.
Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При рассмотрении подобных споров необходимо учитывать, что в силу ст. 226 КАС РФ и ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие действий (бездействия) закону и нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов, обратившегося с соответствующим заявлением.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Установленный указанным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (часть 4 статьи 1 Закона).
В соответствии со статьей 2 указанного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.
Статьей 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ в адрес Департамента образования Орловской области поступило обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» по вопросу исполнения Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации ДД.ММ.ГГ.
Ответ на указанное обращение Департамент образования Орловской области направил ДД.ММ.ГГ, то есть с нарушением установленного законом срока, в связи с чем в указанной части бездействие Департамента образования Орловской области подлежит признанию незаконным.
В остальной части суд полагает иск не подлежит удовлетворению поскольку как следует из представленных материалов, по обращению заявителя Департаментом образования Орловской области была проведена всесторонняя работа по изучению данного обращения. ДД.ММ.ГГ Департамент образования Орловской области дал подробный ответ заявителю, в котором указал на то, что представленный проект Соглашения о межсекторном партнерстве в сфере повышения финансовой грамотности и развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до ДД.ММ.ГГ года проходит юридическую экспертизу. Кроме того, заключению данного соглашения предшествует выяснение обстоятельств свидетельствующих о возможности участия в соглашении в частности наличие соответствующей лицензии, в связи с чем Департаментом запрошены соответствующие сведения о ее наличии, что не противоречит действующему законодательству.
Анализируя указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования закона в этой части административным ответчиком не нарушены, как не нарушены и права и законные интересы благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», которые подлежали бы восстановлению, каких либо негативных последствий для административного истца не последовало,.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает существенные для разрешения настоящего спора обстоятельства, такие как несоответствие оспариваемых действий (бездействий) положениям закона, а также нарушение данными действиями (бездействиями) прав и законных интересов административного истца, в связи с чем суд считает необходимым отказать в удовлетворении остальной части заявленных требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» об оспаривании действий (бездействий) Департамента образования Орловской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Департамента образования Орловской области по несвоевременному направлению ответа на обращение благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от ДД.ММ.ГГ.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда, которое будет изготовлено в течение пяти дней.
Судья О.В.Лигус
Мотивированный текст решения изготовлен 24.01.2020.