Дело № 2а-474/2020

Номер дела: 2а-474/2020

УИН: 15RS0002-01-2020-000657-39

Дата начала: 16.06.2020

Суд: Дигорский районный суд Республики Северная Осетия-Алания

Судья: Темираев Алан Викторович

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ МРИФНС РФ по г. Владикавказ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Коцоев Олег Батразович
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 17.06.2020
Передача материалов судье 17.06.2020
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 26.06.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 06.07.2020
Подготовка дела (собеседование) Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 06.07.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 06.07.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска 06.07.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 28.07.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 28.07.2020
 

Решение

Дело № 2а-474/20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2020 года г.Дигора

Дигорский районный суд Республики Северная Осетия – Алания в составе председательствующего судьи Темираева А.В.,

при секретаре судебного заседания Тогузаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Владикавказ к Коцоеву Олегу Батразовичу о взыскании задолженности по налогам и пени,

У С Т А Н О В И Л:

МРИ ФНС России по г. Владикавказ обратилась за судебной защитой с требованием взыскать с Коцоева О.Б., ... года рождения, ИНН ..., адрес: ..., РСО-Алания, ..., ... пользу МРИ ФНС России по г. Владикавказ задолженность по налогам размере – ... рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что Коцоев О.Б., далее «налогоплательщик» состоит на учете в МРИ ФНС России по г. Владикавказ (далее Инспекция) в соответствии со ст.387 НК РФ, Решением Собрания представителей г.Владикавказа от 11.11.2005 года «О земельном налоге», со ст.400 НК РФ, Закона Российской Федерации от 09.12.1991 г. №2003 - «О налогах на имущество физических лиц», со статьей 357 НК РФ, Закон РСО-Алания от 20.10.2011 №30-Р3 «О транспортном налоге в РСО -Алания». В связи с несвоевременным погашением недоимки за налогоплательщиком числится задолженность по налогам размере – ... рублей.

Согласно сведениям, полученным Инспекцией в порядке ст. 85 НК РФ от органов, осуществляющих регистрацию имущества, указанного в налоговом уведомлении, ответчик является собственником этого имущества, подлежащего налогообложению.

В соответствии с требованиями действующего налогового законодательства Инспекцией ответчику было направлено налоговое уведомление, которое не было исполнено в установленный срок.

Пунктами 1, 2 ст.57 НК РФ определено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и сроки, установленные НК РФ.

В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п.п.3, 4 ст.75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяются за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Пени оплачиваются в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка России за каждый календарный день просрочки платежа.

Неисполнение обязанностей по уплате налога в установленный срок явилось основанием для направления в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику требования об уплате налогов. По настоящее время задолженность не оплачена.

Согласно п. 1, 2 ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Административное исковое заявление содержит ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании причитающихся налогов, пени. В обоснование ходатайства указано, что пропуск срока обусловлен обязательностью проведения работы по списанию и перерасчёту задолженности имущественных налогов, а также большим объёмом заявлений, взыскатель не успел подготовить в срок, указанный в законе, настоящее заявление. На основании изложенного, просил восстановить пропущенный по уважительной причине срок на подачу административного искового заявления.

В судебное заседание представитель административного истца МРИ ФНС России по г. Владикавказ – и.о. начальника Хаджианиди М.Г. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебное заседание административный ответчик Коцоев О.Б. не явился, извещенный надлежащим образом не просил суд об отложении рассмотрения данного дела.

Суд, исследовав материалы административного дела, считает требование МРИ ФНС России по г. Владикавказ не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в материалах дела отсутствуют налоговые уведомления и налоговые требования, а также доказательства их направления административному ответчику. В административном иске также отсутствуют реквизиты данных документов, которые должны были быть направлены административному ответчику, расчет задолженности административного ответчика, административным истцом также не был.

Согласно ч.2 ст.70 КАС РФ письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому административному делу имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Согласно ч.7. ст.84 КАС РФ суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд подлинник документа, а представленные лицами, участвующими в деле, копии этого документа не тождественны между собой и невозможно установить содержание подлинника документа с помощью других доказательств.

Согласно ч.3.ст.59 КАС РФ доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Имеющиеся в материалах дела не заверенные распечатка учетных данных, распечатка сведений об имуществе налогоплательщика, копия извещения-квитанции, копия реестра почтовых отправлений от ..., копия приказа от ..., судом не могут быть расценены как надлежащие, допустимые письменные доказательства по делу, поскольку тождественность названных документов подлиннику не заверена ни нотариусом, ни руководителем организации, издавшей данные документы, ни иным должностным лицом, наделенным полномочием на удостоверение верности копий документов.

В материалах дела также имеется заверенная и.о. начальника МРИ ФНС России по г. Владикавказ копия доверенности, выданной и.о. начальника МРИ ФНС России по г. Владикавказ Хаджианиди М.Г. на имя Кайтуковой М.С. в которой не указана дата ее совершения.

Согласно абз.2 п.1 ст.186 ГК РФ доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

В силу ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Поскольку административным истцом представлены суду только копии указанных выше документов, доказательств, что налоговые уведомления и налоговые требования составлялись и направлялись административному ответчику не представлено, а также не представлен расчет задолженности административного ответчика, из изложенного следует, что административным истцом не представлено суду доказательств, объективно свидетельствующих о возникновении задолженности по налогам у административного ответчика, оснований для удовлетворения административного искового заявления МРИ ФНС России по г. Владикавказ к Коцоеву О.Б. о взыскании задолженности по налогам и пени у суда не имеется.

В силу п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч.1 ст.95 КАС РФ Лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Анализ взаимосвязанных положений ст.48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Данная позиция подтверждена разъяснением, изложенным в п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ", согласно которому при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 года N 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.

Указанная в административном исковом заявлении причина, по которой как указано административным истцом был пропущен срок обращения в суд, а именно обязательность проведения работы по списанию и перерасчёту задолженности имущественных налогов, большой объем работы, не может быть признана уважительной.

При изложенных обстоятельствах законных оснований для восстановления МРИ ФНС России по г. Владикавказ срока на предъявления административного иска в суд не имеется.

Принимая во внимание, что доказательств того, что доказательств того, что требования об уплате задолженности по налогу и пени направлялись административному ответчику не представлены, а административный истец признает факт пропуска срока на обращения в суд с настоящим административным иском, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175–180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Владикавказ к Коцоеву Олегу Батразовичу, ... года рождения, ИНН ..., адрес: ..., РСО-Алания, ..., ..., ... взыскании задолженности по налогам и пени в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по ..., на общую сумму – ..., оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РСО-Алания в течение одного месяца со дня провозглашения.

...

...

...

Судья А.В. Темираев

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».